Воплощение маминой мечты. Как Диана Вишнёва стала мировой знаменитостью

Биография Дианы Вишнёвой

Диана Вишнёва – знаменитая российская балерина, прима Мариинского театра (с 1996), приглашенная артистка Американского театра балета (2005-2017). Победительница престижного международного конкурса «Приз Лозанны» (Prix de Lausanne, 1994). Лауреат множества театральных премий, Государственной премии РФ (2000), народная артистка РФ (2007).

uzn_15192358398.jpg
На фото: балерина Диана Вишнёва

Детство

Диана Вишнёва появилась на свет 13 июля 1976 года в Ленинграде, в семье инженеров-химиков. Мама Дианы, Гузали Фагимовна, сама в юности мечтала стать балериной и всю жизнь увлекалась балетным искусством. По признанию Вишнёвой, именно мать привила ей любовь к балету. А отец, Виктор Геннадьевич, приучил к самодисциплине – он с детства занимался с дочерью спортом, вместе они бегали на лыжах, плавали.

uzn_15192360452.jpg
Диана Вишнёва в детстве

Родители записали 6-летнюю Диану на занятия хореографией во Дворец пионеров, а в 11 лет девочка уже смогла поступить в хореографическое училище им. Вагановой.

Диана Вишнёва с детства «болела» балетом

В 1994 году, в 18-летнем возрасте, Вишнёва завоевала Золотую медаль на международном балетном конкурсе «Приз Лозанны». Девушка сорвала овации, грациозно исполнив вариацию из балета «Коппелия» и номер «Кармен», специально для конкурса поставленный Игорем Бельским.

Балетная карьера

В жизни балерины предстояло еще много наград и побед, но именно триумф на конкурсе в Швейцарии стал отправной точкой в ее истории успеха. В следующем году, еще будучи студенткой, Диана исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» на сцене Мариинского театра. Также во время стажировки в именитом театре ей достались главная партия в «Золушке» и роль Маши в «Щелкунчике».

Диана Вишнёва в балете «Дон Кихот»

Есть мнение, что ни одна балерина не может состояться, не выступив на сцене Большого театра. Диане Вишнёвой удалось покорить главный театр страны в возрасте 20 лет. В 1995-м подающая большие надежды юная балерина с успехом выступила там со своим уже коронным номером «Кармен».

Диана Вишнёва в постановке «Кармен»

В 1996 году Диана Вишнёва стала примой-балериной Мариинского театра и сыграла главную героиню в постановке «Ромео и Джульетта», посвященной Галине Улановой. За эту партию, исполненную со свойственным ей профессионализмом, Вишнёву наградили премией «Божественная». В этом же году она получила престижные театральные премии «Бенуа танца» и «Золотой софит».

Диана Вишнёва в балете «Ромео и Джульетта»

В конце 1996 года Вишнёва отправилась с гастролями Мариинского театра в Лондон, где удачно открыла сезон «Щелкунчиком». Спустя год ее пригласили в Лозанну уже в качестве почетного гостя и позволили открыть торжественный концерт в дуэте с Карлосом Акостой. В лондонских постановках Мариинки девушка играла исключительно главные роли в таких балетах, как «Симфония до мажор», «Спящая красавица», «Видение розы».

Диана Вишнёва в постановке «Жизель»

В конце года девушка поехала с гастрольным туром в Нью-Джерси, а затем в Нью-Йорк. Несмотря на многочисленные партии в классическом балете, балерина мечтала попробовать свои силы в более современной хореографии. В 1999 году ей наконец представилась такая возможность – она выступила в постановке «Жизель». Далее последовало участие в спектаклях «Драгоценности» и «Рубин».

Диана Вишнёва в спектакле «Спящая красавица»

В 2001 году выступление балерины на сцене Баварского театра произвело фурор. Перевоплотившись в чувственную и желанную Манон, балерина поразила критиков и зрителей своей игрой в одноименном спектакле. В следующем году она сумела прославиться в Вашингтоне благодаря главной роли в уже знакомой ей постановке «Спящая красавица». Поездки в Америку не прошли для Дианы даром, и в 2005 году она официально стала примой-балериной Театра американского балета, где проработала до 2017 года. К этому времени Диана уже успела привлечь внимание миллионов поклонников, давно считавших ее лучшей танцовщицей Европы. В США балерина наконец-таки сумела воплотить свою давнюю мечту – исполнить главные партии в «Лебединое озеро» и «Раймонда». На сцене родного Мариинского театра эти роли танцовщице не давали, так как они якобы не подходили ее амплуа – все видели ее в образе страстной Кармен.

Диана Вишнёва в балете «Лебединое озеро»

Развеяв сомнения постановщиков Мариинки, в следующем же году Диана открыла сезон «Лебединым озером» и не оставила ни для кого сомнений в многогранности своего таланта. Для исполнения роли Одетты ее для долгосрочного сотрудничества также пригласили в Большой театр.

