Ивар Муст: Йоала мог всех напоить за свои деньги и думал переехать в Москву

Яак Йоала родился в музыкальной семье, рано освоил игру на флейте и фортепиано. У юноши оказался красивый звонкий тенор, и песни в его исполнении вскоре стали очень популярны, он много гастролировал, записывался. Певец покинул сцену в 1988 году, занимался продвижением молодых. Ушел из жизни 25.09.2014 в результате остановки сердца в возрасте 64 лет.

Эстрадный певец с эстонскими корнями Яак Йоала полюбился советской публике за искреннее исполнение песни «Лаванда» в дуэте с Софией Ротару. Тенор интеллигентного молодого певца и великолепно подобранный репертуар, составленный из песен композиторов Раймонда Паулса и Давида Тухманова, запал в сердце многим слушателям. В 2014 году артист скончался в своем доме. Причиной смерти Яака Йоала стало больное сердце.

Болезнь сердца и смерть

Сам Муслим Магомаев уважительно отзывался об эстонском артисте, как об обладателе яркой внешности и запоминающейся манере поведения на сцене, пению «на нерве» и особенной технике певческого дыхания. За исполнение песен преимущественно на русском языке получил на родине пренебрежительное прозвище – Кремлевский соловей. Несмотря на головокружительный успех музыкальной карьеры в СССР и звание заслуженного артиста в эстонской ССР, Йоала в 38 лет принял решение оставить эстраду.

Последние годы, артист вел затворнический образ жизни и ни с кем толком не общался – ни с журналистами, ни даже с сыном. Супруга звезды советской эстрады связывала причины обрыва связей с тяжелой болезнью – певец не хотел показываться на глаза всем, кто помнил его в зените славы.

Яак Йоала умер 25 сентября 2014 года в результате остановки сердца. Согласно сведениям, переданным эстонскими СМИ, музыкант и ранее страдал от болезни: свой первый инфаркт он перенес еще в 2005. Случившееся сильно повлияло на личность певца: он стал задумываться о смысле жизни и именно тогда принял решение поселиться за чертой города на участке с 6 гектарами леса, принадлежащем отцу жены певца Майры.

В 2006 случилось событие, окончательно подорвавшее его здоровье: Йоала перенес инфаркт с одновременным инсультом, после чего мужчину частично парализовало, и он потерял способность играть на музыкальных инструментах. В мае 2011 года музыкант был повторно госпитализирован с инфарктом. Медики констатировали, что сердце не справляется со своей задачей: оно работало лишь на 25%. Три года, предшествующие трагической гибели, стали настоящим испытанием для семьи музыканта.

Третий инфаркт, случившийся 25 сентября 2014 года, стал для Йоала последним. Один из самых известных советских эстрадных исполнителей был похоронен на Лесном кладбище в Таллине.

Певец был похоронен 1 октября – в этот день в Эстонии празднуется День музыки.

Известно, что церемонию прощания посетил коллега Яака – другой популярный композитор и певец Тынис Мяги, коллега Йоала по проекту «Три тенора». Великий артист ушел на 64 году жизни.

Биография артиста

Яак Йоала родился в Эстонии в городе Вильянди 26 июня 1950 года в очень музыкальной семье. Мать мальчика закончила консерваторию в Таллине и работала сначала преподавателем в музыкальной школе, а после – в филармонии: читала лекции по музыковедению. Отец был хормейстером. Поэтому с самых ранних лет ребенок начал познавать музыкальную грамоту: он стал учиться игре на фортепиано и флейте. Именно мать привила будущему певцу хороший музыкальный слух: вместе они слушали оперу и симфонические концерты.

Юность

image_2-22.jpg

Свой первый музыкальный ансамбль Kristallid Йоала создал, учась в Таллинском музыкальном училище.

Яак был таким заядлым любителем гонок, что во время поступления в училище, один из преподавателей спросил, уверен ли он в том, что не хочет стать гонщиком.

Юноша был поклонником групп The Beatles и The Rolling Stones, поэтому хотел играть именно рок-н-ролл. Олав Эхала, один из участников команды, вспоминал, что Йоала мог воспроизвести любую услышанную мелодию – просто насвистывал мотив. После ухода из группы бас-гитариста, Яак, игравший до этого на флейте, без труда освоил бас-гитару, а затем начал петь. Стали появляться первые записи голоса будущей звезды, а также он принял участие в передаче на телевидении под названием «Гороскоп». Профессионализм певца рос, а вместе с ним расширялась аудитория – от подростков к старшему поколению.

Армия

Несмотря на то, что популярность группы и самого Йоала росла, в училище у музыканта появились проблемы: из-за увлеченности рок-музыкой, которая в то время не одобрялась идеологией в стране, а также прогулов лекций, певца отчислили. Сразу же после этого, Йоала был призван в армию. Известность сыграла для новобранца хорошую службу – его отпускали в увольнительные для записи песен и концертов и даже снимали передачу, посвященную его армейским будням.

