Лариса Шепитько: история восхождения и прощания

Биография

Кинорежиссер Лариса Шепитько яркой кометой пронеслась по небосклону советского кинематографа и угасла так же неожиданно, как и вспыхнула. Судьба отмерила этой талантливой, внешне и внутренне красивой женщине чуть больше сорока лет жизни.

07.jpg
Лариса Шепитько

Пик популярности режиссера пришелся на 1970-е. Искушенные кинолюбители ставят имя Ларисы Шепитько в один ряд с культовыми режиссерами Андреем Тарковским, Алексеем Германом, Элемом Климовым. Фильмы Шепитько сегодня назвали бы артхаусом. Они непонятны и неинтересны обывателям, зато интеллектуалы черпают в них глубинные и новые смыслы и в наше время.

Детство и юность

Родилась Лариса Ефимовна Шепитько в 1938 году, в городе Артемовске (с 2015-го – Бахмут) Донецкой области. Мама будущей кинозвезды, Ефросинья Ткач, окончила местный педагогический вуз и работала учительницей. Женщина сама поставила на ноги троих детей – муж оставил семью. Лариса вычеркнула отца из памяти, не простив предательства.

08.jpg
Кинорежиссер Лариса Шепитько

Споры о национальности Ларисы Шепитько не стихают. По общепринятой версии, которую поддерживала режиссер, отец был персом. Но после смерти Шепитько инициативная группа провела расследование и вышла на Владимира Березина, чиновника комиссии Артемовского горсовета по культуре. Березин утверждал, что в городском архиве сохранилась копия свидетельства о рождении Ларисы Ефимовны, из которого следует, что Ефим Шепитько – украинец.

В послевоенные годы Ефросинью Ткач с детьми занесло во Львов, где Лариса в 1954 году окончила школу. Любовью к кинематографу Шепитько заразилась, попав на съемки драмы «Овод», проходившие во Львове. Девушка наблюдала за процессом рождения фильма, но интересовала ее не актерская игра, а режиссерская работа.

Лариса Шепитько в молодости

Лариса Шепитько нацелилась на режиссерский факультет ВГИК и после вручения школьного аттестата отправилась в Москву. Мама называла мечту дочери блажью и просила поскорей вернуться домой, после провала экзаменов. Но Лариса поступила.

Приемная комиссия с недоверием смотрела на юную девушку, пожелавшую учиться на «мужском» факультете. Но отказывать стройной украинской красавице не спешили – предложили стать актрисой. Каким же было удивление членов комиссии, когда они услышали твердый ответ не по годам взрослой (Ларисе едва исполнилось 16) девушки:

«Это рабская профессия, это не для меня».

Тысячи советских девушек мечтали стать звездами кино, а эта странная абитуриентка твердым шагом направилась к двери. Ларису Шепитько приняли на режиссерский факультет. Полтора года она училась на курсе Александра Довженко, кумира и светоча советского кинематографа. Лариса, самая юная на курсе, стала любимицей мэтра. На втором курсе, после смерти педагога, Шепитько едва не покинула ВГИК, приняв в штыки нового руководителя курса – Михаила Чиаурели.

Фильмы

Стройную зеленоглазую девушку, первую красавицу ВГИКа, еще в студенчестве заметили режиссеры. Эльдар Рязанов снял Ларису в эпизоде «Карнавальной ночи», а Александр Довженко доверил крошечную роль в «Поэме о море» (после смерти мэтра съемки картины закончила его вдова Юлия Солнцева). В 1960-м в кинобиографии Шепитько появились еще две эпизодические роли – в картинах «Обыкновенная история» и «Таврия».

Кинорежиссер Лариса Шепитько

Но целеустремленную девушку актерство интересовало исключительно как режиссера. В институте Лариса Шепитько сняла две короткометражки: в 1956 году – ленту «Слепой кухарь», в 1957-ом – «Живую воду». Курсовые работы стали свидетельством рождения новой звезды советской режиссуры, яркой, с нестандартным мышлением и желанием снимать кино «не для всех».

