Виртуозная судьба: Дмитрий Маслеев рассказал о своих успехах и личной жизни

28-летний музыкант из Улан-Удэ сегодня один из самых востребованных пианистов планеты. После победы на конкурсе им. П.И. Чайковского Дмитрий Маслеев вошел в элиту музыкального мира. Его гастрольный график расписан на год вперед. В январе он выступит на легендарной сцене Карнеги-холла. Осенью представит ту же программу в Омске. В интервью ИА «Омск Регион» он рассказал о своем пути из Улан-Удэ к всемирной славе.

«Не верил, что стану солистом»

– Дмитрий, расскажите о своем детстве. Ваши родители связаны с музыкой?  

– Нет, родители – химики-геологи. Я из Улан-Удэ. Начал заниматься музыкой в студии при школе, когда дома даже не было пианино, инструмент появился через год. И я крайне мало уделял времени музыке, занимался еще в театральной студии.  

– Вы были ребенком-вундеркиндом? В четыре года научились читать, в восемь выступали в качестве пианиста на большой сцене.  

– Это еще ни о чем не говорит. С оркестром я в детстве вообще не выступал. По-моему, много выступлений на публике, много конкурсов в детском возрасте – это не очень полезно для начинающего музыканта. Я начал серьезно заниматься, только когда в 14 лет уехал в Новосибирск и поступил в школу-колледж им. Глинки.     

– Как родители решились отпустить вас из дома в подростковом возрасте?

– В Новосибирске учились в НЭТИ мои старшие братья. Они стали специалистами IT. И со мной поехала бабушка, огромное ей спасибо за это. Мы жили на съемной квартире, бабушка взяла на себя быт. Потом поступил в Московскую консерваторию, потом в аспирантуру Московской консерватории.  

– Из каждого сибирского города вышел музыкант мирового уровня. Вы прославили Улан-Удэ, и вам присвоили звание заслуженного артиста Бурятии. Вы часто бываете в родном городе?  

– У меня сейчас нет родных в Улан-Удэ, отец живет в Петербурге. Когда я приезжаю, останавливаюсь в гостинице. Я дважды открывал филармонический сезон в Улан-Удэ – в 2015-м и 2016-м.

– Когда вы поняли, что будете профессиональным пианистом и поверили в это?  

– Студентом консерватории я раз в два года ездил на конкурсы. До 16–17 лет не думал, что стану профессиональным музыкантом, солистом. И даже до прошлого года не верил в это. Конкурс им. Чайковского открыл большие возможности выступлений в самых разнообразных залах, с самыми лучшими оркестрами.

«Только рояль и я»  

– Конкурс им. Чайковского – престижнейший для пианистов. На первом победил Ван Клиберн. В числе обладателей первой премии были Владимир Крайнев, Михаил Плетнев, Борис Березовский, Денис Мацуев. А Николай Луганский и Питер Донохоу получили вторые премии. Как вы готовились к конкурсу?  

– Когда учился в аспирантуре, я работал концертмейстером в школе искусств в Казани. И мне повезло попасть на год в Международную академию фортепианной музыки на озере Комо в Италии.  

– Я прочла, что из 700 человек в академию выбрали восемь, вас в их числе…  

– Я не знал, сколько человек подали заявки. А система отбора была такая: нужно было к заявке приложить диск с записью своей игры и автобиографию. Через три месяца меня пригласили на экзамен, еще через месяц сказали: «Приезжайте в сентябре». В этой деревне на озере Комо практически нечего делать, там никто из молодежи не живет. Там были только рояль и я. Система обучения такая: раз в три недели приезжает один из педагогов и студенты, их действительно не очень много – 8–10 человек. И дня четыре идут интенсивные занятия. Потом все разъезжаются. Но мне некуда было ехать, поэтому я оставался там и занимался с утра до вечера. Педагоги были прекрасные. Директор академии Уильям Наборе, а также преподавали Дмитрий Башкиров, Станислав Юденич, Фу Цонг, Кэтрин Чи, Владимир Мищук.  

– В 2011 году вы стали лауреатом международного конкурса пианистов в Риме. Призом были 12 концертов в Италии и белый рояль…

– Белый рояль – это фантазия журналистов. Не знаю, почему так написали. Мне действительно подарили очень хороший рояль корейской фирмы «Самик», но он не был белым. Я перевез его в Казань.

– Вам важно, какой инструмент ждет вас на концерте?  