Первые награды

После окончания службы у певца начинается один из самых успешных периодов в жизни: одну за другой он завоёвывает различные музыкальные награды. В его послужном списке премии за многочисленные фестивали, участие в конкурсе «Типпермелодия, «Таллин-Тарту» а также получение звания лауреата на фестивале «Вильнюсские башни».

Участие в различных музыкальных ансамблях позволяло артисту находиться в постоянном поиске своего творческого стиля и всюду звучать по-разному: он гастролировал в составе групп «Радар» и «Liner». Анне Веске, вспоминая время совместных выступлений с Йоалой, рассказала, что женщины плакали, когда музыкант садился за рояль.

image_3-22.jpg

Удачное выступление на фестивале в Сопоте открыло двери для молодого исполнителя в Европу и Россию. Выступление было таким впечатляющим, что британский продюсерский центр предложил певцу контракт. Однако сам певец предпочел попытать счастья в СССР, где им заинтересовались именитые композиторы. Зацепин, Тухманов и Паулс даже специально для Яака писали песни. По личным признаниям, особенно значимой программой для музыканта были песни цикла «Фотографии любимых» Давида Тухманова.

Популярность в СССР

Талант исполнителя не остался незамеченным киноделами: его приглашают на главные роли в музыкальные картины «Дуэт-дуэль» и «Двойники». Но самую большую популярность в советском пространстве Йоале приносит запись саундтрека к фильму о любви вне времени «31 июня». Несмотря на то, что фильм был хорошо встречен слушателями, и высокую художественную ценность картины, после премьеры фильм запретили почти на семь лет. К сожалению, содержание и открытые костюмы танцоров вызвали недовольство у руководства киностудией. Автор песен, композитор Александр Зацепин, был вынужден даже покинуть страну из-за неприятностей, вызванных в том числе выходом этой картины.

Несмотря на то, что Яак Йоала прославлял родную Эстонию, у него постоянно были проблемы с руководящими органами страны. Однажды Йоале Министерством культуры Эстонии было запрещено выезжать на гастроли целый год, хотя большую часть заработка музыканта принадлежала филармонии, в которой он работал, а следовательно – государству.

Певец постоянно появлялся в телевизионных передачах: «Песне года», «Утренней почте» и «Голубом огоньке», что сделало его одним из самых узнаваемых артистов в стране. Он много гастролировал и участвовал во множестве концертов. Впоследствии жена музыканта, Майра, скажет, что жизнь Яака была такой насыщенной, как целых пять жизней обычного человека.

В Эстонии Йоала принял участие и в театральных постановках: мюзиклах «Вестсайдская история» Л.Бернстайна и «Дачниках» Ю. Винтера.

Во второй половине 80-х Йоала постепенно стал сворачивать концертную деятельность. По своим личным признаниям, певец чувствовал сильную усталость от сцены и бессмысленность занятий музыкой. «Если бы я остался, мне бы пришлось петь такие же бессмысленные, дурацкие песни», – признавался музыкант в интервью для передачи «Хвост кометы» в 2002 году. – «Я просто больше не мог». Несмотря на оглушительную популярность в течение многих лет хита, исполненного дуэтом с Софией Ротару – тогда восходящей украинской певицей – самому Йоале эта песня не была по душе. Он всегда оставался любителем рока. В 1988 году музыкант принял окончательное решение оставить сцену. К тому же, по его глубокому убеждению, «эстрада – для молодых».

Единственным исключением стал проект «Три тенора», в котором три самых выдающихся эстонских артиста Яак Йоала, Тынис Мяги и Иво Линна перепели главные хиты 60-х. Они совершили небольшой тур по родной стране, где собирали огромные стадионы. Однако успешная реализация проекта не стала причиной возвращения Йоалы к профессии. Многие осуждали за это певца – ведь редкий талант был очевиден. Для отца Яака такое решение и вовсе стало ударом: он считал, что с таким голосом бросить пение – это преступление.

Жизнь после сцены

После завершения карьеры на эстраде Йоала некоторое время работал в том самом Музыкальном училище, откуда его выгнали за длинные волосы и любовь к бунтарской музыке. Но продлилось это недолго. После распада СССР настали трудные времена: будущим выпускникам попросту негде было работать. Тогда Йоала оборудовал домашнюю студию и занялся продвижением молодых артистов, написанием песен и аранжировок.

Например, мало кто знает, но Йоала напрямую причастен к победе Эстонии на Евровидении в 2001 году. За три месяца до конкурса, Танель Падар, еще неизвестный никому рок-музыкант, принес свои демо-записи Йоале. Он смог разглядеть потенциал в молодом исполнителе и дал авторитетные рекомендации: в итоге крупный продюсерский центр оказал помощь Падару.

