Содержание
- 1 АКТЕРСКАЯ ДИНАСТИЯ
- 2 НЕУДАЧНЫЕ БРАКИ
- 3 Биография
- 4 Театр
- 5 Фильмы
- 6 Личная жизнь
- 7 Алина Покровская сейчас
- 8 Фильмография
- 9 Биография, личная жизнь Алины Покровской
- 10 Отрывок, характеризующий Покровский, Алексей Николаевич
- 11 Щепкинское училище
- 12 Умерла Алла Покровская: ее любовь с Ефремовым развивалась непросто
- 13 Театр Армии
- 14 Театральные роли
- 15 Кинематография
- 16 Жизнь вне сцены
- 17 Счастливый брак
Больше полувека Алина Покровская отдала театру, однако широкую известность обрела благодаря кинематографу. Снявшись в фильме «Офицеры» с Георгием Юматовым и Василием Лановым, артистка покорила сердца зрителей. Увы, повторить успех картины ей больше не удалось. Это не сильно огорчало актрису: сцену она всегда уважала больше съемочной площадки.
29 февраля Алине Станиславовне исполняется 80. В ее жизни до сих пор присутствует творчество, но не любовь: минуло почти 10 лет, как артистка овдовела. В день рождения звезды театра вспоминаем ее нелегкую судьбу.
АКТЕРСКАЯ ДИНАСТИЯ
Алина Станиславовна появилась на свет в Донецке в семье, напрямую связанной с искусством: ее мама Александра Коваленко прославилась как актриса и певица, а папа служил работником сцены. Когда родители расстались, девочке не исполнилось и года. Ее детство сложно было назвать счастливым и из-за тягот войны.
«Мне было всего полтора года, когда меня разлучили с мамой и отправили в эвакуацию с ее младшей сестрой — тетей Линой. Мы перебрались во Фрунзе и там два с половиной года жили. Потом Лина досрочно окончила медицинский институт и уехала на фронт, а меня отослали в Чимкент к маме. Я ее не узнала и какое-то время называла тетей. Потом все наладилось, мы переехали в Вологду, где мама выступала в филармонии», — делилась Покровская.
Вскоре в жизни Коваленко появился новый избранник, дирижер Валентин Александров. Отчим сумел заменить Алине папу. К тому же именно Александров привил ребенку любовь к прекрасному: ходил с ней на спектакли, в библиотеки и музеи.
«Я с детства мечтала о сцене, но долго стеснялась об этом говорить, — признавалась Покровская. — Я казалась себе неуклюжей, некрасивой, нескладной, на всех фотографиях — в последнем ряду».
Осуществить заветное желание она смогла с переездом в Москву: Александру Коваленко пригласил в ансамбль сам Исаак Дунаевский. Вскоре Алина выучила весь репертуар артистов, и как-то раз Дунаевский застал ее за примеркой сценического костюма. Мэтр поинтересовался, умеет ли ребенок танцевать — в труппе заболела балерина, исполнявшая партию маленькой девочки. Этот случай проложил Алине Покровской дорогу на сцену и дал необходимый опыт, чтобы в дальнейшем продолжить актерскую династию.
не пропуститеЗвездами рождаются: 10 самых влиятельных династий шоу-бизнеса
По окончании школы девушка с первого раза поступила в Щепкинское училище. В 1962-м она устроилась в Театр Советской армии, которому в итоге посвятила всю жизнь. Актриса блистала в «Дяде Ване» и «Душе солдата», «Даме с камелиями» и «Британике». Она получала главные роли в ключевых постановках и вскоре стала местной звездой.
Кинокарьера Алины Станиславовны началась с картин «Государственный преступник» и «Урок литературы». После этих работ на артистку обратил внимание режиссер Владимир Роговой. На роль Любы в его «Офицерах» претендовали Лариса Лужина, Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, однако в итоге честь воплотить на экране героиню выпала Покровской. Это был звездный час актрисы: после премьеры ее называли «русской Гретой Гарбо».
