Биография
Великий советский сказочник Александр Роу – пожалуй, более точно охарактеризовать режиссера невозможно. Творческая биография талантливого кинематографиста отдана воплощению волшебных сюжетов. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию родителей.
Детство и юность
Родился Александр Артурович 8 марта 1906 года в городе Юрьевец, который в нынешнее время относится к Ивановской области. Оба родителя мальчика – эмигранты. Отец – ирландец, прибывший в Россию для налаживания работы мукомольного производства. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий.
В 1914 году глава семейства неожиданно оставляет тяжело болеющую женщину и десятилетнего сына в России, а сам покидает страну. До сих пор неизвестны причины такого поступка, но обратно уроженец Ирландии так и не вернулся.
Мальчику пришлось несладко. Маленький Саша вынужден зарабатывать на пропитание и поддержку мамы. Роу продавал мыло и гребешки, помогал в местном церковном приходе. В 1915 году мама с сыном перебираются в Сергиев Посад, где Александр оканчивает школу.
После семилетки Роу поступает в экономический техникум, а в свободное время занимается в кружке художественной самодеятельности. Чуть позже будущий режиссер оказывается в театре «Синяя блуза» и влюбляется в сцену и эстраду.
Молодой человек поступает в киношколу Бориса Чайковского, а после окончания – в драматический техникум имени М. Н. Ермоловой. Учеба продолжатся до 1934 года. Однако уже с 1930 Александр Артурович трудится на студии «Межрабпомфильм». Начинающему кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова.
По воспоминаниям современников, Протазанов делился бесценным опытом с молодым преемником. Александр, в свою очередь, проявлял на площадке чудеса дипломатии и организаторского мастерства. Создавалось впечатление, что он способен уладить любой конфликт и договориться с самыми упрямыми членами коллектива. С 1937 года Роу становится режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького).
Фильмы
Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические решения волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослого кинолюбителя.
Вся творческая режиссерская карьера Роу связана со сказками, как русскими народными, так и авторскими. Режиссер перенес чудеса выдуманного мира на киноэкраны. Роли исполняли не куклы в мультфильмах, а живые люди — актеры.
Александр Артурович слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в сказке «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично.
Коллеги вспоминают, что Роу с начала работы собрал команду, с которой предпочитал сотрудничать на протяжении всей жизни. К новым людям относился настороженно и не сразу принимал в коллектив. Долголетняя работа сложилась и с некоторыми актерами.
Георгий Милляр, непревзойденная Баба-Яга советской сказки, мог исполнять до трех ролей в фильмах режиссера. Так произошло в экранизациях «Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы».
Милляр рассказывал, что сам предложил свою кандидатуру на роль сказочной злодейки.
«Ни одна женщина не позволит себя так изуродовать, только отвернешься, а она уже губы подкрасит», – смеялся актер.
Еще одним открытием Роу стала Инна Чурикова, сыгравшая вредную Марфушечку-душечку в «Морозко». Актриса вспоминала, что беспрекословно исполняла указания строгого с виду режиссера. Когда на площадке неожиданно не оказалось яблок, которые героиня с аппетитом должна есть в кадре, Чурикова, не поморщась, сжевала луковицу.
«Морозко» — несомненно, лучшая и выдающаяся работа Александра Артуровича, получившая признание на мировом уровне. Картина удостоена награды кинофестиваля в Венеции. До сих пор добрая история любима детьми и взрослыми.
Открыл для советского зрителя Роу и имя Алексея Катышева, который не относился к профессиональным актерам и работал на съемочной площадке. После смерти режиссера судьба молодого человека сложилась не совсем удачно.
В биографии кинематографиста случались и простои в работе. Послевоенные годы диктовали необходимость колоссальных затрат на восстановление разрушенной страны. Власти было не до киноискусства, и тем более, не до сказок. Финансирование отсутствовало.
В этот период Роу пробует таланты в документалистике, снимая фильм о лагере «Артек». Им же создан стереофильм, идеей съемки которого вдохновился И.В. Сталин. Однако кинотеатров, технически приспособленных для показов, в стране не было.
Со временем советский сказочник вернулся к любимому делу. Фильмография пополнилась новыми волшебными историями на радость детям и их родителям. К слову сказать, всю свою жизнь Александр Артурович, не смотря на зарубежные корни, считал себя русским.
Сюжеты картин построены исключительно на основе русских сказок и произведений, таких, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Майская ночь, или Утопленница». Пожалуй, одним из немногих исключений стала экранизация повести Вахтанга Ананяна «На берегу Севана», действие в которой происходит в Армении.