Личная жизнь

Яак Йоала был женат дважды: впервые он женился совсем юным на молодой актрисе по имени Дорис. В браке родился единственный сын Яака – Янар. Из-за того, что артиста все время не было дома, пара вскоре рассталась. У Янара есть дочь Кармен, которую знаменитый дед видел всего два раза.

Со своей женой Майрой музыкант познакомился в 1982 году в аэропорту в Алма-Ате. Хотя девушка тоже была эстонкой, их встреча состоялась только в Казахстане. Обстоятельства знакомства были необычными: событие произошло во время обострения отношений артиста с филармонией, в которой он работал. Яак выпил и отказывался лететь на концерт. Приметив Майре, спокойно гулявшую неподалеку, артист заявил, что только она сможет убедить его сесть в самолет. Так началась любовь, длившаяся целых 32 года. По словам Йоала, его жена – главный подарок Бога. Когда певец ушел со сцены, женщина ни разу не упрекнула супруга, в семье царило полное взаимопонимание.

Артист редко давал интервью и не любил обсуждать свою биографию. Многие нюансы жизни легендарного певца известны лишь по воспоминаниям друзей и учеников Йоалы. Яак был очень азартным человеком: любил быструю езду на машине и гоночные виды спорта. Всегда держал в доме собак.

В одном из своих интервью, на вопрос «Что для вас счастье?», Йоала ответил: «Я счастливый человек. Я должен благодарить Бога за все, что я делал».

Видео: Интервью в передаче «Хвост кометы» 2002 год.

Биография

Яак Йоала в юности

Мальчик посещал два класса: фортепиано и флейты. В юношеские годы, вдохновленный музыкой «The Beatles», Яак создаёт свой рок-н-ролльный ансамбль, для чего ему понадобилось освоить игру на бас-гитаре и ударных. Поэтому, поступая в музыкальное училище, молодой человек был вполне сформировавшимся музыкантом со своим вкусом. Любовь к западной культуре выражалась у него еще и в увлечении картингом: Яак был поклонником гонок на спортивных машинах.

Яак Йоала в молодости

Первые успехи

После службы в вооружённых силах молодой певец возвращается в гражданскую жизнь с твердым намерением продолжать заниматься любимым для себя рок-н-роллом и создаёт группу «Lainer». Успешные выступления на концертах он сочетает с сольными выездами на конкурсы  «Типпмелоодия», «Таллин-Тарту», «Вильнюсские башни».

Яак Йоала в молодости

Успешный юноша принимает участие в работе ещё нескольких музыкальных коллективов: «Kristallid», «Virmalised», где он не только поёт, но и играет на многих музыкальных инструментах. А наибольший успех ему сопутствовал в совместных выступлениях с группой «Radar», которая стала известна не только в Эстонии, но и за её пределами.

Переломным годом для солиста Яака Йоалы стал 1975 год, когда ему удалось получить награду на польском конкурсе молодых исполнителей в городе Сапот. Молодой исполнитель так удачно выступил в Европе, что ему даже предложили сотрудничество с британским продюсерским центром. Но артист отказался от предложения, по причине наличия железного занавеса в стране.

Тем, не менее его персоной заинтересовались знаменитые советские композиторы того времени Давид Тухманов, Раймонд Паулс и Александр Зацепин. Йоала стал появляться на ЦТ с новыми песнями, которые пришлись по вкусу советским слушателям. Но сам певец особенно любил песенный цикл Тухманова «Фотографии любимых». По словам Яака , это были лучшие песни, которые ему доводилось петь. Среди других хитов этого времени можно выделить композиции «Я рисую», «Подберу музыку», «Любовь нас выбирает».

Всесоюзный успех

В творческой биографии артиста большую роль сыграл кинематограф. Молодого, высокого, стройного артиста (рост — 170 см, вес — 72 кг) приглашают на главные роли в киноленты «Дуэт-дуэль», «Двойники». В них он не только выступает в качестве киноактера, но и записывает большое количество песен.

Поет Яак Йоала

Именно через кино к Яаку Йоале пришло всесоюзное признание: в 1979 году перспективного эстонца пригласили для записи музыкальных композиций фильма «31 июня». После выхода киноленты в прокат, Яак Йоала в числе других героев фильма проснулся знаменитым. Премия фестиваля «Песня года-80» закрепила этот головокружительный успех. А ещё через год Эстония признала Яака Йоалу заслуженным артистом республики.

Переломный момент

С распадом СССР Яак Йоала резко пропадает с центральных каналов. Только любимая всеми «Лаванда», которую он спел вместе с Софией Ротару в середине 80-х на «Голубом огоньке», остаётся в эфире телевидения. Но сам музыкант поселяется на постоянное место жительство в Эстонии.

Он посвящает себя преподавательской деятельности в родном училище, продюсирует молодых исполнителей, занимается защитой авторских прав певцов под эгидой общественной организации «Грамекс».

