Легендарная Тамара Макарова: измены мужа и почему у нее не было детей

Биография

За красоту и талант Тамару Макарову называли российской Гретой Гарбо. И если мужа Тамары Федоровны – Сергея Герасимова – неофициально признавали главным режиссером советского кинематографа, то его талантливую супругу за глаза величали первой леди советского кино. Народная артистка Советского Союза прожила долгую и достойную жизнь.

Детство и юность

Родилась актриса в 1907 году в Северной столице в интеллигентной семье военного врача. В первые десять лет жизни девочка впитала лучшее от эпохи: благородные манеры, тонкое понимание искусства, атмосферу русского дворянства. Детство окончилось в 1917-м с гибелью отца: семья познала голод и бедность. Но девочка не бросила балетную студию, где педагоги прочили ей блестящую карьеру балерины, и учебу в школе.

02.jpg
Актриса Тамара Макарова

В 14 лет обожавшая театр Тамара Макарова собрала «труппу», в которую вошли ее ровесники – соседские ребята. Вскоре дворовый театр радовал зрителей любительскими спектаклями. Юные артисты показали высокий уровень мастерства, за что труппу Макаровой зарегистрировали.

03.jpg
Тамара Макарова в детстве

За выступления ребятам платили хлебными пайками, поощряя продолжать актерскую карьеру. После окончания трудовой школы Тамара Макарова стала студенткой театральной мастерской Форрегера. На момент поступления Макаровой (1924 год) мастерская вошла в состав ГИТИСа. Здесь учились Сергей Герасимов, Борис Барнет, Людмила Семенова.

Фильмы

Кинематографическая биография Тамары Макаровой началась в 1926 году с выходом на экраны картины «Чужой пиджак». Роль в фильме досталась 19-летней девушке случайно: ее окликнули на улице, спросив, не желает ли сняться в кино. После проб Макарову утвердили, и она дебютировала в художественной ленте в образе машинистки Дудкиной. Роль соблазнительной красотки открыла артистке дверь в кинематограф. На съемочной площадке у актрисы и Сергея Герасимова, игравшего агента Скальковского, вспыхнул роман. Через год актеры поженились.

Тамара Макарова в молодости

В том же 1927 году Тамара Макарова вернулась в Ленинград и поступила в театральный техникум, который окончила через 3 года. Став дипломированной актрисой, в 1930 году Тамара Макарова снялась в эпизоде мелодрамы. Серьезные роли достались артистке спустя 3 года в кинопроекте Всеволода Пудовкина «Дезертир» и мелодраматической ленте Ивана Пырьева «Конвейер смерти». Но главная удача – ключевая роль в картине мужа «Люблю ли тебя?».

Тамара Макарова в фильме «Конвейер смерти»

Всесоюзная слава обрушилась на Тамару Макарову в 1936-м, когда на экраны вышел приключенческий фильм Сергея Герасимова «Семеро смелых». Это картина об отважных полярниках. Съемочная бригада отправилась в экспедицию на север, где актеры снимались в реальной среде. Картина принесла успех режиссеру, сценаристу Юрию Герману и актерам. Тамара Макарова, Петр Алейников и Олег Жаков проснулись знаменитыми на всю страну.

Тамара Макарова в фильме «Семеро смелых»

В 1938-м и 1939-м молодую актрису накрыла новая волна успеха: на экраны вышли оптимистическая драма о стройке века «Комсомольск» и киноповесть «Учитель». Фильмы снял Сергей Герасимов, написав для них сценарии. Главные роли в лентах достались жене Тамаре Макаровой. За работу в «Учителе» Тамара Федоровна получила первую награду – Сталинскую премию.

Тамара Макарова в фильме «Учитель»

Макарова стала музой Сергея Герасимова, которой он доверял воплощение ключевых персонажей в своих проектах. Жена сыграла Нину в драме «Маскарад» — экранизации одноименного произведения классика. Съемки фильма окончились в ночь на 22 июня 1941 года, а утром страна узнала о начале Второй Мировой войны. В 1942 году Сергей Герасимов в творческом тандеме с Михаилом Калатозовым снял картину «Непобедимые», где Макарова появилась в образе инженера Насти Ковалевой. В следующем году супруги уехали в вынужденную эвакуацию.

Тамара Макарова в фильме «Маскарад»

В 1944-м на экраны вышла драма Герасимова «Большая земля». В фильме, посвященном подвигу людей во вражеском тылу, Тамара Макарова появилась в образе деревенской труженицы, заменившей у токарного станка ушедшего на фронт мужа. Картина имела успех, а зрители и кинокритики сошлись во мнении, что роль Анны Свиридовой – лучшая из работ Макаровой в 1940-50-е годы.

