«Чудо по имени Белла». Как Ахмадулина покоряла мужчин

689859.150x225.jpgПерсонаГоды жизни: 10 апреля 1937 — 29 ноября 2010Страна рождения: СССРСфера деятельности: Поэт

Первые стихотворения Беллы Ахмадулиной были опубликованы, когда поэтессе было восемнадцать. Спустя всего несколько лет ее творческие вечера уже проходили с аншлагом, а тексты становились шлягерами. Белла Ахмадулина выпустила 33 поэтических сборника, писала эссе и очерки, переводила стихотворения на русский со множества языков.

Юная поэтесса с гражданской позицией

Белла Ахмадулина родилась в Москве в 1937 году. Испанское имя Изабелла для нее выбрала бабушка. «Я рано спохватилась и сократила это имя до «Белла», — рассказывала поэтесса.

Первые стихи Ахмадулиной напечатал в 1955 году журнал «Октябрь». Она тогда училась в десятом классе, занималась в литературном кружке Евгения Винокурова при заводе имени Лихачева.

После школы Белла Ахмадулина поступила в Литературный институт имени А.М. Горького. Приемной комиссии юная поэтесса читала собственные стихи. На первом курсе она была уже достаточно известным автором. В 22 года Ахмадулина написала стихотворение «По улице моей который год…», которое стало известным романсом.

Отрывок из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Спустя еще три года поэтесса выпустила первую книгу стихотворений — «Струна», о которой Евгений Евтушенко писал: «Не случайно она назвала свою первую книгу «Струна»: в ее голосе вибрировал звук донельзя натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли. <…> Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам».

Выступления Ахмадулиной собирали полные залы, площади, стадионы. Особенным был не только голос поэтессы, но и ее художественный стиль. Белла Ахмадулина использовала в текстах интересные метафоры, писала слогом золотого века.

В 1958 году студентов Литинститута — в их числе была и Белла Ахмадулина — принуждали подписывать коллективное письмо с требованием выслать из страны Бориса Пастернака. В то время в разгаре была травля писателя, связанная с его Нобелевской премией. Поэтесса подписывать письмо отказалась. И вскоре ее отчислили, официально — за проваленный экзамен по марксизму-ленинизму. Однако позже Ахмадулину восстановили, и она окончила Литинститут с отличием.

Актриса, переводчица, защитница диссидентов

В 1960-х годах Белла Ахмадулина снималась в кино. Фильм Василия Шукшина «Живет такой парень», где поэтесса сыграла журналистку, получил приз «Лев святого Марка» на Венецианском фестивале в 1964 году. В фильме «Спорт, спорт, спорт» за кадром Ахмадулина читала собственные стихи «Вот человек, который начал бег…» и «Ты человек! Ты баловень природы…».

Поэтесса не писала на острые социальные и политические темы, однако в политической жизни Советского Союза участвовала. Она поддерживала движение диссидентов, защищала опальных Андрея Сахарова, Льва Копелева, Александра Солженицына. Писала официальные обращения, бывала в местах ссылок, выступала в зарубежных газетах, на «Радио Свобода» и «Голос Америки».

Долгое время репрессии Беллы Ахмадулиной не касались: она была известна, авторитетна и любима публикой, ее стихи переводили на все европейские языки. Однако в 1969 году во Франкфурте вышел сборник Ахмадулиной «Озноб». Печататься за рубежом было очень рискованно. После этого поэтессу раскритиковали в советской прессе, а ее новые сборники подверглись жесткой цензуре. Выступления Ахмадулиной запрещали до самой перестройки.

В эти годы поэтесса занималась переводами. Она много путешествовала по Советскому Союзу и особенно любила Грузию. Ахмадулина переводила на русский язык грузинскую поэзию — стихи Николая Бараташвили, Галактиона Табидзе, Ираклия Абашидзе.

Кроме грузинских авторов Белла Ахмадулина переводила произведения поэтов Армении и Польши, Венгрии и Болгарии, Италии и Франции. В 1984 году ей вручили орден «Дружбы народов», Американская академия искусств и литературы избрала поэтессу своим почетным членом. Создавала Ахмадулина и очерки о поэтах-современниках, написанные, как говорил Евтушенко, «элегантной прозой».

Белла Ахмадулина и Борис Мессерер

Белла Ахмадулина была замужем четыре раза: за Евгением Евтушенко, Юрием Нагибиным и Эльдаром Кулиевым. В 1974 году поэтесса вышла замуж в последний раз — за скульптора Бориса Мессерера.

Об их знакомстве он позже вспоминал: «Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная. От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце. Говорим о собаках. Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с ней навсегда».

Белла Ахмадулина «раздаривала» автографы и стихи, писала их на салфетках и клочках тетрадных листов. Мессерер делал копии и оставлял их себе. Разговоры с женой он записывал на диктофон. Так появились четыре тома ее произведений.