Личная жизнь
Александр Роу не относился к любителям афишировать подробности личной и семейной жизни. Первой женой великого сказочника стала актриса Елена Савицкая. Супруги, к сожалению, не прожили долго вместе. Для яркой искрометной актрисы брак с режиссером стал третьим по счету. Две творческих личности не смогли ужиться.
Во время съемок «Василисы Прекрасной» режиссер встретил вторую супругу – Ирину Зарубину. В браке с актрисой в 1940 году появилась дочь Татьяна. Больше детей у четы не было.
Режиссер обожал путешествовать. Кроме того, что Роу посещал города Союза во время съемок, он побывал в рекордном количестве африканских стран. Упоминается о курьезном случае, когда в режиссера влюбилась африканская принцесса и выразила желание стать его женой.
Роу в замешательстве заметил, что немолод и уже женат, но темнокожая красавица заявила, что в ее стране позволено иметь несколько спутниц жизни.
Продолжал режиссер поездки и во время болезни. На беспокойство жены неизменно отвечал, что ради увиденного не жалко и умереть.
Смерть
На склоне жизни Роу задумал снять картину по пьесе Николая Шестакова «Финист – Ясный Сокол». К сожалению, начав усердную работу над сценарием, сказочник не смог воплотить идею из-за настигшей болезни. 28 декабря 1973 года по естественным причинам Александр Роу скончался в столице.
Уже после его смерти Геннадий Васильев на основании набросков Александра Артуровича поставил последнюю сказку волшебника кинематографа.
Фильмография
- 1938 — «По щучьему веленью»
- 1939 — «Василиса Прекрасная»
- 1941 — «Конёк-Горбунок»
- 1945 — «Кащей Бессмертный»
- 1952 — «Майская ночь, или Утопленница»
- 1954 — «Тайна горного озера»
- 1958 — «Новые похождения Кота в сапогах»
- 1959 — «Марья-искусница»
- 1960 — «Хрустальный башмачок»
- 1961 — «Вечера на хуторе близ Диканьки»
- 1963 — «Королевство Кривых Зеркал»
- 1964 — «Морозко»
- 1968 — «Огонь, вода и медные трубы»
- 1969 — «Варвара-краса, длинная коса»
- 1972 — «Золотые рога»
- 1975 — «Финист — Ясный Сокол»
Создатель знаменитых детских фильмов-сказок Александр Роу. Фото: vm.ru и kino-teatr.ru44 года назад ушел из жизни советский режиссер, автор знаменитых киносказок Александр Роу. Не одно поколение детей выросло на его волшебных фильмах «Кощей Бессмертный», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др. К сожалению, у режиссера, создавшего лучшие фильмы для детей, своих детей не было, и его жизнь совсем не была похожа на сказку, хотя фантастических поворотов в ней было предостаточно.Создатель знаменитых детских фильмов-сказок. Фото: akter.kulichki.net
Немногие поклонники режиссера, опоэтизировавшего славянский фольклор в кино, знают о том, что по своему происхождению он не имел ничего общего со славянской культурой. Его отец был ирландским инженером, приехавшим в начале ХХ в. в Россию по контракту для того, чтобы наладить мукомольную промышленность. В Юрьевце у него случился роман с гречанкой Юлией Карагеоргий, и у пары родился сын Александр. Когда началась Первая мировая война, отец бросил семью и вернулся в Ирландию, а его сын остался в России и всегда считал себя русским.Режиссер на съемках Фото: kprf.ru
Мать часто болела, и с 10 лет Александру приходилось зарабатывать, продавая спички и гребни. Еще в школе он увлекся театром и стал заниматься в кружке художественной самодеятельности. С тех пор о другой профессии Роу и не мечтал.Сначала он стал ассистентом режиссера Якова Протазанова, по совету которого окончил Драматический техникум им. М. Ермоловой, а затем и сам начал снимать кино.Александр Роу на съемках фильма *Морозко*, 1964. Фото: kino-teatr.ru
Фильм-сказка стал для Роу тем единственным жанром, в котором можно было бы избежать идеологической подоплеки. Свои задачи он видел совсем в другом: «В сказке никакие истины нельзя давать в виде нравоучений – этого дети не любят, – писал Роу. – Мораль в фильме глубоко спрятана в обилии приключений, неожиданностей, а иногда и просто в смешных ситуациях. Кино – искусство чрезвычайно эмоциональное, и наша задача – взволновать юного зрителя судьбой героев, заставить его кого-то полюбить, а кого-то возненавидеть…».Кадр из фильма *Варвара-краса*, 1969.
Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны (рядом можно поставить только имя Александра Птушко). Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По щучьему велению» был встречен с настороженностью — не мистика ли это? что за намеки? Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотречённости и родной земле. Роу снял «Василису Прекрасную», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в «Кащее Бессмертном», где образ врага ассоциировался с фашизмом, а его рисунок приближался к фигурам ранней готики.
Кстати, в этом фильме впервые сыграл свою коронную Бабу-Ягу Георгий Милляр. Интересно, что на роль злодейки пробовалась и великая Раневская, и множество молодых красивых актрис. Но получил роль Милляр, резонно заметив Роу: «Какая нормальная женщина согласится так себя изуродовать? Только гример отвернется – тут же ресницы подкрасят!». Милляр рассказывал: «Я сыграл с прицелом на страшноту. Этот образ я целиком списал со старой гречанки, которая жила в доме напротив. У нее были сальные, седые патлы и нос крючком. Но, увидев меня в гриме во дворе Ялтинской студии, дети с плачем разбежались. Когда я понял, что, видя меня на экране, дети плачут, то подумал: зачем же я их так пугаю? Чтобы они зла боялись и в слезы от него ударялись? И уже следующие мои бабы-яги были смешными до безобразия».
С первого же фильма «По щучьему велению» режиссер сформировал собственную команду, с которой проработал не один десяток лет. По словам оператора Леонида Акимова, у Александра Роу «был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей, а вот к новичкам Роу относился довольно подозрительно». Актер Георгий Милляр стал не только бессменным участником его команды, но его другом. Благодаря Роу Милляра стали называть заслуженной Бабой Ягой советского кино – именно в этой роли он больше всего впечатлил маленьких и взрослых зрителей. Иногда в одном фильме ему доставалось сразу 2-3 образа.Режиссер на съемках фильма *Новые похождения кота в сапогах*, 1958. Фото: kino-teatr.ru
Александра Роу называли первым киносказочником страны, и на это были свои основания. Во многом он был первопроходцем – отказавшись от рисованной анимации в детских фильмах, он все творческие задачи возложил на плечи актеров. Спецэффекты в его работах были по тем временам удивительными: самодвижущаяся печь, идущие сами ведра с водой, складывающиеся дрова и т. д. По его заказу волшебную печь создали московские инженеры, внутри нее было место для водителя и пиротехническое устройство – чтобы печь выпускала клубы пара. В мастерской игрушек в Загорске по его просьбе изготовили 11-метрового Змея Горыныча для сказки «Василиса Прекрасная». Приводить его в движение должна была целая команда из 20 человек. Образ оказался настолько убедителен, что на съемках фильма от Змея шарахалась лошади.Кажется, будто Александр Роу избрал для своей работы самый безопасный киножанр. Но в советские времена при сдаче фильмов даже в волшебных сюжетах кинокритики высматривали то, чего и в помине не было. Соратник Роу по фильмам вспоминал, что, когда сдавали фильм «Марья-искусница», кому-то из чиновников пришла в голову нелепая мысль, что число подводных разбойников равно количеству членов тогдашнего Политбюро, и сцену с пиратской песней потребовали вырезать. Хорошо, что Роу был не из робкого десятка, сумел бредовые придирки отмести.
От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актёры, которым он крайне сухо объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» — всё. А на их недоумённые возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актёрское образование». Но у него был свой постоянный набор актёров, среди которых он старался распределить основных персонажей. А Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме.Александр Роу на съемках фильма *Морозко*, 1964. Фото: kino-teatr.ru
Роу экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в весёлую сказочную феерию.Когда наш замечательный киносказочник решил экранизировать «Ночь перед Рождеством», он услышал от чиновников категорический отказ — с таким названием о фильме можно было сразу забыть. Но Роу решил изменить название — фильм стал называться, как и весь сборник рассказов Гоголя, «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Сказки Роу пользовались огромным успехом не только в СССР, но и за рубежом. В США «Марья-искусница» и «Морозко» с успехом вышли в прокат, а Стивен Спилберг говорил о советском режиссере с восхищением: «Это настоящее самостоятельное культурное явление, которое никому еще повторить не удалось!».Кадр из фильма *Морозко*, 1964.
