Содержание
Биография Леонида Филатова
Леонид Филатов – народный артист России, театральный и киноактер, чья роль Игоря Скворцова в первом советском фильме-катастрофе «Экипаж» принесла ему необычайную популярность. Драматург и кинорежиссер. Его поэтическая пьеса «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» уже стала классикой российской литературы. В 1996 году стал лауреатом Госпремии РФ. Обладатель премий «Тэфи», «Триумф», «Поэзия». Был ведущим телепередачи «Чтобы помнили». Ушел из жизни осенью 2003 года.
Детство и юность
Леонид родился зимой 1946 года в семье Клавдии и Алексея Филатовых, после войны осевших в Казани. Его родители познакомились по переписке. Мама, Клавдия Николаевна (1927 – 2007), во время войны работала на заводе в Пензе и, как многие девушки того времени, написала письмо поддержки фронтовику-однофамильцу. Отец, Алексей Еремеевич (1910 – 1953), радист, ответил на трогательное послание. Позже они встретились и поженились.
Постоянные экспедиции отца, продолжившего работу радистом, и переезды вскоре надоели матери, и когда Лене исполнилось семь лет, родители развелись. Мальчик с отцом переехал в Ашхабад, там же пошел в первый класс. Мама перебралась в родной город. Одно время Леня по ее просьбе жил с ней полтора года, учился в пензенской школе №6, затем снова вернулся в Туркмению.
С раннего детства Филатова привлекала русская литература. Вначале он читал сказки, затем классиков. Стал писать стихи, а когда ему исполнилось пятнадцать, в «Комсомольце Туркменистана» была напечатана его басня, за которую Леня получил свой первый гонорар. Одноклассники знали, что Филатов собирается стать режиссером, он читал все журналы о кино, смотрел все фильмы в кинотеатрах, интересовался документалистикой.
Однажды в журнале «Советский экран» он увидел фотографии любимых режиссеров Анджея Вайды и Андрея Тарковского и обратил внимание на их стиль: водолазки под горло, свитеры, кепочки, очки. Пытался одеваться примерно так же и в таком же виде появился впервые в Москве, куда приехал поступать на режиссерский факультет. Но вступительные экзамены во ВГИК начинались только через два месяца, а денег с собой Леонид взял слишком мало. Кто-то порекомендовал ему не терять времени и пробовать поступить на актерский факультет. Леонид поинтересовался, где учатся Никита Михалков и Анастасия Вертинская, известные на тот момент по фильмам «Я шагаю по Москве» и «Алые паруса» и уже обретшие всесоюзную славу.
Вскоре юноша поступил в Щукинское училище на курс Веры Львовой и Леонида Шихматова. Филатов не был примерным студентом. Он пропускал скучные, по его мнению, лекции, торопясь в это время на какой-либо неофициальный просмотр фильма, сочинял пьесы под разными псевдонимами.
Театральная карьера
Интеллектуала и нестандартно мыслящего выпускника вуза звал в свой театр сам Аркадий Райкин. Но начинающий актер был свободолюбив и связал свою судьбу с театром на Таганке, где режиссером был созвучный ему самому Юрий Любимов. Едва услышав на прослушивании чтение Филатова, выбравшего отрывок из пьесы «На дне», Юрий Петрович велел зачислить его в труппу. Леонид сразу же получил роль Ведущего в постановке «Что делать?» по одноименному роману Николая Чернышевского.
Сам артист говорил, что интересных ролей ему не давали долго, а когда они появлялись, то с ним обязательно что-то случалось. Так произошло с ролью Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании», которого Любимов предложил сыграть Филатову. Радости не было предела, Леонид считал, что настал его звездный час. Но внезапно у актёра пропал голос. Болезнь, по мнению врачей, была запущена до такой степени, что понадобилась срочная операция на связках. Роль в результате сыграл Александр Трофимов. Через пару лет меня Соловьев приглашает в «Чайку» на роль Тригорина. Он очень своеобразно ставил Чехова. Роль невероятно интересная. И вот на репетиции сижу я в лодке, произношу монолог…И чувствую: моя левая нога немеет. Мне нужно выйти из лодки, а нога не шевелится. Тем не менее, несмотря на все перипетии – отъезд Юрия Любимова, приход в театр Анатолия Эфроса, под чьим руководством Филатов работать не захотел, – на Таганке актер сыграл несколько блестящих ролей. Это были Горацио в «Гамлете», Кульчицкий в «Павших и живых», Мастер в «Мастере и Маргарите», Федерциони в «Жизни Галилея». Кроме того, Леонид всегда с теплотой вспоминал своих знаменитых коллег: Владимира Высоцкого, Ивана Дыховичного, Вениамина Смехова, Бориса Хмельницкого, с которыми ему посчастливилось играть на одной сцене.
