Содержание
- 1 Биография
- 2 Детство и юность
- 3 Стихи и творчество
- 4 Личная жизнь
- 5 Смерть
- 6 Библиография
- 7 Первое стихотворение в «Омской правде»
- 8 Студент Литературного института
- 9 «Хочу написать настоящие стихи»
- 10 Поэт-песенник
- 11 «Мне кажется, я взял чужой билет»
- 12 Личная жизнь: «Я не знаю никого, кто был так счастлив в браке»
- 13 «Борьба за наследие» известных отечественных поэтов
Биография
«Весь человеческий опыт — есть повторенье ошибок».
«Мудрость этого года вполне может оказаться глупостью в следующем».
Эти цитаты из произведений Роберта Рождественского, написанные в середине 20-го века, — ясная и суровая иллюстрация того, что происходит в веке 21-м. Поэт если и не провидец, то совершенно точно — обладатель уникального сочинительского дара, автор потрясающих по чистоте и глубине проникновения в душу стихов.
Соратники считали его «самым советским», поскольку власть к нему благоволила. Рождественский всегда оставался талантливым и умным человеком, а таких, как писал литературный критик и прозаик Кирилл Ковальджи, на Руси хватало. Говоря о Роберте Ивановиче, к этим характеристикам смело можно добавлять эпитеты «добрый» и «порядочный».
Детство и юность
Будущий поэт Роберт Иванович Рождественский, чьё имя в Советском Союзе было известно всем и каждому, появился на свет в алтайской деревушке Косихе в июне 1932 года. При рождении мальчика назвали иначе — Роберт Станиславович Петкевич. Его родной отец Станислав Петкевич по национальности поляк, офицер НКВД. Мама Вера Фёдорова до войны работала директором местной школы и параллельно училась в медицинском вузе.
Своё имя, нетипичное для сибирской деревни, Петкевич-младший получил в честь революционера Роберта Эйхе. Когда ребенку исполнилось 5 лет, родители развелись. Вскоре началась война. В её вихре закружило и Станислава Петкевича, призванного в ряды Красной армии, и Веру, мобилизованную как медик на фронт.
Отец Роберта погиб в 1945-м в Латвии, где и похоронен в братской могиле. Именно ему посвящён первый стих под названием «С винтовкой мoй папа уходит в поход…», написанный Рождественским еще в детстве. Произведение опубликовано в газете «Омская правда» в июле 1941 года.
После мобилизации родителей Роберт остался с бабушкой. В 1943 году она умерла, и мама определила сына в детский дом. Забрать его женщина смогла после окончания войны в 1945-м. За Робертом Вера Павловна приехала с новым супругом, однополчанином Иваном Рождественским.
Роберт получил отчество и фамилию отчима, сумевшего заменить мальчику родного отца. Вскоре у него появился единоутробный брат Иван Рождественский. Семья по окончании войны некоторое время жила в Кенигсберге, но потом перебралась в Ленинград. В 1948 году снова переезд — в Петрозаводск.
Стихи и творчество
Творческая биография Роберта Рождественского началась с публикации нескольких его «взрослых» стихов в Петрозаводском журнале «На рубеже» в 1950-м. Тогда поэту исполнилось 18. В этом же году он делает попытку поступить в Московский литературный институт, но она оказалась неудачной.
«Решил махнуть рукой на поэзию. Поступил учиться в университет города Петрозаводска. Почти с головой ушёл в спорт. “Достукался” до первых разрядов по волейболу и баскетболу. Ездил на всяческие соревнования, полностью ощутил азарт и накал спортивной борьбы. Это мне нравилось. И казалось, что всё идёт прекрасно, но… Махнуть рукой на стихи не удалось».
На следующий год юноша вновь штурмует вожделенный вуз, на этот раз удачно. В 1956 году Роберт Рождественский окончил литинститут. Еще в молодости, за год до получения диплома, у поэта набрался такой объём произведений, что он смог издать дебютный сборник стихов под названием «Флаги весны». Книга напечатана в издательстве Карелии.
Спустя год тут же появилась поэма Рождественского «Моя любовь». В том же 1955-м написана первая песня Роберта Ивановича «Твоё окно». Это случилось после знакомства поэта с музыкантом Александром Флярковским. Молодые люди встретились на Алтае, где проходили практику.