Тамара Макарова в фильме «Большая земля»

Первая послевоенная картина Тамары Макаровой – киносказка «Каменный цветок». В роли Хозяйки Медной горы актриса запомнилась миллионам юных зрителей. В 1946-м «Каменный цветок» стал лидером кинопроката: фильм посмотрело 23 миллиона человек. Киносказка получила премию жюри Каннского кинофестиваля. Утонченную и талантливую советскую артистку, приехавшую с группой на фестиваль, заметили западные продюсеры, предложив ей сняться в кинодраме «Анна Каренина». Но позволения на съемки Макаровой не дали.

Тамара Макарова в роли Хозяйки Медной горы

В 1946-м актрисе вручили вторую премию Сталина за работу в художественном фильме «Клятва». До конца 1940-х Тамара Макарова снялась в «Молодой гвардии», режиссером которой стал муж. В экранизации романа Александра Фадеева артистка сыграла маму Олега Кошевого. В 1949 году актриса Тамара Макарова получила звание Народной. В 1950-е артистка мало снималась, сосредоточив силы на преподавании во ВГИКе. В конце 1960-х она стала профессором театрального вуза. Из ярких работ этого периода – картины «Сельский врач», «Дорога правды» и «Память сердца».

Тамара Макарова в фильме «Молодая гвардия»

В 1970-80-х Тамара Макарова появлялась только в картинах Сергея Герасимова. Зрители увидели любимую артистку в фильмах «Люди и звери», «Журналист», «Дочки-матери», лентах «В начале славных дел» и «Юность Петра». Учениками Макаровой и Герасимова стали Наталья Бондарчук и Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, Николай Еременко-младший, Алла Ларионова.

Тамара Макарова в фильме «Лев Толстой»

Последней совместной работой режиссера и актрисы стала драма о последних днях жизни классика «Лев Толстой», где писателя сыграл Сергей Герасимов, а его супругу – Тамара Макарова. Кинокартина получила главный приз в Карловых Варах. Фильм вышел на экраны в 1984-м, а в следующем году режиссера не стало. Больше артистка не снималась, хотя ей не раз предлагали роли. К 90-летию мужа Тамара Макарова выпустила мемуары, назвав их «Послесловие».

Личная жизнь

Супруги казались образцовой парой — знаменитый режиссер и его прекрасная муза-жена. Но лишь близкие друзья знали, что скрывается за образцово-показательной «витриной». Только ленивый не говорил за спиной супругов об изменах харизматичного и блистательного Сергея Герасимова.

Тамара Макарова и Сергей Герасимов

Герасимов, на которого с обожанием смотрели юные актрисы, не всегда мог удержаться от соблазнов, о чем Тамара Макарова была хорошо осведомлена. Но никогда гордая женщина не опускалась до мести или скандалов с соперницами. О ее сдержанности и самообладании ходили легенды.

Тамара Макарова и Артур Макаров

Брак Герасимова и Макаровой был бездетным. Тамара Федоровна выплескивала нерастраченную материнскую любовь на студентов-актеров и приемного сына – племянника Артура Макарова, которому Сергей Герасимов дал свое отчество. Макаров стал писателем и киносценаристом. В его активе популярные картины «Новые приключения Неуловимых», «Золотая мина», «Колье Шарлотты». Макаров погиб в 64 года: сценариста нашли в квартире заколотым кинжалом из коллекции Герасимова.

Смерть

Тамара Федоровна тяжело переживала смерти мужа и племянника. После кончины Герасимова Макарова замкнулась в четырех стенах, не снималась и не выходила в свет, не давала интервью. Она пережила супруга на 12 лет, а приемного сына на 2.

Великая актриса умерла в 89 лет, 20 января 1997 года. На похороны Тамары Макаровой пришли сотни ее учеников, ставших звездами советского и российского кинематографа. Причиной смерти актрисы назвали тоску о любимом муже и сыне. Похоронили народную артистку на 10-м участке Новодевичьего кладбища.