Диана Вишнёва заслужила звание Народной артистки России

В 2006 году Диана Вишнёва стала Народной артисткой России. На тот момент она уже получила негласное звание одной из величайших балерин современности. Спустя несколько месяцев произошло и другое значимое для ее карьеры событие – запуск ее собственного проекта «Silenzio».

Диана Вишнёва в проекте «Silenzio»

Цель этой постановки заключалась в том, чтобы на одной сцене лаконично совместить классический балет и драму. Премьера спектакля на сцене родного Мариинского театра произвела фурор среди критиков и зрителей. В дальнейшем Вишнёва поставила множество других интересных спектаклей, таких как «Легенда о любви» (2007), «Парк» (2011) и Грани» (2011). В 2006 году Диана Вишнёва сыграла второстепенную роль в документальном мюзикле «Балерина», а в 2007-м стала лицом модного дома «Татьяна Парфенова». В 2010-м Диана основала благотворительный Фонд, направленный на популяризацию балета. По собственному признанию, Вишнёва навсегда останется предана балету. «Наша профессия прекрасна, но в то же время требует колоссальной силы характера и железной воли», – призналась однажды Диана.

Личная жизнь Дианы Вишнёвой

В конце 1990-х годов Диана состояла в романтических отношениях со своим партнером по сцене Фарухом Рузиматовым. Их объединяла не только любовь, но и совместное плодотворное творчество, упорная работа – в балете и кино. Пара рассталась в середине 2000-х.

Диана Вишнёва с Фарухом Рузиматовым

Позднее Диана вспоминала об этих отношениях так: …сценическая жизнь так перепуталась с личной, что были моменты, когда я думала: «Господи, только бы живой остаться!» Мы расставались, снова сходились – это была страсть, которая могла закончиться только трагически. И тогда я решила, что мне надо уехать на Запад. В 2008 году в Пекине талантливая балерина познакомилась со своим будущим избранником – продюсером Константином Селиневичем. В 2013 году они официально оформили свои отношения, сыграв свадьбу на Гавайских островах. В одном из интервью Диана признавалась, что очень счастлива в браке и получает от мужа большую эмоциональную поддержку.

Диана Вишнёва с мужем Константином Селиневичем

Диана Вишнёва сейчас

Одной из вершин карьеры Дианы Вишнёвой стало участие в открытии Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Балерина исполнила «Танец голубки мира» и в очередной раз влюбила в себя весь мир. В этом же году Вишнёва дебютировала в новом балете Джона Ноймайера «Татьяна», а в 2016-м в родном Мариинском театре провела вечер в честь Людмилы Ковалёвой «Посвящение педагогу». Диана является всемирно известной и признанной артисткой балета, а ее творчество эталонным по своей многогранности, самоотдаче и мастерству. Своих поклонников Диана Вишнёва радует не только спектаклями, но и блогом в инстаграме.

Биография

Диана Вишнёва — российская артистка балета, в середине 90-х годов ставшая примой-балериной легендарного Мариинского театра, а спустя 10 лет еще и Американского театра балета. Она является обладательницей большого количества самых престижных наград: «Золотой софит», «Бенуа танца», «Золотая маска».

Биография Дианы Вишневой берет начало в Северной столице. Она родилась и выросла в интеллигентной семье. И отец Виктор Геннадьевич, и мать Гузали Фагимовна работали инженерами-химиками. Мама имела еще и второе высшее образование – в сфере экономики. Кстати, для тех времен это была большая редкость. В семье воспитывалась еще одна дочь Оксана, которая старше сестры на пять лет. Диана росла в обстановке доброты, любви и взаимного уважения. В раннем детстве она развивалась разносторонне: пробовала различные виды спорта, ходила в математический кружок и в детскую танцевальную студию при Дворце пионеров.

Когда Вишнёвой было 10 лет, Гузали Фагимовна, страстная любительница балета, повела дочь на просмотр в старейшее хореографическое училище страны — имени А. Я. Вагановой. Сегодня это учебное заведение известно на весь мир как Академия русского балета. Но экзамен девочка не прошла, ведь отбор в Ваганьковское училище всегда был невероятно сложным, на тот момент конкурс составлял 90 человек на место. Тогда Диана продолжила обучаться танцам в детской хореографической студии Дворца культуры имени Максима Горького, а на следующий год повторила попытку сдать экзамен. На этот раз успешно.

