Содержание
- 1 Годы взросления и становления
- 2 Карьера журналиста
- 3 Съемки на телеканале Спас
- 4 Личная жизнь
- 5 Интересные факты о Елене Жосул
- 6 Фотографии с Еленой Жосул
- 7 Оценки пользователей
- 8 Биография телеведущей
- 9 Личная жизнь телеведущей
- 10 Внешность
- 11 Социальные сети
- 12 Интересные факты
- 13 Незнание политики не убережет от лукавого
Содержание
Несколько лет Елена Жосул занимается вопросами взаимоотношений религии, политики и общества, но популярность у широкой публики она завоевала как ведущая телеканала СПАС. Она любит православную культуру и много трудится в этой области. Многие ее спрашивают: «Почему ты решила заняться православием и пошла работать в Церковь?». Вместе с этим вопросом журналистка видит в их глазах продолжение реплики: «…вместо того, чтобы заняться чем-нибудь нормальным?!». Сама Жосул никогда была не против тех, кто имеет престижную работу с хорошей зарплатой, статусную должность и хорошие перспективы роста в карьере. Но сама Елена с самого начала задалась целью применить свой талант и силы, данные Богом, для чего-то действительно стоящего. Выходя из стен университета, она уже понимала, что в наше время именно Церковь является важным институтом, в котором очень нуждается общество.
Годы взросления и становления
Будущая журналистка родилась в 1980 году в Кишиневе, где прошли ее детские и юношеские годы. О том, кто она по национальности – не известно; также нет информации о ее родителях.
В школьные годы Лена была прилежной ученицей и стремилась к всестороннему развитию. В старших классах она начала проявлять интерес к гуманитарным дисциплинам и уже тогда наметила для себя уехать в Москву, чтобы стать студенткой престижного вуза.
После окончания школы девушка смогла пройти серьезный конкурс и поступить в университет имени М.В. Ломоносова на философский факультет. Получив знания по специальности политолог, Жосул продолжила свое образование в качестве аспирантки МГУ.
Через несколько лет она защитила диссертацию, в которой раскрыла тему о религиозном факторе в процессе европейской интеграции. Тогда же будущая ведущая получила за свою работу степень кандидата политических наук.
Карьера журналиста
Трудовая биография Елены началась с Центра коммуникативных технологий «Пропаганда», и одновременно она служила в Храме святой мученицы Татианы при МГУ. В 2006 году она занялась корреспондентский работой, устроившись в Информационное агентство «Интерфакс», где выбрала для себя религиозную тематику.
В 2010 году журналистке предложили занять высокий пост в Российском Православном Институте св. Иоанна Богослова (РПИ). Сначала она начала свою работу как заведующая кафедрой журналистики и PR, а в настоящее время выступает как директор Центра медиакоммуникаций. Кроме этого, Жосул несколько лет является советником Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Вся ее деятельность связана с православной сферой: женщина преподает, публикует православные статьи, а также занимается созданием разных проектов в церковной сфере. Она выступает как организатор обучающих семинаров и проводит подготовку специалистов пресс-служб епархий.
Съемки на телеканале Спас
Когда Елене предложили стать ведущей телеканала Спас, она была несказанно рада, так как видела, что в настоящее время много людей нуждаются в знаниях о православии. Ее первым проектом стал ток-шоу под названием «До самой сути», в котором затрагивались очень важные вопросы: о детской жестокости и травле, о роли женщины в семье, о сожительстве до вступления в брак, о современных взглядах на жизнь и другие. Выпуски этих передач выходили под такими названиями:
- «Трагедии суррогатных матерей»;
- «Откуда в церкви ценники?»;
- «Половое воспитание. Уроки разврата?»;
- «Пост: мода или любовь?» и другими.
Благодаря участию в проекте ведущая приобрела массу поклонников, с нетерпением ожидающих ее новых замыслов. Важным событием в карьере Жосул стало создание онлайн-школы, над которой она задумывалась уже давно. Получить основы православной культуры в дистанционном формате захотели многие люди, из-за чего было создано несколько потоков.