Впоследствии творческое наследие Рождественского как поэта-песенника пополнилось множеством сочинений, большинство из которых стали известными и любимыми в СССР. Роберт Иванович вошёл в историю советской и российской литературы вместе с несколькими талантливыми современниками-шестидесятниками, среди которых Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко.
Произведения первой половины его жизни были исполнены гражданского пафоса и броских манифестов. Но со временем поэзия Рождественского становится всё более лиричной. На смену революционным призывам приходит любовная тематика (» Монолог женщины», «Любовь настала», «Будь, пожалуйста, послабее»). Роберт Иванович умел видеть в обыденных, привычных событиях философскую составляющую, подмечал то, что большинством не осознается. Но ведь есть в жизни главное, к чему стремится человек.
Об этом, например, говорится в стихотворениях «Ежедневное чудо — не чудо», «За датою — дата», «Остается загадкою современная женщина». Поэмой «Реквием» автор особенно дорожил. На ее создание подтолкнула в том числе и фотография, постоянно хранившаяся на рабочем столе. На ней изображены 6 молодых братьев матери, пятеро из которых погибли в боях Великой Отечественной. Никого из них Рождественский не помнил.
«Кем бы они стали? Инженерами? Моряками? Поэтами? Не знаю. Они успели только стать солдатами. И погибнуть. Я писал и для этих шестерых. Писал и чувствовал свой долг перед ними. И ещё что-то: может быть, вину. Хотя, конечно, виноваты мы только в том, что поздно родились и не успели участвовать в войне. А значит, должны жить. Должны. За себя и за них».
Если взглянуть на творчество Роберта Ивановича в целом, то тем, которых бы он не коснулся, не существует. Здесь и межличностные отношения («Байкальская баллада»), и трудности повседневной жизни («Зал ожидания»), и радость бытия («Человеку надо мало»), и освоение космоса («Вопрос»). Во многом поэзия Рождественского перекликается с творчеством Владимира Маяковского.
В большом количестве его стихотворений столько же энергии и боевого пафоса. Особенно это касается строк о войне, ставших песнями. «Баллада о бессмертии», «Даль великая», «Если мы войну забудем», «Мгновения» (из кинофильма «Семнадцать мгновений весны») — эти песни в исполнении Иосифа Кобзона проникают в душу, взывая к лучшим патриотическим порывам. Песни на стихи Роберта Рождественского любимы не только за пафос, но и за душевность. Примеров — великое множество.
Это «Вся жизнь впереди» в исполнении ВИА «Самоцветы», «Мои года» Вахтанга Кикабидзе, «Эхо любви» Анны Герман и Льва Лещенко, «Сладка ягода», которую в разное время исполняли Валентина Толкунова и Людмила Сенчина, «Притяжение земли», проникновенно спетая Львом Лещенко, «Позвони мне, позвони» Ирины Муравьёвой из фильма «Карнавал». «Баллада о красках», посвященная тем, кому повезло вернуться с фронта живым и невредимым, пронизана грустью, надеждой и верой в лучший исход.
Песни на слова Роберта Рождественского пели и продолжают петь едва ли не все звёзды советской и российской эстрады. То же можно сказать и о композиторах. Легче назвать тех, кто не писал музыку к песням Роберта Рождественского. Среди самых известных Арно Бабаджанян и Марк Фрадкин, Давид Тухманов и Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев и Александра Пахмутова, Максим Дунаевский, Раймонд Паулс и десятки других. В 1979 году Роберт Иванович Рождественский был награждён Государственной премией СССР. Он активный общественный деятель.
Именно Рождественский возглавил комиссию по литературному наследию Осипа Мандельштама и позаботился о скорейшей реабилитации поэта. Он возглавлял и комиссии по литературному наследию Марины Цветаевой (добился открытия её музея в столице) и Владимира Высоцкого. Поэт — составитель первой книги стихов Высоцкого, которая издана в СССР.
В 1993 году Роберт Рождественский подписал нашумевшее «Письмо сорока двух», под которым стоят подписи Алеся Адамовича, Беллы Ахмадулиной, Даниила Гранина, Юрия Нагибина и других представителей либеральной интеллигенции России.
Личная жизнь
Личная жизнь Роберта Рождественского связана с одной женщиной, любовь к которой он пронёс через всю жизнь — с Аллой Борисовной Киреевой, литературным критиком и художником по профессии. В первую очередь поэт посвящал стихи о любви своей второй половинке.