Как признается Вишнёва сегодня, в том далеком 1987 году у нее еще не было однозначного желания быть именно балериной. Но педагоги училища заразили подростка энтузиазмом и привили любовь к искусству. Подстегивало и то, что она быстро стала лидером класса, учителя отмечали успехи и результаты девочки. Именно в стенах Академии Диана осознала: либо ты думаешь о качестве выступления и становишься прекрасной артисткой балета, либо о гонорарах, но тогда на сцене тебе делать нечего.

Диана Вишнёва в Академии русского балета

Еще в ученический период концерт Дианы Вишневой в рамках международного конкурса учеников балетных школ «Приз Лозанны» произвел фурор. Она исполнила в финале вариацию из балета «Коппелия» и номер «Кармен», который специально для конкурса поставил Игорь Бельский. Девушке была присуждена золотая медаль этого конкурса. А уже через год она стала выпускницей Академии русского балета и сразу вошла в труппу Мариинского театра.

Балет

На самом деле, на сцену Мариинского театра балерина выходила еще в студенческую пору. Она как стажер исполняла партию Китри в балете «Дон Кихот». Позднее в репертуаре девушки появились спектакли «Симфония до мажор», «Спящая красавица», «Баядерка», «Рубины». А выступление в главной роли в балете «Ромео и Джульетта» Диана посвятила великой советской балерине Галине Улановой.

Диана Вишнёва в балете «Кармен»

Позднее Вишнёва начала не только гастролировать с труппой, но и принимать приглашения от других театров. Еще в 1996 году девушка вышла на сцену московского Большого театра, а затем сделала первый шаг к званию «Человек мира»: она танцевала в итальянском театре «Ла Скала» и немецком Национальном театре Мюнхена, в легендарной парижской Опере и в «Метрополитен-опере» в Нью-Йорке, в Берлинском государственном балете и в театре финского города Миккели.

Примечательно, что многие из заграничных постановок были отредактированы Рудольфом Нуреевым. И если в Мариинском театре Диана имела четкое амплуа, то в иных залах могла позволить себе большее разнообразие в партиях. Например, в Театре американского балета, где в 2005 году она стала официальной приглашенной солисткой, Вишнёва станцевала главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Раймонда», о которых давно мечтала. За вклад в развитие российского и мирового искусства балерину в 2007 году удостоили звания Народной артистки России.

Диана Вишнёва в балете «Лебединое озеро»

Кроме собственно танца в чужих постановках, она создает персональные проекты. Первая личная работа Вишнёвой – спектакль в стиле современного балета «Silenzio». Затем вышли сольные программы «Красота в движении», «Диалоги», «На грани». Примечательно, что Вишнёва стала первой российской балериной после Майи Плисецкой, которая исполнила главную партию в балете «Болеро». Это произошло на сцене швейцарского театра в Лозанне вместе с труппой Мориса Бежара.

Еще основан фестиваль Дианы Вишнёвой, получивший название «Context». Впервые этот международный фестиваль современной хореографии состоялся в 2013 году, и сама балерина приняла в нем участие как танцовщица, исполнив хореографию Иржи Килиана в постановке «Облака» на музыку композитора Клода Дебюсси. «Context» для российских поклонников балета является большим событием.

Диана Вишнёва в спектакле «Болеро» Мориса Бежара

Балерина пробует себя и в иных сферах деятельности. Как общественный деятель она помогает начинающим танцовщикам благодаря лично созданному Фонду содействия развитию балетного искусства. Благодаря тому, что Вишнёва с 2007 года стала лицом модного дома «Татьяна Парфёнова», она познала профессию модели. Кроме того, Диана испробовала себя как киноактриса, снявшись в музыкальном фильме «Кроткая» и вместе с Ренатой Литвиновой сыграв главные роли в короткометражной драме Рустама Хамдамова «Бриллианты. Воровство». Еще она была задействована во французском документальном телефильме «Балерины».

В 2012 году Диана стала председателем жюри проекта «Большой балет» на канале «Россия-Культура».

Диана Вишнёва в фильме «Бриллианты»

Диана Вишнева участвовала в церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Тогда балерина исполнила «танец голубки мира». А в ноябре того же года дебютировала в балете Джона Ноймайера «Татьяна».

Помимо этого, прима появлялась на обложках модных глянцев. В 2015 году она продемонстрировала весенне-летнюю коллекцию Louis Vuitton на обложке журнала Harper’s Bazaar.

Фотосессия Дианы Вишнёвой для журнала Harper’s Bazaar

В апреле 2016 года Диана в своем театре провела вечер Людмилы Ковалевой под названием «Посвящение педагогу». В этом мероприятии участвовала сама артистка вместе с другими ученицами.

Личная жизнь

Едва попав в труппу Мариинского театра, начинающая балерина познакомилась с танцовщиком Фарухом Рузиматовым, который на долгое время стал партнером артистки по сцене и близким человеком за кулисами. Диана и Фарух, который оказался старше возлюбленной на 13 лет, встречались продолжительное время. Некоторые коллеги даже называли пару мужем и женой, хотя официальных отношений артисты балета не оформляли.