Вскоре аккаунт онлайн-школы православной культуры Pravoslavie.School собрал больше 20 тысяч подписчиков, что очень радовало саму Елену. Программа обучения разная и рассчитана от 1 до 4 месяцев. Студенческая аудитория познает на уроках многое, в том числе:
- как правильно вести себя в храме;
- какие бывают церковные праздники;
- правила богослужений;
- главные священные таинства и обряды.
Идею ведущей оценили многие учащиеся онлайн-образования, так как заниматься можно дома, расположившись вечером в пижаме на диване. Самой Жосул также нравится такая форма обучения, ведь и она сама учится многому дистанционно.
⠀ Весной 2019 года ведущая вновь порадовала зрителей телеканала СПАС, представив их вниманию свою новую программу «Женская половина». Тема «Современная женщина в Церкви» долгое время не выходила у нее из головы, и вот наконец ее мечты воплотились в реальность. Участницами этого проекта станут многие яркие женщины, которые успевают находить время не только на работу и воспитание детей, но и на духовное развитие. Они следуют заповедям Христа и при этом выглядят стильно, интересуются культурой и политикой, а также занимаются любимыми делами.
Личная жизнь
Елена старательно оберегает свою семью, поэтому не дает информации о личной жизни. Учитывая ее огромную загруженность, можно предположить, что она пока не замужем, и у нее нет детей. Как верующий человек, телеведущая относится к институту семьи очень ответственно и бережно, а в слово «любовь» вкладывает особый смысл.
По ее мнению, облик настоящего христианина не может существовать без основного – любви к человеку.
Интересные факты о Елене Жосул
- Во время учебы в МГУ телеведущая пришла в Татьянинскую общину, в которую входили молодежь, студенты вуза. Постепенно она стала частью сплоченного православного коллектива. Будучи послушниками, они с удовольствием выполняли любую «черную» работу, убирали в храме, пели в церковном хоре. Особенно было в радость трудиться перед богослужениями на Пасху или Рождество. Тогда на кухне собирались дружной компанией молодые студентки и женщины-прихожанки, чтобы приготовить различные праздничные блюда.
- Когда-то в юности Жосул увлекалась здоровым образом жизни и дробным питанием; девушка покупала книги диетолога Маргариты Королевой, а затем конспектировала для себя нужный текст. Став ведущей, она смогла встретиться со звездным диетологом на съемках «Женской половины», где та выступила в качестве гостьи. Королева рассказала зрителям про пользу православного поста, а также дала ценные советы по приготовлению сбалансированных блюд.
- Период поста для Елены очень важен, так как это хороший период, чтобы поработать над собой. С некоторых пор она взяла за правило перед важным событием составлять список личных целей, уделяя также внимание вредным привычкам, намереваясь от них избавиться.
- Одна из ее любимых строк из Псалтири: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду?..».
- В свой день рождения ведущая всегда благодарит людей, которые присутствуют в ее жизни и делают её счастливой.
- Елена давно мечтает о нормальном тусовочном месте для православной молодёжи. Причем, это кафе должно быть модным, стильным, а также доступным любому человеку с улицы.
- Жосул не остается в стороне, когда ее коллеги предвзято относятся к религии и верующим людям. Так, в 2018 году она указала на очевидные ошибки, которые допустила в репортаже Анна Попова, рассказывающая о православных клубах знакомств.
- Благодаря тому, что в ее телефоне и планшете закачаны молитвословы и Псалтирь, она может в любое время обратиться к молитвам. Также диджитал-Библия поможет ей в том случае, когда на литургии диакон неразборчиво произносит слова. По словам ведущей: «гаджеты – это современный папирус и пергамент, язык, на котором говорит сегодня мир, а значит – язык, подвластный Слову Божию».
Настоящее имя | Елена Викторовна Жосул |
Псевдоним | нет |
Дата и место рождения | 16.09.1980 г. |
Знак зодиака | Дева |
Образование | Высшее (МГУ, философский факультет, аспирантура), кандидат политических наук |
Инстаграм | https://www.instagram.com/shkola_pravoslavia/ |
Одной из ключевых ведущих религиозного телеканала «Спас» является Жосул Елена, о биографии которой, несмотря на активную публичную деятельность, известно мало. Возможно, работа, связанная с православием, а также сама вера, сдерживает желание вести личный аккаунт в социальной сети и демонстрировать общественности факты личной жизни. Елена много трудится в области журналистики религиозной направленности, и даже основала православную онлайн-школу в сети.