У супругов выросли две дочери — Екатерина и Ксения. Первая, родившаяся в 1957 году, — переводчица, писатель и знаменитый фотохудожник, бывшая жена владельца холдинга «Семь дней» и руководитель редакции одноименного журнала, мать троих детей. Младшая стала журналисткой, сотрудничала с «Известиями», «Новой газетой», «Ведомостями», электронными СМИ. Сейчас, согласно информации ряда интернет-порталов, работает редактором крупнейшего российского киносайта Film.ru. Ксения — человек не публичный, о ее семье ничего не известно.
Смерть
В 1990-м врачи поставили Роберту Рождественскому страшный диагноз — рак (злокачественная опухоль головного мозга). Однако удачно сделанная во Франции операция продлила жизнь поэту на 4 года. Он не просто жил, но и продолжал творить.
Не стало Роберта Ивановича в августе 1994 года. Причина смерти — инфаркт. Похоронили автора строк, цитируемых и поныне, неподалёку от любимого Переделкино, в литературном некрополе. В память о знаменитом жителе одной из улиц поселка присвоено имя Рождественского.
Библиография
- 1955 — «Флаги весны»
- 1966 — «Сын Веры»
- 1971 — «Горячий Север»
- 1975 — «Огромное небо»
- 1981 — «210 шагов»
- 1986 — «За того парня»
- 1991 — «Бессонница»
- 1992 — «Пересечение»
- 1994 — «Последние стихи»
- 2007 — «Удостоверение личности»
- 2013 — «Рождественский Р. И. И будет вечной связь…»
Первое стихотворение в «Омской правде»
Роберт Петкевич родился 20 июня 1932 года в деревне Косиха Западно-Сибирского края (сейчас – Алтайский край). Его отец Станислав Петкевич работал в НКВД, а мать Вера Федорова учила детей в сельской школе, а затем стала ее директором.
В 1934 году Петкевичи переехали в Омск, здесь Федорова поступила в Омский медицинский институт. В 1937 году родители будущего поэта развелись, а в 1941 году ушли на войну: отец был командиром саперного батальона, а мать – военным врачом. Роберт Петкевич остался с бабушкой Надеждой Федоровой. В 9 лет, в 1941 году, он написал свое первое произведение «С винтовкой мой папа уходит в поход…». Стихотворение опубликовали в газете «Омская правда».
«Я написал тогда стихи, в которых, – помню, – последними словами ругал фашистов и давал самую торжественную клятву поскорее вырасти. Стихи были неожиданно напечатаны в областной газете (их туда отвез наш воспитатель). Свой первый гонорар (что-то около тринадцати рублей) я торжественно принес первого сентября в школу и отдал в фонд Обороны. (Наверное, это тоже повлияло на благоприятный исход войны). Клятву насчет вырасти было выполнить довольно сложно. Вырасталось медленно»
С детства Петкевич любил литературу и музыку, много читал. В 1943 году умерла его бабушка, в феврале 1945 года в боях в Латвийской ССР погиб отец. Роберт Петкевич все это время жил в детском доме. Через несколько месяцев после окончания войны Вера Федорова вышла замуж повторно — за однополчанина, офицера Ивана Рождественского. Петкевича забрали из детского дома, а вскоре отчим усыновил его, дал свою фамилию. Семья часто переезжала, они жили в Кенигсберге, Каунасе, Таганроге, Петрозаводске и Ленинграде. Роберт Рождественский учился в разных школах, а в свободное время писал стихи и ходил на литературные вечера.
Студент Литературного института
Еще в школе Рождественский решил, что хочет стать поэтом и поступить в Литературный институт имени А.М. Горького в Москве. В конце 1940-х в петрозаводском журнале «На рубеже» стали выходить его первые взрослые стихотворения, посвященные природе. Нина Сипкина, которая изучала творчество Рождественского, писала: «Пейзажная лирика <…> становится для поэта формированием идеалов и жизненных ценностей, основой утверждения природы как своего миропонимания и мирознания, основой творческой мысли».
В 1950 году юный поэт закончил школу и поехал в Москву – поступать в Литературный институт. С собой он взял несколько стихотворений, которые и показал на вступительных испытаниях приемной комиссии. Произведения получили невысокие оценки, и в Литинститут Рождественский не поступил.