Диана Вишнёва и Фарух Рузиматов

В 2013 году публика обсуждала слухи о связи Вишнёвой с миллиардером Романом Абрамовичем. Но и он, и она отрицали, что состояли в романтических отношениях. Собственно, подобные разговоры прекратились в августе того же года, так как состоялась свадьба балерины с продюсером Константином Селиневичем. Между прочим, муж Дианы Вишнёвой вел дела и знаменитого российского хоккеиста Александра Овечкина. Еще мужчина является владельцем собственного бизнеса в Соединенных Штатах.

Важно отметить: супруги утверждают, что вместе уже давно, таким образом, слова мужа и жены можно воспринимать как отрицательный ответ-комментарий по поводу сплетен о романе Дианы с Абрамовичем. Официально личная жизнь Дианы Вишнёвой изменилась после свадебной церемонии, которую молодожены организовали на Гавайских островах.

В интервью Диана очень тепло отзывается о супруге. Она считает мужа защитой и опорой. Балерина поделилась, что с Константином у них полная гармония. Он понимает женщину во всем и берет на себя все ее переживания.

Вишнёва считается одной из величайших балерин, продолжающих выходить на сцену. Профессиональные критики называют женщину универсальной танцовщицей и очень красиво сравнивают мастерство Дианы со скрипкой Страдивари. А всемирно известный журнал Forbes включил прославленную балерину в список «50 русских, завоевавших мир».

Константин Селиневич и Диана Вишнёва

Еще Диану называют самой изящной, легкой и утонченной балериной России. Но артистка в беседах не любит разговаривать о весе и еде. По некоторой информации, при росте 168 см вес Вишнёвой составляет примерно 40-45 кг.

После того как Диана отказалась выступать на собственном фестивале, поползли слухи, что прима беременна. Вскоре знакомый женщины поделился, что Вишнёва действительно ждет ребенка. А сама балерина стала появляться на публике в одежде свободного кроя, скрывающей изменения в фигуре.

Диана Вишнёва с мужем

По официальным данным, 13 мая 2018 года Диана Вишнёва родила ребенка. Женщина подарила супругу сына. Позже отец артистки рассказал, что дочь с малышом уже дома и чувствуют себя хорошо. Еще мужчина поделился, что мальчика назвали в честь танцовщика Рудольфа Нуреева. 17 мая Диана выложила фото с сыном на страничке в «Инстаграме». Новоиспеченную маму поздравили тысячи поклонников балерины.

У Дианы Вишнёвой разработан собственный официальный сайт. Желающие могут ознакомиться с последними творческими новостями, снимками и интервью.

Диана Вишнёва сейчас

В одной беседе с журналистами Диана поделилась, что уже исполнила все интересующие ее партии. Сегодня внимание артистки направлено на развитие своих проектов. По словам балерины, она перешла на новый этап.

Диана Вишнёва

В декабре 2017 года приму удостоили престижной премии американского танцевального журнала Dance Magazine.

Партии

  • 1996 – «Ромео и Джульетта» — Джульетта
  • 2001 – «Манон» — Манон
  • 2001 – «Спящая красавица» — принцесса Аврора
  • 2002 – «Дон Кихот» — Китри
  • 2005-2017 – «Лебединое озеро» — Одетта и Одиллия
  • 2005-2017 — «Раймонда» — Раймонда
  • 2007 – «Красота в движении»
  • 2011 – «Диалоги»
  • 2013 – «Болеро»
  • 2013 – «На грани»
  • 2014 – «Татьяна» — Татьяна Ларина

Мода</li>Герои</li>

Подписаться

TelegramInstagramЯндекс ДзенFacebookВконтактеОдноклассникиE-mail рассылка Sobaka.ruViberTwitterGoogle НовостиЯндекс МессенджерRSS

Поделиться

FacebookВКонтактеTelegramTwitterОдноклассникиWhatsAppViberЯндекс МессенджерСкопировать ссылкуОтправить по почтеОтправить в Pocket

В честь запуска весенне-летней коллекции Christian Dior, посвященной великим балеринам, в петербургском бутике французского бренда прошел паблик-ток с примой Мариинского театра и народной артисткой России Дианой Вишневой. Директор моды «Собака.ru» Ксения Гощицкая расспросила балерину о том, как современная хореография меняет танцовщика, почему она стремилась уйти из профессии, и что случилось с Сергеем Полуниным. Мы публикуем самые интересные цитаты.  