Многих телезрителей интересует национальность ведущей, сколько ей лет, какое образование получила Елена Викторовна. Национальная принадлежность Жосул достоверно нигде не упоминается, однако, по всей вероятности, у девушки есть молдавские корни, поскольку родилась она в Кишиневе. По информации из социальной сети, где была создана личная страница, которая в настоящее время заброшена, дата рождения журналистки – 16 сентября 1980 года.
Детство прошло в Молдавии, где Лена училась в школе №53. Получив аттестат, отправилась в Москву. Здесь поступила в один из самых престижных столичных ВУЗов – МГУ имени М.В. Ломоносова на философский факультет. Сам факт зачисления говорит о том, что Жосул была прилежной ученицей и всесторонне развитым человеком.
Получив диплом по специальности политолога, продолжила образование в аспирантуре МГУ. Спустя несколько лет защитила кандидатскую диссертацию, в которой анализировала влияние религиозного фактора на европейскую интеграцию. На протяжении всей трудовой деятельности работает по вопросам, связанным с религией, политикой и обществом.
Сразу после завершения обучения журналистка была принята в корреспондентский штат Информационного агентства «Интерфакс». Именно на религиозной тематике специализировалась Елена Жосул. Здесь приобрела опыт, который позволил перейти на службу в церковную систему.
Сегодня Елена занимает руководящую должность в Российском православном университете, выступает советником председателя Синодального информационного отдела, работает на телевидении.
Замужем ли известная телеведущая неизвестно. Жосул не распространяется на тему личной жизни, поэтому достоверных сведений в прессе не значится. Семья наверняка занимает особое место в жизни верующей православной христианки, поэтому Елена старательно оберегает близких людей от внимания журналистов. Учитывая загруженность и бурную общественную деятельность, возможно девушка до сих пор пребывает в статусе незамужней, а муж и дети только в планах.
В возрасте 30 лет была назначена на должность заведующей кафедрой журналистики и связей с общественностью в Российском православном университете апостола Иоанна Богослова. Статус кандидата политических наук предоставлял такую возможность. Позднее заняла должность директора Центра Медиакоммуникаций РПУ.
Работу в ВУЗе совмещает с церковной деятельностью, являясь членом Межсоборного присутствия Русской православной церкви. Журналистка участвует в процессе формирования информационной церковной политики. Организует обучающие семинары и курсы для специалистов пресс-служб епархий. Часто выступает на культурных форумах и конференциях, реагирует на статьи других журналистов по теме православия.
Так, в январе 2018 года она подвергла критике репортаж Анны Поповой, связанный с православными клубами знакомств. Жосул указала на очевидные ошибки, допущенные молодой журналисткой при написании статьи, а также на предвзятое отношение к контингенту верующих людей и религии.
С недавнего времени Елена стала ведущей телеканала Спас. Проект, в котором она задействована, называется «До самой сути». В каждом выпуске передачи журналистка затрагивает вопросы о роли женщины в семье, о детской жестокости и травле, о сожительстве до вступления в брак, о современных взглядах на жизнь. Выпуски отражают церковное видение и оценку с позиции православия. В студии часто присутствуют приглашенные гости. Одной из самых продуктивных получилась передача с участием Натальи Поклонской, которая по-своему преподнесла ситуацию, связанную с положением православных людей на Украине.
Событием в жизни телеведущей стало создание онлайн-школы, где Елена представляет авторский курс обучения основам православной культуры. Программа рассчитана на разные периоды от 1 до 4 месяцев. Включает в себя ключевые темы, скомпонованные в 8 уроках. Слушатели курса узнают о том, что такое православие, чем характеризуется религия и каковы ее истоки. Отдельные занятия посвящены устройству храмов, церковным праздникам, правилам богослужений, главным священным таинствам и обрядам.
На последних уроках изучается значение иконы в христианстве и роль православной религии в мире. Курс предназначен для всех желающих узнать больше о вере и церковных законах, но больше рассчитан на взрослую аудиторию. Дети много информации получают на уроках, а также имеют возможность посещать занятия в воскресной школе. Для взрослых людей желание погрузиться в религию и посещать церковь со знанием дела иногда затруднительно. С помощью учебы в школе у верующих появляется больше возможностей.