Два года после ухода Любимова из театра Филатов служил в «Современнике», там позже даже ставились спектакли по его пьесам, к примеру, шла постановка «Еще раз о голом короле». После возвращения Юрия Петровича в театр в 1989 году Леонид тоже пришел обратно на любимовскую сцену. Сыграл еще несколько заметных ролей в «Доме на набережной», «Вишневом саду», «Пугачеве», «Антимирах». В 1993 году на фоне политических событий в труппе снова разгорелись страсти. Поработав за границей, Юрий Любимов, во-первых, уже не мог уделять все время своему родному театру, так как был связан обязательствами по другим контрактам, а во-вторых, вдохновившись европейским опытом, он решил приватизировать театр и перевести всю труппу на контракт. Николай Губенко, Наталья Сайко, Нина Шацкая и Леонид Филатов воспротивились, выступили за разделение театра и после голосования создали «Содружество актеров Таганки». Позже Филатов скажет, что осознал, насколько много ошибок совершил сгоряча.
Актер и режиссер
Впервые, если не считать фильмов-спектаклей, Филатов появился на экране в роли шофера Бориса в киноальманахе «Город первой любви». Далее была главная роль Алексея Петрова в картине «Иванцов, Петров, Сидоров».
Но лишь после роли бортмеханика Игоря Скворцова в фильме-катастрофе «Экипаж» (1979) Александра Митты артист поистине проснулся знаменитым. Благодаря режиссеру, который не слушал никаких «доброжелателей», отговаривавших брать Леонида на роль, предназначавшуюся Олегу Далю, актеру стали поступать новые предложения.
Он снялся в культовой картине Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты» (чиновник Филимонов), сыграл врача Михаила в драме Ильи Фрэза «Вам и не снилось…», появился в главной роли карточного шулера Федора Чумака в картине «Кто заплатит за удачу?».
Фантасмагорическая роль инженера Варакина в комедии абсурдов Карена Шахназарова «Город Зеро» стала новым витком в кинокарьере Филатова. На площадке он играл вместе с такими мэтрами советского кино как Евгений Евстигнеев и Олег Басилашвили.
За роль советского дипломата Георгия Чичерина в исторической ленте «Чичерин» актер был удостоен приза на международном кинофестивале в Карловых Варах.
Уже ощущая себя не очень хорошо, Леонид снял социально-сатирический фильм по собственному сценарию «Сукины дети». Лента – первая и последняя режиссерская работа Филатова – снята по мотивам реальных событий вокруг театра на Таганке, отъезда Любимова за рубеж из-за антисоветских высказываний и давления властей на коллектив. Сам Филатов сыграл в своем фильме чиновника министерства культуры Юрия Михайловича, бюрократа и лицемера. Картина была отснята меньше чем за месяц, что по тем временам было немыслимо, и завоевала гран-при фестиваля «Кинотавр».
Только позже выяснилось, что Филатов перенес на ногах инсульт. И последствия вскоре дали о себе знать. Последней работой актера в кино стала главная роль Виктора Бершадского в фильме «Благотворительный бал».
Писатель и телеведущий
Первыми «пробами пера» были стихи для песен, которые Леонид писал вместе с Владимиром Качаном. В 1987 году в журнале «Юность» была напечатана его сказка-пьеса «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца». Журнал вырывали из рук друг у друга, ходили специально в библиотеки, чтобы прочитать это остросатирическое произведение, мгновенно разобранное на цитаты. Также были изданы «Большая любовь Робина Гуда», «Любовь к трем апельсинам», «Золушка до и после». В девяностые годы Филатов, чье здоровье заметно пошатнулось, много писал стихов, пьес, зарисовок, которые потом были включены в сборник «Уважайте удачу».
В 1994 году актер появился на телеэкране в качестве ведущего передачи «Чтобы помнили». Щемяще-пронзительный проект о любимых и забытых актерах приковывал к себе внимание миллионов телезрителей. Более сотни авторских программ успел создать о своих коллегах Леонид Алексеевич, за что удостоился Государственной премии.