Дебютный полнометражный фильм «Зной» Ларисы Шепитько вышел на экраны в 1963 году. В сюжет ленты легла повесть Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Молодой режиссер снимала картину в Киргизии, на киностудии «Киргизфильм». Первая художественная лента 24-летней выпускницы ВГИКа продемонстрировала волевой характер и целеустремленность Шепитько. Хрупкая девушка без ропота и жалоб трудилась в 40-градусную жару, в знойной степи, а после рабочего дня едва добиралась до постели.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Зной»

Драма «Зной» принесла начинающему режиссеру Ларисе Шепитько первые в кинематографической биографии награды — премии Международного кинофестиваля в Карловых Варах и I Всесоюзного кинофестиваля в городе на Неве.

Спустя 3 года, в 1966-ом, состоялась премьера второй картины Шепитько – драмы «Крылья». Главную героиню ленты – бывшую военную летчицу Петрухину – сыграла Майя Булгакова. Фильм тепло приняли зрители и кинокритики, а Булгакова стала актрисой года. Картину высоко оценил мэтр советской режиссуры Сергей Герасимов. Ему вторили десятки маститых коллег.

Лариса Шепитько на съемках фильма «Крылья»

Шепитько отправилась с картиной в Париж, где тотчас оценили и фильм, и молодую красавицу-режиссера, назвав ее новой Гретой Гарбо. Лайза Минелли признала Ларису Шепитько красивейшей женщиной Европы. Талантом русского режиссера восхищались Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе, с которыми Лариса общалась на равных. Окрыленная успехом «Крыльев», Лариса Шепитько взялась за новый проект – кинодраму «Родина электричества».

К фильму, снятому по рассказу Андрея Платонова, сценарий написала сама. Но советская цензура «зарубила» картину, усмотрев в ней насмешку над политическим строем и религиозную пропаганду. Чиновники распорядились смыть отснятый фильм с пленок. «Родину электричества», снятую в 1967 году, зрители увидели спустя 20 лет: по счастливой случайности, один экземпляр картины сохранился. Но Лариса Шепитько об этом не узнала: ее детище, которым она так гордилась, вышло после смерти режиссера.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «В тринадцатом часу ночи»

Спустя 2 года Шепитько сняла новогоднюю музыкальную картину «В тринадцатом часу ночи», в которую пригласила Георгия Вицина, Анатолия Папанова, Спартака Мишулина и Зиновия Гердта. Но и этот проект не попал на экраны. Разочарование и усталость от неудач преследовали Ларису Шепитько. 30-летняя режиссер чувствовала, как песком сквозь пальцы утекает драгоценное время, а с ним – запал и энергия.

В 1971 году мастер экранизировала драму «Ты и я». Главную героиню ленты должна была сыграть Белла Ахмадулина, но художественный совет вычеркнул кандидатуру. Беллу заменила Алла Демидова. Цензоры искромсали ленту до неузнаваемости, вырезав «неправильные» кадры.

Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Ты и я»

Долгожданный триумф пришел в середине 1970-х: Лариса Шепитько сняла культовую картину «Восхождение», в основу которой легла повесть Василя Быкова. Кинокритики написали, что режиссер позвала зрителя «на свидание с совестью». Главным героем фильма стал актер Анатолий Солоницын, сыгравший Андрея Рублева в культовой кинодраме Тарковского. Дебютировавшие в фильме Борис Плотников и Владимир Гостюхин проснулись знаменитыми.

Лариса Шепитько на съемках фильма «Восхождение»

От участи предыдущих проектов ленту Ларисы Шепитько спас первый секретарь компартии Белоруссии, фронтовик. После просмотра «Восхождения» Петр Машеров плакал, не скрывая слез. Фильм вышел в прокат и получил «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале и первый приз на Венецианском биеннале. В 1974 году Лариса Шепитько стала заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Спустя 5 лет Шепитько взялась за съемки последнего фильма, основанного на повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Лариса Ефимовна написала сценарий и приступила к работе. Но закончить не успела. После смерти жены картину закончил Элем Климов, назвав ее «Прощание». Премьера состоялась в 1981 году.