Последний свой выход на сцену в качестве солиста Яак Йоала осуществил в 1996 году в составе эстонского трио теноров вместе со своими друзьями музыкантами Тынисом Мяги и Иво Линна. 

Певцы представили программу под названием «Пусть остаётся всё, что хорошо». После ряда концертов музыкант заявил о завершении своей сольной карьеры и навсегда покинул сцену. Его вполне устроил полузатворнический стиль жизни в частном доме на хуторе.

Личная жизнь

Яак Йоала с ранней молодости связал себя узами брака. Его первой избранницей была девушка Дорис, которая подрабатывала в молодости актерством. На съёмках фильма «Дуэт-дуэль» у молодых людей завязался роман, и вскоре они поженились. В 1974 году у любящих супругов появился на свет сын Янар. 

Яак Йоала с женой Дорис и сыном

Через некоторое время личная жизнь артиста повернула в другую сторону. Во время подготовки к концерту с эстонским хором Тыну Кальюсте, популярный на тот момент Яак познакомился с солисткой этого ансамбля Майре и очаровал её.

Яак Йоала с женой Майре

Смертельная болезнь

В 2005 году впервые певец испытал серьезные проблемы со здоровьем. У него неожиданно отказало сердце. Врачи предположили, что это произошло по причине его увлечением алкоголем, так как эта дурная привычка сохранилась у артиста с самой молодости. Через год последовали ещё удары: кровоизлияние в мозг и инфаркт миокарда. Здоровье резко пошатнулось.

Похороны Яака Йоалы

Дискография

  • «Поет Яак Йоала» — (1971)
  • «Песни Д. Тухманова на стихи В. Харитонова» — (1979)
  • «Фотографии любимых» — (1980)
  • «Ансамбль «Радар»» — (1980)
  • «Песни Р. Паулса на слова А. Ковалева» — (1981)
  • «Яак Йоала» — (1982)
  • «Сама любовь» — (1985)

Биография Яака Йоалы

Йоала Яак – это один из самых известных советских певцов поколения восьмидесятых. В тот период он был настоящей звездой. Его концерты собирали тысячи зрителей, а пластинки распродавались миллионными тиражами. Когда-то имя этого талантливого эстонского исполнителя было известно во всех уголках СССР, однако спустя много лет он, словно бы потерялся в прошлом. Но как же все-таки складывалась судьба этого неординарного певца? Чем занимался известный музыкант после ухода со сцены? И как протекает его жизнь сегодня? Узнать это, а также проследить за течением карьеры нашего сегодняшнего героя мы попытаемся прямо сейчас.

Детство и семья Яака Йоалы

Яак Арнович Йоала появился на свет 26 июня 1950 года в небольшом эстонском городке Вильянди. Его родители были музыкантами, а потому с самого детства музыка была неотъемлемой частью жизни молодого парня. Уже с пятилетнего возраста он обучался игре на флейте и фортепиано. Многие уроки проводились под чутким руководством его матери. Талантливая женщина работала музыковедом в Государственной филармонии советской Эстонии.

Первые песни Яака Йоалы

Пластинки Яака Йоалы были популярны во времена Советского Союза

Однако классическая музыка увлекала молодого парня значительно меньше, чем популярный в те годы рок-н-ролл. Все дело в том, что уже в те годы пластинки западных исполнителей зачастую имелись в Эстонии в свободной продаже. Поэтому Битлз, Rolling Stones всегда оставались для молодого парня предметом для подражания. В подростковом возрасте Яак Йоала поступил в Таллиннское музыкальное училище, однако учебу здесь так и не закончил. Причиной тому стала давняя любовь к музыке в стиле рок-н-ролл. Зачастую пренебрегая учебными занятиями, наш сегодняшний герой выступал с различными эстонскими ансамблями в качестве солиста и бас-гитариста. В этот же период были сделаны его первые записи для таллиннского радио. Однако подобный успех обрадовал далеко не всех. «Капиталистическая» музыка, а вернее отказ оставить рок-н-ролл стали причиной для отчисления Яака из Таллиннского музыкального училища. Сразу после этого наш сегодняшний герой был призван в армию. Во время срочной службы Йоала выступал в составе армейского ансамбля, но играл здесь все-таки более «идеологически правильную» музыку. Вместе с музыкальным коллективом своей военной роты он часто гастролировал по Эстонии и другим странам Прибалтики, выступая в различных военных частях с небольшими концертами. После демобилизации Яак Йоала вновь вернулся к выступлениям в составе своих прежних «рок-н-ролльных» групп. В семидесятые годы, исполняемая им музыка стала несколько мягче, а потому уже очень скоро талантливый эстонский парень сумел не только выступить, но и победить на конкурсе комсомольской песни. Всего год спустя в его карьере случился еще один важный успех – победа на республиканском фестивале молодых артистов эстрады. В данном контексте стоит обратить внимание наших читателей на тот любопытный факт, что в семидесятые годы артист активно выступал в качестве солиста с группами «Radar» и «Lainer». Однако, несмотря на это обстоятельство, наибольших успехов Яак Йоала добивался все-таки в качестве сольного исполнителя. Так в его личной коллекции появились многие престижные награды, среди которых наиболее значимым был приз Сопотского музыкального фестиваля. Победа на международном конкурсе в Польше открыла эстонскому парню двери в мир советской эстрады. На него обратили внимание известные композиторы, а потому уже очень скоро в его репертуаре стали появляться настоящие хиты.

