Содержание
- 1 Биография
- 2 Детство и юность
- 3 Личная жизнь
- 4 Музыка
- 5 Давид Тухманов сейчас
- 6 Дискография
- 7 Детство и юность
- 8 Музыка
- 9 Личная жизнь
- 10 Давид Тухманов сейчас
- 11 Дискография
- 12 Детство и семья
- 13 Годы учебы
- 14 Профессиональный путь
- 15 Эстрада как призвание
- 16 Лучшие произведения и дискография
- 17 Награды
- 18 Интересные факты биографии
- 19 Личная жизнь
Биография
Давид Тухманов — народный артист СССР, композитор, автор известнейших песен советской эпохи, которые до сих пор не теряют своей популярности. Он одинаково успешно работает в жанрах рока и поп-музыки, создает классические произведения, которые находят отклик у публики.
Детство и юность
Композитор родился в Москве в 1940 году в семье интеллигентов. Отец Федор — армянин по национальности, по профессии инженер. Мать Вера — представительница творческой профессии, музыкант. Она и привила Давиду любовь к сочинению мелодий и музыке в целом. Сначала занималась с ним сама с раннего возраста, развивала его талант, потом отдала в музыкальную школу, а затем в государственный институт имени Гнесиных.
В детстве Давид Федорович был непоседливым ребенком, приоритеты расставлял не так, как хотелось бы его преподавателям. Вместо многочасового труда по разучиванию гамм он выбегал во двор играть с другими детьми в мяч, носился в догонялки и салки. Однако талант помогал ему с самого начала — для ребенка, который в 4 года написал первое произведение для исполнения на фортепиано, да на 2 руки, не было непреодолимой трудностью подготовиться к уроку.
Личная жизнь
Личная жизнь Давида Тухманова общеизвестна, он не скрывает того, что женат в третий раз. Первой супругой композитора стала певица, поэт-песенник Татьяна Сашко. Как утверждали знающие ее коллеги, женщина стала первым советским продюсером. В те годы понятия продюсерства не существовало, но именно благодаря чутью Сашко Тухманову удавалось создавать хит за хитом.
В начале супружеской жизни Татьяне удалось разглядеть в музыканте с классическим образованием автора будущих шлягеров. Жена участвовала в подборе поэтического материала для произведений мужа, подыскивала исполнителей для песен, находила фото для обложек пластинок композитора. Ее авторству принадлежит текст хита Давида Федоровича «Эти глаза напротив».
В 1974 году в браке родилась дочь Анастасия. Девушка не пошла по стопам родителей — окончила МГИМО и выбрала профессию переводчика, затем стала работать журналисткой.
В 1986-м Давид Тухманов женился во второй раз, но брак продлился всего 2 года. После развода композитор уехал по приглашению в Гамбург, а бывшая жена Наталья воспользовалась ситуацией и поставила в 5-комнатной квартире знаменитости на Кутузовском проспекте новые замки, выписала экс-супруга и завершила приватизацию. Композитору пришлось оспаривать свои права через суд.
В Германии Тухманов встретил новую любовь и музу, ею стала пианистка и певица Любовь Викторовна. В Западной Европе мужчина начал новую жизнь. Он не стеснялся выступать в ресторанах, играя на фортепиано, делал аранжировки для местных оркестров, выступающих на радио и телевидении.
Этот период биографии композитор не воспринимал как эмиграцию, для Давида Федоровича жизнь в Европе стала затянувшимся путешествием. По словам Тухманова, ему был интересен опыт общения с иностранной публикой. Интерес вызывала и новая для советского гражданина культура, которая нашла отражение в дальнейшем творчестве мастера.
Начиная с 90-х годов композитор живет в Израиле, часть года проводит в Германии, но не забывает посещать и Россию. Как признается в интервью мужчина, с первой женой, поэтом-песенником Татьяной Сашко, и дочерью сейчас он общение не поддерживает, однако причины такого решения предпочитает не разглашать.
Музыка
В молодости Тухманов работал в основном над созданием музыкальных композиций для исполнения на фортепиано. Затем из-под его пера стали выходить лирические мелодии и аранжировки к уже знаменитым хитам. Отслужив в армии, он стал работать в популярном жанре и сочинять мелодии к текстам для исполнения на эстраде.
Это были необыкновенные хиты, которые исполняли лучшие из лучших — Александр Градский, Валерия, Иосиф Кобзон, Олег Митяев, Лев Лещенко, ансамбль «Веселые ребята» и другие знаменитости. Путь к общенародной любви у Давида Федоровича начался со знаменитейшей песни «Последняя электричка», которая мгновенно стала шлягером.
У композитора существует цикл патриотических песен, которые были высоко оценены критиками и профессиональным сообществом. Вершиной творчества в этом направлении стала композиция «День Победы» на стихи Владимира Харитонова.
Она прошла долгий путь от запрещенной в эфире до звания главной песни страны на 9 Мая. Художественный совет не пропускал музыкальную композицию, усматривая в ней черты фокстрота. Но Лев Лещенко, рискнув карьерой, без согласования с редакцией исполнил песню на концерте, посвященном Дню милиции.