Стоимость курса колеблется в зависимости от выбранной программы. Базовый курс, изучаемый за 1 месяц, не включающий в себя практических заданий, стоит 3500 рублей. Другие тарифы выше – 6700 и 9000 рублей, но эти занятия включают домашние задания, участие в вебинарах и персональные консультации.
Сегодня телеведущая Жосул Елена, биография которой так волнует многочисленных поклонников, ведет насыщенную публичную деятельность. Выпуски передач, транслируемых на канале Спас, увлекательны по содержанию. Журналистка бывает и на других передачах в качестве приглашенной гостьи. Так, яркой и запоминающейся получилась программа телеканала «Русский мир» с участием Елены «Женщины России». В беседе с Ириной Бреусовой девушка раскрыла собственное видение мира. Ежедневный вклад вносит в развитие культуры и поддержку православия.
. Содержание
Основательница первой православной онлайн-школы в сети — Елена Жосул. Девушка ведет несколько передач на телеканале Спас. Много лет ведущая старается решить вопросы взаимодействия политики и религии. Еще в университете Елена поняла, что церковь — один из самых важных институтов, который так необходим людям для целостного развития.
Смотреть все фотографии
Елена Жосул |
Настоящее имя:Елена Викторовна Жосул |
Никнейм:Нет |
Сфера деятельности:Телеведущая |
Дата рождения:16 сентября 1980 г. |
Место рождения:Кишинев, Молдавская ССР, живет в Москве |
Знак Зодиака:Дева |
Знак восточного гороскопа:Обезьяна |
Национальность:Русская или молдаванка — точно не известно |
Семейное положение:Информации нет |
Доход:Неизвестно. Еще учась в институте, девушка поняла, что ей не интересно заниматься журналистикой, которая приносит деньги. Работа должна приносить душевное равновесие |
Социальные сети |
Фотографии с Еленой Жосул
Оценки пользователей
Биография телеведущей
Родилась Елена в 1980 году в Молдавии. Детские и юношеские годы прошли в Кишиневе, где родилась девочка. От общих глаз скрыта вся информация о родителях ведущей, ее семья не любит публичности. Единственное, что можно найти в интернете — это фото девочки Лены с любимым дедушкой.
Почему девушка скрывает свою семью не понятно. Может просто пытается уберечь своих близких от лишних взглядов. А может есть другая причина.
Удалось отыскать следующую информацию о папе Елены. Отец — Виктор Иванович Жосул, журналист, политический аналитик. Он привил любовь к церкви и журналистике своей дочери. Виктор Иванович автор огромного количества монографий и научно-исследовательских работ. Очень известная и уважаемая личность в родном Кишиневе.
Детство и юность
Училась Елена в обычной общеобразовательной школе 53 в городе Кишиневе. Сразу после получения аттестата об окончании поехала «покорять» Москву. Благодаря тому, что Лена всегда отлично училась и была прилежным ребенком, поступила она без каких-то проблем в самый престижный университет столицы.
В МГУ имени М. В. Ломоносова Жосул училась на философском факультете. И после окончания с отличием получила диплом политолога. Прилежность и неуемная тяга к знаниям не позволили Елене остановиться на достигнутом результате. Дипломированный политолог решает продолжить свое образование в аспирантуре Московского государственного университета. Темой диссертации Жосул стал анализ влияния религиозного фактора на европейскую интеграцию.
Видимо, тогда и определилась судьба Елены и путь в профессии.
Путь к популярности
Еще во время обучения Елена начала свою карьеру в Центре коммуникативных технологий «Пропаганда». В это же время Жосул служила в Храме при МГУ. После аспирантуры в 2006 году Елена была приглашена в штат Информационного агентства «Интерфакс». Все журналистские исследования проводились девушкой на религиозные темы.
В 2010 году благодаря активной позиции девушка была замечена. Руководство Российского Православного Института пригласило Елену на должность заведующей кафедры журналистики и PR. В 2018 году Жосул получила повышение и стала советником Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Первый успех
Вся карьерная деятельность телеведущей напрямую связана с религией: она преподает философские науки, постоянно публикует статьи на православные темы, проводит обучающие семинары. Очень деятельная девушка с 2018 года проводит подготовку работников пресс-службы епархий, занимается созданием и развитием самых разных проектов, связанных с церковью.