«Отказали. Причина: «творческая несостоятельность». Между прочим, правильно сделали. Недавно я смог посмотреть эти стихи в архивах Литинститута. Ужас! Тихий ужас!»
Этот год молодой поэт проучился в Петрозаводске на историко-филологическом факультете местного университета, занимался спортом – получил первый разряд по волейболу и баскетболу, часто ездил на соревнования. В следующем 1951 году Рождественский вновь сдавал экзамены в Литинститут и в этот раз стал студентом. В то же время здесь учились Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Рождественский подружился с ними. Сокурсники часто собирались вместе, обсуждали современную поэзию и творчество друг друга. Их часто отправляли в путешествия по СССР, на практику в разные части страны. Однажды Рождественский даже побывал на Северном полюсе, на советской дрейфующей станции, которая была расположена прямо на льдинах. Эта поездка произвела на поэта огромное впечатление – несколько лет спустя он выпустил книгу стихов «Дрейфующий проспект».
«Станция состояла из девяти домиков. Стояли они на льдине, образуя улицу – четыре с одной стороны, пять – с другой. Я помню общее собрание полярников, – очень бурное и длинное: на нём самой северной улице в мире давалось имя. <…> Какой-то остряк-лётчик привез из Москвы номера, которые вешаются на домах в столице. <…> Номера были торжественно прибиты к домикам и на каждом из них мы написали название улицы: «Дрейфующий проспект»
«Хочу написать настоящие стихи»
В 1952 году стихотворения Роберта Рождественского начали печатать в центральных газетах Москвы – сначала в «Смене», а затем и в других изданиях. В это время он много писал. В 1955 году поэт издал первую книгу под названием «Флаги весны». Она вышла в издательстве «Карелия» в Петрозаводске. В том же году Рождественский познакомился со студентом консерватории Александром Флярковским. Они встретились на Алтае, где проходили учебную практику. Флярковский написал музыку на стихи Рождественского – так появилась первая песня поэта «Твоё окно».
В следующем 1956 году Рождественский закончил Литературный институт. Он много публиковался: в Карелии вышла поэма «Моя любовь», а в Москве – второй сборник «Испытание». Поэт стремился к изображению реальной жизни, советской повседневности, не приукрашивая ее. В своей автобиографии он писал: «А ещё очень хочу написать настоящие стихи. Главные. Те, о которых думаю всё время. Я постараюсь их написать. Если не смогу, – будет очень обидно».
В 1962 году вышла следующая книга поэта – «Необитаемые острова». В этом же году он закончил поэму «Реквием». Литературный критик Анатолий Бочаров писал: «Реквием» Рождественского, потрясает каждого, кто прочитал его. Есть в «Реквиеме» то общечеловеческое горе, которое не может не захлестнуть, едва вы начнете читать эти строки о героях». Поэт посвятил произведение всем участникам войны. В посвящении он написал: «Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны». В поэме он призывает никогда не забывать о войне и ее героях, в том числе простых солдатах:
Произведения Рождественского с незамысловатыми, близкими людям темами были популярны у советских читателей. За простоту языка и четкость образов его поэзию называли «ясной». Литературный критик Лев Аннинский писал: «Звенящий, светлый, кристально-ясный мир Роберта Рождественского – естественное проявление его личности, его души, его судьбы. <…> В этом мире все можно взять в руки, ощупать».
В 1963 году Роберта Рождественского пригласили на встречу Никиты Хрущева с представителями творческой интеллигенции. На ней поэт прочитал стихотворение «Да, мальчики» – ответ на произведение Николая Грибачева «Нет, мальчики!». В нем Грибачев писал:
Рождественский посчитал произведение выпадом в сторону своего поколения. В поэтическом ответе он оправдывает своих сверстников, которые развивают науку, поднимают большие стройки и осваивают космос.
Хрущев посчитал это противостоянием коммунистической партии. В стенограмме встречи было указано: «В выступлении товарища Рождественского сквозила мысль о том, что будто бы только группа молодых литераторов выражает настроения всей нашей молодежи, что они являются наставниками молодежи. Это совсем не так. Наша советская молодежь воспитана партией, она идет за партией, видит в ней своего воспитателя и вождя».
Рождественского перестали приглашать на творческие встречи, его стихотворения не публиковали полтора года – до того момента, как Хрущева сместили с поста генерального секретаря партии. Все это время поэт провел в Киргизии — переводил произведения местных писателей на русский язык.