Личная жизнь Леонида Филатова
В студенческие годы Филатов был безответно влюблен в однокурсницу Наталью Варлей, которая успела не только стать «комсомолкой и спортсменкой» в «Кавказской пленнице», но и дважды выйти замуж и развестись. Он влюбился в нее еще после просмотра «Кавказской пленницы», был одержим её Ниной, а потом она стала студенткой того же училища… Вместе с приятелем Владимиром Качаном он придумал план: Качан должен был заманить Варлей в аудиторию и спеть ей под гитару песню на стихи Филатова. А спев, рассказать, что послание было не от него, а он Леонида. Но Владимир почему-то не смог признаться, что выручал товарища.
В конце концов Варлей предпочла Николая Бурляева. Леонид поначалу очень переживал, но вскоре познакомился в театре с актрисой Лидией Савченко. Она была замужем, к тому же старше его на пять лет. Но Филатова это не остановило. Через несколько лет его «осады» Лидия развелась с мужем и вышла замуж за Леню.
Но семейное счастье было недолгим: однажды в квартире раздался звонок и «доброжелательница» сообщила Савченко о романе ее мужа и актрисы Нины Шацкой, актрисы того же театра. Все оказалось правдой: в течение двенадцати лет актер тайно встречался с женой своего коллеги Валерия Золотухина.
После двух болезненных разводов Нина стала жить с Филатовым открыто, вышла за него замуж. Ее сын Денис одно время даже хотел сменить фамилию отца на фамилию отчима, который занимался его воспитанием и заботился о нем как о родном. Но позже передумал, а у Валерия Золотухина попросил прощения за свой юношеский максимализм. Денис стал священником, женился, у него и жены Аллы родились три дочки: Татьяна, Ольга, Мария и сын Алексей.
Смерть и память
Болезнь Леонида Филатова началась неожиданно. Стал уставать, ноги отказывались ходить. Актер списывал плохое самочувствие на естественное старение, но его все чаще стали увозить в больницу реанимобили с гипертоническими кризами. После инсульта на съемках «Сукиных детей» Филатова устроили в санаторий под Москвой. Когда его приехал навестить Леонид Ярмольник, врач заявил, что жить актеру осталось несколько дней. Ярмольник в срочном порядке отвез друга в Шумаковский центр, где ему сделали операцию по удалению почек и перевели на диализ. С искусственной почкой Леонид прожил еще два года, после чего ему пересадили донорский орган. После сложной операции Филатов стал медленно, но верно поправляться.
Шацкая думала, что самое страшное миновало. Ее муж снова стал шутить, еще в больнице диктовал ей свою новую пьесу «Любовь к трем апельсинам». Дома он стал писать уже сам, выбирался иногда в театр, радовался, когда к нему приходили внучки. В одном из интервью Филатов заявил, что умирать преступно, болеть – дурной вкус, отравлять жизнь близким – верх неприличия: «Надо бултыхаться до последнего». И он жил в последние годы именно так. Не мог избавиться от привычки курить, даже когда вел передачу или писал книги. Однажды осенью Леонид простудился, но не придал этому значения. Когда жена вызвала «скорую», у Филатова диагностировали двустороннее воспаление легких. В течение десяти дней врачи делали все возможное для спасения актера, даже ввели его в искусственную кому. Но ослабленный организм на этот раз не справился. 26 октября 2003 года Леонида Филатова не стало. Ему было 56 лет.
Через три года по эскизу Нины Шацкой на могиле актера на Ваганьковском кладбище появился памятник: Филатов в образе Горацио. Деньги на него собрали друзья, был также проведен благотворительный вечер, как дань памяти талантливому артисту. Его имя носит Московский государственный театральный колледж, о Леониде Алексеевиче снято более пятнадцати документальных фильмов. В 2014 году была основана литературная премия его имени «Филатов-фест»
Приветствую читателей и посетителей своего канала. Подписывайтесь, чтобы иметь в своей ленте интересные материалы.
Талантливый и гениальный, пылкий и влюбчивый, настойчивый и самоуверенный, Леонид Филатов отдавался каждому делу, каждому чувству целиком и полностью, без остатка. Он сделал блестящую карьеру актёра, режиссёра, телеведущего, занимался литературной деятельностью, писал сценарии, песни и сказки.