Настоящим прорывом в своей профессиональной деятельности считает приглашение в качестве ведущей на телеканал Спас. Первой громкой работой стало ток-шоу «До самой сути». В рамках передачи Елена поднимала очень важные и трудные вопросы. Темы были «на грани», но отступать журналистка не привыкла:
- «Трагедии суррогатных матерей».
- «Откуда в церкви ценники?».
- «Половое воспитание. Уроки разврата?»
- «Пост: мода или любовь?»
После выхода передач очень много негативных мнений было у зрителей, но и поклонников появилось огромное количество.
Идея организовать онлайн-школу пришла к Жосул еще во время учебы в университете. В 2018 году мечта сбылась. В рамках занятий любой желающий мог узнать азы православной культуры. Спрос был такой огромный, что экстренно пришлось создавать несколько потоков. Уже к концу 2018 года подписчиков в онлайн-школе стало более 20 тыс. человек. Программа обучения длится от одного до четырех лет.
Программа онлайн-школы Православия
Основами обучения являются следующие вопросы:
- как нужно правильно вести себя в храме;
- главные церковные праздники;
- правила богослужений;
- суть и процесс священных таинств и обрядов.
Дистанционное обучение пришлось очень многим по вкусу. Получать знания в свободное время, вечером дома очень удобно.
Ссылка на онлайн-школу Православия
По итогу курса ведущая рассказывает о значении икон в христианстве.
«Православную культуру сегодня преподают детям в школах. Но как быть взрослым, которые тоже хотят учиться — но не всегда могут посещать воскресную школу либо очные катехизаторские курсы»
Настоящее и творческие планы на будущее
В 2019 году вышел в свет новый проект Елены Жосул на телеканале Спас. Программа получила название «Женская половина». В рамках передачи журналистка приглашает в студию женщин, которые не только являются матерями и женами, но и находят время на духовное развитие. По мнению Елены, женщина должна совмещать в себе не только следование заповедям Христа, но и быть стильной, образованной и заниматься любимым делом.
Личная жизнь телеведущей
Тема личной жизни закрыта для всеобщей аудитории, хотя многим интересно знать, замужем ли девушка. Но судя по загруженности Елены у нее нет пока ни мужа, ни детей, она ни с кем не встречается.
Жосул — девушка с очень глубоким внутренним миром и в спутнике мечтает видеть те же интересы и духовные ценности.
Внешность
Елена имеет очень яркую внешность от природы, а внутренняя красота придает ей шарма и обаяния. Любит гулять пешком, и старается поддерживать себя в отличной форме, поэтому имеет хорошую фигуру.
Рост | 166 см |
Вес | 56 кг |
Цвет глаз | Карий |
Цвет волос | Шатенка |
Татуировки | Нет. Духовные ценности не позволяют девушке даже думать об этом |
Пластические операции | Не было. Красота дается Богом, а не пластическим хирургом |
Елена Жосул — фотогалерея
Социальные сети
Всевозможные интернет-площадки и социальные сети Елена использует в воспитательных и обучающих целях. Страничка в Instagram «Школа Православия» собрала уже почти 40 тыс. подписчиков.
Один из выпусков нашумевшей передачи «Женщины России» можно посмотреть на YouTube канале «Русский мир» .
Интересные факты
- Еще учась в университете, Елена стала послушником в Храм при МГУ. Она с удовольствием выполняла со своими сокурсниками любую работу: ребята наводили порядок в Храме, пели в церковном хоре, готовили перед всеми церковными праздниками всевозможные праздничные угощения.
- В свой день рождения ведущая предпочитает благодарить близких людей, за то, что они присутствуют в ее жизни, а не принимать поздравления и подарки.
- Еще одна мечта Жосул — организовать какое-то место, например, кафе, где смогут собираться молодые православные люди.
- Очень интересно отзывается Елена о современных гаджетах.
«Гаджеты — это современный папирус и пергамент, язык, на котором говорит сегодня мир, в значит — язык, подвластный Слову Божьему».