Фильмография

  • 1927 — «Чужой пиджак»
  • 1933 — «Дезертир»
  • 1934 — «Люблю ли тебя?»
  • 1936— «Семеро смелых»
  • 1938 — «Комсомольск»
  • 1939 — «Учитель»
  • 1941 — «Маскарад»
  • 1942 — «Непобедимые»
  • 1946 — «Каменный цветок»
  • 1948 — «Молодая гвардия»
  • 1948 — «Повесть о настоящем человеке»
  • 1952 — «Сельский врач»
  • 1962 — «Люди и звери»
  • 1974 — «Дочки-матери»
  • 1980 — «Юность Петра»
  • 1984 — «Лев Толстой»

Эта замечательная актриса внесла неоценимый вклад в развитие отечественного киноискусства. Она воплотила на экране множество ярких образов, вошедших в сокровищницу советского кинематографа. Сейчас о ней если и вспоминают, то в контексте творчества ее мужа – Сергея Герасимова, или при обсуждении фильмов с ее участием. Одни кинолюбители отдают дань таланту самобытной актрисы, другие оспаривают это и придерживаются мнения, что лучше всего ей удалась роль супруги. Как бы там ни было, обратимся к биографии и личной жизни Тамары Макаровой. А начнем с самого начала…

Детство и юность актрисы

Тамара появилась на свет в 1907-м в городе на Неве, в семействе военного медика. С детства ребенка учили манерам, различным видам искусства, так что девочка органично впитала атмосферу аристократичности. Все это ей пригодилось в творчестве, когда приходилось играть особ дворянского происхождения. Беззаботное детство закончилось для Тамары в 1917-м. Именно в тот год погиб глава семьи. Домочадцы познали, что такое голод и нужда. Несмотря на материальные трудности, девочка продолжала посещать балетную студию, где она подавала большие надежды. Четырнадцатилетняя Тамара Макарова, увлеченная театром, собрала «дворовую труппу», в состав которой вошли она и соседские ребята. Через некоторое время миги-театр уже давал представления под предводительством бедовой девчонки. За выступления с маленькими лицедеями расплачивались съестными припасами, что в тот сложный период было весьма кстати. После рабфака Тамара поступила в театральную мастерскую, бывшую филиалом ГИТИСа. Там же учился будущий муж Макаровой – Сергей Герасимов.

Начало карьеры

Кинодебют молодой актрисы состоялся в картине «Чужой пиджак» в 26-м году. Роль создатели фильма предложили девятнадцатилетней красавице буквально на улице. Девушка, конечно, согласилась. Ее утвердили, так начиналась блистательная кино биография Тамары Макаровой. После этого она возвратилась в Питер, поступила учиться в театральный техникум. Получила диплом в 1930 году, параллельно снявшись в небольшом эпизоде в мелодраме на американские мотивы «Счастливый Кент».

Яркие роли в кино

Известность к Тамаре пришла после выхода на экраны пятого по счету фильма Сергея Герасимова «Семеро смелых». В ленте рассказывалось о жизнедеятельности советских полярников. Тогда компьютеров не было, павильонов с искусственным снегом тоже, а потому съемочной бригаде пришлось выехать и работать непосредственно на северной натуре. Картина и сейчас поражает самоотверженностью артистов и создателей фильма. Успех был ошеломительный.

Кадр из кинофильма «Семеро Смелых», 1930 год

В конце тридцатых Макарова закрепилась в статусе талантливой и перспективной актрисы, особенно с появлением герасимовских фильмов «Комсомольск» и «Учитель». Сценарии к ним написал сам постановщик. За Аграфену в «Учителе» Макарова впервые удостоилась Сталинской премии.

Кадр из кинофильма «Комсомольск», 1938 год

Кадр из кинофильма «Учитель», 1939 год

С тех пор супруга стала музой великого режиссера, на которую он мог положиться в любой ситуации. Именно она исполнила роль Нины в экранизации лермонтовского «Маскарада». Примечательно, что работа над драмой завершилась в ночь перед нападением гитлеровской Германии на СССР.

Кадр из кинофильма «Маскарад», 1941 год

Во время военных действий советские кинематографисты не прекращали съемок на благо Родины, по своему способствовали приближению общей победы. В 1942-м Сергей Аполлинарьевич в союзе с другим постановщиком – Михаилом Калатозовым, снял ленту под названием «Непобедимые», где Тамара Макарова предстала в образе инженера.

Кадр из кинофильма «Непобедимые», 1941 год

Через год семья была вынуждена уехать в эвакуацию. Незадолго до окончания Великой Отечественной Герасимов представил свой новый фильм под названием «Большая земля». В нем говорилось о подвиге советского народа, сражающегося с фашистами в тылу врага. Тамара Макарова исполнила роль женщины, заменившей на заводе мужа-фронтовика. По мнению многих кинокритиков роль Анны Свиридовой удалась, и стала одной из наиболее значительных работ в карьере актрисы.

Кадр из кинофильма «Большая земля», 1944 год

После войны наиболее значимым достижением Макаровой признана сказка «Каменный цветок». Тамара Федоровна настолько сжилась с образом Хозяйки Медной горы, что длительный период времени ее иначе и не называли. К слову, фильм занял лидирующие позиции в отечественном кинопрокате-46 и даже завоевал приз от жюри Каннского фестиваля. Изысканность советской артистки отметили все западные кинокритики.