Белла-Ахмадулина.jpg

Борис Мессерер сопровождал супругу на творческих вечерах, Ахмадулина писала о нем: «О, поводырь моей повадки робкой!..» Еще в годы гонений Мессерер предложил ей переехать в Тарусу. Этому городу, который Белла Ахмадулина часто называла своей музой, она посвятила одноименный сборник с акварелями своего мужа.

Всего при жизни поэтессы вышли 33 сборника ее стихотворений. Последние годы Ахмадулина и Борис Мессерер жили в Переделкино. Она продолжала участвовать в творческих вечерах, однако писала мало: мешало заболевание глаз. В 2010 году Беллы Ахмадулиной не стало. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище. После смерти поэтессы Борис Мессерер написал книгу-воспоминание «Промельк Беллы», а в Тарусе установили памятник Ахмадулиной, который изготовили по его эскизам.

Биография

Белла Ахмадулина — советская поэтесса, переводчица, литератор, ее творчество стало одной из ярких страниц поэтического бума 60-х годов. Она всегда называла себя только поэтом и находила вдохновение в простых вещах.

Поэзия Ахмадулиной не была политизирована, тем не менее своими выступлениями ей удавалось собирать многотысячные стадионы. Интересным фактом считается то, что даты ее жизни перекликаются с важными событиями в русской литературе: Белла родилась спустя 100 лет после смерти Александра Пушкина и скончалась в год столетия со дня ухода Льва Толстого.

Детство и юность

Изабелла Ахатовна Ахмадулина родилась в апреле 1937 года в Москве в интеллигентной и состоятельной семье. Ее отец занимал пост заместителя министра, мама состояла в звании майора КГБ и работала переводчицей.

Имя Изабелла девочке дала родная бабушка Надежда Митрофановна. В 30-е годы в Советском Союзе была популярна Испания и все, что с ней связано. Поэтому мама будущей поэтессы подыскивала испанское имя для дочери. Бабушка решила, что Изабелла — это то, что нужно. Так появилась на свет Изабелла Ахмадулина. Как позже написала в мемуарах поэтесса, она «вовремя спохватилась» и сократила имя до Белла.

В Белле Ахмадулиной смешалась кровь разных национальностей: татарская по линии отца, российско-итальянская по маме. Очень большое влияние на Ахмадулину оказала бабушка Надежда Митрофановна. Так как родители были занятыми людьми, внучка часто оставалась на попечении родной бабушки по маминой линии. Она научила Беллу чтению, привила ей любовь к классической литературе, читая не только сказки, но и произведения Гоголя с Пушкиным.

В годы войны отец Беллы ушел на фронт. Девочку отправили в Казань, где жила ее вторая бабушка по отцовской линии. В Казани Ахмадулина заболела и имела все шансы умереть, если бы не подоспевшая вовремя мама.

Сразу после окончания войны Белла вместе с матерью вернулась в столицу и отправилась в школу. Училась она с неохотой, часто пропускала уроки и отдавала предпочтения только занятиям литературы. Ахмадулина была начитанной для своего возраста девочкой и с ранних лет писала без грамматических ошибок.

Первые стихи Беллы появились в школьные годы. Интересно, что первые произведения девушка создавала под впечатлением от творчества Гарриет Бичер-Стоу, автора романа «Хижина дяди Тома». Свои стихотворные строки Ахмадулина посвящала угнетенным темнокожим рабам и их детям. О любви Белла начала писать позднее. В 15 лет у нее уже прослеживался собственный стиль. Литературный дебют 18-летней поэтессы состоялся в журнале «Октябрь».

А через 2 года, в 1957-м, поэзия Ахмадулиной подверглась критике в газете «Комсомольская правда». Стихи посчитали слишком манерными и старомодными, не соответствующими духу советской эпохи.

Творчество

В школьные годы Ахмадулина посещала занятия столичного литобъединения. Уже тогда она планировала связать свою жизнь с литературой. Родителям такие планы дочери не нравились: они мечтали видеть Беллу журналисткой. Девушка согласилась и отнесла документы в МГУ, на факультет журналистики.

Белла Ахмадулина — «Памяти погибших поэтов»

К сожалению (или все же к счастью), Ахмадулина провалила вступительные экзамены. Тогда она, следуя все тем же пожеланиям родителей, устроилась работать в газету «Метростроевец». Публиковала там не только статьи, но и свои стихи.

На следующий год Белла Ахмадулина поступила туда, куда и мечтала — в Литературный институт. Но в 1959 году, когда в СССР грянул скандал с присуждением Борису Пастернаку Нобелевской премии, Ахмадулина отказалась подписывать письмо с осуждением «предателя родины». За это она была отчислена из вуза.

Ахмадулиной удалось устроиться внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутске. Вскоре главный редактор, пораженный талантом Беллы, поспособствовал ее возвращению в Литературный институт. Ахмадулина с отличием окончила вуз в 1960 году.