Уникальным Давида Тухманова делает то, что, будучи талантливым человеком с классическим образованием, он органично влился в жанр популярной музыки и стал одним из главных поставщиков композиций для неискушенных горожан.
В 1972 году Тухманов дебютировал альбомом «Как прекрасен этот мир», в котором были собраны песни в исполнении Александра Градского, Леонида Бергера, Валерия Ободзинского. Композиции подобраны в соответствии с определенной концепцией в форме сюиты. Этот принцип мужчина позаимствовал у The Beatles.
Позднее в его коллекции появился диск «По волне моей памяти». Исполнителями шлягеров стали Александр Барыкин, Александр Лерман, Сергей Беликов, Игорь Иванов. Тираж пластики составил 2,5 млн экземпляров. Песня «Из вагантов», или, как ее еще называют, «Песня студента», стала в СССР культовой.
Популярность у публики снискали такие шлягеры Тухманова, как «Так не должно быть», «Олимпиада-80», «Вечная весна», «Как жаль». В своих произведениях композитор старался объединять черты классики и хард-рока. Благодаря своему новаторскому взгляду Давид Федорович несколько лет успешно руководил советской электропоп-группой «Электроклуб».
Композитор не зависит от жанра — успешен в написании музыки и песен и для детской аудитории, и для старшего поколения, для исполнения на эстраде и в кино. Багаж знаний классической музыки он тоже далеко не забросил — участвовал в создании и постановке оперы «Царица», посвященной правлению, жизни и образу императрицы Екатерины Великой. Позднее спектакли шли на таких прославленных площадках России, как Большой театр, «Александринка» и «Геликон-опера».
Также мужчина приложил руку и к театральной деятельности, написанию музыки к сценическим постановкам и мюзиклам. Много внимания Давид Федорович уделил кинематографу, сочинив не один десяток композиций для фильмов. Среди кинокартин, в которых звучит музыка композитора, числятся ленты «Эта веселая планета», «Дорогой мальчик», «Инопланетянка», «Куколка».
Среди хитов, созданных Тухмановым, популярность снискали «Джоконда» в исполнении Александра Градского, «Чистые пруды» в исполнении Игоря Талькова. Композитор стал автором песен для альбома Александра Барыкина «Ступени». Шлягер «Родина моя» со словами «Я, ты, он, она — вместе целая страна!» стал первым советским рэпом, написанным для Софии Ротару и детской группы «Непоседы».
Свой авторитет в музыкальной сфере Давид Федорович тратил на создание новаторских композиций и эксперименты. Чего только стоят первые выступления Валерия Леонтьева с песнями, музыку к которым написал Тухманов. Певец стал исполнителем его песен «Кружатся диски», «Ненаглядная сторона».
Еще один пример эпатажной работы и внезапного выбора стиля — группа «Москва», в которой мужчина выступал отчасти продюсером. Но не всегда публика и власть оказывались готовыми к нововведениям и отходу от привычных понятий о музыкальных произведениях. Хард-рок не пришелся по вкусу государственным органам, и коллектив быстро расформировался. Не помогли даже песни на стихи великих русских писателей.
Давид Тухманов является лауреатом множества премий, его талант и вклад в культуру отмечен высшей наградой — званием «Народный артист Российской Федерации». Его творчество несет в себе заряд бодрости и вдохновения всем слушателям вне зависимости от того, какая у них вера, национальность, образование и доход. Музыка знаменитости объединяет и заряжает разными, но непременно чистыми эмоциями.
В конце 90-х Давида Федоровича в новый проект привлек знаменитый детский поэт Юрий Энтин. Вместе они продуктивно сотрудничали долгие годы, выпуская песни для исполнения юными талантами из ансамбля «Непоседы» и др. Находясь в Израиле, композитор продолжал работать только для российской аудитории и участвовать в проектах РФ.
В новом веке Давид Федорович отошел от создания эстрадных песен, но в 2010 году в честь его юбилея состоялся концерт в рамках музыкального фестиваля «Новая волна». На творческом вечере выступили Лайма Вайкуле, Николай Носков, Игорь Николаев, Григорий Лепс и другие звезды эстрады.
Дискография композитора современности насчитывает сотни песен в разных жанрах и на разные темы, но всех их объединяет одно — неподдельная сила звука и искренность, с которой была написана каждая мелодия. Давид Федорович признается, что на его творческом пути редко были моменты, когда музыка рождалась в голове в виде мгновенного откровения, шепота музы, который требовалось немедленно уловить и сохранить.
Его творческий метод — это осознанная работа у рояля. Этот кропотливый труд и профессионализм подарили публике разноплановые мелодии и песни, вышедшие из-под пера автора. Композитор уверен, что главное в песне — это не продуманность, потраченные время и усилия, главное — чтобы она звучала легко, чтобы несла в себе заряд положительных эмоций.
Мужчина полностью посвятил себя классической музыке. После премьеры оперы «Царица», которая состоялась в 2010 году, он задумал написать еще одну.
Долгое время подробности создания нового произведения Тухманов держал в секрете. Позднее стало известно, что автором либретто к опере «Иосиф и братья» выступил писатель и драматург Юрий Ряшенцев. Он же работал над сюжетом и текстом предыдущего сочинения. Сегодня Давид Федорович мечтает о том, чтобы поставить новое произведение на сцене одного из столичных театров.