О современном балете 

Еще недавно я не понимала, как танцовщица на пике своей карьеры, имея возможность работать со всеми театрами мира, может уйти в стезю современного танца. А теперь отвечаю сама себе: во-первых, это жадность, а во-вторых, ограниченность. Даже в стенах таких прекрасных театров, как Большой, Мариинский или Гранд-Опера, многим балеринам становится тесно, ведь танец — нечто большее, чем классические движения, наследие и репертуар. Танец — это способ самопознания, который помогает талантливой балерине стать выдающейся артисткой с разными хореографическими техниками, языками и направлениями. 

Такие партии, как Жизель или Одетта и Одиллия, достаточно драматичны и глубоки. Они действительно трогают душу зрителя: он смотрит на танец балерины и понимает, что это нечто недосягаемое, фантастическое, потрясающее. Но очеловечение драматургии, вся глубина чувств познаются только через современную хореографию. И именно она способна раскрыть балерину: здесь нет школы, которая загоняет тебя в определенные тиски и душевные рамки. Нет жестких правил, форм, пропорций, поворотов головы, из-за которых ты теряешь себя настоящую. Нет необходимости действовать по определенным сценарию, структуре, линии. Ведь несмотря на то, что балерина доводит все движения и чувства до идеала, это во многом фейковая история, она не связана с ее нутром. Раскрыть его, избавить от зажимов, подарить балерине кислород помогают современное искусство, современная техника и непосредственная работа с хореографом: и ты уже не изображаешь из себя Джульетту, а действительно становишься ею. 

О профессиональной жадности

Классическое образование длится восемь лет, и все это время ты укрощаешь свое тело — ставишь спину, ноги, голову в определенное положение суставов.  К примеру, «закрывание» руки отрабатывается по миллиону раз с самого детства — и только за таким количеством рождается качество. Чтобы все это забыть, нужно либо поддаться гипнозу, либо провести серьезную интеллектуальную работу: компьютер в голове должен перезагрузить себя и компьютер в теле. Только потом на технику накладываются чувства, эмоции, жанр и стиль, и такой профессиональный рост может длиться лет десять. Когда балерина, наконец, понимает, как нужно танцевать, и чувствует себя профессионалом, наступает пенсия. Поэтому я и называю себя жадной: один год у меня за три-пять — за это время (как бы ни просило тело лечь и отдохнуть) нужно растить, познавать, развивать себя, в том числе через работу с хореографами. 

О трудностях обучения 

В Вагановской школе убивают любовь к своему телу и к пониманию движения этого тела. Балеринам приходится себя восстанавливать — мне в этом плане помог как раз современный балет. Но такое громкое слово, как насилие, к профессиональной школе применять спорно — это, скорее, дисциплинированная система координат. Преподавателю нужно как-то заставлять ребенка заниматься, поэтому иногда в ход идут не только слова, но и действия. Ребенок воспринимает это не на личный счет, а как некую систему координат, в которой существует. И самое главное, что при всех полученных синяках и травмах из школы никто не хочет уходить: если человека отчисляют, он рыдает крокодильими слезами и думает, что его жизнь рухнула. Но на самом деле лучше, когда некоторых танцовщиков отпускают рано, чем когда они в 25 лет поймут, что не соответствуют стандартам, что не могут занять достойное место в трупе, что не могут быть лучшими в театрах.

О Марте Грэм  

Долгое время меня воспринимали как молоденькую балерину, которая танцевала лишь спящих красавиц и эфемерных принцесс. Моя душа бунтовала: это лишь одна составляющая танца, я хочу совершенно другого для себя! Ходить по кабинетам и отстаивать свою точку зрения я считала бесполезным занятием — балерина должна доказывать своим телом, искусством и спектаклями. Я пыталась найти для этого внутренние силы в книгах, музыке и танцевальных жанрах, а в итоге обнаружила их в творчестве хореографа Марты Грэм. То, что она вкладывала в свои произведения, помогало мне почувствовать силу женщины: тебя 10 лет учат превращаться в воздушное, нежное и невесомое, а тут ты стоишь на сцене и чувствуешь будто весишь тонну.  

О закулисье

Любой танец — классический или современный — это большой труд, который со стороны кажется коротким и незначительным. Никто не видит, что на самом деле происходит за кулисами. Так, после партии с кастаньетами в «Дон Кихоте» меня ждала команда с нашатырем — слишком много сил и эмоций я отдавала залу. А однажды закончив танец Джульетты, я понеслась в кулису, не понимая, где нахожусь: обычно из-за сцены светят фонариком, но в тот момент я его не увидела. Побежала, наткнулась на штырь и упала навзничь: грохот был такой, словно рухнула декорация! Через мгновение я обнаружила, что на руке срезана кожа, на балетное трико льется кровь, а все вокруг суетятся и спрашивают: «Что случилось? Ты можешь подняться?». Тут же услышав музыку, во время которой я должна быть на сцене, я распихала людей и выбежала, хотя сначала не понимала, могу ли вообще стоять. Естественно, я дотанцевала спектакль: хорошо, что во время драмы не нужно улыбаться!