Творческая биография Беллы Ахмадулиной развивалась стремительно. В 1962 году появился ее дебютный поэтический сборник стихотворений «Струна». Талант поэтессы был сразу отмечен признанными мэтрами, среди которых Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский.

Вместе с ними Белла Ахатовна Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере читала свои произведения. Ее легкие, воздушные стихи имели успех. Хотя и критиков было немало. Ахмадулину упрекали за камерность, старомодность и напыщенный слог.

Второй сборник поэзии «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968-м. Через год появилась еще одна книга лирики, названная «Уроки музыки». Белла Ахмадулина творила много и с надрывом. Ее сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы. Сборники «Метель», «Стихи», «Свеча» следовали один за другим.

В 1970-е Белла Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и ее культура произвели на поэтессу огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию. Следствием этой обоюдной любви становится сборник поэзии «Сны о Грузии». Белла Ахатовна переводила на русский язык стихи Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других. А журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения Ахмадулиной даже в то время, когда в России на них существовали идеологические запреты.

Ахмадулина — автор множества эссе о выдающихся творческих личностях. Ею написаны произведения о Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Венедикте Ерофееве, Владимире Высоцком и других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома.

Литературный вечер Беллы Ахмадулиной

В 1979 году Белла Ахмадулина становится одной из создателей «Метрополя» — неподцензурного альманаха. Часто она открыто поддерживала советских диссидентов, среди которых были Андрей Сахаров, Лев Копелев, Владимир Войнович и многие другие. Заявления поэтессы в их защиту публиковала «Нью-Йорк Таймс». Их зачитывали по «Голосу Америки» и «Радио Свобода».

В 1993 году Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий». В 2001-м Белла Ахатовна подписалась под письмом в защиту канала НТВ.

Фильмы

Белла Ахмадулина снялась всего в двух фильмах — «Живет такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». Первая картина, автором сценария и режиссером которой был Василий Шукшин, вышла на экраны в 1959-м, когда Белле исполнилось 22 года. Ахмадулина сыграла журналистку, которая пишет о простом парне, совершившем героический поступок.

Лента была награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. В картине «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова Белла Ахмадулина читала свои стихи о спорте и спортсменах.

Но если Ахмадулину в роли актрисы можно увидеть только дважды, то ее стихи и песни в лентах появляются часто, привнося необыкновенный шарм и удивительную романтическую ауру. Примером служат ставшие культовыми фильмы Эльдара Рязанова. В «Иронии судьбы, или С легким паром!» звучит песня на стихи Беллы Ахатовны «По улице моей который год…», исполненная Аллой Пугачевой. Позднее ряд песен на слова Ахмадулиной пополнил репертуар Примадонны российской эстрады.

Белла Ахмадулина — «О, мой застенчивый герой». Читает Светлана Немоляева

В «Жестоком романсе» героиня поет «А напоследок я скажу». Стих «О, мой застенчивый герой», прочитанный Светланой Немоляевой в «Служебном романе», тоже сочинение Ахмадулиной из сборника «Озноб». Незабываем и оригинален стиль декламации Беллы Ахмадулиной. Ия Саввина, озвучившая Пятачка в мультфильме о Винни-Пухе, взяла «ахмадулинские интонации», за что поэтесса в шутливой форме поблагодарила ее за «подложенную свинью».

Нередко необычное имя поэтессы вдохновляло ее коллег на юмористические эпиграммы. Литераторы предпочитали соединять в своих строках Беллу Ахмадулину и Булата Окуджаву. Оба поэта отказались от памятных орденов в честь юбилея Союза писателей, поэтому вскоре в поэтической среде распространилась эпиграмма:

«Только Белла и Булат отказались от наград».

Личная жизнь

Ахмадулина вышла замуж в ранней молодости, едва ей исполнилось 18 лет. Ее первым супругом был Евгений Евтушенко. Вместе они прожили 3 года. Развод состоялся после прерванной по просьбе супруга беременности. Позднее Евгений корил себя за необдуманное предложение, которое стало началом конца его отношений с женой.

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной наладилась быстро. В следующем году она вышла замуж за писателя Юрия Нагибина. Вместе они прожили с 1959-го по 1968-й. Но и этому браку не суждено было длиться долго. Причиной расставания, как можно узнать из биографического романа Василия Аксенова «Таинственная страсть», была измена Беллы. В год расставания Ахмадулина взяла из детского дома девочку Аню. Удочеренная Анна получила отчество от Юрия Нагибина, хотя и не являлась его дочерью.

Коротким был гражданский брак Беллы Ахатовны с сыном писателя Кайсына Кулиева — Эльдаром. Зато в этом браке родилась вторая дочь Елизавета. Позднее она окончила тот же вуз, что и мама, Анна же получила высшее образование в полиграфическом институте.

Белла Ахмадулина и Юрий Нагибин.

Опубликовано Ахмадулина Белла Ахатовна — замечательная русская поэтесса и писатель. Воскресенье, 8 июля 2018 г.