Личная жизнь

Лариса Шепитько и Элем Климов познакомились во ВГИКе. Две яркие личности, талантливые и удивительно красивые, вызывали зависть и восхищение. В 1963 году у супругов родился единственный сын Антон.

Лариса Шепитько и Элем Климов

Жизнь Ларисы Шепитько пронизана мистикой. Женщина верила в приметы и знамения, в реинкарнацию и переселение душ. Она уверяла, что пришла в этот мир не в первый раз. Элем Климов рассказал удивительный случай, произошедший в старинном замке, в Чехословакии. Лариса, войдя в старинный зал, обронила, что уже была здесь.

Лариса Шепитько с сыном Антоном

Указав на стол, твердо заявила, что на нем играли в покер. Сдернув скатерть, увидели зеленое сукно. Поднявшись в фамильную галерею замка, Климов увидел портрет жены: вне всякого сомнения, на картине была изображена Лариса в платье XVIII-го века. Позже Элем Германович заказал художнику копию портрета, который висел в его доме до конца жизни.

Смерть

За год до смерти Лариса Шепитько побывала в Болгарии и навестила провидицу Вангу. Та предсказала женщине скорую смерть в автокатастрофе. 2 июля 1979 года Элем Климов проснулся на рассвете от кошмара: ему привиделось, что «Волга», на которой едет жена, врезалась в грузовик. На часах было 5.18 утра. Спустя несколько часов Климову сообщили, что Лариса погибла при столкновении «Волги», в которой ехала со съемочной группой на съемки «Матеры», и внезапно выехавшего грузового автомобиля.

Могила Ларисы Шепитько

Время ее гибели совпало со временем, когда он проснулся. Без матери остался 6-летний сын Антон. Элем Климов так и не женился. Он пережил жену на 24 года. До конца жизни Элем Климов казнил себя, что смерть любимой женщины – месть Григория Распутина за фильм, снятый Климовым.

«Не надо было Гришку трогать», — повторял режиссер.

Фильмография

  • 1956 — «Слепой кухарь»
  • 1957 — «Живая вода»
  • 1963 — «Зной»
  • 1966 — «Крылья»
  • 1967-1987 — «Родина электричества»
  • 1969 — «В тринадцатом часу ночи»
  • 1971 — «Ты и я»
  • 1976 — «Восхождение»
  • 1981 — «Прощание»
06.01.2015 00:0640203Сюжет Легендарные актеры и режиссеры киноКинорежиссёр Лариса Шепитько, 1972 год. © / Шестко / РИА Новости

Считается, что режиссура — не женская профессия, а Лариса владела ею так, что коллеги-­мужчины втайне завидовали. Лариса Шепитько стала одной из первых женщин-режиссёров в советском кино, кому предложили работать в Голливуде. И она отказалась от этой работы, продолжив снимать своё кино в Советском союзе, но в её истории главное не это.

Жизнь Ларисы Шепитько была трагически короткой. Она умерла в 41 год, оставив мужа с шестилетним сыном. Как режиссёр, как человек кино она сумела сделать многое: сыграла в шести картинах, написала пять сценариев и сняла шесть фильмов. Лариса Шепитько получала главные призы на фестивалях в Карловых Варах, Берлине, Франкфурте-на-Майне, Сопоте и Венеции. Среди самых известных наград — Гран-при Берлинского кинофестиваля в 1977 году за фильм «Восхождение».