не пропустите48 лет спустя: как сложились судьбы актеров из фильма «Офицеры»
Как ни странно, но картина Рогового так и осталась единственным громким успехом Алины Станиславовны на экране. К сожалению, роман с кино у артистки не сложился. «Компания в «Офицерах» была славная: Георгий Юматов, Вася Лановой. А сейчас приходишь на съемки, все начинают тебя сразу оценивать, а ты думаешь: «Ой, быстрее бы домой, в смысле, в родной театр». В кино я не чувствую себя свободной, — отмечала актриса. — Мне нужен зритель, глаза, дыхание зала, его энергетика».
Сделав выбор в пользу театра, Алина Покровская все же засветилась еще в нескольких фильмах: «Нежданный гость», «Трое в лодке, не считая собаки», «Слабости сильной женщины». Кроме того, артистка рано начала работать на радио, а ее голос до сих пор востребован в дубляже. Так, звезда участвовала в озвучивании «Унесенных ветром».
НЕУДАЧНЫЕ БРАКИ
Биография
Алина Станиславовна родилась в Донецке, за год до начала Великой Отечественной войны, 29 февраля, в семье известной в то время артистки Александры Коваленко и молодого работника сцены Станислава Новака. Малышке не исполнилось еще и года, когда ее родители расстались, а мама с артистической бригадой вынуждена была отправиться на фронт.
Маленькую Алину послали с младшей сестрой матери в тыл, а через два года девочка вновь соединилась с мамой, и они поехали вглубь Сибири с музыкальными концертами. После войны Александру Коваленко пригласили в ансамбль Утесова, с которым она проработала большую часть своей певческой карьеры.
В этот момент в судьбе певицы появляется второй муж Валентин Александров, который стал для маленькой Алины настоящим отцом. С двумя высшими музыкальными образованиями отчим привил девочке любовь к прекрасному. Вместе с ней они посещали театральные спектакли, библиотеки и художественные музеи.
После окончания десятого класса девушка прошла сразу в два вуза: школу-студию МХАТ и Щепкинское училище. Немного подумав, Алина принимает решение поступать во второе учебное заведение на курс к мастеру Леониду Андреевичу Волкову.
Театр
В 1962 году после блестящего окончания Высшего училища невысокая миниатюрная актриса (рост Покровской составлял 167 см) поступает на службу в театр Советской Армии, которому она отдала всю свою жизнь. Блестящим дебютом молодой артистки стала постановка «Душа солдата», затем она появилась в «Дяде Ване» и «А зори здесь тихие».
Фильмы
В кино Алина Станиславовна Покровская стала сниматься с 1964 года. Первыми картинами с ее участием стали «Государственный преступник» и «Урок литературы». Молодую талантливую актрису заметил режиссер Владимир Роговой, который и пригласил ее на главную роль в свою киноэпопею «Офицеры». Настал звездный час в биографии Алины Покровской.
Вместе со знаменитыми артистами фильма Василием Лановым, Георгием Юматовым и Александром Воеводиным Покровская разделила сумасшедшую всесоюзную славу. Драма «Офицеры» вошла в сотню самых популярных фильмов советской эпохи. А Алину Покровскую, глядя на ее фото, поклонники называли русской Гретой Гарбо и Симоной Синьоре. Картина знаменита до сих пор: в 2016 году был проведен юбилейный концерт в честь 45-летия фильма, на котором с воспоминаниями выступали актеры, исполнители главных ролей.
Алина Станиславовна принимала участие также в работе на студии дубляжа. Одной из самых известных кинолент, в дубляже которой участвовала Покровская, стала картина «Унесенные ветром» с Вивьен Ли в главной роли.
Одним из своих достижений Покровская считает свою работу на радио. Начинала она вместе с Эдуардом Сагалаевым на радиостанции «Юность». Ее любимыми партнерами по студии стали Евгений Бабич и Эмиль Верник.