Белла Ахмадулина и Юрий Нагибин

В 1974 году Белла Ахмадулина вышла замуж за Бориса Мессерера, театрального художника и сценографа. Первое знакомство будущих супругов состоялось во время совместной прогулки с собаками. Борис влюбился в хрупкую восточную красавицу с первого взгляда.

После свадьбы молодожены отдалились от внешнего мира. Дочери Аня и Лиза остались на попечении матери и домработницы. Супруги демонстрировали трепетное отношение друг к другу: Борис опекал Беллу, сопровождал ее на всех литературных и светских мероприятиях, помогал издавать поэтические сборники. Последние годы муж и жена прожили в собственном доме в Переделкино.

С детских лет Белла питала привязанность к домашним животным, особенно любила собак. Ахмадулина часто использовала цитату Анастасии Цветаевой:

«СОБАКУ пишу не с большой буквы, а вообще большими буквами».

На многих фото поэтессы были запечатлены ее питомцы.

Смерть

Последние годы жизни Беллы Ахатовны были тяжелыми. Поэтесса болела. Она передвигалась только на ощупь, потому что практически ослепла. Ахмадулиной не стало 29 ноября 2010 года. Накануне женщина находилась в больнице Боткина, где ей была сделана операция. Спустя 4 дня после выписки из медучреждения она скончалась.

Одним из инициаторов установки памятника Цветаевой в Тарусе была Белла Ахмадулина. Памятник самой Ахмадулиной стоит на…

Опубликовано Денис Дьяченко Четверг, 6 декабря 2018 г.

Памятник Белле Ахмадулиной

Смерть поэтессы была следствием острого сердечно-сосудистого криза. Прощание с ней состоялось в столице, в Центральном доме литераторов. Похоронена Ахмадулина на Новодевичьем кладбище недалеко от могил Андрея Вознесенского и Виктора Черномырдина.

Спустя 3 года в городе Тарусе Калужской области был установлен памятник Белле Ахмадулиной. Скульптура в виде женской фигуры, натянутой как струна и устремленной ввысь, установлена на берегу реки Оки рядом с постаментом Марины Цветаевой. Белла часто отдыхала в этом старинном русском городе и черпала здесь вдохновение для написания многих поэтических строк. Автором памятника стал последний муж Ахмадулиной Борис Мессерер. Он также написал в память о поэтессе мемуары «Промельк Беллы».

Библиография

  • 1962 – «Струна»
  • 1968 – «Озноб»
  • 1969 – «Уроки музыки»
  • 1975 – «Стихи»
  • 1977 – «Свеча»
  • 1977, 1979 – «Сны о Грузии»
  • 1977 – «Метель»
  • 1991 – «Побережье»
  • 1995 – «Звук указующий»
  • 1997 – «Миг бытия»
  • 2000 – «Друзей моих прекрасные черты»
  • 2010 – «Ни слова о любви»
  • 2011 – «Нечаяние»

Фильмография

  • 1964 — «Живет такой парень»
  • 1970 — «Спорт, спорт, спорт»
10.04.2017 00:0250697Белла Ахмадулина. © / www.globallookpress.com

10 апреля 1937 года родилась одна из самых ярких представительниц поколения поэтов-шестидесятников Белла Ахмадулина.

***

Имя Беллы Ахмадулиной — один из символов поэтического бума 1960-х годов. Наряду с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, она покоряла публику своими стихами в Политехническом, на стадионах, площадях.

Сама Белла никогда не называла себя поэтессой, только — поэтом, и стала она им очень рано. Когда девушке было всего 18 лет, журнал «Октябрь» опубликовал её строки: «Голову уронив на рычаг, крепко спит телефонная трубка». А в 22 года она написала своё самое знаменитое произведение:

Многие советские критики считали изящную поэзию Беллы «старомодной», «пошлой», «банальной», однако у простых читателей, уставших от идеологической литературы, она сразу завоевала популярность.

Девушке, чей творческий путь пришёлся на время, когда творили такие корифеи, как Борис Пастернак, Анна Ахматова и Владимир Набоков, нужно было ещё доказать право на звание поэта. Но для талантливой Беллы это не составило труда. В Литературном институте имени Горького, куда поэтесса поступила в 19 лет, она стала звездой — все мечтали поближе познакомиться с юным дарованием. Поэтесса покоряла окружающих не только своими стихами, особой манерой чтения, но и самоуверенностью. Поэт и прозаик Кирилл Ковальджи о студентке Белле вспоминал: «Словно эта девушка уже знала, кто она такая и какое место ей уготовано в русской поэзии».

Статья по теме«Лучший период в моей жизни». Как Иосиф Бродский время в ссылке проводил О том, что поэзия Беллы войдёт в историю отечественной литературы, никто и не сомневался: сам Иосиф Бродский называл поэтессу «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии». Поэт и драматург Павел Антокольский, восхищаясь талантом юной девушки, в своих стихах восклицал: «Здравствуй, Чудо, по имени Белла!». А знаменитый циркач Леонид Енгибаров любил повторять: «Беллочка, на всем белом свете есть только два трагических клоуна — ты и я».