О студии Context Pro

В Contex Pro может заниматься любой, вне зависимости от наличия танцевальных навыков. Это продиктовано моим собственным опытом: однажды придя в студию в Нью-Йорке, я увидела абсолютно разных людей: одни мечтали танцевать с детства, другие хотели узнать балетные термины, третьи стремились привести тело в тонус. Зал делили профессионалы — Михаил Барышников и Александра Ферри и начинающие — пожарник и человек на коляске: все они выполняли одни и те же движения — никто не смущался, не комплексовал, не задавал вопросов потому, что получал то, что ему было нужно. Любой урок — это определенная концентрация и медитация, через которые ты не только погружаешься в движения, но еще и познаешь себя. Ради этого и открывалась студия.

 

О жизни после рождения сына

В век Галины Улановой и Майи Плисецкой балерины отказывались от деторождения ради профессии и ради себя на сцене. Они не знали, смогут ли вернуться в балет в прежней форме и смогут ли вернуться вообще. У меня же была настолько насыщенная и полноценная жизнь, что подобных вопросов не возникало. Ну, не вернусь я на сцену, и что? Зато у меня сын и самое желаемое большое счастье!

Я не занималась танцами во время родов: во первых, на то были определенные медицинские показания, во-вторых, я наслаждалась единственным в жизни шансом отдохнуть от балета. Уйти от мира, который сильно меня загрузил: фестивалями, студиями, карьерой, контрактами, именем, бесконечными обещаниями всем на свете. Казалось бы, Диана, какая беременность, какие роды? А на самом деле без этого спокойного времени я бы не прожила. К тому же, материнство — это огромный ресурс как для женщины, как и для человека в профессии.

В балет я возвращалась через другие пути и техники: пилатес, фитнес, гимнастику айкуне. Чтобы восстановить свое тело, искала его заново, договаривалась с ним, делала все, чтобы ему было лучше. Помогало еще и то, что со своим ребенком я действительно ожила: посмотрела на себя иначе как на женщину, организатора, балерину. В скором времени сыну исполнится год — и это точно самый счастливый год в моей жизни! 

О спектакле с Ульяной Лопаткиной

Мне очень хотелось вытащить Ульяну из ее подполья. Ведь какая несправедливость — такая балерина ушла и не попрощалась со своим зрителем. Хотя с другой стороны я понимала: если человек уходит от внимания, уходит за своими естественными переживаниями, то ему уже не так просто вернуться. Но видимо, за определенный период времени она смогла накопить в себе силу и энергию, чтобы выйти на сцену вновь и что-то сказать.

Получилось поистине грандиозное событие — прямо перед столетием Большого драматического театра! Хотя изначально мы даже не знали, к чему нас приведет выбранный формат домашнего чаепития, где одна балерина задает вопросы, а другая отвечает. На сцене все произошло быстро, а на репетициях мы общались 20 часов — я и Ульяна за всю жизнь столько не разговаривали! 

О Сергее Полунине

Это несомненно талантливейший профессионал, танцовщик. Но талант, несмотря на свою огромную важность, лишь капля в море труда. Балетный танцор — это шахтер: от точит себя, постигает, достигает и растет дальше. Сергей же решил, что добился всего в 22 года: да, возможно, но что потом? К сожалению, не нашлось людей, которые бы подсказали ему нужный путь развития, поэтому он пошел по пути лености. Я знаю его, я танцевала с ним — он внутри ребенок! Говорит о серьезных амбициях — создать трупу, балет, но при этом сам себя организовать не может. Не приходит на репетицию вовремя, уже на следующий лень устает, все болит. Полунин не дошел до мастера именно потому, что внутри незрелый. А чтобы быть зрелым, нужно пройти каждодневные трудовые тернии — с утра до вечера и с вечера до утра.

Читайте также: Сергей Полунин стал очень странно вести свой Instagram — из-за этого с ним отказалась сотрудничать Парижская опера

По каким-то меркам Сергей Полунин успешен: Instagram, фолловеры, съемки в фильмах и клипах. Но за этим успехом нет созидательности, нет того самого момента истины — со зрителями, с собой, со своим делом. Люди кричат и аплодируют ему на спектаклях, но тех, кто действительно хорошо разбирается в искусстве, современной хореографии и театральном действии, это не трогает и не захватывает. Для чего люди приходят в театр? Некоторые на люстру посмотреть. Некоторые — похлопать. Некоторые — увидеть человека, у которого миллион фолловеров. Сейчас все размыто. 