Личная жизнь
Алина Покровская была три раза замужем и только с последним супругом испытала настоящее счастье в личной жизни. Первым мужем актрисы стал преподаватель Алексей Николаевич Покровский из училища им. Щепкина, который вел один из предметов у юной Алины. Брак продлился недолго, в силу возраста артистки, но после развода она оставила на память фамилию Алексея Николаевича и никогда ее больше не меняла.
До сих пор Алину Покровскую путают с другой звездой экрана — Аллой Покровской, первой женой Олега Ефремова, матерью Михаила Ефремова. Но актрисы с юмором относятся к этой путанице.
Второй раз создать семью Алина пыталась совместно с актером Владимиром Борисовичем Сошальским, с которым они вместе выступали на одной сцене. Алина Станиславовна подошла к своему выбору очень серьезно: несмотря на то, что муж любил веселые гулянки и посиделки, она продержалась в отношениях с ним долгих десять лет. Владимир не стремился стать отцом, к моменту женитьбы на Покровский у него уже была дочь, тогда как Алина очень хотела ребенка.
Алина Покровская сейчас
Сейчас Алина Покровская проживает одна в своей квартире в центре Москвы напротив родного театра. Актриса по-прежнему в форме. Одной из ее последних работ стала роль Евгении Петровны Костромитиной в пьесе «Одноклассники».
Фильмография
- «Банкир» — (1964)
- «Государственный преступник» — (1964)
- «Офицеры» — (1971)
- «Нежданный гость» — (1972)
- «Истоки» — (1974)
- «Барабанщица» — (1975)
- «Доброта» — (1977)
- «Трое в лодке, не считая собаки» — (1979)
- «Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия» — (1989)
- «Кодекс бесчестия» — (1993)
- «Умирает душа» — (1997)
- «Слабости сильной женщины» — (2008)
Алина Покровская, биография, личная жизнь и фото которой будут представлены в статье, воплотила на экране идеал жены военного. Фильм «Офицеры» стал для нее звездным, хотя, по словам самой актрисы, роман с кино у нее так и не сложился. Она полностью театральная актриса, для вдохновения которой нужны глаза зрителя, его дыхание, энергетика…
Покровская относится к той категории актрис, дебют на сцене которых произошел в раннем детстве. Пригласил ее на сцену тогда не кто-нибудь, а сам композитор Исаак Дунаевский. Девочка выступила с танцевальной композицией «Встреча» вместо заболевшей балерины.
Биография, личная жизнь Алины Покровской
Алина Станиславовна родом из Донецка, год рождения 1940, 29 февраля. Как и многие дети войны, она попала в эвакуацию, но не с матерью, а со своей тетей, младшей сестрой матери. Та же, окончив медицинский институт, ушла на фронт. Маленькую Алину отправили к матери.
В послевоенное время они жили в Вологде, где Александра Коваленко (мама актрисы) выступала в филармонии, а затем переехали в Москву, где ее заметил композитор Исаак Дунаевский и позвал в свой ансамбль.
Читайте также: «Любовь бывает долгою, а жизнь ещё длинней». Звёзды, которые так и не женились/вышли замуж после смерти своей пары
Отрывок, характеризующий Покровский, Алексей Николаевич
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки. Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона. – Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него. Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон. – Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Щепкинское училище
Пример отчима и матери не мог не повлиять на участь будущей актрисы.
Окончив среднюю школу, Алина Покровская, биография и личная жизнь которой до сих пор составляют интерес для соотечественников, с первой же попытки поступила сразу в два вуза. Это была Школа-студия МХАТа и Щепкинское училище.
В последнем преподавал Леонид Андреевич Волков — известнейший педагог того времени. Упустить такой шанс она не могла. Помимо Волкова, Алине Станиславовне повезло и на других педагогов: Валентина Сперантова, Александра Грузинского, Алексея Покровского, Михаила Гладкова.