Однако уже на третьем курсе звезду института отчислили. В официальных документах значилось, что студентку исключили из вуза за неуспешную сдачу экзамена по марксизму-ленинизму, на самом же деле Белла отказалась поддержать травлю Бориса Пастернака.

Пройдёт время, и девушка восстановится на курсе, чтобы окончить институт с красным дипломом. Но после продолжит высказываться в поддержку преследуемых властями советских диссидентов: Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича… Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк таймс», передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки». Но за свои слова Белле пришлось заплатить высокую цену — её произведения перестали печатать.

«Любовь и есть отсутствие былого»

Не секрет, что Белла была настоящей королевой среди мужчин поэтов-шестидесятников: её уважали, а многие и вовсе были влюблены. Сама поэтесса на этот счёт никогда не заблуждалась и, зная себе цену, не упускала возможности пококетничать. Как результат — три официальных брака и множество романов.

Статья по темеВеликий «шестидесятник». «Несоветская» жизнь Евгения Евтушенко Первый брак Беллы длился всего три года, но до сих пор его не перестают обсуждать. Со своим супругом Евгением Евтушенко молодая девушка познакомилась ещё в институте, о чём известный поэт оставил восторженные воспоминания: «Белла поражала, как случайно залетевшая к нам райская птица, хотя носила дешёвенький бежевый костюмчик с фабрики “Большевичка”, комсомольский значок на груди, обыкновенные босоножки и венком уложенную деревенскую косу, про которую уязвлённые соперницы говорили, что она приплётная. На самом деле равных соперниц, во всяком случае, молодых, у неё не было ни в поэзии, ни в красоте. В её ощущении собственной необыкновенности не таилось ничего пренебрежительного к другим, она была добра и предупредительна, но за это её простить было ещё труднее. Она завораживала. В её поведении даже искусственность становилась естественной».

Тогда о бурном романе Беллы и Евтушенко знали все, а они даже не пытались скрывать свои многочисленные ссоры. Оказывается, Евтушенко излишне ревновал жену к поклонникам и относил соседской козе цветы, которые дарили жене на творческих вечерах. Но и Белла была далеко не ангелом, Марина Влади часто сравнивала её характер с погодой в Бретани: утром дождик, через десять минут глаза слепит солнце, потом вдруг буря и снова тишина.

Как вспоминал позже Евтушенко, между ними не было ссоры, из-за которой они развелись — однажды их любовь «просто исчезла». А всего через пару месяцев у поэтессы было новое увлечение. На этот раз её выбор пал на восходящую звезду кинематографа и литературы Василия Шукшина. Их роман длился недолго, но за это время он успел снять поэтессу в кино «Живёт такой парень», а она «поработать» над его имиджем.

Затем был брак с известным советским писателем Юрием Нагибиным, который оставил в своём дневнике запись: «… Я так гордился, так восхищался ею, когда в битком набитом номере она читала свои стихи нежно-напряжённым, ломким голосом и любимое лицо её горело, — я не отважился сесть, так и простоял у стены, чуть не падая от странной слабости в ногах, и мне счастливо было, что я ничто для всех собравшихся, что я — для неё одной…». А затем в жизни поэтессы появился сын балкарского классика Эльдар Кулиев, от которого она родила дочь.

Главным же мужчиной в жизни Беллы стал художник, скульптор и театральный художник Борис Мессерер, с которым она прожила в счастливом браке более 30 лет. Мессерер оказался настоящим ангелом-хранителем поэтессы. Не случайно в одном из своих поздних стихотворений она к нему обращалась: «О, поводырь моей повадки робкой».

Забота Мессерера была особенно необходима поэтессе в последние годы жизни. Белла была больна раком, а почти полная слепота даже не позволяла ей читать. Семья, опекая поэтессу, скрывала от неё страшный диагноз, но так и не смогла спасти от смерти.

Белла скончалась в карете скорой помощи 29 ноября 2010 года, ей было 73 года.

Смотрите также:

  • На чужих ошибках. 15 книг, которые могут помочь не хуже психотерапевта →
  • Агния Барто: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность» →
  • «Я человек страстный». Три большие любви Максима Горького →

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Время чтения:11мин

Белла Ахмадулина, которую снимал Шукшин, а Нагибин просто вышвырнул из квартиры, — под прицелом писателя Алексея Курилко и журналистки Анастасии Белоусовой.

И боли, и нежности хватит

Анастасия, хочу сделать тебе и себе подарок — поговорить об Ахмадулиной. Ее стихи тебе должны быть знакомы, ну хотя бы по знаменитым песням советского периода. Например, «По улице моей который год»…

Алексей, я, кажется, догадываюсь, почему ты выбрал для этой литгостиной именно ее.

«И если вы слишком душой огрубели —

Идите смягчиться не к водке, а к Белле.