– Марка инструмента не очень важна. Но я очень рад, что в Омском концертном зале есть замечательный Steinway. Спасибо тем, кто нашел возможность его приобрести для слушателей и исполнителей. И мне очень нравится зал. Я выступал в Омске и пять лет назад. Прекрасный зал с замечательным инструментом.   

– Кто из пианистов нашего времени вас восхищает?  

– Когда учился в консерватории, я часто ходил на концерты своего профессора Михаила Петухова. С удовольствием слушал игру Бориса Березовского, Николая Луганского.

– Березовский был в жюри конкурса им. Чайковского. Он назвал вашу игру гениальной…  

– Эту фразу я не могу комментировать, потому что считаю, что это неправда.  

– Но вам удалось сыграть вместе с Борисом Березовским?  

– Да, и я получил большое удовольствие, когда мы с ним смогли в четыре руки сыграть дуэт. А самое главное, в следующем году в Москве, в филармоническом зале и в Театре Петра Фоменко, будут наши концерты. Сыграем две программы на двух роялях. Жду с нетерпением.

Исполнитель – зеркало композитора

– Дмитрий, во время конкурса им. Чайковского в вашей семье случилось горе: умерла ваша мама. Как вы сумели собраться и победить?

– Был порыв: бросить конкурс и поехать домой… Но я доиграл конкурс.  

– Многие специалисты назвали вас неожиданным открытием конкурса им. Чайковского, сенсацией мирового уровня. Каким был первый результат этой победы?  

– Я стал солистом Московской филармонии, появились приглашения выступить с концертами на разных площадках. И в Омске я выступаю благодаря победе на конкурсе.  

– Предпочитаете выступать сольно или с оркестром?  

– Я люблю и то, и то. Когда играю сольно, на следующий день опять хочется выступить сольно. Если с камерным оркестром – снова хочется играть с камерным. И с симфоническим оркестром такая же зависимость.

– Какие произведения особенно любите исполнять?  

– Каждый раз мое внимание может захватить разная музыка. Но я могу обобщить, что больше всего мне нравится русская музыка: Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович. Это не значит, что произведения зарубежных авторов я не играю.  

– Вы научились справляться с волнением перед выходом к слушателям?  

– Лучше вообще не думать о волнении. И не думать о том, что делаешь. Чем меньше знаешь, тем лучше спишь.  

– Что важнее для исполнителя – талант или трудолюбие?  

– Конечно, надо много трудиться. На одном таланте никогда и никак не выедешь.

– Ваши планы концертов надолго расписаны?

– Расписаны нынешний и следующий сезоны. И на третий год накапливается уже много концертов. Но, бывает, все меняется буквально за две недели. Могут и за неделю, за день до выступления предложить куда-то поехать. Если нужно, я не отказываюсь. А однажды произошла логистическая ошибка: слушателям была объявлена не та программа, которую я собирался играть. Но ничего страшного не произошло. Это был сольный концерт, я один отвечал за него. Хуже, если бы с лету пришлось играть с симфоническим оркестром.

– И жюри конкурса им. Чайковского, и омских слушателей покорили исполнение вами сонаты №26 Бетховена, «Пляски смерти» Листа. Что вы чувствуете, когда играете музыку великих композиторов?

– Сложный вопрос. Мне трудно описать словами возникающие образы. Во время исполнения нужно окунуться в эмоции автора, которые им владели, когда он сочинял музыку. Рихтер говорил, что исполнитель должен быть зеркалом композитора.  

– Дмитрий, если бы вы смогли встретиться с кем-то из великих композиторов и пианистов прошлого, кто это бы был? О чем бы вы их спросили?  

– Думаю, я бы разочаровал великих. Я бы с удовольствием сходил на концерт Рахманинова, послушал его непревзойденную игру. Но говорить с классиками или сидеть рядышком за ужином я бы не осмелился.  

– Маг рояля, как вас называют критики, скромный и стеснительный человек?  

– Не знаю, но мне достаточно было бы побывать на концерте.

– О чем вы сегодня мечтаете?  

– Отдохнуть. Потому что сейчас я почти все свое время отдаю роялю.

– Как предпочитаете отдыхать?

– На диване.

