Содержание
Биография
Марк Захаров – советский и российский режиссер театра и кино, актер, сценарист и литератор. С его именем связана целая театральная эпоха, его спектакли становились притчей во языцех, а киноленты разбирали на цитаты. Но начало карьеры вовсе не обещало столь яркого продолжения.
Детство и юность
Марк Анатольевич Захаров родился в Москве в 1933 году. Национальность режиссера – русский. Во время революции отец Марка учился в Воронежском кадетском корпусе. Мужчина поддержал красноармейцев, вступив в ряды армии, и прошел долгий путь от Воронежа до Варшавы. После гражданской войны работал в военно-физкультурной сфере. Мать будущего режиссера мечтала о карьере актрисы. Женщина училась актерскому ремеслу у Юрия Завадского.
В 1934 году отца семейства арестовывают, вменяя 58 статью. За контрреволюционную деятельность приговаривают к 3 годам в неволе и ссылке. Мать оставила мечты о театральном будущем, уехав за супругом. Потом отцу запрещали въезд в Москву. Мать, оставшись без мужа, много работала. Марк часто общался с бабушкой по линии матери – Софьей Николаевной. Женщина в то время работала заведующей детским домом.
В 1943 году, после смерти бабушки, семья вернулась в Москву. Они с трудом получили 2 комнаты в коммунальной квартире. Как писал сам Марк Захаров: «Началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная».
Отец устроился на службу в охранных частях Московского гарнизона. Но по все той же 58 статье мужчину высылают из Москвы вновь. Мать работала преподавателем в драмкружках для детей. К занятиям женщина приобщила и сына.
Марка Захарова в то время увлек Кукольный театр Образцова. А будучи подростком, посещал драмкружок под предводительством мамы и вместе с Андреем Тарковским занимался в театральном коллективе Дома пионеров.
После школы Марк Захаров не имел четкой цели. В Архитектурный институт юноша не прошел по конкурсу, в Военно-инженерную академию не приняли из-за «подпорченной» отцом биографии. Тогда вмешалась мать. Ей приснился вещий сон, который раскрыл перед ней призвание сына. До этого женщина была против того, чтобы Марк связывал свою судьбу с театром.
Счастливый абитуриент пришел на предварительное прослушивание во МХАТ. Марк громко и с энтузиазмом читал «Вересковый мед» Бернса в переводе Маршака. И провалился. Тогда мать предложила Марку посетить экзамен с «Песней о купце Калашникове». Женщина помогла сыну разучить программу, после чего тот подал документы в ГИТИС и благополучно туда поступил.
Театр
Творческая биография Захарова начиналась в театре. Уже на втором курсе Марк стал выходить на сцену с эпизодическими ролями. После окончания учебы попал в Пермский областной драматический театр.
3 года, проведенные в Перми, оказались продуктивными в творческом плане. Марк Анатольевич много пишет, рисует, и карикатурные иллюстрации даже попадают в местную печать, попутно работает на радио, с удовольствием берется за организацию капустников. В Перми вместе с Чекмаревым был поставлен первый для Захарова спектакль. Марк почувствовал, что у него имеются волевые качества для работы с актерами. У Захарова были идеи, которые охотно слушали.
В 1959 году Марк Анатольевич вновь приезжает в Москву вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиновой, и устраивается в театр им. Н. В. Гоголя. В это время его не покидает желание взяться за перо. Захаров получает бесценный литературный навык.
Умение Марка Анатольевича передать человеческую суть в юмористическом рассказе помогло ему в создании театральных постановок «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964 году Захаров осознал, что достигнут некий рубеж. Актером он быть уже не может и не хочет. Вся его энергия и желание направлены на достижение режиссерского успеха.
Дебютом на сцене в Студенческом театре МГУ стал спектакль «Дракон». Позже Марк Анатольевич вернется к этому материалу по Евгению Шварцу, работая над фильмом «Убить дракона». Студенческий театр МГУ стал отправной точкой в его режиссерской карьере. Захаров ставит там немало спектаклей: «Хочу быть честным» Владимира Войновича, «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта и другие.