И если вам что-то под горло подкатит —

У Беллы и боли, и нежности хватит».

Да, угадала? Потому что Беллу Ахмадулину любил твой любимый Высоцкий?

Думаю, любил — слишком громко сказано! Да, в молодости она была необыкновенно хороша. Многие должны помнить ее по фильму Василия Шукшина «Живет такой парень».

В этом фильме Шукшин доверил ей роль столичной журналистки, и она справилась блестяще. Если свои стихи она всегда читала несколько патетично, нараспев, пафосно, но при этом чрезвычайно завораживающе, то в фильме смогла блеснуть: играя роль, она жила, говоря просто, и все равно как-то обворожительно.<dig src=»https://lifegid.media/wp-content/uploads/2017/08/bella-ahmadulina-1.jpg»>

Режиссер Василий Шукшин пригласил Беллу Ахмадулину сняться в его фильме «Живет такой парень». Говорят, на съемках фильма между Беллой и Шукшиным вспыхнул кратковременный роман

В кадре Леонид Куравлев и Белла Ахмадулина. «Как вы себя чувствуете?» — «Железно»

Любимый поэт Высоцкого

Ну, да, может, я неверно выразилась. Высоцкому она нравилась очень, он ее уважал, ценил, они дружили.

И он весьма дорожил этой дружбой! К тому же, из всей тройки популярных тогда поэтов она лучше всего относилась к Высоцкому. Она при нем, во всяком случае, не подчеркивала тот факт, что они, мол, настоящие поэты, а он — так, исполнитель собственных текстов.

Да, Володя с Мариной часто приходили в гости к Белле и Борису Мессереру в их мастерскую в мансарде. Володя пел, а Белла, как и все, слушала и искренне восхищалась. Высоцкий, который за версту чувствовал фальшь, этим ее искренним восхищением очень дорожил. И когда его спрашивали о любимом поэте, он отвечал: «Белла Ахмадулина».

Ее сложно не любить

Ты не поверишь, но когда о лучшем современном советском поэте спрашивали Евтушенко, который, кстати, был ее первым мужем, и Андрея Вознесенского, те так же спешили назвать ее имя. А сколько стихов они посвятили ей! Евтушенко — понятно, был влюблен и был ее супругом, поэтому он посвятил ей больше всего стихов.

с-евтушенко.jpg

«Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в мелкой суете разнообразные не те». (Стихи Е. Евтушенко о Белле)

Это и «Глубокий снег» (1955), «Обидели…» (1956), «Моя любимая приедет…» (1956), «Со мною вот что происходит…» (1957), «Вальс на палубе» (1957), «Лед» (1957), «Она все больше курит…» (1957), «Одиночество» (1959), «Я комнату снимаю на Сущевской…» (1959), «Поэзия чадит…» (1966), «Прошлое» (1976). А помимо этого он много писал о ней в своих мемуарах. И почти всегда довольно комплементарно.

Этому причина — любовь…

Они все ее так или иначе любили. Даже те, кто никогда не был ее мужчиной. Вот, например, что сказал о ней Иосиф Бродский, когда был должен отрекомендовать поэта своим американским студентам:

«Сейчас вы услышите лучшее, что есть в русском языке».

А вот тот же Евгений Евтушенко сказал о ней:

«Не знаю, как Бог расположил места, но она будет где-то рядом с Цветаевой и Ахматовой».

Вот здесь я с Евтушенко не согласен. Он причисляет ее к поэтессам, а вот Высоцкий — к великим поэтам.

мессерер-бродский-ахм.jpg

«Белла Ахмадулина — это лучшее, что есть в русском языке». Мессерер, Бродский, Ахмадулина

А Вознесенский, к которому она ушла на короткий срок, — именно к нему, поскольку, Евтушенко и Вознесенский и так все время состязались за главную женщину их жизни — Славу, — он хоть и меньше написал стихов об Ахмадулиной, но зато какие! Ты разрешишь процитировать?

Белка, божественный кореш

С удовольствием послушаю Андрея Вознесенского.

Ахмадулина — великий поэт, хотя и на любителя. Ее поэзия элитарна, интеллектуальна, чуть надменна и с налетом снобизма. Да, так вот Андрей Вознесенский:

«Нас много. Нас может быть четверо. Несемся в машине как черти. Оранжеволоса шоферша. И куртка по локоть — для форса. Ах, Белка, лихач катастрофный, нездешняя ангел на вид, хорош твой фарфоровый профиль, как белая лампа горит! В аду в сковородки долдонят И вышлют к воротам патруль, Когда на предельном спидометре Ты куришь, отбросивши руль. Люблю, когда выжав педаль, хрустально, как тексты в хорале, ты скажешь: «Какая печаль! права у меня отобрали…»

Два гения. Вознесенский считал Беллу своим божественным корешем

«Понимаешь, пришили превышение скорости в возбужденном состоянии. А шла я вроде нормально…». Не порть себе, Белочка, печень. Сержант нас, конечно, мудрей, но нет твоей скорости певчей в коробке его скоростей. Жми, Белка, божественный кореш! И пусть не собрать нам костей. Да здравствует певчая скорость, убийственнейшая из скоростей! Что нам впереди предначертано? Нас мало. Нас может быть четверо. Мы мчимся — а ты божество! И все-таки нас большинство».