Давид Тухманов сейчас
20 июля 2020 года композитор отметил юбилей. Ему исполнилось 80 лет. Он не смог прибыть в Москву из Тель-Авива из-за ограничений, введенных с началом распространения коронавирусной инфекции. Музыкант посетовал на то, что без общения с коллегами по творческому цеху сложно работать над новым материалом. Онлайн-общение знаменитость считает неестественным.
Несмотря на сложившиеся трудности, на сайте Кремля были опубликованы поздравительные слова от президента РФ Владимира Путина и председателя правительства Михаила Мишустина. Также композитор получил огромное количество звонков из разных уголков планеты от своих друзей, родных, коллег и многочисленных поклонников. Президент Беларуси Александр Лукашенко в своем обращении назвал Давида Тухманова выдающимся композитором современности.
Ранее Давид Федорович стал лауреатом Госпремии, но тоже не сумел вылететь из Израиля для получения награды. За церемонией ее вручения, которая состоялась 24 июня 2020 года, Тухманов наблюдал в эфире российских телеканалов. Глава государства, обращаясь в своем поздравлении к композитору, назвал песню «День Победы» «народным гимном главного праздника страны».
Дискография
- 1970 — «Песни Давида Тухманова»
- 1972 — «Как прекрасен мир»
- 1973 — «Мой адрес – Советский Союз»
- 1976 — «По волне моей памяти»
- 1985 — «Оглянись на детство»
- 2001 — «Волшебные детские песенки»
- 2003 — «Светлячок и другие»
- 2005 — «Белый танец»
- 2006 — «Звездная песня неба»
- 2010 — «Танго снов Бориса Поплавского»
Давид Тухманов – народный артист СССР, композитор Советского Союза и Российской Федерации, автор известнейших песен «День Победы», «Олимпиада – 80» и других знаменитейших произведений классической и эстрадной жанровой направленности.
Детство и юность
Родился в Москве в 1940 году в семье интеллигентов. Отец – Федор, армянин по национальности, по профессии инженер. Мать – Вера, представительница творческой профессии, музыкант. Мама привила Давиду любовь к сочинению мелодий и музыке в целом – сначала занималась с ним сама с раннего возраста, развивала его талант, потом отдала в музыкальную школу, а затем в государственный институт имени Гнесиных.
Композитор Давид Тухманов в молодости
В детстве Давид Федорович был непоседливым ребенком, приоритеты расставлял не так, как хотелось бы его преподавателям. Вместо многочасового труда по разучиванию гамм он выбегал во двор играть с друзьями в мяч, носился в догонялки и салки. Однако талант помогал ему с самого начала – для ребенка, который в 4 года написал первое произведение для исполнения на фортепиано, да на две руки, не было непреодолимой трудностью подготовиться к уроку.
Музыка
Творческий путь Давид Федорович начал с составления музыкальных композиций для исполнения на фортепиано. Затем из-под его пера стали выходить лирические мелодии и аранжировки к уже знаменитым хитам. Отслужив в армии, он стал работать в популярном жанре и сочинять мелодии к текстам для исполнения на эстраде.
София Ротару – “Аист на крыше”
Это были необыкновенные хиты, которые исполняли лучшие из лучших – Александр Градский, Валерия, Иосиф Кобзон, Олег Митяев, Лев Лещенко, ансамбль «Веселые ребята» и другие знаменитые исполнители и группы. Путь к общенародной любви у Давида Федоровича начался со знаменитейшей песни «Последняя электричка», которая мгновенно стала шлягером.
ВИА “Веселые ребята” – “Я к тебе не подойду”
У Давида Федоровича существует цикл патриотических песен, которые были высоко оценены критиками и профессиональным сообществом. Вершиной творчества в этом направлении стала композиция «День Победы», которая прошла долгий путь от запрещенной в эфире композиции до звания главной песни страны в праздник 9 Мая. Художественный совет не пропускал музыкальную композицию, усматривая в ней черты фокстрота. Но Лев Лещенко, рискнув карьерой без согласования с редакцией, исполнил песню на концерте, посвященном Дню милиции.
“День победы”, поет Лев Лещенко, музыка Давида Тухманова
Уникальным Давида Тухманова делает то, что, будучи талантливым человеком с классическим образованием, он органично влился в жанр популярной музыки и стал одним из главных поставщиков музыки и песен для простых неискушенных горожан.
Давид Тухманов первый из советских композиторов выпустил пластинку «По волне моей памяти», которая была создана по типу альбома. Песни были подобраны в соответствии с определенной концепцией, в форме сюиты. Исполнителями шлягеров стали Александр Барыкин, Александр Лерман, Сергей Беликов, Игорь Иванов.
Давид Тухманов – “По волне моей памяти”
Композитор не зависит от жанра – успешен в написании музыки и песен и для детской аудитории, и для старшего поколения, для исполнения на эстраде и в кино. Багаж знаний классической музыки он тоже далеко не забросил – участвовал в создании и постановке оперы «Царица», посвященной правлению, жизни и образу императрицы Екатерины Великой.