Вам понравилась статья про Елену Жосул?Пожалуйста, оцените нашу работуНе понравилосьПонравилосьМало информации
Источник: Sputnik
Почему жить без политики нельзя, как толерантность ведет к преступлениям, в чем грешна оппозиция — об этом и еще многом интересном читайте в интервью с российским православным политологом Еленой Жосул.
Будучи политологом по образованию, кандидатом политических наук и глубоко верующим человеком, Елена Жосул всю свою профессиональную жизнь занимается вопросами взаимоотношения религии и общества, анализируя проблемы общества сквозь призму ценностей Церкви.
Незнание политики не убережет от лукавого
– Елена, вы говорите, что политика может быть и от Бога, и от лукавого, и призываете верующих интересоваться политикой, чтобы за них не принимали решения люди неверующие. Но ведь это же можно адресовать не только верующим?
— О гражданской позиции верующих мирян я сужу по социальным сетям, блогам, форумам — часто обнаруживаю принципиальную, в каком-то смысле показушную аполитичность, индифферентность, равнодушие, даже брезгливость к миру политики.
Я как человек, занимающийся политикой непосредственно, как ведущая социально-политического ток-шоу на канале “Спас”, считаю, что это позиция пораженческая. Если мы будем равнодушно относиться к политике, мы будем от нее зависимы, потому что будут приняты законы и установлены нормы, чуждые нашим интересам и правилам.
Это как “не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую”, “не хочешь интересоваться политикой — она заинтересуется тобой”.
Доверять — хорошо, но нужен контроль
– Присуще ли власти такое качество, как нравственность?
— Конечно. Фактически на протяжении всей истории существования государств нравственные нормы в той или иной степени присутствуют в структуре государства. В монархии главный образчик нравственности и человек, на которого смотрят как на нравственный идеал, — конечно, монарх. В республике и демократии нравственность распылена и сконцентрирована в том органе правления, который принимает ключевые решения.
– Есть ли некий критерий, который определяет границы нравственного личного поведения человека у власти?
— Тут, я думаю, мы неизбежно подходим к вопросу общественного контроля: способно ли само общество в конкретном государстве адекватно следить за собственной властью, если это не сакральная форма правления, как монархия, когда власть дана Богом и с монарха существует отдельный спрос.
Если мы говорим о демократическом обществе, то оно должно давать власти по рукам, если власть переходит за установленные в этом демократическом государстве рамки. Очевидно, что человек у власти, который ворует, пользуется своим служебным положением в личных целях, должен быть изобличен, осужден, наказан за поведение, которое нарушает нравственные нормы конкретного общества.
Здесь вопрос и к обществу тоже: способно ли оно контролировать нравственность собственной власти и бить по рукам за отклонение от нее.
– По мнению многих ученых, при модернизации государства, которое только вступило на путь движения к индустриальному обществу, демократизация зачастую порождает коррупцию. Как в таких условиях бить по рукам и кто конкретно это должен делать?
— Это болезненный вопрос, и не только для России. Я в своей студии пытаюсь обсуждать эти вопросы, но они повисают в воздухе. Мне никто из экспертов, умных ученых, не может сказать, что делать. Что делать, например, с изобличаемыми детьми чиновников, которые откровенно воруют из бюджета и через различные схемы занимаются “распилом” денег и которых не наказывают? Где-то в другой стране это было бы чревато пожизненным исключением из политической элиты и тяжелым наказанием.
Кому машина — не средство передвижения
– Но ведь нравственный человек не станет воровать — и неважно, будь то чужой карман, финансы предприятия или бюджет страны?
— Безусловно. Причем, если человек нравственный, а тем более воспитанный на религиозном знании, он не станет воровать не потому, что боится наказания, а потому что знает, что есть высший суд — Бога. Я боюсь, что у нас сегодня во власти людей, которые нефальшиво, непритворно пропитаны нравственными ценностями, очень мало. Я даже не уверена, что есть шанс перевоспитать нынешних чиновников.
То, что сегодня делает церковь, занимаясь религиозным воспитанием и разговором о нравственности, — это работа на будущее, для следующих поколений.
Очень многие, даже те, кто жертвует огромные суммы на строительство храмов и выстаивает демонстративно на праздничных молебнах в первых почетных рядах в кафедральных соборах по регионам, на самом деле закоснели до такой степени, что оказывается неудивительным, что в какой-то момент их ловят на левых сделках. И об этом надо говорить, называя имена.