О Белле Ахатовне я впервые узнала благодаря фильмам «Ирония судьбы», «Служебный роман», и они неимоверно меня тронули. Я не большой ценитель поэзии, но стихи Ахмадулиной — иное. Это как с Мариной Цветаевой — они просто проникают в твою кровь и живут своей жизнью.

Не верю! Этого слишком мало…

В состоянии опьянения

Конечно! Позже я услышала старые записи, как сама Белла читает свои стихи. Сначала я выключила. Она говорит слишком медленно, нараспев, как говорят люди в состоянии алкогольного опьянения. Но! Уже через минуту я все поняла!

Чтобы слушать Ахмадулину в ее же исполнении, надо снизить свой внутренний темпоритм. Мы сейчас живем в «быстрое» время, и люди говорят быстро. А Белла Ахатовна жила и говорила в ритме ином. Более размеренном, и, как сейчас мне кажется, — более женственном. Ее плавность, замедленность — вот что привлекало к ней внимание мужчин. Как привлекало и ее внимание слушать других, ценить чужой талант, без всякой гордыни и тщеславия.

На вопросы о Высоцком, о его трепетном к ней отношении Ахмадулина интересно отвечала: «Это все моя любовь к талантам других людей». Мало кто из поэтов честно мог бы признаться в этом. Творческие люди тщеславны и эгоистичны. Как и ее первый муж Евтушенко, например. Может, Евгению это и нравилось в Белле больше всего — что она и женщина, и талант, лишенный гордыни и тщеславия, за что Ахмадулину часто называл «не от мира сего».

Представительница золотой молодежи

И они ей отвечали взаимностью. Все ее мужчины вспоминают о ней с теплотой, даже будучи ею невольно обманутыми. Все, кроме ее второго мужа — Нагибина. В его изложении она не такая, какой запомнили ее большинство.

Ахмадулина, скорее, соответствует своему образу девушки из обеспеченной семьи. Ведь семья у нее непростая: ее отец — Ахат Валеевич Ахмадулин — партийный работник, крупная шишка, ответственный работник государственного таможенного комитета СССР. А ее мать, Надежда, работала в комитете госбезопасности. Пусть всего лишь простой переводчицей, но все же…

Ахмадулина получается этакая дочь серьезных и обеспеченных родителей, представительница золотой молодежи. А при этом всю жизнь была простой, словно вышла из народа.

Да, Алексей, точно! Она была простой в быту, сложной в творчестве и человечной в жизни.

Но она была гением. Со всеми присущими гению недостатками.

Стихи на салфетках

Да, ты абсолютно прав! Она была плохой хозяйкой, сомнительной женой.

Ужасной матерью…

Ахмадулина всегда все раздавала — и вещи, и стихи. Третий муж, Борис Мессерер, в какой то момент понял, что если не будет собирать эти салфетки, клочки бумаги с ее стихами — они просто рассеются! Через время эти «сборы салфеток» вылились в… четырехтомник стихотворений Ахмадулиной!

Как важно все же, чтобы рядом с талантливым человеком был кто-то, кто его любит и ценит. Так что, думаю, в итоге Белла Ахатовна — счастливая женщина. Несмотря на то, что первые мужья причинили ей достаточно много боли. Наоборот — наверное, поэтому она и смогла стать счастливой, так как достаточно долго страдала. Такое, получается, выстраданное женское счастье.

Беда в том, Настя, что и она попила крови своим мужчинам. Недавно читал интервью с последней женой Нагибина, которая прожила с Юрием 30 лет. Она говорила, что дневники Нагибина хоть и содержат в себе множество наездов на Ахмадулину, но самое ужасное и отвратительное осталось за кадром, так сказать.

Что ты имеешь в виду?

Темная сторона Беллы

Не хочется передавать всю грязь, хотя гению даже это не повредит. Вот как Алла Нагибина рассказывает о захватывающих событиях. Она утверждает, что «в 1967 году в компании тех, кого мы сейчас называем шестидесятниками, кипели нешуточные страсти.

Оказывается, Юрий Нагибин выставил на улицу Ахмадулину, тогдашнюю жену свою, и твердо заявив: «Жить с тобой я больше не буду!». Нагибина утверждает, что Белла не хотела уходить от Юрия:

«За восемь лет совместной жизни они часто расставались, один раз перерыв в отношениях достиг года. Поэтому все считали: побесятся-побесятся и помирятся. Но Нагибин сказал:«Все. Больше я ее терпеть не намерен. Она испортила шесть лет из восьми!».

Она иногда выпивала, но ведь и он выпивал!