Также он приложил руку и к театральной деятельности, написанию музыки к сценическим постановкам и мюзиклам. Много внимания Давид Федорович уделил кинематографу, сочинив не один десяток композиций для фильмов. Среди кинокартин, в которых звучит музыка композитора, числятся ленты «Эта веселая планета», «Дорогой мальчик», «Инопланетянка», «Куколка».
Игорь Тальков – “Чистые пруды”
Среди хитов, созданных Давидом Тухмановым, популярность снискали «Джоконда» в исполнении Александра Градского, «Чистые пруды» в исполнении Игоря Талькова. Шлягер «Родина моя» со словами «Я, ты, он, она – вместе целая страна!» стал первым советским рэпом, написанным для Софии Ротару и детской группы «Непоседы».
Свой авторитет в музыкальной сфере Давид тратил на создание новаторских композиций и эксперименты. Чего только стоят первые выступления Валерия Леонтьева с песнями, музыку к которым написал Давид Тухманов. Певец стал исполнителем песен композитора «Кружатся диски», «Ненаглядная сторона».
Давид Тухманов и Валерий Леонтьев
Еще один пример эпатажной работы и внезапного выбора стиля – его проект группа «Москва», в которой он выступал отчасти продюсером. Но не всегда публика и власть оказывались готовы к нововведениям и отходу от привычных понятий о музыкальных произведениях. Хард-рок не пришелся по вкусу государственным органам, и группа была быстро расформирована. Не помогли даже песни на стихи великих русских писателей.
Давид Тухманов является лауреатом множества премий, его талант и вклад в культуру отмечен высшей наградой – звание Народного артиста России. Его творчество несет в себе заряд бодрости и вдохновения всем слушателям вне зависимости от того, какая у них вера, национальность, образование и доход. Его музыка объединяет и заряжает разными, но непременно чистыми эмоциями.
“Как прекрасен этот мир” – музыка Давида Тухманова
В конце 90-х Давида Федоровича в новый проект привлек знаменитый детский поэт Юрий Энтин. Вместе они продуктивно сотрудничали долгие годы, выпуская песни для исполнения юными талантами из ансамбля «Непоседа» и многих других. Находясь в Израиле, Давид Тухманов продолжает работать только для российской аудитории и участвовать в российских проектах.
В новом веке Давид Федорович отошел от создания эстрадных песен, но в 2010 году в честь его юбилея состоялся концерт в рамках музыкального фестиваля «Новая волна». На творческом вечере выступили Лайма Вайкуле, Николай Носков, Игорь Николаев, Григорий Лепс и другие звезды эстрады.
Композитор Давид Тухманов
Дискография этого величайшего композитора современности насчитывает сотни песен в разных жанрах и на разные темы, но всех их объединяет одно – неподдельная сила звука и искренность, с которой была написана каждая мелодия. Давид Федорович признается, что на его творческом пути редко были моменты, когда музыка рождалась в голове в виде мгновенного откровения, шепота музы, который требовалось немедленно уловить и сохранить.
Его творческий метод – это осознанная работа у рояля. Этот кропотливый труд и профессионализм подарили публике разноплановые мелодии и песни, вышедшие из-под пера автора. Композитор уверен, что главное в песне – это не продуманность, потраченные время и усилия, главное – чтобы она звучала легко, чтобы несла в себе заряд положительных эмоций.
Личная жизнь
Личная жизнь Давида Тухманова общеизвестна, композитор не скрывает того, что женат в третий раз. Первой супругой композитора стала певица, поэт-песенник Татьяна Сашко. Как утверждали знающие ее коллеги, артисты, Татьяна стала первым советским продюсером. В советские годы понятия продюсерства не существовало, но именно благодаря чутью Сашко Тухманову удавалось создавать хит за хитом.
Татьяна Сашко – первая жена Давида Тухманова
В начале супружеской жизни Татьяне удалось разглядеть в музыканте с классическим образованием автора будущих шлягеров. Супруга участвовала в подборе поэтического материала для произведений мужа, она подыскивала исполнителей для песен. Ее авторству принадлежит текст хита Давида Федоровича «Эти глаза напротив».
Валерий Ободзинский – “Эти глаза напротив” на музыку Давида Тухманова
В 1974 году в браке родилась дочь Анастасия. Девушка не пошла по стопам родителей, окончила МГИМО и выбрала профессию переводчика, затем стала работать журналисткой.
В 1986 году Давид Тухманов женился второй раз, но брак продлился всего два года. После развода композитор уехал по приглашению в Гамбург, а бывшая жена Наталья воспользовалась ситуацией и поставила в пятикомнатной квартире Давида Федоровича на Кутузовском проспекте новые замки, выписала экс-супруга и завершила приватизацию. Композитору пришлось оспаривать свои права через суд.
Давид Тухманов с женой Любовью
В Германии Давид Тухманов встретил новую любовь и музу, ею стала пианистка и певица Любовь Викторовна. В Западной Европе композитор начал новую жизнь. Он не стеснялся выступать в ресторанах, играя на фортепиано, делал аранжировки для местных оркестров, выступающих на радио и телевидении. Этот период биографии композитор не воспринимал как эмиграцию, для Давида Федоровича жизнь в Европе стала затянувшимся путешествием. По словам Тухманова, ему был интересен опыт общения с иностранной публикой, интерес вызывала и новая для советского гражданина культура.