Умерла Алла Покровская: ее любовь с Ефремовым развивалась непросто
Она родилась в семье оперного режиссёра, народного артиста СССР Бориса Покровского и режиссёра Центрального детского театра Анны Некрасовой. Не удивительно, что девочка с детства грезила театром. Однако родители были против. Тем не менее, пройдя через филологический факультет пединститута, юная Алла поступила на курс Виктора Станицына в Школу-студию МХАТ.
4 студенческих года упрочили любовь к театру, и после окончания вуза вчерашняя студентка попала в труппу самого громкого театра Москвы — «Современника», в котором проработала 45 лет бок о бок с Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Валентином Гафтом, Сергеем Гармашем и Мариной Нееловой.
Играла много, ее актерская индивидуальность сразу запомнилась зрителям: стройная, точеная как балерина ( кстати, всегда великолепно двигалась), с большими глазами. А в них — и ум, и шарм, и как будто сомнения — а права ли я? Театр любил эту актрису, а вот кино — проморгало в погоне за яркими артистками на роли сложных, со странностями ( часто надуманными) героинь второй половины ХХ века.
И тогда судьба снова привела Аллу Покровскую в родную Школу-студию МХАТ — только на этот раз в качестве педагога, и она стала Аллой Борисовной. Любовь к собственному ремеслу и вера в талантливых студентов помогла навеки внести имя Аллы Борисовны Покровской в зал славы русского театра, его уникальной психологической школы.
Великое поколение уходит с невозможной скоростью, и не сразу осознаешь размер бедствия, масштаб личности. Поэтому так ценны воспоминания о героях уже, к сожалению, того времени.
Алла Покровская с сыном Михаилом Ефремовым.
Нина Гуляева, старейшая актриса МХТ им. Чехова, долгие годы дружила с Аллой Покровской и согласилась рассказать нам об удивительной истории знакомства с ней.
– Аллочка была замечательной актрисой и прекрасным педагогом. Ее очень ценили, любили студенты — могли говорить о ней взахлеб. Потому что она преподавала им русскую духовную школу Станиславского и учила именно нашему ремеслу — психологическому русскому театру. И если кто-нибудь потом становился хорошим артистом, то только благодаря заложенным в них частицам труда Аллочки Покровской. Выучили заветы и традиции этой школы, ее студенты, наделенные талантом, становились известными, звездами. Не потому что они в кино снимаются, а потому что они способным понять и разделить эти ценности.
– Вы играли с ней на сцене?
– Нет, не привелось мне, к сожалению, такого счастья. Но мы с ней очень плотно дружили. Причем предшествовала этой дружбе интересная история.
Читайте также: Актер Фадеев Алексей Евгеньевич: биография, личная жизнь, фильмография
– Романтическая?
– Более чем. Я была уже замужем и играла во МХАТе им. Чехова, а она только поступила в школу-студию. Да еще и на один курс со Славой Невинным, и у них с первого же года вспыхнул роман! Любовь была такая, что все дело шло к свадьбе. Они встречались четыре года, но потом их развела судьба: Невинный ушел во МХАТ, а Алла попала к Ефремову в «Современник». Так закончился их студенческий роман. Потом уже Славе понравилась я, а Покровской понравился Олег Николаевич.
Но на тот момент у меня с Невинным ничего не было. У меня была своя семья. А с Покровской мы каждый день встречались по работе. Она частенько приходила к нам в театр. А потом Аллочка вышла замуж за Ефремова и родила Мишку. Я к тому моменту вышла замуж за Невинного и тоже родила сына — Славу. Что нам делить-то? Тут уже нет места женской ревности.
Фото: Владимир Чистяков
Она мне однажды сказала: «Вы с Вячеславом Михайловичем всю жизнь друг друга искали и в конце концов нашли». «А ты, – говорю ей я – всю жизнь искала Ефремова». «Только с одной стороны, – ответила она мне тогда. – Я искала, а он не мог остановиться. Но я благодарю судьбу за сына».