Лариса Шепитько. 1966 год. Фото: РИА Новости/ А. Князев

С первого захода

Лариса Шепитько дружила с режиссёрами Милошем Форманом, Бернардо Бертолуччи и Фрэнсисом Копполой. Подружилась и с Лайзой Минелли, гостила у неё в период, когда Лайза жила с Мартином Скорсезе. Тогда, будучи советской женщиной, она была в шоке от нравов Голливуда, её рассказы о Лайзе с бутылкой коньяка в одной руке и «косяком» в другой многим запомнились. Все, кто знал Ларису, рассказывали, что в Голливуде очень серьёзно относились к Шепитько как к режиссёру. Однажды Коппола пригласил её к себе в гости, чтобы показать несколько вариантов финала «Апокалипсиса» и посоветоваться, какой вариант предпочесть.

Справка Элем Климов родился 9 июля 1933 года в Сталинграде. В 1963-м окончил режиссерский факультет ВГИКа. Дебютировал комедией «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964). Создал полнометражный документальный фильм с игровыми эпизодами «Спорт, спорт, спорт», где снималась Лариса Шепитько. Посвятил ей короткометражный фильм «Лариса» (1981). Снял картину «Иди и смотри». Ушел из жизни 26 октября 2003 года.</span></p>

Лариса родилась в 1938 году в украинском городке Артёмовске. Мать — школьная учительница. Отец бросил семью с тремя детьми. Лариса вычеркнула его из своей жизни и больше никогда с ним не встречалась. Среднюю школу окончила во Львове. С первого захода поступила во ВГИК на режиссёрский. Материнскую фамилию она сохранила и в замужестве, подчёркивая свою независимость.

Элем и Лариса

Они были красивой парой. Элем Климов и Лариса Шепитько были самодостаточны, творчески независимы друг от друга, но жить друг без друга не могли. Лариса была на пять лет моложе Элема, но окончила ВГИК на четыре года раньше. Когда во время съёмок её первого фильма «Зной» труппу поразила эпидемия инфекционной желтухи, коллега Ларисы уехала в Москву на лечение. Лариса осталась, пренебрегая приказом врача, и руководила съёмками с больничных носилок. Элем помогал ей монтировать картину и, в конце концов, завоевал её сердце. Они поженились в 1963 году, хотя их творческие синусоиды порой драматически не совпадали: пик успеха жены приходился на периоды творческого провала у мужа.

Кинорежиссёр Элем Климов — один из авторов фильма «Спорт, спорт, спорт», и кинорежиссёр Лариса Шепитько, исполнившая в этом фильме роль жены купца Калашникова. 1970 год. Фото: РИА Новости

Однажды Лариса Шепитько заменяла Элема Климова на съёмках его фильма «Агония». Актёр Алексей Васильевич Петренко, вспоминая свою работу в этой картине, сказал в интервью «Москвичке»: «Несколько сцен в „Агонии“ снимала Лариса, и я её очень боялся. От неё исходила невероятная сила, нечеловеческая сила, а поскольку я играл провидца Распутина и должен был быть самым мощным по энергетике, то с Ларисой я потерял всю свою мощь. По энергетике она была сильнее всей съёмочной группы».

Запрещённые фильмы Элема Климова

Прорваться в неизведанное

Лариса была комсомолкой, но при этом была верующей и не скрывала этого. В те времена это было не только странно, но и небезопасно. Она верила в загробную жизнь, в переселение душ и была уверена, что однажды уже жила в другом воплощении. Климов вспоминал странный случай, происшедший с ними в Чехословакии. Они посетили какой-то старинный замок. Войдя в главный зал, Лариса вдруг сказала: «Я уже была здесь». Указала на стол: «Здесь играли в покер». Отвернули скатерть — а под ней зелёное сукно. Прошли в фамильную галерею, а там, на стене, висит портрет Ларисы в старинном платье.

«Эта художница, никогда не видевшая маму в жизни, представляла её себе именно в образе аристократки XVIII или XIX столетия, — рассказывает сын Ларисы Шепитько Антон Климов, — Помимо портрета, мама обнаружила странную связь с этим местом. Оказавшись в этом замке впервые, она мгновенно узнавала все предметы, всю мебель, расположение комнат, предваряя рассказ экскурсовода и видя то, чего не было видно снаружи».