Кадр из кинофильма «Каменный цветок», 1946 год

В том же году актриса получила еще одну Сталинскую премию за вдохновенную работу в ленте Михаила Чиаурели «Клятва», посвященной деятельности вождя народов.

Кадр из кинофильма «Клятва», 1946 год

В знаменитой экранизации фадеевской «Молодой гвардии» (режиссер С. Герасимов) Макарова изобразила мать молодогвардейца Олега Кошевого.Кадр из кинофильма «Молодая гвардия», 1948 год

В 1949-м актрисе присвоено звание народной артистки.  В пятидесятых Макарова редко играла в кино, сосредоточившись на педагогической деятельности. Учениками профессора ВГИКа стали многие будущие звезды нашего кино. Среди них – Людмила Гурченко, Сергей Бондарчук, Алла Ларионова – перечислять можно долго. Финальная работа творческого и супружеского тандема датирована 1984 годом. Она была посвящена семейной драме Льва Толстого. Классика мировой литературы сыграл сам режиссер, а его супругу, Софью Андреевну – Тамара Федоровна. Картина завоевала гран-при на фестивале в Карловых Варах. В том же году Герасимова не стало. Более его вдова не снималась, несмотря на множество предложений.

Кадр из кинофильма «Лев Толстой», 1984 год

Избранная фильмография

Помимо вышеупомянутых сыграла еще в таких фильмах как:

  1. «Новый Вавилон»
  2. «Полдень»
  3. «Конвейер смерти»
  4. «Великое зарево»
  5. «Повесть о настоящем человеке»
  6. «Сельский врач»
  7. «Дорога правды»
  8. «Люди и звери»
  9. «Любить человека»
  10. «Дочки-матери» и многих других.

Личная жизнь

На людях пара Герасимов-Макарова казались идеальной. Но мало кто из зрителей догадывался, что творилось в этой ячейке общества на самом деле. Личная жизнь Тамары Макаровой не была простой. Только друзья были осведомлены о довольно непростых отношениях супругов. По свидетельствам очевидцев Сергей Герасимов был еще тот ходок, любитель женского пола.

Макарова прекрасно знала об искушениях, от которых не мог удержаться ее любвеобильный муж, но в силу воспитания и характера не подавала вида. Ее самообладанию могла позавидовать любая женщина.

Тамара Макарова и Сергей Герасимов

Детей у супругов не было. Всю материнскую любовь Тамара Федоровна выплеснула на своих учеников и приемного сына – Артура Макарова, ставшего впоследствии киносценаристом. Артура убили в лихих девяностых…

Звания и награды

За длительную плодотворную жизнь Тамара Федоровна неоднократно награждалась различными государственными наградами. Среди них ордена Ленина, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, медали «За оборону Москвы» и «Ветеран труда». Кроме того легенда кино удостаивалась Сталинских премий и званий народная артистка РСФСР и СССР.

Последние годы жизни

Женщина тяжко переносила личные утраты: смерть мужа и гибель сына. После их ухода из жизни она практически не покидала пределы квартиры и никого не принимала. Журналистам в интервью отказывала. Актриса скончалась в начале 1997-го, на 90-м году жизни. На ее похороны собралось множество народа, среди которых можно было увидеть массу ее любимых воспитанников. Макарову похоронили на Новодевичьем кладбище.

10 интересных фактов об актрисе

  1. Тамара Федоровна родилась в Российской империи, прожила большую часть своей жизни в Советском Союзе, а скончалась в Российской Федерации.
  2. В молодости актрису за красоту называли «русской Гретой Гарбо».
  3. На съемках первого в карьере фильма у нее вспыхнул роман с Сергеем Герасимовым.
  4. Своих детей у супругов не было, но зато они воспитывали приемного сына – Артура Макарова. Он приходился Тамаре Федоровне племянником.
  5. В обеих столицах на домах, где проживали Герасимов и Макарова, вывешены мемориальные доски.
  6. В сериале «Людмила Гурченко» Макарову сыграла Татьяна Лютаева.
  7. Впервые появилась в фильме мужа в 1934 году. Лента называлась «Люблю ли я тебя?». До наших дней произведение не дошло.
  8. Помогла с написанием сценариев к фильмам Лиозновой «Память сердца» и Герасимова «Люди и звери».
  9. Ее мемуары носят название «Послесловие».
  10. Член партии с 1943 года.

Вот, собственно и все, что мы хотели написать о биографии Тамары Макаровой. Надеемся, что основные сведения мы отобразили в нашей статье.