В 1965 году он работает на профессиональной сцене Московского Театра сатиры. Поставленный Захаровым спектакль «Доходное место» по Александру Островскому прошел 40 раз с огромным успехом. Потом постановку запретили. Также произошло и со следующей комедией «Банкет». Тем не менее, спектакли Захарова всегда были популярными.
В 1973 году Марк Анатольевич возглавил московский театр «Ленком». Через год заметным событием в репертуаре театра стала постановка по пьесе Григория Горина «Тиль», в которой были задействованы Инна Чурикова, Николай Караченцов, Елена Шанина. Еще спустя год была выпущена инсценировка произведения Бориса Васильева «В списках не значился». В 1976 году режиссер и артисты театра представили на суд зрителям новый шедевр – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
В 1981 году «Ленком» постановкой «Юнона и Авось» буквально «взорвал» театральную Москву. На показы нельзя было достать билеты, а публика со слезами на глазах каждый раз подпевала заключительному хору «Аллилуйя Любви».
В 1983 году театр едет с гастролями в Париж, где выступает в культурном центре Пьера Кардена. Знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось» принимают прекрасно. Со спектаклем также знакомится публика в США, Германии, Голландии.
Режиссер не раз заявлял, что не приветствует телевизионные версии спектаклей, поскольку современная техника может многое, но не передает ту особую атмосферу и энергетику, которые идут от артистов на сцене. А это иногда и составляет всю «соль» театра. Но все-таки телеверсия легендарной постановки появилась дважды – в 1983 и 2002 годах.
Позднее число работ Марка Захарова пополнилось спектаклями «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Бомарше, «Чайка» Антона Чехова, «Женитьба» Николая Гоголя, «Пер Гюнт» Генри Ибсена. Последними постановками Захарова являются «Вальпургиева ночь» и «День опричника», которые появились в репертуаре театра в 2015 и 2016 годах.
В ноябре 2016 года режиссер Константин Богомолов сообщил на своей странице в соцсети Facebook, что художественный совет «Ленкома» снял с репертуара его спектакль «Князь», поставленный по мотивам романа Федора Достоевского «Идиот». Этот спектакль вызвал скандал в театральном сообществе.
Марк Захаров прокомментировал постановку, заявив, что она снята с репертуара из-за недостаточной посещаемости. Захаров отметил, что просмотрел, какие спектакли можно убрать из афиши. В результате режиссер решил, что надо убрать именно те, которые не собирают стопроцентных аншлагов. Также худрук добавил, что «Князя» убрали из репертуара временно, а сама постановка будет «законсервирована».
Последние годы профессор режиссуры Марк Анатольевич преподавал в ГИТИСе. Педагогическую карьеру Захаров начал еще в 1983 году.
Маэстро до последних дней оставался художественным руководителем родного театрального коллектива.
13 октября 2018 года поклонники театра, телезрители и коллеги Марка Захарова подошли к торжественной дате – 85-летнему юбилею мастера. Телеканалы представили праздничные программы.
Фильмы
В 1976 году он пробует себя в кинематографе. Результатом становится фильм, который зрители знают и любят до сих пор – «12 стульев» с Андреем Мироновым.
Вскоре выходит кинолента «Обыкновенное чудо». Трогательная притча о любви в исполнении Александра Абдулова, Евгении Симоновой, Олега Янковского и Евгения Леонова звучит актуально и свежо. Каждый фильм Марка Захарова бьет в точку и становится классикой.
Спустя год состоялась премьера трагикомедии «Тот самый Мюнхгаузен» по сценарию Григория Горина и на музыку Алексея Рыбникова. На главные роли были выбраны Олег Янковский, Елена Коренева, Инна Чурикова, Игорь Кваша.
Следующим шедевром в фильмографии кинорежиссера стала картина «Формула любви» о графе Калиостро, мошенничество которого было разоблачено во время гастролей в Санкт-Петербурге, из-за чего авантюристу пришлось скрываться в смоленских землях. Фильм, главные роли в котором исполнили Нодар Мгалоблишвили, Елена Валюшкина, Семен Фарада, Татьяна Пельтцер и другие, снискал любовь зрителей на долгие годы.
Последним вышедшим на экраны кинофильмом Марка Захарова стала антиутопия «Убить дракона», которая появилась в 1988 году.