Личная жизнь артиста была такой же бурной и насыщенной, как творческая – он любил, как жил, умел покорять и завоёвывать женщин, быть искренним и убедительным.
Правда, первая любовь, тогда ещё студента Филатова, так и осталась безответной – однокурсница Наталья Варлей оказалась единственной женщиной, не поддавшейся его обаянию.
А как он её любил! Как старался обратить на себя её внимание! Осыпал цветами и подарками, которые она настойчиво отвергала. Дело в том, что она уже была влюблена в Николая Бурляева, и любовь эта была взаимной. Наташа жалела своего незадачливого воздыхателя, прекрасно понимала, что он чувствует, но ничего не могла с собой поделать.
После того, как его любимая вышла замуж, отчаявшийся Леонид начал просто влюблять в себя девушек. Ему необходимо было самоутвердиться, потешить уязвлённое самолюбие. Впрочем, все победы давались ему слишком легко, и вскоре это занятие наскучило.
Получив диплом, Филатов был принят в Театр на Таганке. Здесь же и встретил он свою вторую большую любовь – его совершенно покорила Лидия Савченко. Актриса была замужем, и Лёня тут же почувствовал охотничий азарт – завоевать замужнюю женщину совсем не тоже самое, что молоденькую студентку.
Атаку на Лидию он начал незамедлительно, добивался её внимания и расположения всеми доступными способами, проходу не давал в театре, но поначалу вызвал у любимой лишь досаду и раздражение. Всё же он не сдавался, и буквально вырвал у неё согласие сходить с ним в кафе.
Савченко и согласилась то только затем, чтобы спокойно, без лишних глаз и ушей объяснить этому самоуверенному юнцу, что рассчитывать ему не на что. Но он начал говорить первым, и чем дольше она его слушала, тем больше верила каждому его слову, и уходя из ресторана, уже была по уши влюблена в этого «юнца».
Они начали встречаться, и через короткое время стали любовниками. Для Лидии было невыносимо предательство, она чувствовала огромную вину перед мужем, начала тяготиться этим браком, но не имела мужества во всём признаться.
Потом она нашла выход, как ей казалось – просто предложила мужу какое-то время пожить отдельно. Он ничего не сказал, и ни о чём не спросил, и по этому его молчанию молодая женщина поняла, что он уже всё знает.
Но чувство раскаяния быстро уступило место абсолютному счастью, когда она поняла, что им с Лёней больше можно не прятаться, и не скрывать свои чувства. Она поселилась в его комнатке в общежитии и начала усердно наводить чистоту и уют.
Она почти забросила карьеру – теперь вся её жизнь была посвящена любимому. Лида целыми днями готовила, обстирывала Лёнечку, наглаживала ему рубашечки, доставала модные вещи.
В театре быстро заметили, что Филатов из худого, неряшливо и грязновато одетого паренька, превращается в интересного, щегольски одетого мужчину. От него теперь пахло дорогим парфюмом, и даже манеры стали другими.
Помогала Савченко ему и во всех его начинаниях – можно сказать, что она его сделала, именно с ней он стал известным и востребованным. Но вместе с ним самим, менялось и его отношение к жене – он стал где-то пропадать, часами, а то и сутками, и не считал нужным даже предупредить её.
Как-то она, спеша в театр, увидела остановившееся у служебного входа такси, из которого вышли её муж и Нина Шацкая, жена Валеры Золотухина. Тогда Лидия не придала этому значения – мало ли, встретились по дороге. Правильно ведь говорят, что обманутые жёны и мужья узнают обо всём последними.
А Леонид уже настолько был влюблён в жену друга и соратника, что не замечал вообще ничего вокруг, он даже почти и не вспоминал, что у него вообще есть жена.
Потом он признавался, что Нина стала его самой главной, самой большой и настоящей любовью. Он называл её Музой и «моё сероглазое чудо», готов был на всё ради неё, но свой бурный роман им приходилось скрывать долгих 12 лет.
В минуты просветления Филатов понимал, что не может так поступить с Лидой, не может бросить её, ведь она ради него пожертвовала всем. Но стоило ему увидеть Ниночку, и он тут же забывал о своих благих намерениях, огонь любви и страсти охватывал его, застилая разум.