Видео: История леди советского кино

Имя: Тамара Макарова Дата рождения: 13.08.1907 Возраст: 113 лет Дата смерти: 20.01.1997. Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя Деятельность: советская киноактриса, педагог, профессор

Тамара Макарова — одна из самых видных актрис советского кинематографа. Ее любили, ею восхищались и подражали. Как жила известная артистка и почему у Тамары Макаровой не было детей, узнаем.

Детство и начало славы

Родилась будущая звезда кино в Санкт-Петербурге. В семье было трое детей: старшая Тамара, а также младшие брат и сестра.

Отец был военным врачом. Служил в Царском селе среди гренадеров. Круг общения мужчины был представлен аристократией.

Тамара с раннего детства отличалась любовью к творчеству. Она играла в домашних спектаклях и ходила в балетную школу. Девушка планировала посвятить себя танцам. Для этого она поступила в студию хореографии при Мариинском театре, но биография знаменитости сложилась иначе.

Интересно: Биография братьев Ананьевых: где банкиры сейчас

В 1917-м, когда будущей актрисе было 10 лет, ее отец пропал без вести. Девочка все равно находила силы на учебу и продолжала посещать студию балета.

Тамара Макарова в молодости

Благодаря танцам она выработала должный стан. Это хорошо видно на фото Тамары Макаровой в молодости.

Спустя 5 лет, будучи подростком, Тома сама создала театральную труппу, собрав соседских детей. Ребята играли спектакли прямо на улице — для местных жителей. Позже об их объединении узнал отдел народного образования. Труппу зарегистрировали официально, и юные артисты стали получать небольшой доход в виде хлебного пайка.

Окончив среднюю школу, Тома поступила в Мастфор (актерскую мастерскую, основанную Н. М. Фореггером). Это было в 1924-м. Там же она познакомилась со своим будущим мужем — Сергеем Герасимовым.

В мир кино девушка попала случайно. Дебютом стала роль машинистки в фильме «Чужой пиджак», который вышел в 1927-м. На съемочную площадку ее привел один из ассистентов режиссера Григория Козинцева.

Супруг Тамары Макаровой — Сергей Герасимов

Здесь она вновь встретила Сергея Герасимова. Он тоже играл в фильме. По его совету девушка поступила в Техникум сценических искусств на отделение кино. Окончила его в 1930 году.

Дальнейшая карьера Тамары Макаровой будет связана с мужем. У них множество общих кинокартин:

  • «Люблю ли тебя?»;
  • «Семеро смелых»;
  • «Комсомольск»;
  • «Учитель»;
  • «Маскарад»;
  • «Непобедимые»;
  • «Большая земля».

В роли Хозяйки медной горы

Успех и известность обоим актерам принес фильм «Семеро смелых». Однако самой знаменитой картиной Тамары стала лента «Хозяйка медной горы».

Сложный брак и отсутствие детей

Всю жизнь артистка любила одного человека — своего мужа Сергея Герасимова. Она покорила его, будучи ученицей Мастфора, когда танцевала чарльстон в миниатюре «Модистка и лифтер». Сергею в то время было 20 лет.

Интересно: Любовница Лукашенко – кто она: фото и биография 22-летней Марии Василевич

После этой встречи актеры не поддерживали отношения. Во второй раз судьба свела их на съемках фильма «Чужой пиджак». Именно там между артистами завязались близкие отношения. Вскоре актеры поженились и покинули Петербург, переехав в столицу.

Для всех они были идеальной парой

Они считались идеальной парой и пользовались популярностью у зрителей. Оба впоследствии стали обладателями звания Народный артист СССР.

Со стороны все казалось прекрасным, однако друзья знали, что личная жизнь звезды не так хороша, как карьера. Сергей часто изменял жене. Он был харизматичным человеком, а также успешным актером и режиссером. Юные актрисы его обожали. Герасимов пользовался своей популярностью.

Тамара Макарова умела себя нести достойно

Жена знала об этом. Однако будучи гордой женщиной, не подавала виду. Не выясняла отношений ни с мужем, ни с его пассиями. Со всеми держалась корректно и доброжелательно. Она славилась своим сдержанным характером.

Хотя и у нее было много поклонников. Например, в нее был безответно влюблен актер Сергей Никоненко. Он неоднократно говорил о своих чувствах, но актриса его отвергала.

На съемке документального фильма о совместной жизни с Сергеем Герасимовым

Об отношениях Тамары Макаровой и Сергей Герасимова есть документальный фильм – он рассказывает об изменах и прочих сложностях брака звезд.

Своих детей у супругов не было. У Тамары были проблемы с женским здоровьем. Она не могла родить. Женщина не отчаялась и усыновила своего племянника Артура. Всю материнскую любовь Тамара отдавала ему.