– В адрес церковнослужителей часто летят упреки в получении сомнительной собственности в виде больших территорий земли, дорогих особняков, в участии в коррупции. Как вы прокомментируете это?
— Во-первых, конечно, на каждый случай надо смотреть отдельно. Во-вторых, у меня есть такой критерий: если земля, имущество монастыря или прихода используются в интересах церкви и общества (например, открывается дом для сирот или дом для мам) — это один вопрос; если, например, земля монастыря распродается под коттеджи — это другой вопрос.
Есть сфера, где я даже готова выступить за определенный имущественный ценз, — это личная роскошь священнослужителей. Я вижу, насколько неоправданно дорогие машины мешают имиджу церкви, когда на них ездят священники.
Одно дело, когда церковь в деревне, где нет асфальтированной дороги и на легковушке по ухабам не проехать, а по службе необходимо посещать множество мест и людей — нужна машина с большей проходимостью. Но если какой-нибудь люксовый автомобиль за несколько миллионов рублей священнослужителю подарил губернатор или спонсор — пеняй на себя. Это неправильно.
– К тому же на какие деньги этот подарок сделан — из местного бюджета или личного дохода губернатора.
— Да, тоже непонятно. И зачем брать дар, происхождение которого откровенно сомнительно?
Лет пять-шесть назад один из наших митрополитов предложил договориться о максимальной планке стоимости автомобилей, на которых могут ездить священники. Я помню настроения в кругах священников — хоть бы пронесло, хоть бы про это предложение забыли. В итоге это заявление так и осталось популистским и ничем не закончилось. Но я нахожу в этой идее много разумного, поскольку светских людей смущает сформированный стереотип “попа на мерседесе”.
Этот стереотип застилает людям глаза и мешает увидеть замечательных сельских батюшек в залатанных рясах и на запорожцах, которые делают очень много полезного, важного, нужного для людей. Ими полна сегодня Россия. Эти батюшки восстанавливают не только храмы, но и села рядом, открывают фермерские хозяйства, мужиков пьющих вытаскивают в нормальную жизнь. Но люди видят “попов на мерседесах”.
Один негодяй в рясе после какого-нибудь церковного банкета, выпивши, въехал в столб или, не дай Бог, сбил какую-нибудь старушку — это все получает информационное распространение, и у людей в головах возникает перекос в оценке.
С каких грехов начинается предательство
– Тогда вопрос в том, что с отдельного случая оценка переносится на все явление целиком. Это похоже на манипуляции с информацией, когда оппозиция, например, обличая проворовавшегося губернатора, клеймит и все государство, и армию, и президента. Подобное обращение с информацией — нравственно?
— Очень интересный вопрос. За такой склонностью человеческой природы к следованию определенным клише, стереотипам и штампам кроется очень много подспудных грехов. Во-первых, это нежелание слушать другого человека, вести диалог, принимать альтернативную точку зрения. Во-вторых, это лень. Очень легко проглотить то, что тебе разжевали и засунули в рот — не надо самому трудиться над тем, чтобы разобраться в чем-то.
Удобно следовать за чужим мнением, не включая собственную голову, не включая трезвомыслие. В обилии информации люди полностью растворяются и живут автоматически.
Автоматизм — страшное дело, разрушающее духовную природу человека. И сегодня часто говорят об осознанности — нахождении здесь и сейчас. Одна из добродетелей христианина — трезвомыслие — это то, чего человек может достигать в процессе молитвенной практики, поскольку православная литургия — это здесь и сейчас. А трезвомыслие — это призвание человека-христианина разобраться в конкретном случае самому, не закрываться от информации, понять, допустимо ли переносить оценку с частного на целое.
– Например, сотрудник полиции получил взятку, и кто-то сделал вывод, что вся полиция продажна и коррумпирована. А кто-то подхватил эти оценки и убежденно передает их дальше. Что здесь с точки зрения нравственности?
— Здесь мы неизбежно приходим к вопросу об осуждении — “не судите, да не судимы будете”. Не судите, потому что вы не знаете контекста. Только Бог знает всю полноту обстоятельств. К тому же это грех, в котором часто исповедуются. К этому греху склонна женская природа — сплетни, преувеличения. Этот грех очень по-разному проявляется.