Звездный путь певца Яака Йоалы

Во второй половине семидесятых годов наш сегодняшний герой исполнял преимущественно песни Давида Тухманова, Раймонда Паулса, Александра Зацепина. Именно их композиции принесли эстонцу первый успех. В 1979-м году на экраны вышел фильм «31 июня», большая часть композиций для которого была записана Яаком Йоалой. Впоследствии данные песни несколько раз прозвучали в эфире центрального телевидения СССР. В этот момент к певцу из Эстонии пришла всесоюзная слава. В восьмидесятые годы артист начал часто гастролировать, а также участвовать в различных телепередачах. По многочисленным заявкам зрителей его выступления часто включали в программу праздничных концертов. Весьма примечательно, что в этот момент его фирменная «рок-н-ролльная» манера исполнения стала восприниматься зрителями и признанными мэтрами советской эстрады исключительно позитивно. Его стиль пения называли свежим, живым и оригинальным. Наверное, именно этот факт и является главным доказательством успеха эстонского исполнителя. В первой половине восьмидесятых годов наш сегодняшний герой часто становился лауреатом телефестиваля «Песня года». Кроме того, в определенный момент он стал часто сниматься в музыкальных картинах эстонского производства («Звёзды олимпийской регаты» «Двойники» и др.). В конце восьмидесятых годов Яак Йоала стал реже появляться на телеэкранах. Некоторое время он еще давал концерты в странах Прибалтики, однако впоследствии после распада СССР перестал гастролировать.

Последние годы жизни Яака Йоалы

После окончания эстрадной деятельности наш сегодняшний герой некоторое время преподавал основы вокала и гитарной игры в Таллиннском музучилище (из которого когда-то был отчислен). В начале двухтысячных годов Яак Йоала стал также заниматься продюсированием и продвижением молодых эстонских исполнителей, для которых нередко также сочинял песни.

Яак Йоала работал продюсером

Помимо этого с 2000-го года талантливый музыкант занимается защитой авторских прав в рамках Эстонского союза исполнителей. Долгое время артист являлся его руководителем, однако впоследствии отошел на вторые роли. Яак Йоала являлся одним из членов правления данной организации.

Личная жизнь Яака Йоалы

В жизни известного эстонского музыканта было множество романов, но только два брака. Первой супругой артиста стала девушка по имени Дорис. С ней артист познакомился на съемках фильма «Дуэт-дуэль». В данном браке на свет появился их совместный сын Янар. Второй супругой Яака стала молодая певица по имени Майре. Роман с ней завязался после того как артист некоторое время сотрудничал с эстонским хором Тыну Кальюсте, солисткой которого она была.

Смерть Яака Йоалы

Артист перенес два сердечных приступа, последний произошел в мае 2011 года. Он был госпитализирован в кардиологическое отделение. Но после проведенного лечения он был выписан. Через три года после госпитализации, 25 сентября 2014 года сердце артиста остановилось. Летом ему исполнилось 64 года.

Ансамбль Йоалы назывался «Lainer». Муст, сегодня сам известный музыкант (в 2001 году песня его авторства «Everybody» победила на конкурсе «Евровидение»), с уважением отзывается о своём руководителе и старшем товарище. Автору портала Tribuna.ee Александру АЙСБЕРГУ он поведал о перипетиях гастрольной жизни и последних непростых годах жизни Йоалы.

Must1-min.jpg
Ивар Муст с семьёй. Фото из личного архива Ивара Муста

    

 Во времена Советского Союза Яак Йоала был кумиром миллионов людей и сегодня вполне мог бы быть с нами. Но так уж распорядилась судьба…

— Да. Я всё чаще думаю о том, как всё-таки быстротечно время. Почти шесть лет пролетели со дня его смерти. Когда с друзьями собираемся, то вспоминаем молодость и, конечно, Йоалу. Мне повезло, что я играл с ним. За несколько лет я объездил Советский Союз вдоль и поперёк и многому научился.

— Когда и как ты оказался в ансамбле Яака Йоалы?

— В 1985 году. День точно не помню, но был март. Я тогда играл в ресторане «Кевад» (был такой в таллиннском Доме торговли «Каубамая») и звался Игорем Цыгановым. Однажды меня пришли послушать музыканты, выступавшие с Йоалой (они потом ещё раз приходили). В итоге я получил приглашение в его ансамбль, который назывался «Lainer». Первая репетиция в памяти не осталась, но хорошо помню первые гастроли.