Народный артист и композитор Давид Тухманов
Начиная с 90-х годов композитор живет на три страны. Часть года он проводит с семьей в Израиле и Германии, но не забывает посещать и Россию. Как признается сам композитор, с первой женой, поэтом-песенником Татьяной Сашко, и дочерью он общение не поддерживает, однако причины такого решения предпочитает не оглашать.
Давид Тухманов сейчас
Сейчас композитор полностью посвятил себя классической музыке. После премьеры оперы «Царица», которая состоялась в 2010 году, он задумал написать еще одну оперу. Подробности создания нового произведения Тухманов пока держит в секрете.
Дискография
- 1970 – «Песни Давида Тухманова»
- 1972 – «Как прекрасен мир»
- 1973 – «Мой адрес – Советский Союз»
- 1976 – «По волне моей памяти»
- 1985 – «Оглянись на детство»
- 2001 – «Волшебные детские песенки»
- 2003 – «Светлячок и другие»
- 2005 – «Белый танец»
- 2006 – «Звездная песня неба»
- 2010 – «Танго снов Бориса Поплавского»
Знаменитый российский композитор Давид Федорович Тухманов известен в первую очередь своим песенным творчеством. Однако в его композиторском наследии немало других интересных работ и достижений. Песни Тухманова не теряют популярность несколько десятилетий, их считают за честь исполнять лучшие певцы страны.
Детство и семья
Тухманов Давид Федорович, будущий композитор, родился 20 июля 1940 года в Москве. Мама Давида была музыкантом, композитором и с детства развивала у сына музыкальные способности. Под ее руководством мальчик с 4 лет начал осваивать фортепиано и уже в это время создал первое самостоятельное произведение – лезгинку. Отец мальчика инженер, родом из Армении. Поэтому Тухманов Давид Федорович национальность свою называл смешанной — русско-армянской. С детства путь мальчика был предопределен, настойчивость мамы и природные музыкальные способности не давали Давиду возможности избрать иной жизненный путь.
Годы учебы
В 1948 году Тухманов Давид Федорович поступает в музыкальную школу имени Гнесиных на класс фортепиано. Его первой учительницей стала Е. Эфрусси, но и основательница школы Елена Фабиановна Гнесина принимала деятельное участие в образовании мальчика. Именно она видела в нем больше композитора, чем исполнителя, и всячески поощряла его сочинительскую активность. Уже в начальных классах Давид создает первые музыкальные опусы: романсы, фортепианные пьесы, баллады. В старших классах Тухманов занимается в классе композиции у выдающегося педагога школы Льва Николаевича Наумова.
В 1958 году Давид оканчивает школу. К этому времени он уже точно знает, кем хочет стать, и потому поступает в институт им. Гнесиных на композиторское отделение. Его дипломная работа — оратория для хора, оркестра и солистов на текст поэмы А. Твардовского «За далью даль» — получила высочайшую оценку экзаменационной комиссии. В 1963 году в стране появился новый дипломированный композитор – Давид Тухманов.
Профессиональный путь
После окончания института Тухманов Давид Федорович отправился служить в армию, где начал работать по профессии – он руководит своим первым коллективом, оркестром в Ансамбле песни и пляски Московского военного округа. И в середине 60-х годов начинает свой путь в мир профессионального композиторства. Его со студенческих времен влечет жанр эстрады, и он начинает писать музыку для песен, на этом поприще он прославился и стал зарабатывать на жизнь. Кроме этого Тухманов пробует себя в роли художественного руководителя различных коллективов. Так, в 1986 году он встает во главе коммерческого проекта — становится руководителем группы «Электроклуб», где пели Ирина Аллегрова, Игорь Тальков, позже Владимир Салтыков. Но удовлетворения ему такая работа не принесла.
Постепенно у Тухманова нарастает потребность создать что-то серьезное, он вспоминает о своих опытах написания камерной музыки в институте. В разное время он создает циклы баллад и романсов на стихи известных поэтов: И. Анненского, Георга Тракля, Бориса Поплавского.
В 1989 году начинается сотрудничество композитора с театром. Вместе с детским поэтом Ю. Энтиным он пишет мюзикл «Багдадский вор», который ставят в московском театре «Сатирикон» и Свердловском театре музыкальной комедии. Позже он пишет музыку для моноспектакля Людмилы Гурченко «Мадлен, спокойно!», для постановки «Женатый таксист» в Московском театре сатиры. Также Тухманов работал в кинематографе. Он написал музыку более чем к 10 художественным картинам.
Начало перестройки было трудным временем для музыкантов, и Тухманов Давид Федорович, композитор некоммерческого направления в музыке, уезжает в Германию. Это становится неким творческим отпуском, в течение четырех лет он не пишет никаких произведений, переосмысливая свой творческий путь.
В 1995 году Тухманов возвращается в музыку уже как детский композитор. Он пишет репертуар для детских студий, хоров, танцевальных ансамблей. Вместе с Юрием Энтиным, который тоже живет в то время в Германии, он создает несколько циклов песен для детей: «Бяки-Буки», «Золотая горка», «Гоголь-Моголь-Дискотека».