После этого происшествия Лариса изменилась. Её стали посещать мысли о скорой смерти. С подругой Лариса Шепитько ездила к Ванге. Болгарская предсказательница сказала режиссёру, что та скоро умрёт. Актриса Алла Демидова в цикле телевизионных передач «Театральное зазеркалье» сказала о Ларисе Шепитько: «Она обладала жаждой прорваться в неизведанное».

Мексиканская актриса Соня Амелис беседует с режиссёрами Сергеем Герасимовым и Ларисой Шепитько. Неделя мексиканского кино 27 сентября – 4 октября, 1972 год. Москва. Фото: РИА Новости/ Галина Кмит

После смерти жены Климов заказал копию этого портрета XVII века, и картина висела в кабинете вдовца до самой его смерти.

И Элем, и Лариса были людьми. мистически настроенными. По рассказам сына Антона, его отец всю жизнь играл с запредельными состояниями человека, работал во время съёмок с гипнотизёрами, в частности с Вольфом Мессингом. При этом он прекрасно сознавал, что эта игра опасна как для режиссёра, так и для актёров. После съёмок своего фильма «Иди и смотри» Климов говорил, что он и его съёмочная группа настолько далеко залезли в серу, заглянули в ад, что запах серы стал навязчив и пора бы остановиться. По общему признанию критиков, свои лучшие фильмы Элем Климов создал после ухода его жены из жизни.

Слева направо: актёр Владимир Гостюхин, мать режиссёра Ларисы Шепитько, первый секретарь правления кинематографистов СССР Элем Климов и его сын. Фото: РИА Новости/ Борис Бабанов

Прощание

Гибель Ларисы Шепитько до сих пор необъяснима, но все, кто общался с режиссёром, в один голос говорят, что она предчувствовала свою смерть. Снимая «Матёру», всё время говорила: «»Восхождение» — мой последний фильм». «Как же так? — спрашивали её. — Вы же уже сняли 300 метров новой картины». Но Шепитько только качала головой.

В последнем фильме Ларисы Шепитько «Прощание» (закончил снимать картину Элем Климов) в качестве эпиграфа первое предложение повести Распутина «Прощание с Матёрой»: «И опять наступила весна, своя в своём нескончаемом ряду, но последняя».

Статья по теме«Чтобы помнили»: 10 лет без Леонида Филатова и Элема Климова Фильм начинается с мистической сцены — когда в тумане высаживаются на остров некие люди в целлофановых плащах. Как зомби. Эти люди сотрут с лица земли эту деревню, дома, а начнут с кладбища, где похоронены предки жителей деревни. Всё это для строительства электростанции. Герой Алексея Петренко Воронцов убеждает жителей деревни всё бросить и без сожаления переехать в другой посёлок:

— Вот мы стоим здесь на земле, которая казалась нам вечной. Но скоро не будет здесь земли. Правда состоит в том, что надо переезжать — устраивать надо свою жизнь там и не терзать себя памятью о той жизни, которая была здесь.

До этих слов для переселенцев с детьми-школьниками звучит команда: «31 августа подготовить детей. Не опаздывать».

Лариса Шепитько не успела подготовить своего единственного сына к первому классу. Отец не решился сказать Антону о смерти мамы. Сын каждый день ждал её возвращения. Потом ему сказали чужие люди, что мама погибла во время работы над фильмом «Прощание». Фильм «Прощание» начинается с трёх фамилий в белой рамке на чёрном фоне — Ларисы Шепитько, Владимира Чухнова, Юрия Фоменко.