Личная жизнь
Личная жизнь Марка Анатольевича сложилась счастливо. 58 лет его музой, верной спутницей и женой была Нина Тихоновна Лапшинова. В молодости она была актрисой, девушка училась вместе с Марком на параллельном курсе. Их знакомство произошло во время совместного выпуска стенгазеты. Интересно, что Нина назвала будущего супруга «Захаров-Презахаров» и этой фразой случайно сразила Марка прямо в сердце.
Сокурсник не стал тянуть с предложением руки и сердца, а Лапшинова легко дала согласие. Первое время Нина была успешнее Марка в профессиональном плане, но благодаря жене Захаров сумел разглядеть в себе талант режиссера. На семейных фото супруги всегда выглядели счастливо.
Спустя 6 лет после свадьбы в семье произошло пополнение – родилась дочь Александра Захарова, ради воспитания которой мать оставила театр. Позднее Саша пошла по стопам мамы. Она успешно реализовала себя под началом отца в его спектаклях и фильмах, оставаясь при этом яркой индивидуальностью. За время службы в театре Александра получила прозвище Принцесса “Ленкома”.
В 2014-м, на 83-м году жизни, Нина Тихоновна умерла от онкологии. В это время Марк Захаров находился на лечении в Германии из-за повреждения ноги. Отец и дочь тяжело перенесли утрату.
Смерть
В конце августа 2019 года Марк Анатольевич был госпитализирован в связи с воспалением легких. Поклонники следили за состоянием его здоровья и были рады каждой вести об улучшении здоровья режиссера.
28 сентября Марк Захаров скончался на 86-том году жизни. Причина смерти культового деятеля российской культуры — повторная пневмония, с которой ослабленный организм уже не справился. Коллеги Марка Анатольевича выразили соболезнования его семье.
Фильмография
- 1972 — «Стоянка поезда — две минуты»
- 1976 — «12 стульев»
- 1978 — «Обыкновенное чудо»
- 1979 — «Тот самый Мюнхгаузен»
- 1982 — «Дом, который построил Свифт»
- 1984 — «Формула любви»
- 1988 — «Убить дракона»
Марка Захарова по праву считают символ эпохи, создавшим на театральной сцене огромное количество ярких спектаклей и мюзиклов. За славой профессионала и одного из лучших театральных режиссеров стоит немалый труд и долгие годы творческой биографии, которые помогли Захарову добиться признания и успеха у публики. Выступая более сорока лет руководителем театра «Ленком», он также поработал и в кинематографе, где его фильмы были отмечены заслуженными наградами.
Сейчас Марк Анатольевич по-прежнему репетирует и даже не думает об отдыхе, хотя понимает, что на смену плодотворного творчества иногда приходит спад деятельности. Он не торопит события и, пока есть силы, занимается любимым делом.
Воспитание и увлечения будущего режиссера
Будущий режиссер появился на свет в 1933 году в Москве. Его отец, Анатолий Захаров, состоял на военной службе, где вел физкультурные уроки. Мама, Галина Бардина, мечтала о карьере актрисы и проходила обучение в театральной студии. Но вскоре в семье случилось несчастье: отца репрессировали и выслали из столицы. Его мама бросила учебу и отправилась в след за мужем, оставив ребенка на попечении няни и бабушки. Но вскоре она вернулась домой, а отец иногда приезжал на выходные к родным. Когда началась война, он служил в частях, охранявших Москву. После окончания войны мужчина недолго прожил с семьей, так как вскоре его снова попросили покинуть столицу. Домой он вернулся лишь через несколько лет. Мама Захарова так и не стала актрисой, зато выступала руководителем драмкружков для детей.
Родители старались уделять время для подрастающего Марка, с которым ходили в театры, музеи и на выставки. Его детство проходило как у большинства ребят в то время: он гулял с ребятами во дворе, играл в футбол и гонял голубей. В 10-летнем возрасте мальчик ходил в драмкружок, а затем записался в театральную студию при Доме пионеров. Он уже тогда решил, что будет поступать в театральный вуз, но мама отговаривала его, советуя получить профессию инженера. После окончания школы юноша за компанию со своим знакомым отправился поступать в военно-инженерную академию, но из-за судимости отца документы у него не приняли. Захаров не стал выбирать другие профессии, а сразу же подался в ГИТИС, куда успешно поступил.