В 1997 году Тухманов возвращается в Россию и вновь начинает работать на эстраде. Он пишет ремиксы своих старых песен, которые с успехом представляет в юбилейном концерте в 2000 году, с этого момента у его произведений начинается вторая жизнь.
В 21-м веке Тухманов дает много авторских концертов, работает в различных музыкальных шоу и в организации массовых праздников, например, он пишет музыку для Дня независимости России. Его произведения торжественно звучат на Красной площади. В 2005 году он заканчивает оперу «Царица» по либретто Ю. Ряшенцева. Она будет с успехом идти на сцене санкт-петербургского Александринского театра, в музыкальном театре «Премьера» г. Краснодара, в московской «Геликон-опере». Тухманов продолжает активно работать и сегодня. Он участвует в фестивалях, пишет музыку для массовых мероприятий, дает концерты.
Эстрада как призвание
Главным делом жизни композитора Тухманова стала песня. Свою первую музыку для песни он пишет еще в 1961 году — это был хит «Последняя электричка» на стихи Михаила Ножкина. В 60-х годах композитор пишет цикл патриотических песен, которые были чрезвычайно востребованы в свое время: «Мой адрес – Советский Союз», «Я люблю тебя, Россия», «День без выстрела», «Мы большая семья». За них он в 1972 году получает Премию Московского комсомола. Но настоящую славу ему приносят популярные эстрадные композиции. Его песни поют звезды первой величины: Лев Лещенко, Галина Ненашева, Валерий Ободзинский, Александр Градский. При этом Тухманов всегда оставался композитором-экспериментатором. Так, пластинка «Как прекрасен этот мир» объединяет песни по принципу сюиты. В 1975 году он выпускает экспериментальный альбом «По волне моей памяти» с песнями на стихи поэтов-классиков, в которой также применен сюитный принцип, и уже в то время видны элементы рок-музыки.
В 80-х годах он пишет сложные композиции, в которых переплетаются классические, народные и роковые элементы. Пластинка «НЛО» была результатом проб композитора в стиле хард-рок. В своем творчестве Давид Федорович сотрудничает с выдающимися певцами. Он пишет целую программу для Софии Ротару, работает с Валерием Леонтьевым, помогает пробиться на сцену таким исполнителям, как Николай Носков, Александр Барыкин, Яак Йоала. Его песни не теряют актуальности и сегодня, их поют, аранжируют и помнят.
Лучшие произведения и дискография
Тухманов Давид Федорович, биография которого связана с эстрадой, написал более 210 песен. Среди них были композиции невероятной популярности. В 1975 году Тухманов вместе с поэтом Владимиром Харитоновым пишут бессмертный хит «День Победы», который не сразу был принят цензурой, но постепенно стал одной из самых узнаваемых и исполняемых песен композитора. Всего композитор выпускает около 20 альбомов и сборников. Среди них такие, как «По волне моей памяти», «Ступени», «Как прекрасен мир». Славу композитора-песенника ему принесли такие песни, как «Соловьиная роща», «В доме моем», «Восточная песня», «Ненаглядная сторона» и многие другие.
Награды
Тухманов Давид Федорович, фото которого редко мелькают в массовой прессе, не очень часто удостаивался наград. Он является кавалером Ордена дружбы, Ордена «За заслуги перед Отечеством», носит звание Заслуженного деятеля искусств РФ.
Интересные факты биографии
Тухманов Давид Федорович дважды писал музыку для церемонии открытия и закрытия Всемирных юношеских Олимпийских игр. Для Дня славянской письменности в Новосибирске композитор написал ораторию «Легенда о Ермаке». Первую песню он написал еще в детстве, с тех пор это стало его призванием. Музыкант очень любит литературу, его любимыми писателями являются Ф. Кафка, В. Пелевин, М. Булгаков, Н. Гоголь.
Личная жизнь
Тухманов Давид Федорович, личная жизнь которого нередко становится предметом сплетен, был трижды женат. От первого брака с Татьяной Сашко у него есть дочь. Второй брак закончился неприятным скандалом и судом за квартиру. Сегодня третья жена Тухманова постоянно проживает в Израиле, где ее регулярно навещает композитор, который живет и работает в Москве.