Мемориальная доска Ларисе Шепитько во Львове. Фото: wikipedia.org/ Водник

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Лариса Ефимовна Шепитько была одним из лучших режиссеров своего времени, практически все ее картины удостаивались наград на международных фестивалях. Это были преимущественно драмы. Лариса погибла в автомобильной аварии во время работы над фильмом «Матёра» 2 июля 1979 года. Ей шел 42 год. Ее похоронили на Кунцевском кладбище.

Удивительная судьба и твердый характер этой женщины не могут оставить никого равнодушными по сей день. Каждая её работа в качестве режиссера или сценариста была уникальна, становилась подлинным шедевром экранного искусства. Она отдавала работе всю себя и даже чуть больше. Именно с этим её качеством связана причина смерти Ларисы Шепитько. Режиссер погибла, работая над очередным фильмом.

Дата и причины смерти

Рисунок 1. Во время работы над картиной «Крылья»

Лариса Шепитько погибла 2 июля 1979 года на 42-ом году жизни. Жизнь талантливого режиссера и сценариста унесла случайная и глупая авария на шоссе. Незадолго до смерти Шепитько приступила к работе над картиной «Матёра» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Сюжет повествует о деревне, которая должна быть расселена и затоплена по случаю строительства ГЭС. Поэтому съемки нового фильма решено было проводить на озере Селигер.

Киноэкспедиция к месту съемочного процесса была запланирована заранее. Небольшая съемочная группа выехала ранним утром на служебном автомобиле «Волга». Дорога была безлюдна, все пассажиры спали. Шофер тоже заснул. На огромной скорости Волга врезалась в неожиданно появившийся на дороге грузовик. Все члены съемочной группы, включая саму Ларису Шепитько, погибли на месте.

Где похоронена Лариса Шепитько

Трагедия была внезапной для всех, кроме, пожалуй, самой Шепитько. Знакомые говорили, что свой уход женщина предчувствовала. Она вообще глубоко верила в существование знаков, судьбы, в мистическую природу жизни и провидение. Говорят, незадолго до смерти во время поездки в Болгарию Лариса посетила известную провидицу Вангу. Та предсказала ей смерть в автокатастрофе в самое ближайшее время.

Как бы то ни было, смерть режиссера стала большим ударом для её родных, коллег, да и для всего советского киноискусства в целом. Начатый проект «Матёра» закончил за неё супруг Элем Климов. Он посвятил картину жене и изменил рабочее название на «Прощание».

Лариса Шепитько похоронена на Кунцевском кладбище, считающимся одним из самых старых в Москве. На её могиле установлен памятник из гранита: молодая красивая и сильная женщина во весь рост. Именно такой Лариса была на протяжении всей своей недолгой, но очень богатой жизни.

Юность и учеба

Рисунок 3. Во время учебы во ВГИКе

Лариса Шепитько уроженка Донецкой области. Она появилась на свет 6 января 1938 года в городке Артемовск. Росла она вместе с двумя другими детьми на попечении одной только матери. Родители Ларисы развелись и об отце будущего режиссера известно только его имя – Ефим Шепитько. Мать Ефросинья Ткач имела педагогическое образование и работала учительницей.

После войны семья перебралась в город Львов, где Ефросинья устроилась преподавать в местной школе. Там же получила среднее образование и Лариса. Именно на улицах Львова девушка впервые стала свидетелем съемочного процесса. Однажды она случайно попала на место проведения съемок фильма «Овод». Как зачарованная она наблюдала за процессом рождения будущей картинки кино. Но смотрела Лариса не на актеров и не на операторов. Она была зачарована действиями главного распорядителя этого волшебства – режиссера. Именно в этот день решилась судьба молодой девушки. Решилась для неё самой. Всем остальным ей ещё предстояло доказать, что она достойна такой судьбы.

В 1954 году в 16 лет она отправилась в Москву с одной только целью – поступить на режиссерский факультет ВГИКа. Поддержки в своем решении Шепитько не нашла ни у кого. Мать посчитала это баловством, а приемная комиссия посоветовала попробоваться на актрису. Но Лариса твердо стояла на своем. Очевидно, именно твердость намерения и характера подкупили педагогов. Шепитько была принята.