Работа в театре и участие в фильмах
В 1955 году студенческие годы закончились, и началась взрослая жизнь: начинающего актера отправили по распределению в Пермский областной драмтеатр, где он сразу же заявил о себе местной публике. Молодой человек играл комедийные роли, сочинял стихи для детей, работал в местных печатных изданиях, а также был активным участником капустников.
Вскоре Марка пригласили возглавить театральную студию в университете, где он занялся постановкой студенческих спектаклей. Именно тогда и начал раскрываться его режиссерский талант. В 1959 году Захаров вернулся в столицу и некоторое время работал в разных коллективах. В 1965 году ему предоставился случай продемонстрировать свои способности в театре Сатиры, в котором вышли такие его постановки как:
- «Доходное место»;
- «Банкет»;
- «Проснись и пой!»;
- «Темп-1929»;
- «Мамаша Кураж и ее дети» и другие.
В 1973 году режиссер стал во главе «Ленкома», где ему пришлось немало потрудиться, чтобы вывести театр из развального состояния. Одной из его первых успешных постановок в этом творческом коллективе стала режиссура пьесы «Тиль». А уже позднее увидели свет такие спектакли, как:
- «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»;
- «Парень из нашего города»;
- «Юнона и Авось»;
- «Королевские игры»;
- «Вальпургиева ночь» и другие.
За годы своей карьеры Марк Анатольевич поработал и в кинематографе. На его счету семь кинопроектов, которые до сих пор остались в памяти многих зрителей («Пир во время чумы», «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви» и другие).
Любимые люди режиссера – жена и дочь
Огромное место в жизни режиссера всегда занимала его жена, актриса Нина Тихоновна Лапшинова. Благодаря судьбоносному знакомству с ней, изменилась не только его личная судьба, но и творческая карьера. Их встреча, а затем общение состоялось в годы учебы в театральном вузе. Будущая жена режиссера не сразу выбрала актерский путь и сначала обучалась на факультете обработки металлов. Обучаясь в институте, она играла в студенческом драмкружке, а вскоре поняла, что хочет стать актрисой. Их близкое знакомство произошло после того, как однажды девушка попросила Марка нарисовать карикатуру в стенгазету. Чтобы юноша не отказал в ее просьбе, она очень нежно произнесла его фамилию. Будущий режиссер был сражен ее поведением и с этого дня обратил на нее пристальное внимание.
После окончания вуза он уехал по распределению в Пермь, куда позднее отправилась и его возлюбленная. Именно она раскритиковала тогда его актерские способности и предложила заняться режиссерской работой. Вскоре влюбленные вернулись в Москву, где поселились вместе с родителями Нины. Первое время карьера жены была более успешной, чем у Марка Анатольевича, ее приглашали в театры и давали заметные роли.
Когда карьера Захарова пошла вверх, и он стал известен в театральных кругах, супруга уже смотрела на него другими глазами, увидев рядом с собой талантливого и неординарного мужчину. На протяжении всей своей деятельности режиссер прислушивался к советам Нины Тихоновны, которые были очень мудрыми и дальновидными. Будучи руководителем Ленкома, режиссер отказался работать с женой в одном коллективе, чтобы не пострадала работа. Со временем жена отошла от творчества и посвятила себя домашним работам.
В 1962 году в семье родился долгожданный ребенок – дочь Александра. Жена долгое время пыталась стать мамой, но из-за некоторых проблем со здоровьем, это не происходило. Дочка росла болезненной, поэтому Нине Тихоновне приходилось уделять ей много времени и сил. После появления на свет Сашеньки изменились в лучшую сторону и отношения между супругами, которые стали нежнее и трогательней. Неудивительно, что уже с детских лет дочь начала постигать азы и премудрости актерского дела.