Давид Тухманов — человек-парадокс. 15 лет назад, когда его музыка разливалась по всем радиоточкам страны, прославленный композитор вдруг решился на отчаянный фортель. Влюбленный в него Союз он променял на чужую и холодную Германию, успех — на свободу, концертные залы — на фойе ресторана, овации — на чаевые, а легкий жанр — на громоздкий. Теперь классик советской эстрады живет на три страны, время от времени судится с музыкальными пиратами и сочиняет оперу. А еще — готовится отметить 65-летие, пишет «МК». В Израиле. — Давид Федорович, нарочно сбежали со своего юбилея так далеко? — Да нет, так происходит каждый год. Моя дата приходится на июль, а лето мы обычно проводим не в Москве. Поэтому нет, не специально. — Но это же не простая дата, надо бы собрать коллег, друзей. — Мы и соберем. Здесь у нас с женой есть несколько друзей, отметим в каком-нибудь хорошем ресторане. — Как думаете, из Москвы в этот день будет много звонков? — Много не жду. Я понимаю, что люди заняты своими делами, да и не все знают мои координаты. Но для меня это большого значения не имеет — ничего особенно торжественного я не чувствую. — Но по натуре вы компанейский человек или одиночка? Тишина или звон бокалов ваша стихия? — Профессия композитора — она в какой-то мере двойственная. С одной стороны, требует уединения: в кабинете, в студии. С другой — связана с большим количеством контактов. Мой характер, по-моему, с такой двойственностью совпадает идеально. “Напрасные слова” — Вопрос, который наверняка слышал каждый композитор. Как сочиняется музыка? Ну хоть вы можете на него ответить? — Нет, этого и я не знаю. Какую работу нужно провести чисто практически, как музыку записать и аранжировать — рассказать могу. А как рождается сама мелодия — вот это объяснить довольно трудно: процесс достаточно непонятный и иногда даже мистический. — Ну, может, у вас есть определенный план работы: садитесь, например, в уединении, думаете несколько часов, а потом вдруг: эврика! — Ну, в принципе у меня существует график работы. Но как-то больше я работаю авралами. Иногда бездельничаю подолгу, и меня мучает совесть, что работа стоит. Но это, я думаю, потому что боюсь к ней притронуться, чтобы не испортить впечатление, не потерять какую-то новизну ощущений, так скажем. Ведь сегодня песенным творчеством я почти не занимаюсь — меня интересуют более крупные формы. — А известные исполнители до сих пор не названивают, не просят сочинить какой-нибудь очередной хит? — А смысл? Они ведь знают, что это не ко мне. — То есть песня, банальный шлягер — уже не ваш уровень? — Не в этом дело. Песня — довольно большая часть моей жизни. Но она прошла. Сейчас я пишу оперу, которая называется “Екатерина Вторая”. Уже около года над ней работаю, нахожусь как бы на середине пути. И надеюсь, если все будет хорошо, закончить это сочинение. — Извините, я не в курсе, это ваша первая опера? — Да, как оперное произведение — первое. Хотя уже сейчас, когда показываю некоторые куски своим друзьям, начинаются споры — что это: опера или мюзикл. Мне бы хотелось, чтобы это была опера. А уж что выйдет… “Как прекрасен этот мир” — Где лучше пишется: в России или за границей? — В России, там более привычный режим жизни. А за границей, особенно летом, никак нельзя отделаться от ощущений, что ты на курорте. Тем не менее я пытаюсь что-то делать и здесь. Так сказать, чтобы процесс не очень прерывался. — Давид Федорович, история, конечно, давняя. Но какая главная причина того, что в 90-м году вы переехали жить в Германию? — Трудно сказать. Скорее всего мне просто захотелось пожить там и посмотреть мир. То, чем советские люди были в достаточной мере обделены. Тем более много читал про художников и композиторов прошлого, которые часто уезжали жить за границу, и это было только на пользу их творчеству. Ко всему прочему 90-й год: эта беспролазная рутина, этот режим, который порядком уже надоел. Так что в определенной мере это был и какой-то внутренний протест. Но эмигрантом я себя никогда не считал. Просто был период длительного, скажем так, путешествия. — Первое время в Германии тяжело пришлось? — В любом случае опыт — более чем полезный. — Но правда, что ради хлеба насущного вам приходилось выступать в немецких ресторанах, играть там на пианино? — Ну и что. Для того чтобы заработать деньги, всякая работа хороша. Не говоря уж о том, что в Советском Союзе почему-то игра в ресторане считалась занятием третьего сорта. А в Кельне, когда люди узнавали, что я играю по ресторанам и отелям, мне говорили, что это очень хорошая и престижная работа. Тем более при всей своей известности в Советском Союзе на Западе я был абсолютно неизвестен. Занимался же не классическими жанрами, которые более экспортируемы, а советской песней, которую в Европе не знали, не знают и не будут знать. Кроме разве что “Катюши” и “Подмосковных вечеров”. — И группы “Тату” еще. — Ну, это уже совсем другая история, и там не в мелодии дело. — А зарабатывали прилично? —Достаточно для того, чтобы нормально жить. Без излишеств, конечно, но вполне. — А чаевые брали? — Вообще-то обычно их дают, а не берут. Естественно, мне их давали. Сколько? Нет, я уже не помню. Старался как-то на этом не зацикливаться. Кроме того, у меня не было какой-то постоянной работы, играл время от времени, даже не так