Фото: gazeta-n1.ru В свои 27 лет Дмитрий имеет грандиозные перспективы и возможности Сенсация мирового уровня – Дмитрий Маслеев – внешне вызывает ассоциации с Гарри Поттером, только в варианте блондина: очки, субтильная внешность и скромность. К тому же Дмитрий — тоже немного маг. Даже не верится, что этот застенчивый моложавый парень сумел заворожить своим талантом тысячи зрителей и даже именитое жюри самого престижного музыкального конкурса. Не иначе как без волшебства не обошлось… Из стен школы — на мировую сцену Путешествия по всему миру, успех, признание, материальный достаток, большое количество поклонников — в свои 27 лет Дмитрий имеет грандиозные перспективы и возможности. Однако по сей день музыкант не женат. Правда, есть девушка, которая нравится Дмитрию, но застенчивый пианист сомневается, что сумеет завоевать ее сердце. «Нет, девушки у меня нет. Есть одна девушка, которая мне нравится, но я, если честно, не знаю, есть ли у меня шансы понравиться ей», — признается он.  На самом деле Дмитрий родился в семье, довольно далекой от музыки. Тем не менее в семь лет родители привели его в музыкальную школу. Его учителем стала Ольга Черных. В десять лет Дмитрий уже дал свой первый сольный концерт. «Некоторые выступают и в 7 лет, так что это более чем возможно, — отвечает Дмитрий Маслеев на вопрос о том, как возможен сольный концерт в столь раннем возрасте. — Программа была, конечно, не очень большая, тем не менее концерт состоялся. Если честно, я уже плохо помню, что было тогда, но помню точно, что страха не было. Дети как раз-таки не боятся выходить на сцену. Взрослея, ты больше осознаешь свою ответственность, и тем больше волнений становится». До тех пор пока Дмитрий не выиграл престижный музыкальный конкурс, жизнь его была довольно обыденной. Он работал в обычной музыкальной школе, получал мизерную зарплату. Конкурс Чайковского стал переломным этапом в его жизни, своеобразной волшебной палочкой.  «Когда я работал в музыкальной школе концертмейстером, я получал не очень много. Мне очень сильно повезло, что я выиграл конкурс им. Чайковского. Это большая привилегия, когда музыканта приглашают на концерты, и при этом за них еще и платят. Да, до этого момента были и другие конкурсы, победы, но они не настолько резонансные».  Поддержка зала Несмотря на то что во время знаменитого конкурса Дмитрию пришлось пережить тяжелейшую утрату — умерла его мать, пианист не только с честью выдержал весь сложнейший музыкальный марафон, но и показал в финале необыкновенно сильное, убедительное и виртуозное исполнение Первого концерта Чайковского, который является «визитной карточкой» конкурса. «Я играл без очков и не видел, как зал встал, но я постоянно, на протяжении всего конкурса чувствовал горячую поддержку слушателей», — сказал он в интервью ТАСС.  Наградой за победу в конкурсе стало не только признание именитого жюри и зрителей, но и неплохие материальные бонусы — золотая медаль и премия в размере 30 тыс. долларов (около 2 млн руб.). Министерство культуры Бурятии также вручило пианисту премию в размере 500 тысяч рублей. Из Улан-Удэ Дмитрий уехал в 2002 году, тогда он поступил в Новосибирскую музыкальную школу-колледж им. Глинки. Затем из Новосибирска перебрался в Москву, поступив в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского в класс профессора Михаила Петухова. До конкурса Чайковского Дмитрий Маслеев побеждал во множестве других престижных конкурсов: V международный конкурс юных пианистов им. Т.П. Николаевой, VII конкурс пианистов Адилии Алиевой в Гайаре (Франция, 2010), конкурс Antonio Napolitano в Салерно (Италия, 2013). В 2014-м завоевал третью премию на II Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве. Победив в международном конкурсе пианистов Chopin (Рим, Италия), он получил главный приз – рояль и тур из 12 концертов по городам Италии. Недавно музыкант прошел стажировку в фортепианной академии на озере Комо в Италии. Музыкальные критики и эксперты, наблюдая за его игрой, отмечают точность, безупречность техники, безукоризненное чувство формы, владение всеми приемами фортепианного исполнительства, уверенность и непосредственность его манеры. Впереди весь мир Сейчас Дмитрий нарасхват. Его концертной деятельностью занимаются менеджеры, гастрольный маршрут очень интенсивный и включает в себя разные города и страны. Концерты музыканта в 2016 году пройдут по всему миру – в Японии, Германии, Швеции, Англии, Италии, Ливане, Болгарии, Австрии, а также состоится концертный тур по Бразилии и выступления во многих городах России. Сольный концерт пианиста в Карнеги-холле уже значится в афише знаменитого зала и запланирован 30 января 2017 года. Такой ритм жизни по вкусу Дмитрию: «Когда входишь в такую струю – это затягивает». Каждый день не похож на другой, но из обязательных пунктов – игра на рояле. Пианист тренируется по несколько часов в день: «Хорошо бы по семь часов, — это уже не только для того, чтобы держать себя в форме, а для разучивания нового материала. Но бывает и так, что вовсе не удается сыграть, тогда начинается депрессия». Так как рояль в гастрольный тур с собой не повезешь, Дмитрий всегда договаривается с концертными залами о возможности репетиций. Например, будучи в Улан-Удэ, Дмитрий Маслеев каждый день приходил в Бурятскую филармонию и играл по несколько часов. Иногда он закрывался в филармоническом лектории, и до него невозможно было достучаться – настолько он погружался в игру. Успех в столь престижном конкурсе Дмитрий Маслеев считает результатом труда: «Важно не просто выучить все и сыграть голые ноты, а выложиться полностью. Когда я сажусь за рояль, я полностью погружаюсь в свой собственный мир. И порой даже не замечаю, что происходит в зале». Новый год Дмитрий планирует встретить в Санкт-Петербурге, где живет один из братьев: «Приедет отец. Вот так, в узком семейном кругу, я люблю встречать Новый год. Но не исключено, что следующий Новый год я проведу на сцене, за роялем».  Соня Матвеева, «Номер один». Фото Дмитрия Маслеева.