Шацкая, в отличии от Леонида, готова была развестись с Золотухиным хоть сию минуту, настолько надоели ей его бесконечные загулы и любовные связи, которые он даже не пытался скрывать.
Как бы в насмешку над ней Валерий вёл дневник, в котором описывал свои похождения, и держал эту тетрадь всегда открытой на своём столе в кабинете. Нина терпела всё лишь ради сына Дениса – не хотела оставлять ребёнка без отца, которого он очень любил.
12 лет Филатов жил и с женой, Лидией, и с любовницей, Ниной, и не мог понять кто из них ему дороже. Казалось, что Шацкую он любит без памяти, сгорая от страсти при одном лишь воспоминании о ней, а Лида стала ему близким и родным человеком, правой рукой и верной помощницей. И никто из них не решался разбить этот любовный треугольник, создавалось впечатление, что такое положение вещей устраивает всех.
Как ни странно, конец этому положил Валерий Золотухин, объявив Нине, что встретил другую женщину и уходит от неё. Его решение расставило всё по местам – Лидия вздохнула с облегчением, не в силах дальше выносить эти муки, но и указать мужу на дверь считала глупым фарсом. К тому же она верила в возмездие, и считала, что судьба поступила с ней справедливо.
Леонид с Ниной обрели, наконец, друг друга, и прожили счастливо 20 лет, до самой смерти Филатова. Он принял и полюбил её сына, занимался с ним, наставлял, помог получить образование. Вторая жена оставалась его верной музой до самого последнего вздоха, именно с ней он создал свои лучшие произведения и был по-настоящему счастлив.
Спасибо, что читаете. Если материал понравился, отблагодарите автора лайком ?
Вам может быть интересно:
Она называет себя кипучей бездельницей и мечтает о Японии – как живёт сейчас 66-летняя Наталья Серуш
Три главных мужчины в жизни первой в мире дрессировщицы хищников Маргариты Назаровой
Он называл её «Бэби» — поздняя любовь и двоеженство великого артиста Валерия Золотухина
Биография
Актер, писатель, сценарист, режиссер — Леонид Филатов был талантлив во всем. Каждая картина в его фильмографии вызывает гамму чувств и эмоций. Его персонажи — мерзавцы, герои, философы, даже секс-символы — получались нетипичными, завораживающими как раз этими отрицательными или положительными чертами, а точнее — сочетанием и первых, и вторых.
Детство и юность
Леонид родился 4 декабря 1946 года в Казани. Родители Филатова, Клавдия Николаевна и Алексей Еремеевич, познакомились во время войны. Отец работал радистом, поэтому семье часто приходилось переезжать из одного города в другой. Когда Леониду исполнилось 7 лет, Клавдия не выдержала кочевой жизни и развелась с мужем. Мальчик остался с матерью в Ашхабаде, там пошел в школу, там сделал первые шаги в творчестве.
В 15 лет газета «Комсомолец Туркменистана» напечатала басню Филатова и выплатила первый в его жизни гонорар. В тот же период Леонид Филатов всерьез увлекся кино. Он читал все специализированные журналы, не пропускал ни единого фильма, даже документального. Юноша твердо решил, что будет учиться на режиссерском факультете ВГИКа.
После школы Филатов поехал поступать в Москву, рассчитывал поступить сразу — не получилось. Тогда он подал документы в Щукинское училище, прошел отбор и стал студентом. Леонид Филатов не отличался примерным поведением: пропускал лекции, которые казались ему скучными, часто бывал на неофициальных просмотрах кино, замаскированных под диспуты. Он сочинял пьесы для показов и подписывал их иностранными псевдонимами. В общем, жил на полную катушку, понимая, что время быстротечно.
Театр
После Щукинского училища Леонид Филатов служил в Театре на Таганке. На прослушивании он читал отрывок из пьесы «На дне». Юрий Любимов, возглавлявший в то время театр, принял актёра в труппу. Роль Филатова в спектакле «Что делать?» стала одной из самых запоминающихся. Новичок был обаятелен и артистичен на сцене, сразу завоевал симпатию зрителей.
Леонид Алексеевич говорил, что Театр на Таганке стал его университетом, ему повезло наблюдать за игрой Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Сергея Параджанова. На этой сцене он исполнил много ярких ролей. Артист играл Горацио в шекспировском «Гамлете», Федерциони в спектакле «Жизнь Галилея», Кульчицкого в «Павших и живых». Незабываемые роли были у него и в постановках «Пугачев», «Мастер и Маргарита», «Дом на набережной».