Однако прежде чем достичь таких впечатляющих успехов, режиссеру пришлось столкнуться и с серьезными трудностями. На протяжении 10 лет он был лишен возможности снимать кино – в конце 1940-х гг. сказка считалась слишком легким жанром, безыдейным и не отражающим жизнь советского народа, и уход Роу от общественно-политических тем вызывал недовольство киночиновников. Какое-то время режиссер снимал документальные фильмы, работал на Ереванской киностудии, и только в 1955 г. он смог вернуться в Москву и снова заняться своим любимым делом – детским кинематографом.Кадр из фильма *Королевство кривых зеркал*, 1963. Фото: kino-teatr.ru
Но даже самые лучшие фильмы Роу вызывали недовольство руководства: за «Королевство кривых зеркал» режиссер получил строгий выговор из-за того, что отрицательных персонажей сыграли самые яркие актеры, и в результате силы зла выглядели привлекательнее, чем силы добра. Признания он добился только во второй половине 1960-х гг., когда его фильм «Морозко» получил главный приз на кинофестивале в Венеции, а в 1968 г. ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.Александр Роу на съемках фильма *Золотые рога*, 1972. Фото: kino-teatr.ru
Неудачи долго преследовали режиссера и в личной жизни. Дважды он пытался построить отношения с актрисами, но эти союзы не были долговечными. Семейное счастье ему удалось обрести только с третьей попытки. Жена стала для него верной помощницей, но стать родителями им так и не довелось. Правда в интернете упорно пишут, что Александр Артурович Роу был женат на актрисе Ирине Петровне Зарубиной. В 1940 году у них родилась дочь Татьяна. В настоящее время в Москве живет их внук Алексей Рыбников. Но кроме слов больше нигде не встрачается докозательств.
Он был веселым человеком. Однажды в газете «Известия» появилось объявление: «Разыскивается наследник Роу!». И наследник, Александр Роу, отправился в Министерство иностранных дел… Друзьям было очень интересно, какое наследство он получил? Достались же ему только фотоаппарат и пальто, но Роу пустил по Москве слух: «Да, получил – два парохода. Не знаю, как теперь использовать, куда приспособить». «Вот сказочник!», – смеялись многие, но некоторые и верили.Александр Роу был страстным путешественником, со своими фильмами он объехал весь мир. Побывал в 22 странах Африки, что для советского времени было рекордом. Но экранизировал он только русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки. В его работах есть все: и содержание и поучения, а главное – душа сказки и русского народа с неповторимым юмором и лиричностью.
Александр Роу снял 16 фильмов-сказок. Не раз он получал за них международные награды, но лучшим фильмом считается «Морозко». Именно он принес Александру Артуровичу в 1965 году Гран-при Международного кинофестиваля в Венеции. В 1968 году режиссеру было присвоено звание Народного артиста России.
28 декабря 1973 г. на 68-м году жизни Александр Роу скончался, так и не осуществив мечты показать знаменитые фильмы-сказки собственным детям.Режиссер Александр Роу | Фото: fb.ru
Следует сказать, что земляки помнят, любят и бережно хранят память о Роу. Ежегодно в Иваново проходит областной кинофестиваль «Дети и сказка», посвященный памяти Александра Артуровича. Составитель альбома С. А. Коновалова списалась с родственниками Александра Роу, которые живут в ирландском городе Уэксфорд. По приглашению в Россию приезжал двоюродный брат режиссера Дэвид Нельсон с женой Вероникой и внучатой племянницей Джейн. Вот впечатление самого Дэвида о поездке: «Тот опыт, который мы приобрели за эту поездку, – один из самых невероятных в нашей жизни. Теплота приема, энтузиазм и любовь к нашему выдающемуся двоюродному брату оставили глубокое и неизгладимое впечатление». Вдохновленные путешествием, ирландцы организовали в Уэксфорде показ фильмов Александра Роу. Кроме того они планируют проводить в Ирландии постоянные фестивали киносказок, договориться о том, чтобы Юрьевец и Уэксфорд стали городами-побратимами, организовать международный центр изучения наследия уникального режиссера. Уже началась работа над двуязычным сайтом о жизни и творчестве Александра Роу.В 2004 году был снят документальный фильм о Роу: Киносказочник Александр Роу: докум. фильм. – М.:«Фора-фильм-М», «Техновидео», 2004.
https://kulturologia.ru/blogs/281217/37216/
http://vokrugknig.blogspot.ru/2016/03/blog-post_9.html
http://www.russkoekino.ru/publ/publ-0055.shtmlhttp://myeire.ru/?p=4619http://russian7.ru/2014/02/7-faktov-ob-irlandce-s-russkoj-dushoj-aleksandre-rou/http://akter.kulichki.net/new1/rou_tp.html
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
1Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/17964-aleksandr-rou.html
- https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43415966175/skazochnik—aleksandr-rou