Нет, это пустяки! Нагибина утверждает, что Ахмадулина была ужасной женой, трепала ему нервы, неоднократно ему изменяла. Ее портрет в ее дневнике страшен, но якобы в жизни она была еще более эгоистичной.

Девочка-аниме?

Кстати, раз уж мы заговорили о портрете Беллы, у меня есть свое наблюдение. Мессерер написал множество ее портретов — муж был художник, декоратор и вообще очень интересная личность. Так вот, на портретах в Белле есть что-то от девочек-аниме. Ну не смейся!

Те же огромные глаза, готовые в любой момент расплакаться, короткая челка, тонкая фигура… Ахмадулина так же, как и девочки из аниме, не от мира сего, верит в тайную силу. Вспомним, как она говорила о том, что для нее важнее всего на свете:

«Верность Звуку — более всего я опасаюсь провиниться перед звуком, Звуком Указующим. Он повелитель… Я всегда боялась потерять то, что содержит ум и душу».

Девочка-аниме? Нет, Ахмадулина была скорее роковой женщиной, сохранившей в себе на всю жизнь подростка.

Нет, Алексей, я не согласна. Девочки-аниме при внешней хрупкости оказываются в трудную минуту сильнее мужчин. В трудные минуты Ахмадулина оказывалась «настоящим человеком». За то, что не подписала петицию о травле Пастернака, ее исключили из университета.

За то, что в Америке она стала на защиту изгнанного из страны Сахарова, ее перестали печатать и устроили информационный бойкот. Хотя сейчас ее стихи даже входят в школьную программу! При всей своей хрупкости это была невероятно сильная и глубокая личность, и это отражается в стихах. Это делает ее Беллой Ахмадулиной. «Приходится чем-то жертвовать, чтобы соблюдать себя, свою совесть, искусство, соблюдать какую-то посильную опрятность». Какую-то! Еще какую! Ох уж эта Белла с ее скромностью, с ее робостью. Вот что подкупает даже сейчас!

«Она стояла с немного униженной, но в то же время и дерзковатой улыбкой, как будто говорила: если ты хочешь, чтобы я в прошлом ни с кем не спала, боюсь, из этого ничего не получится» (цитата из книги «Таинственная страсть», кадр из одноименного фильма. В роли Беллы — Чулпан Хаматова)

Ахмадулина: Таинственная страсть

Это да. Но и ее женская сущность не раз брала вверх над образом так называемой девочки-аниме. Почитай роман Василия Аксенова «Таинственная страсть» — там довольно подробно рассказывается о расставании Нагибина и Ахмадулиной.

Но ведь это всего лишь роман! Мало ли гадостей можно наговорить о каждом?! Тем более о гении!

Анастасия, а ты читала роман Василия Аксенова «Таинственная страсть»? Там он довольно подробно рассказывает о расставании Нагибина и Бэллой. В романе он ее называет Нэллой Аххо, но Ахмадулина узнаваема сразу. Вот, к примеру, одна из сцен:

«Он открыл своим ключом дверь, шагнул внутрь — и тут же вылетел обратно на лестничную клетку… Чрезмерные духи, чрезмерный кофе, чрезмерный никотин, чрезмерный коньяк… Он достиг гостиной и игриво позвал: „Аххо!“. Ответом было молчание, слегка нарушаемое волнующим женским храпцом. Он шагнул в спальню и остолбенел. На супружеской кровати в живописных позах возлежали три женских тела. Взревев, он понесся по спальне, с грохотом отбрасывая предметы мебели и с треском распахивая окна. „Убирайтесь из моего трудового дома, убирайтесь навсегда! Нэлка, засранка, зассыха, чесотка, развратом своим и лесбиянством ты осквернила свой великий талант. Вон из моего дома!“. Он распахнул все двери и долго выбрасывал на лестничную площадку всякий одежный хлам».

Талант — еще не святость, увы.

И тем не менее Ахмадулина — великий поэт. И заняла заслуженно свое место в литературе. Она могла любить, могла быть любимой, а могла послать все к чертовой матери.

Если ей что-то не нравилось, она могла загнуть: эх, ма, дули на! Только вместо «д» Ахмадулина не стеснялась сказать «х». Это был почти ее девиз. Несмотря на ее элитарность и снобизм, она могла сказать в соответствии со своей татарской фамилией «Эх, ма, дули нам. Где упали, там и спим»! Шутка, конечно. Но как известно, в каждой шутке — доля правды…

Хотите ещё что-то хорошее почитать? Тогда попробуйте Принцесса Диана. Мода на Икону стиля вернулась через 20 лет

Используемые источники:

  • https://www.culture.ru/persons/9343/bella-akhmadulina
  • https://24smi.org/celebrity/1529-bella-ahmadulina.html
  • https://aif.ru/culture/person/chudo_po_imeni_bella_kak_ahmadulina_pokoryala_muzhchin
  • https://lifegid.media/history-people/bella-axmadulina-temnaya-storona-talanta.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116