Дмитрий Маслеев

Чтобы в одно утро вдруг проснуться знаменитым, оцененным по достоинству, обласканным публикой и импресарио. За три сезона он выступил в Карнеги-холле, в Парижской и Мюнхенской филармониях, со знаменитыми оркестрами мира…

Но Москва для него – по-прежнему главный город. Скоро, 14 октября, мы услышим Дмитрия Маслеева с Первым концертом Шостаковича в рамках абонемента Московской консерватории «Династия Юровских».

А пока пианист рассказал о своих приоритетах в музыке и в жизни.

— Дима, заканчивается промежуток между конкурсами, когда все лауреаты были в фокусе особого внимания. И вам скоро на пятки станет наступать команда следующих победителей. Вы размышляли о том, как ваша жизнь пойдет дальше?

— Думаю, тот интерес и внимание, которые проявляла к нам как к лауреатам конкурса публика, теперь будет обращен на новых победителей. Однако, надеюсь, за три года у меня получилось завоевать доверие и публики, и менеджеров, связанное не только с конкурсом, что я доказал, что сам по себе, моя личность может быть интересной.

Дмитрий Маслеев: “Главное для меня – жить по совести и быть хорошим человеком”

— Дима, как вы к авантюрам относитесь?

— Если в хорошем смысле, то положительно.

— А приходилось в жизни рисковать?

— Прямо как в книгах, где описывают безумные поступки,  – нет. Но какие-то амбициозные вещи, как, к примеру, поступление в Московскую консерваторию – для мальчика из Улан-Удэ, могут, наверное, рассматриваться как авантюра. Тем более что параллельно я никуда документы не подавал  –  ни в Новосибирск, ни в Петербург…

— Так в себе уверены?

— Была уверенность, что все делаю правильно.

— А когда вы решили участвовать в конкурсе имени Чайковского, это не представлялось авантюрой?

— Сейчас, спустя какое-то время  –  да. И до сих пор конкурс Чайковского  –  событие, стоящее особняком в моей жизни, не сравнимое ни с каким другим. Но стоит отметить, что подходить к подобным вещам нужно максимально ответственно, надежду на успех подкреплять часами занятий.

Дмитрий Маслеев: “Меня сформировала русская исполнительская школа”

— У вас, я знаю, очень плотный гастрольный график. Вам тоже приходится планировать на несколько лет вперед?

— Как правило, ясен ближайший сезон, есть приглашения и на два года вперед, но планы часто могут меняться. По моему опыту даже в течение сезона 30 процентов концертов добавляются по ходу  –  за два месяца, даже за месяц. Так меня пригласили в июне сыграть сольный концерт в Мариинском театре.

— Концертный зал «Мариинский» славится своей акустикой. Какие были ощущения?

— Акустика господина Тойоты – особая, всегда чувствуется его стиль. Это такое кристально чистое звучание, ощутимое, когда ты сидишь на сцене. Звук летит в зал и возвращается к тебе обратно. Я с удовольствием поиграл в этом зале один, без публики. Мне вообще нравится это состояние полного одиночества на сцене, когда можно помузицировать несколько часов, зная, что тебя никто не слышит.