Интересно: Биография и семья известного кулинарного блогера Сталика Ханкишиева

Сестру актрисы и ее мужа-немца объявили врагами народа и отправили в ссылку. Тогда Тамара отправилась на прием к Сталину и попросила отдать ей мальчика. Супруги воспитывали его, как родного сына. В будущем Артур стал успешным киносценаристом и писателем.

В семье были и сложные периоды жизни

Несмотря на сложные отношения, Тамара и Сергей всегда были вместе. И хотя в карьере они были независимы друг от друга, часто участвовали в общих проектах. Вдвоем они руководили объединенной мастерской и преподавали актерское мастерство юным талантам. Оба обожали преподавание и полностью отдавались этому делу.

Чтение открытки от студентов

Кстати, Тамара Федоровна с материнским трепетом относилась к одному из своих студентов — Николаю Губенко. Он был ей, как второй сын. Это был мальчик из детдома, который потерял своих родителей во время ВОВ. Она регулярно кормила его и передавала деньги. Сергей тоже по-отцовски тепло относился к своим студентам.

Последние годы жизни и смерть

В 1985-м ушел из жизни супруг. Сергей не перенес операцию на сердце. Это стало настоящим потрясением для Тамары. Она ушла из кино и бросила преподавательскую деятельность во ВГИКе. Женщина стала вести уединенный образ жизни.

После смерти супруга пришел конец преподавательской деятельности

Ее последним фильмом стала картина «Лев Толстой». Там она снималась со своим мужем и по сюжету также была его женой.

Последняя картина, сыгранная  с супругом. Кадр из фильма

В 1995-м погиб племянник и приемный сын Тамары Макаровой. Его обнаружили в собственном доме. Артура убили бандиты кинжалом из личной коллекции Герасимова. На тот момент сыну было 64 года. Это еще больше подкосило здоровье актрисы. Она похудела. От былой осанки не осталось и следа.

Умерла Тамара Макарова в 1997 году 20 января в собственном доме в Москве. Причиной смерти врачи назвали сердечный приступ.

 Загрузка …

Перед смертью она написала письмо покойному мужу. Благодарила его за совместно прожитые годы и выражала надежду, что «там» они встретятся. Могила актрисы находится на десятом участке Новодевичьего кладбища.

Тамара Макарова и Сергей Герасимов похоронены вместе

Тамара Макарова прожила яркую и насыщенную жизнь. Однако отсутствие своих детей и проблемы в отношениях с мужем не давали ей чувствовать себя по-настоящему счастливой.

А вы смогли бы жить с мужем, зная о его изменах?

</span>

Материал подготовлен редакцией сайта showbiz-life.ru

Опубликовано 10.01.2020ActionTeaser.ru — тизерная реклама Oblivki teasers block START Oblivki teasers block END

О Тамаре Макаровой писать трудно. Она действительно была безупречной красавицей, даже в старости. Но обычно в таких случаях выходит панегирик — именитые ученики семейной пары Макаровой и режиссера Сергея Герасимова вспоминали о Тамаре Федоровне только в превосходных степенях. «Она — родная», — говорила Гурченко. «Потрясающая естественность при ее яркости» — это уже Анастасия Вертинская. В любви к этому семейству признавались такие разные люди, как актриса Клара Лучко и режиссер Кира Муратова.

С другой стороны, образ идеального брака разрушался не только всем известными изменами Герасимова, но и очень советской карьерой обоих. Еще Александр Довженко называл Герасимова «интеллектуально лысым», а Сергей Эйзенштейн — красносотенцем. Сегодня его обвиняют в конъюнктуре и имитации психологической глубины, отказывая не только в таланте, но и какой-либо внутренней жизни. А его жену считают одним из самых фальшивых элементов герасимовских картин и в лучшем случае Снежной королевой — по роли, которую не удалось сыграть из-за войны. А в худшем — памятником работы скульптора Вучетича — такой же величественной и бесполой.

Они, конечно, были непростой парой. Прожив вместе почти 60 лет, они друг от друга неотделимы. Говорят, Тамара Федоровна всегда шла на полшага позади мужа. Дескать, никогда себя не выпячивала, уступала ему право быть первым. Похоже, вблизи Герасимова это была единственно возможная мизансцена. Кинодраматург Анатолий Гребнев рассказывал чудную историю, как режиссер позвал его поговорить, прочитав один из сценариев. Встретились в Союзе кинематографистов на Васильевской. Поздоровавшись, Сергей Аполлинариевич двинулся — не оборачиваясь, подразумевая, что Гребнев его сопровождает. Тогда только построили новый Дом кино, и Герасимов шел его осматривать. Суждения о сценарии перемежались замечаниями о ремонте, когда последний стал превалировать, Гребнев потихоньку ретировался. «Подозреваю, что он этого и не заметил, — вспоминал Анатолий Борисович. — Так мы сами добровольно становимся той свитой, что, как известно, играет короля. Но почему? Что это за магия власти, которой обладают одни и не обладают другие?»