Ученики и коллеги Об Алле Покровской:
Евгений Писарев, художественный руководитель Театра им. Пушкина:
– Мне сейчас очень трудно рассказывать то, что, наверное, нужно рассказать об Алле Борисовне. У меня очень много с ней связано: я и был её учеником, и потом с её помощью стал преподавателем. А это очень сильно поменяло мою жизнь и мою судьбу. Да и вообще я никогда не расставался с ней, потому что мы вместе преподавали в Москве и в Америке. Я её запомнил улыбающейся, весёлой, активной, позитивной, интересующейся, даже спорящей. А в нашем театре, наверное, половина артистов – это ученики Аллы Борисовны. У них же в последние годы ушли все учителя: и Роман Козак, и Дмитрий Брусникин, а теперь ещё и Алла Покровская. И, конечно, это очень горько. Наверное, мы окончательно стали взрослыми.
Фото: Кирилл Искольдский
Григорий Заславский, ректор ГИТИСа:
— Она выдающийся театральный педагог, замечательная актриса и одна из очень важных персон второго поколения театра «Современник». А если говорить вообще о «Современнике», то это театр, в котором были не только звёзды, но были и актёры и актрисы труженики. На них держался репертуар, они часто играли роли, заменяя других актёров. Это не приносило им заслуженной славы. Она была, конечно, недооценённой актрисой «Современника», но великим театральным педагогом, потому что практически все, кто окончили школу-студию МХАТ за последние 30-40 лет — это всё ученики Аллы Борисовны.
Театр Армии
«Каждый человек — кузнец своего счастья» — эта поговорка полностью отражает биографию, личную жизнь Алины Покровской. Практически все коллеги отзываются о ней как о человеке совестливом, нежном, добром, заботливом. Нельзя не отметить уникальный голос актрисы, богатый нежными, ненавязчивыми обертонами. Алина Станиславовна, так же как и ее легендарная мама, обладает тонким музыкальным слухом, который в сочетании с глубоким, сочным голосом и вдумчивым прочтением текста позволяет исполнять душевные композиции.
Практически сразу после окончания Щепкинского училища Алину Покровскую (о биографии и личной жизни актрисы читайте в статье) позвали в три театра. Это был Театр драмы и комедии под руководством Плотникова, Театр Революции, возглавляемый Н. Охлопковым, и Центральный академический театр Российской Армии.
Алина Покровская выбрала последний, который тогда был на подъеме и славился неординарными постановками, замечательными режиссерами, среди которых был Андрей Попов. Сделав раз выбор, актриса осталась верной своему храму Мельпомены. Вот уже 55 лет она выходит на подмостки театра и отдает положительную энергию залу, взамен принимая ее от аудитории.
Читайте также: «Опер Волков» оставил семью ради студентки -первокурсницы
Театральные роли
Считается, что театральная судьба, биография и личная жизнь советской актрисы Алины Покровской сложились удачно. Это действительно так, особенно в том, что касается ролей. В театре ей действительно посчастливилось воплотить огромное количество образов. Еще ни одной столичной актрисе не удалось побить рекорд Алины Станиславовны.
Не важно, кого играла Покровская, будь это военно-патриотическая роль Жени Комельковой в спектакле «А зори здесь тихие» или Лариса в «Бесприданнице» по Островскому. Великолепная Елена Андреевна в чеховской пьесе «Дядя Ваня» или куртизанка Маргарита Готье в «Даме с камелиями» Александра Дюма-младшего — все ее образы отражали хотя бы небольшую, но ее частичку.
В биографии и личной жизни Алины Покровской было много переломных моментов, но ее театральные роли — это в основном современницы, женщины, судьбы которых отразили полный драматизма, перелома двадцатый век. В пьесе «Одноклассники» актриса играла мать воина-афганца, пришедшего с войны инвалидом.