— А в Большом зале Московской консерватории как вам играется?

— Поскольку БЗК почти в два раза больше Мариин­ки‑3, то необходимо не то чтобы изменять отношение к динамике, но понимать, что тебя слушают с самой «галерки», и звук должен доходить и туда. «Шептать», играть piano, как в камерной обстановке, нельзя  –  все нужно подавать крупнее. Особенно с оркестром приходится поднимать уровень динамики. Отчетливо это понимаешь, когда сам находишься в зале и слушаешь звук рояля с оркестром со стороны. Бывают моменты, когда рояль «тонет». Так и учишься, приходя на концерты.

Дмитрий Маслеев: «С удовольствием сходил бы на концерт Рахманинова»

— Встречаются пианисты, которым оркестр «мешает», сковывает. А вы как себя ощущаете?

— Зависит от репертуара. Но за последние три года выработалось интуитивное понимание, как можно с оркестром взаимодействовать кратчайшими путями, чтобы с первой репетиции все получилось. Что касается общения с дирижерами, то каждый опыт полезен. Когда выступаешь с дирижером примерно твоего поколения, то все гораздо проще.

Например, я выступал с оркестром Павла Когана, за пультом которого был Михаил Леонтьев. Мы списались с ним, договорились заранее о встрече и в процессе репетиции подробно обсудили наши намерения. Бывает, когда в афише  –  невероятно авторитетный маэстро, встреча прямо в зале, тогда лучше его внимательно слушать, это будет полезнее, так как он аккомпанировал твое сочинение уже сотни раз.

— Вы ведь выступали с Валерием Гергиевым? Слушая в зале, всегда наслаждаешься, какой он тонкий партнер в аккомпанементе. А какие ощущения у вас как солиста?

— Я играл с Валерием Абисаловичем сразу после конкурса Чайковского, на Тихоокеанском фестивале в Японии. Тогда я только выучил Второй концерт Рахманинова и испытывал дикий стресс, волновался, и только потом смог осознать, насколько удобно с ним было. Он действительно всегда слушает солиста, но и ты должен быть на сто процентов готов к диалогу.

— Есть ли у вас персональные менеджеры? Знаю, что у вас иногда число концертов доходит до 13-ти в месяц. Кто организовывает ваши ангажементы?

— Рекорд  –  17 концертов. Но я не гонюсь за цифрами, так совпало. Меня пригласили на интересный фестиваль в Германии, на озере Бодензее, как пианиста in residence. Играл и в камерных ан­самб­лях, и соло, и с оркестром. В дуэте с моим педагогом Михаилом Степановичем Петуховым мы исполняли Двойные клавирные концерты Баха. А до этого обкатывал только что выученный Третий концерт Рахманинова  –  с Тюменским оркестром, а потом в Ницце. Так и набежало концертов.

Что касается менеджмента, то по России я сотрудничаю с Московской филармонией, так как часто выступаю в Москве, где теперь мой дом. Главный сольный концерт сезона  –  также здесь, в Большом зале консерватории в рамках филармонического абонемента. А зарубежный агент  –  Arts Primavera. После конкурса мне советовали знающие люди не торопиться подписывать контракт с крупными агентствами, поскольку условия могут оказаться не такими, как ожидаешь. С Arts Primavera у нас все чисто и прозрачно.

Дмитрий Маслеев: “Я благодарен каждому, кто приходит ко мне на концерт”

— Кто еще рядом с вами? Ваш отец бывает у вас на концертах?

— У нас дружеские отношения, отец, хотя не музыкант, часто ходит меня слушать, и не только в Москве, но ездил и в Казань, Петербург, Тюмень. Иногда он мне помогает с делами, ведет мой сайт – сам я не успеваю.

— А вам не мешает его присутствие в зале?

— Во время игры случается, что я думаю о присутствии конкретных людей в зале, и меня это, как бы это сформулировать,  – «напрягает». Но когда отец приходит  –  мне приятно. Вся наша семья живет теперь в Петербурге, я – младший из троих сыновей. Мои братья не связаны с музыкой, но мы постоянно общаемся. При этом я ценю свою независимость. Я ведь пока был студентом, жил в общежитии, и это многому учит, воспитывает чувство ответственности. Поэтому люблю держать все под контролем.

— Как вы относитесь к формуле: «все, что ни делается,  –  все к лучшему»?