Тамара Макарова владела секретом этой магии не хуже мужа. И дело не только в том, что, как и он, была увенчана славой и обласкана властью: две Сталинские премии, звание народной артистки СССР с 1950-го, с 1982-го — героиня соцтруда. Величественная, царственная, неизменно корректная. И чем приветливее Макарова держалась, тем сильнее ощущалась непреодолимая дистанция.

Она родилась в семье военного врача, служившего в лейб-гвардии гренадерского полка в Царском Селе. В детстве любила петь в граммофонную трубу, представляя себя знаменитой исполнительницей романсов Варварой Паниной. Занималась в балетной школе, откуда вынесла пожизненную осанку. В четырнадцать лет Тамара, собрав на Лиговке соседских детей, создала театральную дворовую труппу. На один из спектаклей попала Александра Бруштейн, автор пьес для юношества, а в будущем — великой повести «Дорога уходит в даль… ». По ее рекомендации отдел народного образования театрик зарегистрировал и даже выписал актерам хлебные пайки.

Тамара Макарова, 1929

Макарова изображала трансмиссию в студии «Мастфор» — актерской мастерской Николая Фореггера, пропагандиста театральной условности. А в 1926-м, как ни банально звучит, к эффектной девушке прямо на улице подошла ассистентка режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга и пригласила на роль машинистки-вамп в их картину «Чужой пиджак». Там же играл и актер Герасимов. На съемки в Белгород они ехали вместе. Спустя десятилетия у Сергея Аполлинариевича появится дурная для режиссера манера вылавливать у дверей кинозала зрителей с вопросом, понравился ли им его фильм. В 1967-м, на премьере «Журналиста» в ленинградском Доме кино, Герасимову попалась та самая Рашель Мильман, когда-то выловившая на улице Макарову, а впоследствии создатель монтажного цеха «Ленфильма». Она запаниковала: «Боже мой! Что я ему скажу? Это же такая чушь!» А поравнявшись с режиссером, выпалила: «Сереженька, кто шил бюстгальтер для Тамары? Потрясающе!»

Еще в 1921 году Козинцев и Трауберг создали в Петрограде студию «Фабрика эксцентрического актера». Герасимов считался уже коренным фэксовцем. В фильмах отцов-основателей он играл  преимущественно злодеев — при всем разнообразии эксцентрических приемов. Фэксовцы провозгласили лозунг «Лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей» и следовали завету «Мы все искусство кроем матом. Мы всем экранам шлем ультиматум!». Жили азартно и просто: Герасимов с двумя другими актерами снимал комнату у дамы из «бывших», ели на газетке, пили почему-то из баночек, по вечерам шлялись по клубам, где танцевали чарльстон или выкидывали всякие «штуки», вызывая у кутящих нэпманов стоны восторга. Среди своих Сергей Аполлинариевич считался пижоном и плейбоем. В тяжелом длинном пальто и огромной модной кепке Герасимов, несмотря на бахрому на брюках, походил на миллионера из заграничных журналов. Хозяйка квартиры произносила его отчество на французский лад: «Аполлинэриевич». А он изображал перед ней бывшего графа, который вынужден скрываться под личиной актера, и с тех пор его иногда за глаза называли Аполлинэром.

В один прекрасный день Трауберг привел в мастерскую Макарову. «Это было существо на красивых длинных ногах, в обтянутом шелковом платье ядовитого зеленого цвета, — вспоминала тоже фэксовка Елена Кузьмина. — Довольно глубокий вырез заканчивался стройной шеей, на которой сидела коротко стриженная по моде голова с большими лучистыми глазами. Герасимов пал сразу и навсегда. То ли Тамара была для нас чужой, то ли мы для нее были неподходящей компанией, но дружба распалась. Прошло немного времени, и Сережка стал для нас Сергеем. Еще через какое-то время превратился в Сергея Аполлинариевича. Я больше не встречалась с Сережкой. Иногда виделась с Сергеем Аполлинариевичем. Чужим…  Незнакомым…  Правда, по-своему всегда обаятельным… »  Тут, конечно, стоит делать скидку на то, что Кузьмина была женой Михаила Ромма, с которым у Герасимова были сложные отношения. А Тамара Федоровна через всю жизнь пронесла любовь к зеленому — он шел к глазам.