В конце 1964 года Рождественский вернулся в Москву. Его произведения вновь начали печатать в советских журналах и газетах. Спустя год вышла его книга «Радиус действия», в которую вошла поэма «Письмо в XXX век». О ней литературный критик Лев Аннинский писал: «Мысль о венце развития, о конечном счастье, о великой цели, которая оправдает все наши труды и жертвы – вот главная идея поэмы Рождественского». Поэт вновь стал популярен, а в 1966 году он даже стал первым лауреатом международного конкурса «Золотой венец», который проходил в Македонии.
Поэт-песенник
В 1966 году вышел фильм Эдмонда Кеосаяна«Неуловимые мстители», для которого Роберт Рождественский совместно с композитором Борисом Мокроусовым создал композиции «Бьют свинцовые ливни», «Выглянул месяц…» и другие. Фильм посмотрело 54 миллиона человек, а песни на стихи Рождественского «ушли в народ». После успеха «Неуловимых мстителей» поэт написал стихи для песен из продолжения трилогии – картин «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые».
В конце 1960-х Рождественский познакомился и подружился с Муслимом Магомаевым, который не только пел песни на стихи поэта, но и писал для них музыку. В 1979 году певец исполнил «Балладу о маленьком человеке». Стихотворение о судьбе «маленьких» людей на войне Рождественский написал еще в 1969 году:
В 1973 году это стихотворение прочитал Валентин Карманов в фильме «Возврата нет», а спустя шесть лет музыку для «Баллады о маленьком человеке» и написал Муслим Магомаев. Всего он исполнил более двадцати песен на стихи поэта. Среди них – «Торжественная песня», «Ноктюрн», «Загадай желание». Кроме Магомаева, с песнями Рождественского выступали Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова и другие советские звезды.
«Мне кажется, я взял чужой билет»
В 1970-х Рождественский был одним из самых популярных советских поэтов. В это время он начал вести телепрограмму «Документальный экран». Екатерина Рождественская, дочь поэта, вспоминала: «Рассказывал о документальных фильмах, их тогда было очень много, читал стихи. Передача была интересная, необычная, хотя бы тем, что ведущий не читал по бумажке, а говорил своими словами». Поэта стали узнавать на улицах, ему домой приходили письма от поклонников.
«Он считал, что не заслужил такой популярности, такого успеха. Он думал, что эта популярность – ошибка. Неуверенность в себе была огромной. «Мне кажется, я взял чужой билет», – писал он. Многие хотели, чтобы им досталось как можно больше славы, а Роберт… Он не понимал, что творится вокруг него, и как-то этого даже побаивался. Когда он оказывался в толпе, он прикрывал свое узнаваемое лицо рукой, как бы пытаясь спрятаться от любопытных взглядов»
Рождественский много путешествовал по СССР, устраивал творческие вечера и встречи и несколько раз выезжал за границу. В 1979 году его пригласили в жюри Каннского кинофестиваля. Спустя год поэт вместе с композитором Давидом Тухмановым создал официальный «Олимпийский гимн», который звучал на церемонии открытия летних Олимпийских игр в Москве. Поэт перевел оригинальную греческую песню на русский язык.
Вместе с композицией «До свидания, Москва», которая прозвучала на церемонии закрытия, песня стала символом игр 1980 года. В 2014 году на зимней олимпиаде в Сочи ее исполнила Анна Нетребко.
Личная жизнь: «Я не знаю никого, кто был так счастлив в браке»
Многие стихотворения Роберт Рождественский посвящал своей жене – литературному критику Алле Киреевой. Они познакомился в Литературном институте в 1953 году, где вместе тогда учились. В браке Рождественский и Киреева прожили больше сорока лет. Жена поэта вспоминала: «Вот, мы учились на одном курсе, а потом, в один прекрасный день, что-то случилось. Сразу и на всю жизнь».
В 1982 году Роберт Рождественский написал поэму о судьбе современной женщины, которую назвал «Ожидание» («Монолог женщине») и посвятил Киреевой:
В браке у поэта родилось двое детей: дочери Ксения и Екатерина Рождественские. Одна из них стала журналисткой, а вторая — поэтом.