Об овладении профессией 

Когда я в Америке выхожу на сцену и слышу «enjoy» («наслаждайтесь!»), хочется ответить: «Да заткнитесь! Какой «enjoy»?». Ведь как раз в этот момент рождается серьезность происходящего: ты ждешь момента, который внутренне тебя поменяет, отменит реалии и погрузит в параллельный мир. Мир, в котором не думаешь, сколько времени, в каком ты году, что происходит в мире, какие санкции. Единственное, что тебя волнует, — это контакт со зрителем.

Танцовщик на сцене делает свое дело: если ты выходишь как Китри, то должна нести посыл радости, будто все действительно происходит в сентябре на площади в Испании. Включила улыбку, взяла веер и вышла — так не работает. Это глупость и самонадеянность — как раз, когда ребенка приводят в балет и он «энжоит». Но дальше идет овладение профессией, долгое и мучительное, все детали выступлений накапливаются годами.

Мне повезло, что у меня был учитель, который объяснял смысл технического жеста ради какой-то эмоции и донесения истории. Этот смысл вылился во внутреннее движение, которое помогало доказывать, настаивать, бороться с сопротивлением. Педагог говорит мне: «Ты снова против течения», — но это «против течения» дает мне делать то, что прежде всего хочу я. Теперь когда я выхожу на сцену и слышу «ты должна всем понравиться», то отвечаю: «Нет, не должна»

Фото: Никита Шубный, Ксения Каргина 

Наши новости в Telegram

Наши проекты

13.07.2016 00:0918605e62fc503e6f6e59a676863e8b8d737f9.jpgДиана Вишнёва. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Родители часто хотят, чтобы их дети воплотили в жизнь то, чего они не смогли добиться сами. Мама Дианы Вишнёвой мечтала стать балериной. Но станок, пуанты и сцена появились в её жизни только после рождения дочери Дианы. Именно с подачи матери юная танцовщица поступила в Академию русского балета им. Вагановой. Свой последний год обучения она уже совмещала со стажировкой в Мариинском театре. Однако это было лишь началом триумфального появления Дианы Вишнёвой в мире балета.

8be8096f59c37e42f706b25321a2b743.jpg Статья по темеПервая балетная: история Академии им.А.Я. Вагановой

Самостоятельная

Заниматься танцами Диана начала в шесть лет. Но поскольку в 80-е выбор кружков был невелик, будущая прима Мариинского театра в начале своего пути постигала цыганские, гуцульские и кубинские танцы. Семья Вишнёвых жила в рабочем районе Санкт-Петербурга — «Весёлый посёлок». Для того чтобы добраться до Дворца пионеров им. Жданова на Невском проспекте, где проходили занятия, юной танцовщице приходилось ехать через весь город — сначала 40 минут на автобусе, потом столько же на метро. Этот долгий путь девочка проделывала одна. У родителей не было возможности провожать дочь — оба работали на закрытых предприятиях. Каждый раз, когда Диана отправлялась на занятия, она брала с собой горсть двухкопеечных монеток. Чтобы взрослые не волновались, девочка звонила им из телефонных автоматов, которые попадались по дороге.

f895719da28b295170286a841be7180e.jpg
Диана Вишнёва в хабанере из балета «Кармен-сюита». Фото: РИА Новости/ Алексей Даничев

Поступить в Академию русского балета им. Вагановой будущая прима решила благодаря своей маме. Гузаль Вишнёва мечтала стать балериной, но в итоге выбрала совсем другую профессию, у неё два высших образования — химика и экономиста. Штурмовать Вагановку юной танцовщице пришлось трижды. По мнению педагогов, природные данные девочки совсем не подходили для балета. Конечно, отказы Вишнёва переносила со слезами на глазах, но в силу своего характера не хотела сдаваться. Очередное «нет» ещё больше раззадоривало Диану. В 1987 году она всё-таки добилась своего.

Учёба в академии требовала невероятных усилий. По признаниям самой артистки, каждые 2–3 года ей хотелось оставить балет. Но что-то не давало бросить всё на полпути. Самый сложный период начался после последнего года обучения. Балерина сильно перетрудила колено. Врачи уверяли — нужно делать операцию. Но девушка была категорически против медицинского вмешательства. Больничной койке Диана предпочла отдых, решив, если уж и это не поможет, навсегда отказаться от сцены. К счастью, оставлять балет не пришлось. Недуг, полученный от чрезмерных нагрузок, спустя несколько недель всё же прошёл.

e2bdd2dedf8793fff9e41c0f8aaf89eb.jpg
Диана Вишнёва на открытии выставки «Диана Вишнёва в объективе Патрика Демаршелье» в Мультимедиа Арт Музее в Москве. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

7478f6549295a9049fe0768d38e13857.jpg Статья по темеПримы Большого театра. Самые известные балерины современности

«Вишнёвое чаепитие»

В 1994 году Диана приняла участие во всемирно известном конкурсе Prix de Lausanne. Решение о том, чтобы отправить подающую надежды ученицу в Лозанну, далось дирекции академии не так-то просто, ведь это не входило в первоначальные планы. Однако художественному руководителю Игорю Бельскому удалось переубедить начальство. В итоге он поставил для балерины миниатюру «Кармен», с которой она блестяще выступила, несмотря на травму, полученную во время тренировок. До поездки Вишнёва подвернула ногу. Когда она оказалась на конкурсе, то даже подумала о том, чтобы выступать без пуантов, но осознав, какая огромная ответственность лежит на её плечах, решила действовать так, как было задумано вначале.