Дочь получила образование в театральном вузе и начала работать в театре у отца, где в первое время он не давал ей центральные роли, заставляя принимать участие в массовках. Со временем Александра смогла проявить свой талант и за время карьеры получила признание и любовь зрителей. Но если успехи дочери всегда радовали Марка Анатольевича, то вот ее личная жизнь лишь огорчала. Сначала у нее был роман с режиссером, который снимал ее в своих фильмах «Криминальный талант» и «Заложница», однако, он был женат и не собирался уходить из семьи. Вскоре Александра рассталась с ним, а в 1991 году вышла замуж за Владимира Стеклова.
Этот брак продержался около девяти лет, но затем супруги расстались, так и не родив детей. Впрочем, дочь режиссера не одинока. В ее доме живет четвероногий любимец – эрдельтерьер Луша, с которой она проводит много времени. По словам актрисы, в ее жизни есть и любимый человек, не имеющий отношения к творческому миру. Она счастлива с ним и пока не загадывает вперед, наслаждаясь этими отношениями.
В семейной жизни Захарова было далеко не все гладко, но свою супругу он всегда любил и уважал, как хранительницу очага, маму его дочери, а также как критика и советчика в его делах. За годы семейной жизни супруги хорошо изучили друг друга, поэтому никогда не выясняли, кто у них лидер в паре. В 2014 году жизнь его жены оборвалась: она скончалась от онкологической болезни. После смерти супруги у Марка Анатольевича также были проблемы со здоровьем. Сейчас дочь часто навещает звездного отца, стараясь следить за тем, что он ест и как его самочувствие. Режиссер часто бывает на загородной даче, где он может расслабиться и отдохнуть от публичной жизни.
Последние новости
Сейчас Марк Анатольевич востребован и любим поклонниками не меньше, чем двадцать или сорок лет назад. Он успевает заниматься руководящей работой в Ленкоме, заведовать кафедрой режиссуры в РАТИ, а также писать статьи, посвященные проблемам театра и современной режиссуры. В век информационной эпохи художественному руководителю Ленкома и его коллегам приходится нелегко, поэтому они стараются заинтересовать своего зрителя яркой игрой и захватывающим сюжетом различных постановок.
Театральная публика любит и ценит такие пьесы, как «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Шут Балакирев» и другие, которые в 2018 году включены в репертуар и проходят на сцене родного театра. Гастроли актерского коллектива практически всегда радуют захарова. Он мудро относится к большому успеху своего детища, усвоив простую истину о том, что все рано или поздно заканчивается. Однако, Марк Анатольевич смотрит на это позитивно, так как уверен, что все неприятности проходят, а дальше наступает светлая полоса. Руководитель Ленкома погружен в работу театрального коллектива, поэтому на кинематограф у него совсем не остается времени.
Интересные факты из жизни Марка Захарова
- Во времена голода и нищеты юный Марк прочитал роман «Мартин Иден», благодаря которому поставил для себя цель – выбраться из этого жалкого существования.
- Еще в первые годы своей карьеры он занимался литературной деятельностью. Сочинив книгу комиксов, начинающий режиссер заработал неплохие для того времени деньги – 180 рублей.
- В телефильме «Белое солнце пустыни» главный герой, товарищ Сухов, читает своей жене письма, но мало кто знает, что сочинил их Марк Анатольевич.
- В 1974 году в театре состоялась премьера спектакля «Тиль», однако, это событие чуть не стоило режиссеру увольнения. Причиной этого стало то, жена какого-то чиновника пришла на постановку с маленьким внуком, решив, что будут показывать сказку. Захарову сразу же предложили писать заявление по собственному желанию, но он отказался. Долго ждал приказа об увольнении, но на этом все закончилось.
- Проживая в одном кооперативе с Юрием Визбором, режиссер один раз столкнулся с ним в лифте, где и произошло их знакомство. Благодаря их сотрудничеству родилась пьеса «Автоград-ХХI», увидевшая свет в 1973 году.
- Снятый Марком Захаровым» телефильм «Двенадцать стульев» не понравился Леониду Гайдаю, который ранее выпустил картину по одноименному романа Ильфа и Петрова. Однако, через несколько лет зрители приняли и полюбили эту работу режиссера не меньше, чем первую экранизацию.
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/1148-mark-zaharov.html
- https://stars-biography.ru/mark-zaxarov-biografiya-lichnaya-zhizn-zhena-deti/