В 80-х годах Юрия Любимова лишили гражданства под надуманным предлогом — интервью иностранной прессе. В Театр на Таганке пришел Анатолий Эфрос. Леонид Филатов не воспринял нового руководителя, участвовал в его травле, о чем потом сильно сожалел. В результате актер уволился и перешел в «Современник». В любимую «Таганку» он вернулся через 2 года, в 1987-м, став к тому времени популярным киноактером.
Фильмы
В течение 10 лет Леонид снимался во многих картинах, но интересных не было. Ситуация изменилась после первого советского фильма-катастрофы «Экипаж», снятого Александром Миттой. Изначально на роль Игоря Скворцова утвердили Олега Даля, но он отказался. Филатову образ любвеобильного бортинженера, рискнувшего жизнью ради спасения пассажиров авиалайнера, принес не только популярность, но и десятки предложений от режиссеров.
Ярким проектом перестроечной эпохи стала трагикомедия Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты». Филатов снялся в роли чиновника из выдуманного Управления свободного времени, который выбирает между карьерой и любимой женщиной в лице Татьяны Догилевой.
Еще одна неординарная, абсурдная фантасмагория с участием Леонида — «Город Зеро» Карена Шахназарова. Картина, в которой, кроме него, задействованы Олег Басилашвили, Владимир Меньшов и Евгений Евстигнеев, удостоена призов кинофорумов Америки, Испании, Сан-Марино.
В 1991 году Леонид Филатов сыграл бюрократа в социальной драме «Сукины дети», снятой им самим по собственному сценарию. Фильм создан в рекордные сроки — за 24 дня. Картина получила престижную премию фестиваля «Кинотавр».
Во время съемок «Сукиных детей» Филатов перенес инсульт на ногах, но продолжал работать. Сумасшедший темп, в котором он жил, несколько пачек сигарет за день, нервное перенапряжение подорвали его здоровье. Последними работами актёра стали роли в кинолентах «Алиса и Букинист» и «Благотворительный бал».
Телевидение
В 1994 году на экраны вышел первый выпуск передачи «Чтобы помнили». Проект создавался, чтобы рассказать зрителям о талантливых, но незаслуженно забытых актерах. Передача стала одним из самых значимых начинаний для Леонида Филатова.
Он вел «Чтобы помнили» 10 лет, откровенно и грустно рассказывая зрителям о безвременно ушедших и беспричинно забытых героях своего времени. Филатов выпустил больше 100 авторских программ, которые считались нетипичными для телевидения того времени. Его работа была отмечена Государственной премией в области искусства.
Литературная деятельность
В 60-е Леонид в соавторстве с актером и писателем Владимиром Качаном писал песни, спустя 30 лет вышла пластинка «Оранжевый кот». Первую сказку «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонид Филатов написал в 1985-м. Через 2 года ее напечатал журнал «Юность».
Цитатами из этого сочинения, ставшего образцом острой сатиры и демонстрировавшего остроумие автора, и сейчас описывают, характеризуют события в политике, экономике, культурной и общественной жизни страны. В 2008-м «Сказ» стал мультфильмом. В озвучивании героев участвовали Чулпан Хаматова, Александр Ревва, Сергей Безруков, Виктор Сухоруков.
Далее изданы комедия «Любовь к трём апельсинам», превратившаяся в потрясающий радиоспектакль, ироническая фантазия «Большая любовь Робина Гуда», в чем-то биографичное сочинение «Я — человек театральный», смахивающая на произведения Аристофана «Лизистрата».
Трагифарс «Опасный, опасный, очень опасный» написан по мотивам знаменитого романа Шодерло де Лакло «Опасные связи», а сюжет «Золушки до и после» перекликается со сказкой Шарля Перро. Филатовская «Муха-цокотуха» — пародия, навеянная творчеством Корнея Чуковского. «Новый декамерон, или Рассказы чумного города» — фантазии, родившиеся под влиянием стихов итальянского поэта и гуманиста эпохи Возрождения Джованни Боккаччо.