Параллельно в пьесе «Волки и овцы» она сыграла Мурзавецкую (кто читал пьесу или видел спектакль, понимает, о чем речь). Чтобы одновременно сыграть такие противоречивые роли, необходимо обладать недюжинным талантом.
Актер Чеханков был убежден, что иметь такую потрясающую актрису — это счастье для театра. Зачастую Алине Станиславовне приходилось выходить на сцену двадцать пять раз в месяц, поистине театр держался на ней.
Кинематография
Дебют Алины Покровской на широком экране прошел незамеченным. Она снялась в роли второго плана, Галины, в фильме «Банкир» (1964). А вот вторая работа, Майя Саранцева-Чернышева в криминальном детективе «Государственный преступник» (1964), сделала актрису узнаваемой. На пик популярности Алину вознес культовый советский фильм «Офицеры» (1971) режиссера Владимира Рогового.
Алина Покровская стала узнаваемой не с первой роли в кино
Важно! За роль Любы Трофимовой современники окрестили Покровскую «советской Гретой Гарбо».
Побить собственный рекорд популярности актриса не смогла. Да и не стремилась. Как Алина неоднократно утверждала, ей больше нравились театральные подмостки. Но отвечать отказом на все предложения съемок Покровская не могла.
Фильмография актрисы насчитывает 12 работ, среди которых заметными являются роли:
- Ольги Петровны в «Нежданном гостье»;
- Юлии Солнцевой в «Истоках»;
- Люси, жены директора школы в «Доброте»;
- Эмили в комедии-мюзикле «Трое в лодке, не считая собаки»;
- жены генерала Лаврова в «Кодексе бесчестия»;
- Натальи Валерьевны в «Семейных тайнах»;
- мамы Леры в «Слабостях сильной женщины».
В последнем фильме, вышедшем на экраны в 2006 году, актриса сыграла главную роль.
Алина Покровская в фильме «Трое в лодке, не считая собаки»
Жизнь вне сцены
Первым мужем актрисы стал преподаватель Щепкинского училища Алексей Николаевич Покровский, фамилию которого Алина Станиславовна носит до сих пор.
Он был намного старше своей ученицы, и, видимо, разница в возрасте сказалась в итоге. Они разошлись друзьями.
Вторым мужем актрисы стал не менее известный актер Владимир Сошальский. Брак продлился десять лет, но не принес Алине Покровской того семейного счастья, о котором она мечтала.
Владимир Сошальский славился как большой любитель шумных компаний, увеселений, ресторанов, без него не обходилась ни одна вечеринка.
Счастливый брак
Только в третьем браке, с актером Германом Юшко, она обрела материнское счастье, ведь для нее огромное значение имели дети. Биографию, личную жизнь Алины Покровской сейчас невозможно представить без семьи, сына, внука.
Поженились они в начале семидесятых годов. Герман Юшко был актером Театра Советской Армии. Как это часто бывает, яркая, харизматичная актриса сначала не обращала на коллегу внимания, но, постепенно играя влюбленных на сцене, они оказались влюбленными и наяву. По рассказам самой Покровской, Герман Юшко одарил ее любовью на всю жизнь. Его природное обаяние и трудолюбие не переставали удивлять. Юшко не боялся никакой работы, полностью помогал жене по хозяйству и даже построил своими руками дачу, которую Алина Покровская просто обожала.
Используемые источники:
- https://www.starhit.ru/story/tri-lyubvi-alinyi-pokrovskoy-neravnyiy-brak-s-prepodavatelem-alkogolizm-soshalskogo-i-smert-germana-yushko-ot-raka-202709/
- https://24smi.org/celebrity/4276-alina-pokrovskaia.html
- https://alexgitara.ru/zvezdnye-deti/alina-stanislavovna-pokrovskaya.html