Лететь должны были в Баку. Там жара 30 градусов, а у нас в Таллинне снег, пурга, и рейс отложили. А мы уже находились в аэропорту. И тут подходит Яак Йоала и предлагает переждать в «Гриль-баре», самом знаменитом тогда баре в Таллинне. После «кефира» и «молока», выпитого там, возникло ощущение, что мы сто лет знакомы. В самолёте Йоала посадил меня рядом с собой, и началась наша, можно сказать, дружба.

— Вы на русском между собой говорили или на эстонском?

— На эстонском.

— А по-русски он как говорил?Пел-то без всякого акцента.

— Прекрасно говорил, свободно, чисто. Обладал хорошим запасом слов. Но чувствовалось, что человек из Прибалтики.

Бакинский дебют

 — Вернёмся к твоим первым гастролям с Яаком Йоалой.

— Зал в Баку меня напугал — пять тысяч зрителей и весь отделан золотом. Когда мы вышли на сцену (в ансамбле я был одним из двух клавишников), мне отключили звук. Звукорежиссёр сделал это намеренно, так как видел, что у меня тряслись руки. Взамен дали бубен. А ведь за плечами у меня было и музыкальное училище, и шесть лет выступлений по злачным местам. Я считался «звездой» в таллиннских ресторанах.

В то время в «Кеваде» играл лучший оркестр, и всегда была куча народу. Но оказалось, что одно дело — когда тебя слушают как бы между прочим и заказывают песни «для Тани» или «для Васи». А другое — когда видишь перед собой огромный зал и знаешь, что люди пришли на твой концерт специально.

Самое главное, чему меня научил Йоала и за что я ему бесконечно благодарен, — это не бояться. Он научил смотреть сквозь публику. То есть найти кого-то в зале, красивую девушку, например, которая с упоением тебя слушает, и петь-играть для нее. Потому что если ты будешь смотреть на всех, то увидишь лица, на которых проявляются разные эмоции. И начнёшь под всех подстраиваться, что очень мешает исполнению.

Через год я не только играл, но уже пел вместе с Яаком Йоалой — солировал в четырёх песнях, тем самым давая ему во время концерта отдохнуть. Первый раз это случилось во Дворце спорта в Барнауле. Был сборный концерт, в котором принимали участие Яак Йоала, Лайма Вайкуле, Пресняков-младший и я, тогда ещё Игорь Цыганов. Я стоял за клавишами, играл и одновременно пел. В зале — 25 тысяч зрителей.

И второе, чему меня научил Йоала, — дисциплине. Например, вечером после концерта, мы празднуем где-нибудь в буфете. С нами, как водится, масса незнакомых людей, говорим по-русски. Заканчиваем в 7 утра и идём спать, а первый концерт — уже в 12. Помятые, не успевшие отдохнуть, мы выходим из номера. Йоала же — как огурчик. И после концерта, если у кого-то из нас на сцене случались ошибки, он снимал часть гонорара.

То есть мы могли вместе пить, хлопать друг друга по плечу, но в работе — никакого панибратства! Йоала мог строго спросить: «Ты что, не выспался? Или пьян?» И я никогда не оправдывался, что, дескать, мы же вчера вместе допоздна сидели.

— Йоала на концертах только пел или играл тоже?

— В некоторых песнях играл на бас-гитаре или органе.

�_а�_ценеан�_амбль.jpg
На сцене — ансамбль «Lainer». За органом — Яак Йоала. Фото из личного архива Ивара Муста

— Наверно, вы и с известными композиторами тесно сотрудничали?

— Конечно. К примеру, у нас была серия концертов (все они проходили с аншлагом), на которых присутствовал Резников. Приходили Севастьянов, Матецкий («Лаванду» помните?). Много кого было. Часто появлялись и совсем молодые ребята, приносившие кассеты со своими песнями. Руки у них дрожали. Яак просил меня взять и послушать. Может, пару песен мы таким образом сделали.

— Сколько же лет ты играл с Яаком Йоалой?

— Я закончил у него в 1989 году, после чего в какой-то момент оказался у Анне Вески, с которой работал до 1991 года. К Яаку не мог вернуться даже если бы очень захотел: к тому времени он уже перестал выступать. Но время, проведённое с ним, я бы считал как год за два. Так, как в советское время считали стаж для тех, кто работал на Дальнем Севере.

Мы бывали на Сахалине, на Камчатке. Апрель проводили в Ялте и Сочи. Были Магадан, Свердловск, Мурманск, Ташкент, Баку. Само собой, Ленинград и Москва. По сути, гастроли были нашим образом жизни.

Тур строился примерно так. Из Таллинна — самолётом в Москву (помню там одно место в аэропорту, где продавалась сметана, в которой ложка стояла, и в гранёных стаканах икра). Пересаживались и летели до места назначения, к примеру, в Свердловск. Первый день — свободный. Дальше две недели работали на одной и той же площадке. Каждый день по четыре концерта, в субботу-воскресенье — пять. За две недели их выходило 60.