— Все, что ни делается,  –  все равно приводит к какому-то результату, это путь, который надо пройти. И хотя у нас есть выбор, какое решение принять, но судьба  –  она одна.

— Вы  –  фаталист?

— В этом плане  –  да.

— А по характеру?

— Стопроцентный интроверт. Возможно, сейчас стал чуть более открытым, так как приходится общаться с новыми людьми.

Дмитрий Маслеев: “У меня нет никаких ритуалов перед выходом на сцену”

— В абонементе Московской консерватории «Династия Юровских» вы солируете в Первом фортепианном концерте Шостаковича. Он давно в вашем репертуаре?

— Я как раз планировал его выучить, когда поступило предложение от Московской консерватории. У меня в репертуаре был Второй фортепианный концерт Шостаковича, который я записывал с Госоркестром Татарстана под управлением Александра Сладковского. А весной этого года они пригласили меня принять участие в фестивале «Белая сирень», и я выбрал именно Первый Шостаковича, чтобы был стимул быстро его выучить. Так что премьеры обоих концертов у меня связаны с Казанью.

— А какой из этих концертов вам больше нравится?

— За вторую часть Второго концерта я, пожалуй, предпочту его. Первый концерт немножко «хулиганский», там много разудалых моментов – и в каденции у рояля, и у оркестра. Целый калейдоскоп событий в музыке, так что, слушая ее, соскучиться невозможно.

— Вы упомянули запись с Госоркестром Татарстана. Это ведь диск с концертами Шостаковича, вышедший на «Мелодии»? Ваш дебют в звуко­записи?

— Да, раньше я никогда не записывался. Прошлой осенью фирма «Мелодия» предложила сделать мне уже сольный диск, соединив Концерт Шостаковича со Второй сонатой Прокофьева и несколькими сонатами Скарлатти. Я был очень рад выходу моего первого самостоятельного альбома. Мы дописывали его в Москве, в БЗК: приходили после вечерних концертов и работали в пустом ночном зале. Очень необычные ощущения.

— Ночь в консерватории? Как романтично! Не бродят ли там призраки?

— Никто не приходил, да и я, честно говоря, был занят музыкой.

— Что нового ожидает вас впереди?

— Сразу после исполнения концерта Шостаковича в БЗК я сыграю его в Вене, в конце сезона намечается крайне интересный тур в Китае, будет много выступлений в России, также впервые посещу с концертами Венгрию, Мексику.

— Сможете увидеть достопримечательности?

— В Венгрии – вряд ли, концерты в начале сезона, когда график плотный. Может быть – в другой раз.

Дмитрий Маслеев: “Я случайно забрел в музыкальный класс”

— Когда приходится играть каждый день, как вы восстанавливаетесь?

— Сильно упрощает дело, если репертуар один и тот же. Рецепт: сон, хороший завтрак, возможность часа три позаниматься, чтобы медленно «почистить» программу. Если разные сочинения каждый день, то приходится дополнительно заниматься после концертов  –  это физически выматывает.

— А как проводите отпуск?

— Просто остаюсь дома, что-то слушаю.

— Как вы себе представляете ваше будущее? Концерты, концерты, перелеты, гостиницы…

— Я спокоен по этому поводу. Ближайшие несколько лет мне точно скучно не будет. Нужно наращивать репертуар, но предпочитаю учить те сочинения, где могу «найти дорогу». На абсолютно новое, непонятное по языку я, видимо, не стану тратить время.

— Вы говорите о современной музыке?

— Да, или о той, что написана 250 лет назад.

— Но вы же играете Баха?!

— Баха я обожаю, речь идет скорее о классическом и постклассическом периоде. Есть вещи, совсем мне не близкие, например, Шуберт. Хотя я сыграл недавно его Экспромты, надо было их выучить.

— Надо? Разве вы сам себе не хозяин?

— Сознательно решил за них взяться, думаю, что это принесло пользу. Чтобы не идти только «легкими путями».

Евгения Кривицкая, “Музыкальная жизнь”

Используемые источники:

  • https://www.infpol.ru/96293-iz-ulan-ude-k-vsemirnoy-slave-istoriya-uspekha-dmitriya-masleeva-/
  • https://ulanude.bezformata.com/listnews/virtuoznaya-sudba-dmitrij-masleev/41804648/
  • https://www.classicalmusicnews.ru/interview/dmitrij-masleev-cenju-svoju-nezavisimost/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116