«Я не знаю никого, кто был так счастлив в браке, в любви, в понимании друг друга, как мы с Робертом. И когда рассказывают миф о двух половинках, я подозреваю, что это о нас. И когда говорят, что браки совершаются на небесах, я верю в это»
«Борьба за наследие» известных отечественных поэтов
В 1980-х Роберт Рождественский не оставил литературу и издал 13 книг стихов, среди которых «Мои года» и «За того парня». В то же время он занялся публицистикой, печатался в журналах и газетах, а в 1980 году составил и издал первый сборник стихотворений Владимира Высоцкого.
«Началась активная переписка с Мариной Влади, все время приходили какие-то письма, документы, папки. В кабинете на полу и на кровати лежали стопочками стихи Высоцкого – в такой последовательности они должны будут идти в сборнике, и папа тасовал их, как карты, читая стихи и прислушиваясь, как все-таки лучше их расположить. Иногда застопоривался, не шло. «Вот поются они, да, а не читаются, под музыку да, гениально, без мелодии – не читаются у меня!» Долго не мог придумать название. «Нерв», – сказала мама. Переживал, волновался, чувствовал, что в ответе. Тем не менее «Нерв» вышел, и Высоцкий там впервые поэт, а не бард»
После перестройки Рождественский готовил к публикации ранее неизданные произведения отечественных писателей. Сначала он был председателем Комиссии по литературному наследию Осипа Мандельштама и добился реабилитации поэта, а затем возглавил Комиссию по литературному наследию Марины Цветаевой. Поэт Лев Озеров писал о ее работе: «Наши с Робертом Ивановичем цели, задачи, планы были просты и ясны: добиться издания однотомника, потом двухтомника, потом массового издания. Мы совместно разрабатывали стратегию и тактику борьбы (неточное, но привычное слово) за цветаевское наследие». В Москве Рождественский помог открыть дом-музей Цветаевой.
В 1990 году поэт тяжело заболел. В стихотворении «Неотправленное письмо хирургу» он так написал о своей хвори:
В 1990-х поэт почти все время проводил в своем доме в Переделкине – работал над последней книгой стихов. Он умер 19 августа 1994 года. Рождественского похоронили на Переделкинском кладбище. Сборник под названием «Последние стихи» вышел в 1994 году уже после его смерти.
25 лет назад, 19 августа 1994 г. ушел из жизни знаменитый советский поэт-шестидесятник Роберт Рождественский. Через всю свою жизнь он пронес любовь к одной женщине, которой посвятил десятки своих стихотворений, – своей жене, Алле Киреевой. Когда у поэта диагностировали опухоль мозга, она не опустила рук и смогла продлить ему жизнь на 4 года. Они прожили в браке 41 год, но сама она позже называла это и своим счастьем, и горем одновременно.
Роберт Рождественский с матерью, Верой Федоровой | Фото: bulvar.com.ua
Поэт Роберт Рождественский | Фото: 24smi.org
С первой попытки Рождественскому не удалось поступить в Литературный институт в Москве – его не приняли «за неспособность», и чтобы не терять времени, он подал документы в Карельский университет на филологический факультет. Отучившись там год, Роберт перевелся в Литинститут. Там он и познакомился с Аллой Киреевой, которая была его однокурсницей. Поэт покорил ее тем, что был очень добрым, застенчивым, искренним и надежным. О начале их романа Алла говорила очень коротко: «В один прекрасный день что-то случилось. Сразу и на всю жизнь».
Алла Киреева и Роберт Рождественский, 1960-е гг. | Фото: bulvar.com.ua
Поэт Роберт Рождественский | Фото: 24smi.org
Поэт с семьей | Фото: 24smi.org
Еще во время учебы в Литинституте Рождественский выпустил свой первый поэтический сборник. В 1960-х гг. он стал знаменитостью, его книги разлетались 100-тысячными тиражами. Алла Киреева говорила: «Все было просто: его поэзия, как и творчество других шестидесятников, оказалась созвучна времени, и слава пришла к ним сама». Песни на его стихи знала вся страна – «Вся жизнь впереди» ВИА «Самоцветы», «Мои года» Вахтанга Кикабидзе, «Эхо любви» Анны Герман, «Позвони мне, позвони» Ирины Муравьевой из фильма «Карнавал» и др. Конечно, у поэта появилось множество поклонниц, которые искали с ним встреч. Но сам он этому не только не был рад, но даже стеснялся своей славы – ходил по улицам, прикрывая лицо рукой, чтобы его никто не узнавал. Тем не менее жена очень ревновала его к поклонницам. Алла Киреева признавалась: «Ревновала не к славе, а к девкам, которые со всех сторон на него вешались и во все стороны тянули. Мне все казалось: сейчас какая-то худенькая – а я всегда полная была! – из-за угла выйдет и уведет». Впрочем, поводов для ревности муж ей не давал.