Мо�_ква.Втора�_половина80-хгодов..jpg
В Москве, вторая половина 1980-х годов. Фото из личного архива Ивара Муста

Следующий перелёт, допустим, в Ташкент. При этом имей в виду: в Свердловске минус 30 (на нас зимняя одежда), а в Ташкенте плюс 38. Там тоже две недели выступаем в одном зале. После чего возвращаемся домой, в Таллинн, где, если повезёт, проводим несколько дней. И снова гастроли.

— Йоалу такая жизнь привлекала?

— Под конец уже нет. Знаешь, какая у него была слава? Он же никуда выйти не мог, его сразу узнавали, за ним толпы бегали. Это у нас, в Эстонии, к нему на улице спокойно относились. Пару раз наблюдал реакцию людей на трамвайной остановке: «Ну да, Яак Йоала, ну и что?» А в России весь трамвай к нему бежал, все хотели до него дотронуться. Проходу не было ни на улице, ни в гостинице.

«Яак, я тебя уважаю!»

 Как Яак Йоала относился к русским, России?  

— Я знаю, был момент, когда он думал о переезде в Москву. И не из-за русских или эстонцев, а просто потому, что настоящая его карьера делалась там, в России. Когда тебе звонят и говорят, что через два часа хорошо бы быть в Останкино, то если ты в Москве, ты успеешь. А если в Таллинне? Он пытался договориться — через четыре часа буду! — и бежал на самолет. Конечно, трудно.

Кстати, если бы Йоала летел куда-нибудь из Москвы, то он всегда бы успевал. Знаешь, почему? В московском аэропорту Шереметьево был такой Дмитрий (кажется, так его звали, сейчас он уже умер). Особист. Мы ему звонили, он кого-то снимал с рейса и сажал нас. Так что из Москвы мы могли улететь в любое время.

Иногда летали, если самолет большой, в комнатке для командира. Когда самолет взлетал, входил командир экипажа с бутылкой коньяка, интересовался, где будет концерт. Мы говорим — в Сыктывкаре. А нам от места, куда летит самолет, до Сыктывкара еще километров 600 автобусом добираться. Ехать всю ночь.

И тут командир заявляет: «Яак, я тебя уважаю! Сядем в Сыктывкаре! Первый-первый, я — седьмой. Просим посадку!». И — бах, садимся в Сыктывкаре. Об этом случае, кстати, в газетах писали.

Вообще, Яша был очень коммуникабельный человек и никогда не мелочился. Едем, скажем, в поезде. В какой-то момент он достаёт из сумки пачку денег и, не считая, просит проводницу купить всем на остановке коньяка и шашлык. И поезд, который должен стоять лишь пару минут, стоит до тех пор, пока нам не находили коньяк и еду, а потом несётся в два раза быстрее, чтобы не отстать от графика.

О деньгах

 Денег прилично зарабатывали?

— Мы, музыканты его ансамбля, тысячу в месяц получали. Не сравнить с зарплатой дипломированного инженера. Но не надо забывать, что мы целый месяц находились вне дома. Были города, где обед обходился в 50 копеек, а в Сибири, например, когда обедали в ресторане, платили 10 рублей. То есть деньги мы во многом проедали и пропивали. Но чтобы всё-таки держать какой-то баланс, мы приторговывали.

Например, в Эстонии покупался двухкассетный магнитофон за 500 рублей, а где-нибудь в России он продавался за 1000. Там приобреталась зубная паста «Pepsodent», огромный ящик. Здесь это стоило в полтора раза дороже. Или же в Таллинне покупали майки с какой-нибудь иностранной надписью по 50 рублей (их делали в таллиннском районе Копли). В России их продавали по 250.

Помню, однажды мы вернулись со множеством пар обуви и женских колготок «в сеточку». Спустя какое-то время после реализации стали замечать их в Таллинне на прохожих: «О, наши ботинки пошли. А вот наши колготки».

По�_леконцерта.jpg
После концерта. Вторая половина 1980-х годов. Фото из личного архива Ивара Муста

Но Яак обо всём этом не знал. Он намного больше нас зарабатывал. Помню случай, когда у него в Горхолле в ходе репетиции из кармана семь тысяч рублей украли (по тем временам это две машины). Но он не особенно-то и расстроился: всё равно, сказал, завтра концерт — заработаю.

Дома как в клетке

Вернувшись в начале 1990-х в Эстонию, Йоала уже практически не выступал и не давал интервью. Как думаешь, с чем это было связано?

— Ну, интервью он всё-таки изредка давал. Например, в 2001 году для Центрального телевидения. Потом, помню, пел что-то на Рождество (я делал аранжировку). А в 1997 году давал совместные концерты с Тынисом Мяги и Иво Линна. Пожалуй, это были его последние выступления, проходившие уже под фонограмму. Прежде на всех концертах мы играли и пели «вживую».