часто, как нужно было, — я ведь еще и продолжал заниматься сочинительством, кое-что делал для оркестров телевидения и радио. Но самое главное — я по-прежнему продолжал зарабатывать музыкой. — А немцы знали, что за роялем — тот самый человек, который написал гимн Победы? — А они не знают гимн Победы. — Даже в Берлине? — Я не знаю, какие нужно проводить опросы на эту тему. Зато прекрасно отдаю себе отчет, что никакого имени у меня в Европе не было и сделать его уже нельзя. Скажем так, поздновато. “Мой адрес — Советский Союз” — Возвращаться было сложнее, чем уезжать? — Нет, совсем ничего сложного не было. В первый раз я приехал в Москву в 94-м году, потом стал приезжать чаще. А с 98-го года я уже живу в Москве. Конечно, попал в совершенно другую страну, но… — Спустя четыре года узнали Москву? — Узнал. Она была в плохом состоянии, еще хуже, чем до моего отъезда. Но сейчас, надо сказать, Москва выглядит вполне прилично. — За семь лет не успели пожалеть о возвращении? — Нет, все нормально абсолютно. Тем более я могу жить там, где мне нравится. С этим сознанием намного приятней. — Теперь, если не ошибаюсь, вы живете на три дома? — Вы знаете, в Германию, я думаю, через некоторое время я ездить перестану. Там мне становится трудно. Да и потом особых дел у меня сейчас в Германии нет. Скорее всего мы будем жить в Москве и иногда ездить в Израиль. У меня жена израильтянка. “Эти глаза напротив” — Давид Федорович, композиторы — народ влюбчивый? — Я не знаю, за других сказать не могу. — Так скажите за себя. Нужна Муза? — Я в своей жизни много влюблялся. Но непосредственно к моей работе это как-то не относилось. — А вот Максим Дунаевский семь раз был женат. А вы? — Я третий раз женат. В этом плане отстаю от Дунаевского. — Наверное, только в этом. С женами по-хорошему расставались? — Ну-у… Можно считать, что да. Что касается меня, то я, конечно, зла и обид на них не держу. Вообще, стараюсь, чтобы у меня не было врагов. — Но вы встретили свою Любовь. Я имею в виду вашу супругу Любовь Викторовну. Это последняя любовь? — Надеюсь, что да. — Но она и ваша Муза? — Не знаю. Я профессионал, понимаете. Поговорите об этом лучше с людьми, которые увлекаются, для которых любовь и искусство — все едино. Я в этом смысле человек неинтересный, сухой. Для меня музыка — это работа. — С Любовью Викторовной вы познакомились в Израиле? — Нет, в Германии. Дело в том, что Люба — пианистка, музыкант, певица. И она всю жизнь проработала в отелях, в ресторанах, в кафе. Собственно говоря, там мы и познакомились. — То есть у вас был чисто служебный роман? — Не знаю, как его назвать. Можно сказать, познакомились на профессиональной почве. — Говорят, поздние романы — самые крепкие. — Хотелось бы так думать. Надеюсь на это. — Дочь от первого брака частый гость в вашей семье? — К сожалению, она живет в другой семье, мы мало общаемся. — Она ведь тоже стала музыкантом? — Нет, она не стала музыкантом и никогда не собиралась. Она по профессии журналист. — Да? Она брала у вас когда-нибудь интервью? — Нет, не брала. Почему? Я не знаю. — А в каком СМИ она работает? — Тоже не знаю. — Имею в виду: в печатном, на радио, на телевидении? — Не знаю… “Остановите музыку” — Последнее время ваше имя часто упоминалось в связи с различными судебными процессами. С телеканалом “Россия” судитесь, потому что они урезали ваш концерт, со звукозаписывающими студиями — за то, что незаконно тиражируют ваши песни… — Вы знаете, я могу только сказать, что сам я судебными делами не занимаюсь и никогда бы не стал тратить на это время. Но поскольку есть доверенные лица — юристы, адвокаты, — я только приветствую эту ситуацию. Совсем ничего не делать в этом смысле было бы неправильно. Ведь это касается не только меня, но и других авторов, чьи права здесь нарушаются. А во всем, считаю, должен быть порядок. — Россия в этом плане — страна беспорядочная. Порядку в Германии научились? — Ну, в принципе я и без Германии люблю, чтобы все стояло на своих местах. По моему характеру так жить удобнее и приятнее. Но в данном случае речь идет не о каком-то порядке в доме, а о куда более важных вещах. Мы, авторы, не ходим на работу, мы живем исключительно со своих гонораров. И, естественно, недополучаем в результате неправомерных действий каких-то неизвестных нам лиц. Надо восстанавливать порядок. По возможности. — И все-таки денежный вопрос здесь — главный? — Ну как, денежный вопрос. Я ведь не питаюсь воздухом. Может, есть любители, для которых что-то сочинять или писать — большое удовольствие и хобби. А я профессионал, и других источников дохода у меня нет. Бизнесом я не занимаюсь… — Еще один судебный процесс был по поводу использования ваших мелодий в качестве звонков на сотовых телефонах. Вот у меня на мобильном ваш “День Победы”. Я вас этим оскорбляю или, наоборот, выказываю пиетет? — Я вообще никак к этому не отношусь. Это вполне нормально. Песня существует, кто-то ее любит слушать, кто-то — петь, а кто-то закачивает в телефон. Это уже не имеет ко мне отношения. К закону, может быть… Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/3902-david-tukhmanov.html
- https://ibudzdorov.ru/znamenitosti/david-tuhmanov.html
- https://fb.ru/article/244082/tuhmanov-david-fedorovich-biografiya-lichnaya-jizn-foto-natsionalnost
- https://newsmuz.com/news_5_894.htm