В 90-х, когда здоровье актера серьезно пошатнулось, Филатов больше времени посвящал литературе — писал стихи, пьесы, пародии. Его произведения объединены в сборник «Уважайте удачу». В книгу «Театр Леонида Филатова» вошли несколько пьес. Литературный талант артиста отмечен международной премией «Поэзия». Но Филатов как-то признался, что «болезнь имeет свойство отсеивать друзей», даже если ты преуспел на литературном поприще.
Личная жизнь
Леонид Филатов был женат дважды. С первой супругой Лидией Савченко он познакомился в начале 70-х, вскоре они поженились. В семье было все хорошо, пока Филатов не влюбился в актрису Нину Шацкую, жену Валерия Золотухина. Три года коллеги тайком наблюдали друг за другом, а потом начался страстный роман. Нина и Леонид скрывали отношения в течение 12 лет. Не раз влюбленные расставались, но ненадолго — их неудержимо тянуло друг к другу.
Развод обоих был болезненным. Леонид Филатов ушел из семьи, оставив Лидии квартиру. Только с Ниной Шацкой он обрел настоящее счастье. Совместных детей у пары не было, но к сыну жены от первого брака актёр относился как к собственному, посоветовал поступить во ВГИК на режиссера и оплатил учебу.
Возможно, у Леонида Алексеевича появились бы и названные внуки, поскольку Денис Золотухин хотел взять фамилию отчима, но впоследствии передумал, назвал это решение грехом молодости, предательством и попросил прощения у родного отца.
Валерий и Леонид остались, по словам Дениса, непримиримыми врагами. Если первый делал шаги навстречу, то второй не стремился к пониманию. Пасынок Филатова стал священником, на 1-м курсе духовной семинарии в нарушение устава устроил личную жизнь (сделать это дозволялось не раньше 4-го курса) — женился на официантке Алле, воспитывает дочерей Татьяну, Ольгу и Марию и сына Алексея.
Смерть
Актер оправился от инсульта и трансплантации почек, шутил, смеялся, пребывал в хорошем расположении духа. Нине Шацкой казалось, что Леонид Филатов пошел на поправку. Но он простудился и слег. Врачи диагностировали двухстороннее воспаление легких, которое в итоге стало причиной смерти: для ослабленного организма любая инфекция могла обернуться серьезными последствиями.
Десять дней врачи боролись за жизнь Леонида Алексеевича. Все это время Филатов находился в состоянии медикаментозного сна. Чуда не случилось — 26 октября 2003 года актера не стало. Его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.
В 2006-м на могиле установили памятник, созданный по эскизу вдовы. Часть денег на него дали друзья, часть собрали на благотворительном вечере памяти артиста, на котором демонстрировались архивные фото, кадры из фильмов, звучали написанные Филатовым стихи. Любимец публики увековечен в образе Горацио, персонажа из постановки «Гамлет».
Фильмография
- 1978 — «Иванцов, Петров, Сидоров»
- 1979 — «Экипаж»
- 1980 — «Кто заплатит за удачу»
- 1981 — «Женщины шутят всерьёз»
- 1981 — «С вечера до полудня»
- 1983 — «Из жизни начальника уголовного розыска»
- 1983 — «Исповедь его жены»
- 1983 — «Соучастники»
- 1984 — «Европейская история»
- 1985 — «Берега в тумане…»
- 1987 — «Забытая мелодия для флейты»
- 1988 — «Про Федота-Стрельца, удалого молодца»
- 1988 — «Радости земные»
- 1989 — «Город Зеро»
- 1993 — «Благотворительный бал»
Библиография
- 1990 — «Про Федота-стрельца, удалого молодца»
- 1992 – «Сукины дети»
- 1992 – «Большая любовь Робин Гуда»
- 1999 – «Стихи. Песни. Пародии. Сказки. Пьесы. Киноповести»
- 1999 – «Нет худа без добра»
- 1999 – «Любовь к трем апельсинам»
- 2000 – «И год как день»
- 2000 – «Лизистрата. Пьесы, песни и зонги, пародии, стихотворения»
- 2001 – «Я – человек театральный. Комедии и трагифарс»
Используемые источники:
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-leonid-filatov.html
- https://zen.yandex.com/media/peopleandfate/12-let-on-jil-s-dvumia-jenscinami-i-nikak-ne-mog-vybrat—sudba-legendarnogo-aktera-leonida-filatova-5e03fe9daad43600ace5e876
- https://24smi.org/celebrity/1781-leonid-filatov.html