Роберт Рождественский читает стихи со сцены | Фото: 24smi.org
Римма Казакова, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина и Роберт Рождественский | Фото: 24smi.orgРеклама
Поэт с детьми | Фото: 24smi.org
Поэт Роберт Рождественский | Фото: 24smi.org
Алла и Роберт со старшей дочерью Катей, 1963 | Фото: bulvar.com.ua
Они провели вместе 41 год, но Алла Киреева не идеализировала это время, хотя и говорила, что им наверняка завидовали окружающие. Она признавалась: «Ну, было всякое – и трудности, и обиды, и гулянки какие-то, иногда экстремальные, но все это по сравнению с той любовью, которая в нашем доме жила, никакого значения не имело… Теперь, когда Роберта нет на земле, я корю себя за то, что мы так мало говорили, но мы ведь понимали друг друга и без слов. С ним было замечательно молчать… Я не хочу сказать, что мы были святыми: случались в жизни мелкие искушения, мы же оставались живыми людьми… Я была слепа, не видела, что Роберту нужна была я – со всеми своими проблемами и комплексами. И только я. А мне казалось, что за каждым углом – соперница. Роберт был не только однолюбом, но и очень верным человеком, рыцарем. Каждый день я слышала: «Алка, я тебя люблю!».
Поэт Роберт Рождественский | Фото: 24smi.org, bulvar.com.ua
Поэт Роберт Рождественский | Фото: 24smi.org
Через несколько месяцев после смерти мужа Алла Киреева нашла на столе телеграмму… от него! Когда она прочитала текст: «Добрался нормально. Здесь совсем неплохо. Не волнуйтесь. Скучаю», это стало для нее настоящим шоком. Оказалось, что это была телеграмма 1960-х гг.
Поэт с семьей | Фото: liveinternet.ru, mamsy.ru
Алла Киреева была известным литературным критиком, автором 3-х книг, но после смерти мужа перестала писать. Ее новым увлечением стала живопись, в которой она находила отдушину. Она продолжала называть себя женой, а не вдовой Рождественского и даже не думала о том, чтобы построить новую семью. «Роберт уникален! У нас были потрясающие отношения… С одной стороны, это счастье, что в моей жизни был такой мужчина, с другой – горе, потому что без него мне уже ничего не надо», – признавалась она. В мае 2015 г. Алла Киреева ушла из жизни в возрасте 82 лет.
Поэт с женой, Аллой Киреевой | Фото: 24smi.org
Алла Киреева | Фото: bulvar.com.ua
Личная жизнь Александра Пташенчука
«Ноктюрн» Роберта Рождественского: гимн любви, пронесённой через всю жизнь
Только ты, пожалуйста, живи…Литературный критик Алла Киреева и один из самых известных советских поэтов Роберт Рождественский прожили вместе 41 год. И практически все его стихи о любви посвящены ей – «любимой Алёнушке». В том числе и стихотворение «Ноктюрн», которое было написано по просьбе Иосифа Кобзона и стало песней на музыку композитора Арно Бабаджаняна.
«Милая, родная Аленушка! Впервые за сорок лет посылаю тебе письмо со второго этажа нашей дачи на первый этаж. Значит, настало такое время. Я долго думал, чего бы тебе подарить к этому — (до сих пор не верю!) — общему юбилею. А потом увидел стоящий на полке трёхтомник и даже засмеялся от радости и благодарности к тебе. Целое утро делал закладки к тем стихам, которые (аж с 51-го года!) так или иначе имеют к тебе отношение… Ты — соавтор практически всего, что я написал…» А умирая, он очень просил: «Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи, счастливо живи всегда». «Ноктюрн» стихи Роберта Рождественского, музыка Арно Бабаджаняна в исполнении Муслима Магомаева
Ссылка на первоисточник
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
2Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/1530-robert-rozhdestvenskij.html
- https://www.culture.ru/persons/9852/robert-rozhdestvenskii
- https://vsegdavmeste.mirtesen.ru/blog/43578773780/40-let-vernosti-roberta-rozhdestvenskogo:-pochemu-supruga-poeta-