Я считаю, что к нему очень некрасиво отнеслись те, от кого в Эстонии зависела музыкальная жизнь. По сути, Яак был брошен на произвол судьбы, отстранён от сцены, его называли «кремлёвским соловьем». А посмотрите, что сейчас выясняется? Он спел полтысячи песен, в свет выходят его пластинки, три-четыре коллектива ездят по Эстонии и поют песни Яака Йоалы. Правильно говорят: нет пророка в своем отечестве.

Думаю, что Яак поступил, как в поговорке: «умерла, так умерла». И о чём в таком случае ему с репортёрами говорить? Всё было сказано раньше. Ну, а если всё-таки спрашивали, почему не выступает, то он начинал дурачиться, отвечая, что музыку ненавидит с детства, а танцы — это мелкая проституция. Хотя у себя дома он построил студию, делал аранжировки и что-то записывал.

А ещё в двухтысячных у Йоалы был свой бар в Старом городе, на Ратаскаеву. И я помню период, длившийся лет 6—7, когда наш день начинался почти всегда одинаково. Моя студия тогда находилась в районе завода имени Пегельмана на Пярну маантеэ (не так далеко), и Яак, когда просыпался и оказывался в своём баре, звонил мне и говорил: «Давай, иди сюда». И я приходил. То же самое повторялось вечером. Мы общались почти до тошноты, все наши разговоры ходили уже по кругу.

Но предложения выступать Йоале поступали. Как-то при мне звонили, предлагали миллион долларов за концерты в Киеве. Он не согласился:  «Мне и так хорошо». Думаю, одной из возможных причин отказов была та, что он чувствовал, что его голос уже не звучит так, как прежде. Ведь он был перфекционистом, делал всё по максимуму.

«Столько лет прошло, а помним я и ты»

— Как прошли его последние годы? Йоала болел?

— Он уже не выпивал, курил только много, по три пачки «красного Мальборо» в день. И кофе эспрессо 10 чашек. Однажды со знакомым заехали к нему домой отметить его день рождения. И той же ночью у него случился первый инфаркт. Потом были ещё. Случился инсульт, после которого его перекосило. Правой рукой Яак поднимал свою левую руку, чтобы положить её на стол. В последнее время он не отвечал на звонки, и мы почти не общались.

 Знаешь ли ты что-то о сыне Яака Йоалы?

— Он умер чуть меньше года назад. В каком-то экзотическом месте — то ли Новой Зеландии, то ли Австралии. Внучка Кармен пыталась петь. Не знаю, что с ней сейчас. Но закончить я всё же хочу другим. Расскажу о случае, который красноречиво говорит о невероятной популярности Яака Йоалы в России.

Однажды, уже в 2005 году, нас пригласил на день рождения своей дочери в Москву один очень богатый человек. Йоалу и меня с нашими жёнами. Номера нам забронировали в гостинице «Метрополь», рядом с Красной площадью. Яак говорит: «Я не пойду регистрироваться, сделай всё сам». И отошёл в сторонку.

Популярность Йоалы — это вторая половина 70-х и 80-х годов, и с тех пор много воды утекло. Естественно, и на фотографии в документе он выглядел иначе. Сначала я подал свой паспорт, потом протянул его. В ответ — вопль на всю гостиницу: «Девочки-и! Девочки-и! Здесь Яак Йоала-а!» К нему бросились все, кто находился в фойе. Просили автограф. Хоть на чём, хоть на нашем паспорте распишитесь!

Ладно, как-то он это пережил, но стал повторять, что никуда в город гулять не пойдёт. На следующий день решили пообедать в ресторане неподалеку. Он снова уперся — не пойду, вызови такси. А там сто метров пройти! Хорошо — вызвал, садимся. Таксист-грузин поворачивается, спрашивает: «Слюшай, ты Яак Йоала, да?» Яак рванулся ко мне: «Я же тебе говорил! Я говорил!» Вот какая у него была популярность даже после завершения карьеры.

— Недавно встретилось высказывание другой знаменитости, увы, тоже преждевременно ушедшей в мир иной, Муслима Магомаева о Яаке Йоале. Очень лестное для эстонского артиста.

— Сейчас личности такого масштаба в эстонской музыке нет. Йоала говорил: «Сначала дай тысячу концертов, а потом заявляй, что ты музыкант и певец». У нас же есть коллективы, которые за много лет вполовину меньше сделали, но «звездят». Йоала сто делал в месяц, тысячу в год — и при этом отличался скромностью.

Используемые источники:

  • https://aeternamemoria.ru/muzykant/yaak-yoala/
  • https://24smi.org/celebrity/3933-iaak-ioala.html
  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-yaak-yoala.html
  • https://tribuna.ee/tribuna/culture/ivar-must-jaak-joala/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116