21 марта 1928 года Макарова и Герасимов поженились. Их первым жильем была комната в два окна в старом доходном доме на Большой Зелениной, где было так холодно, что мать Тамары Федоровны спала прямо на плите. Забавно, но воспоминания о том времени у супругов разнятся. Если верить Сергею Аполлинариевичу, они так часто ссорились, что он решил: «Если заберут в армию, больше на Большую Зеленину не вернусь». А Макарова рассказывала, что когда мужа комиссовали, он, чтобы ее порадовать, купил в дом циновки на окна, бывшие пределом тогдашних мечтаний.

Тамаре Федоровне говорили, что в кино она попала благодаря одной натуральности. Тем не менее она окончила киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств и много снималась. Благодаря холодной улыбке и изогнутым бровям играла в основном иностранок. В «Новом Вавилоне» — француженку, танцовщицу канкана, в «Счастливом Кенте» — девушку с Клондайка. На выпускном вечере мастер курса Трауберг так и скажет: «Жаль, что с такими данными вы не сможете по-настоящему утвердиться в искусстве: ведь ваш удел — всю жизнь играть американских девушек». Услышь Макарова, что ее любимых героинь будут звать Груня (в «Учителе», за которого Тамара Федоровна получит первую Сталинскую премию) и Нюра («Большая земля»), она сильно бы удивилась.

На последнем курсе ее пригласили на пробу к знаменитому Пудовкину на роль немки, газетчицы Греты. По дороге в Москву Макарова сильно волновалась и продумывала варианты разговора, но Всеволод Илларионович предложил ей…  пробежаться. У героини должны были быть быстрые ноги. Они действительно бежали наперегонки прямо по улице Горького. Тамара Федоровна пришла первой.

Герасимов между тем пробовал себя в режиссуре. Но так неудачно, что после четвертой картины на студии заговорили о его профнепригодности. И первый фильм, в который он позвал жену — «Люблю ли тебя?» — не сохранился. Однако в 1936-м на экран вышли «Семеро смелых» об арктической экспедиции с Макаровой в главной роли, и оба, что называется, проснулись знаменитыми. Потом был «Комсомольск», а в 1939-м вышел «Учитель», за который в 1941 году, когда будет учреждена Сталинская премия, они станут лауреатами. С этой картины поклонники Герасимова ведут отсчет его авторской кинорежиссуры. Ниспровергатели убеждены, что «Учитель» был началом официозной и железобетонной карьеры. В любом случае в вышедшем в 1940-м сборнике статей, посвященных 20-летию советского кино, среди авторов была единственная актриса — Тамара Макарова.

Неудивительно, что когда стало известно, что она сыграет Нину Арбенину в мужниной экранизации «Маскарада», на «Ленфильме» чуть ли не бунт поднялся. Никто не верил, что после ролей комсомолок актрисе по плечу классика. Но это был скорее вынужденный кинопроект. Тамара Федоровна играла авантюристку Каролину Собаньскую в комедии Фридриха Эрмлера «Бальзак в России». Однако в самый разгар съемок фильм законсервировали. А роскошное белое платье для героини Макаровой уже сшили, и она уговорила мужа замахнуться на «Маскарад».

Кадр из фильма «Маскарад», 1941

На фильме актрис готовила приглашенная старуха из «бывших»: учила ходить без каблуков (задачка в то время), носить кринолин, держать веер. Тамара Федоровна сопротивлялась: «Она лепит из меня какую-то мулю глазированную!» Как-то в кринолине плюхнулась в кресло, и все юбки оказались на лице. Она все же выросла на бандитской Лиговке. Любила рассказывать, что когда они с Сергеем Аполлинариевичем женихались, устраивала ему проверку, подговорив кого-то из местных гопников воздыхателя напугать. Позже, уже на съемках «Молодой гвардии», отплясывала перед Инной Макаровой «на манер ленинградской шпаны».

И Тамара Федоровна, и ее муж еще с фэксовских времен были настоящими пижонами. Когда выяснилось, что роль Неизвестного будет играть сам Герасимов —  уже после начала съемок от нее отказался утвержденный актер — больше всего его волновало, как Макарова отреагирует на его сбритые усы. Для «смягчения удара» день проходил в бутафорских, снял их только за обедом, но впечатление, которое он произвел на жену, было «ужасающим».

Полная версия материала на сайте Москвич Mag

Используемые источники:

  • https://24smi.org/celebrity/4850-tamara-makarova.html
  • https://tvoybiograf.ru/tamara-makarova-biografiya-lichnaya-zhizn-10-faktov-ob-aktrise/
  • https://showbiz-life.ru/lichnaya-zhizn-tamara-makarova/
  • https://zen.yandex.com/media/moskvichmag/moskovskaia-krasavica-tamara-makarova-5d078c5a54904b0d65096475

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116