Что касается профессии журналиста, то в этом смысле мы ходим по тонкому льду, тому пространству, где и хирургическая точность нужна, и постоянная память о том, что твоя работа, твои слова подспудно влияют на очень большое количество людей. К вопросу о нравственности здесь слова Христа — “кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской” — опасность для журналиста. Если он в своей работе в каком-то месте сфальшивил, натянул, исказил, недоговорил, соврал, он тем самым для очень многих людей изменил реальность.
– В передаче “До самой сути” вы поднимали тему дела Ивана Голунова. Одновременно в эфире радио “Комсомольская правда” историк, политик Николай Стариков в связи с тем же делом отмечал, что использование ареста Голунова для очернения правоохранительных органов государства, тем самым расшатывания основ государства, — тоже преступление. Но почему об этом никто не говорит и никто не отвечает за это деяние?
— Я совершенно с этим согласна. Это очень трудно достижимый баланс в попытке установить справедливость и защитить интересы государства, не пошатнуть его авторитет, что самое главное в подобной ситуации.
Мы долго думали, брать нам эту тему или нет. Мы понимали, что дело Голунова “не объедешь”, потому что о нем кричат абсолютно все.
Канал “Спас” подчинен Московской патриархии и, разумеется, идеологически отстаивает интересы государства, его институтов, страны. И как здесь не быть откровенно пропагандистским с одной стороны, и с другой — стараться говорить про отдельные постыдные вещи — коррупцию, должностные преступления? Это, наверное, к вопросу “порицаю грех, но не грешников”: грех как язву вижу, вычленяю, осуждаю, но при этом с милосердием отношусь к личности того, кто опустился до этого греха.
От безнаказанности до преступления
– Нет ли опасности в толерантности? Разве приятие или прощение малого проступка не приводит к тому, что безнаказанность открывает дорогу к преступлению?
— У толерантности, безусловно, должны быть определенные пределы, потому что чрезмерная толерантность входит в противоречие с понятием иммунитета: толерантность ослабляет иммунитет, и организм становится открытым к любым внешним инфекциям-воздействиям. В итоге организм начинает изнутри разрушаться и постепенно погибает.
Это аллегория, которую можно перенести на жизнь государства, общества, семьи, отдельного человека. Конечно, здесь необходим баланс. Необходимо понимать: мы продолжаем проявлять христианское человеколюбие к другому и его праву быть другим, или мы уже отступаем от своих принципов, заповедей Христа, предаем собственную веру.
– Если государство как единый организм становится слишком толерантным по отношению к своим отдельным составляющим элементам, которые покушаются на его целостность, оно должно бороться?
— Разумеется. Это об общественной морали — до какой степени мы готовы в нашем обществе быть толерантными к нормам, которые нам навязываются этническими, религиозными, культурными, политическими меньшинствами, которые хотят жить по своим нормам. Но вопрос: если эти нормы выходят за рамки сообщества, не разрушают ли они принципы жизни большего сообщества — государства?
Любая толерантность должна контролироваться с позиции собственной совести.
Лет десять назад на Рождество у нас была вечеринка, на которой собрались журналисты, связанные с религиозной тематикой. С нами был известный протоиерей Всеволод Чаплин, который каждому из собравшихся адресовал персональное поздравление. И мне он тогда сказал: “Лена, я вам желаю, чтобы все, что вы будете делать в вашей профессии и что вы будете узнавать о жизни Церкви, о жизни людей внутри Церкви, не разрушило бы вашей искренней веры”.
И я это пожелание запомнила на всю жизнь. Я благодарна за то, что мне удается любить Церковь и в то же время не бояться какой-то неприятной информации о ней, не позволять этой информации искажать мое собственное мнение о своей святыне.
Хочется пожелать людям сохранять этот баланс во всем — не только в отношении веры, но в отношении к своему окружению и государству.
Используемые источники:
- https://stars-top.ru/elena-zhosul-biografiya-lichnaya-zhizn-semya/
- https://starpri.ru/zhosul-elena/
- https://kumir.online/televedushchie/eleny-zhosul.html
- https://media.elitsy.ru/intervju/pravoslavnyj-politolog-popy-na-mersedesah-zastilajut-ljudjam-glaza/