Учась на откровенно мужскую профессию, она делала успехи и поражала всех нестандартностью своих взглядов. С первых же режиссёрских ещё студенческих курсовых работ стал ясен истинный талант этой юной девушки.

Большое кино

Рисунок 4. Кадр из фильма «Крылья»

Дипломная работа Шепитько была снята в 1963 году по повести Айтматова «Верблюжий глаз». Фильм назывался «Зной» и снимался в Киргизии в порой нечеловеческих условиях, о чем говорит само название картины. Эта лента принесла 24-летней Ларисе сразу две престижные награды: премию международного кинофестиваля в Чехословакии и Первого Всесоюзного кинофестиваля. Небывалый успех для вчерашней студентки.

Коньком не по годам твердой и глубокомысленной Шепитько стали именно драматические картины. И тогда, и сейчас понятно, что она снимала кино не для масс, как бы сейчас сказали, не для широкого экрана. Это были именно фестивальные картины.

Второй фильм Шепитько вышел на экраны в 1966 году. Он назывался «Крылья» и рассказывал о судьбе военной летчицы Надежды Петрухиной после окончания войны. Эта картина тоже имела большой успех у зрителей и среди профессиональный ценителей кино. Исполнительница главной роли Майя Булгакова была признана актрисой года. «Крылья» были представлены на суд международных критиков в Париже, где фильм получил высокие профессиональные оценки. Ещё больший успех имела в межнациональном киносообществе сама Лариса Шепитько. В ней, наконец, увидели не просто красивую подающую надежды девушку, а профессионала.

Популярность

Рисунок 5. Шепитько во время съемок

Порой высказывания режиссера были слишком откровенны для её эпохи. Например, фильм «Родина электричества», снятый в 1967 году, цензура на экраны не пропустила. Картина увидела свет лишь 20 лет спустя, уже после гибели Шепитько. В 1969 Лариса впервые работала с цветной пленкой и в новом для себя жанре. Она снимала новогоднюю музыкальную сказку «В тринадцатом часу ночи». В съемках приняли участие ведущие артисты: Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Зиновий Гердт и многие другие.

Подлинная народная любовь и популярность пришла к режиссеру после выхода на экраны фильма «Ты и я» – картины, сюжет которой понятен каждому, но не лишен присущего для Шепитько глубокого смысла. За эту работу она получила медаль Венецианского международного кинофестиваля.

Закрепил успех и триумф женщины-режиссера культовый фильм «Восхождение», работа над которым продолжалась не один год. Критики и заслуженные мэтры кино очень высоко отзывались об очередном шедевре Шепитько. «Восхождение» взял сразу три престижнейших награды:

  • Гран-при Международного Берлинского кинофестиваля;
  • Всесоюзного кинофестиваля в Риге;
  • Международной федерации кинопрессы.

Лариса Ефимовна была приглашена в жюри берлинского кинофестиваля и получила звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Личная жизнь

Рисунок 6. Лариса с мужем

Со своим будущим мужем Элемом Климовым Лариса познакомилась, будучи студенткой ВГИКа. Элем тоже успешно стартовал в режиссерской карьере. Его дипломным проектом стал культовый комедийный фильм «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Это была очень эффектная пара: красивые, молодые талантливые, способные часами и сутками говорить об общей страсти – кино. Супругов роднило очень многое. В 1973 году в семье появился сын Антон.

Антону было всего 6 лет, когда Лариса Шепитько умерла. После гибели любимой супруги Элем Германович больше не был женат.

Используемые источники:

  • https://24smi.org/celebrity/21759-larisa-shepitko.html
  • https://aif.ru/culture/person/larisa_shepitko_istoriya_voshozhdeniya_i_proschaniya
  • https://aeternamemoria.ru/acter/larisa-shepitko/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116