Номер длиной всего полторы минуты, в котором юная красавица так легко и непринуждённо танцует перед строгим жюри, на самом деле сопровождался сильной болью и, конечно, стал для Дианы настоящим испытанием. Но она прошла его, получив в награду золотую медаль и Гран-при, который специально для молодой артистки буквально со скандалом выбил председатель конкурса Жан-Кристоф Майо.

5880d5714e80e197d05d9b0d185383c1.jpg
Диана Вишнёва и Фарух Рузиматов. Фото: РИА Новости/ Дмитрий Коробейников

Заключительный год обучения девушка совмещала со стажировкой в Мариинском театре, на работу в который попала сразу после окончания академии. Буквально через год Вишнёва получила статус солистки, а в партнёры ей достался Фарух Рузиматов. Премьер был старше Дианы на 13 лет, но на сцене они были абсолютно равны. Артистов связывали не только рабочие отношения. Фарух стал первой серьёзной любовью балерины. Однако отношения в паре были довольно сложные. Влюблённые то расставались, то снова сходились. Тем временем яркий дуэт успел покорить не только российских, но и зарубежных зрителей. Вишнёва постепенно стала всё чаще и чаще бывать за границей. В 2005 году Диана заняла место примы-балерины Американского театра балета (АВТ). Несмотря на выматывающие перелёты и огромную востребованность, она продолжает оставаться ей по сей день.

Кроме родного Санкт-Петербурга, танцовщица пользовалась довольно большой популярностью и у столичной публики. По понятным причинам это нравилось далеко не всем. Когда Диану позвали в качестве приглашённой звезды в Большой театр, ведущие балерины тут же отправились в кабинет к генеральному директору Анатолию Иксанову, чтобы высказать свой протест. В то время историческая сцена была закрыта на реконструкцию, Большой работал лишь на одной площадке. Разгневанные артистки убеждали Иксанова, что им самим не хватает работы. Позднее, когда представители прессы пытались расспросить Анатолия Геннадьевича на тему бунта его сотрудниц, он сказал, что они приходили в его кабинет пить чай, поэтому в театральных кругах этот эпизод получил название «вишнёвое чаепитие». Несмотря на все протесты, Вишнёва всё же получила обещанные ей «Жизель» и «Лебединое озеро». Но регулярное сотрудничество с театром началось только после окончания ремонта.

8513aa3a9a2573487650a0d7dfd9c9ad.jpg
Балерина Диана Вишнёва во время театрализованного представления на церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. Фото: РИА Новости/ Владимир Астапкович

«Я никогда не мечтаю, я ставлю цели и иду к ним», — говорит Вишнёва. Балерина всегда хотела не только танцевать в проверенных десятилетиями постановках, но и работать с хореографами, которые будут создавать материал для неё. В 2008 году эта цель была достигнута — в США прошла мировая премьера хореографического спектакля «Диана Вишнёва: Красота в движении», который состоял из трёх частей: «Лунный Пьеро», «Из любви к женщине» и «Повороты любви». Затем последовали и другие яркие работы, среди которых, конечно, выделяются «Диалоги» Джона Ноймайера. Это была не просто сложная история взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но и совсем другой стиль, который классической балерине пришлось познавать в довольно сжатые сроки. Однако и эту высоту Вишнёва взяла стремительно и легко, как когда-то свою первую золотую медаль на конкурсе в Лозанне.

Супруг и продюсер

В личной жизни балерины, как и на сцене, всегда кипели нешуточные страсти. Но с появлением Константина Селиневича она обрела то самое женское счастье и спокойствие, которое при столь жёсткой профессии крайне необходимо, иначе можно просто сойти с ума. Супруг стал продюсером артистки.

Они познакомились на Олимпиаде в Пекине, куда Диана приехала в качестве почётного гостя. К тому моменту Константин совсем не разбирался в балете и, уж тем более, не знал, кто такая Вишнёва. Он занимался хоккейным менеджментом. Конечно, решение подойти к такой красивой женщине, как Диана, далось ему нелегко. Но в свой день рождения молодой человек всё же набрался смелости и попросил телефон балерины.

0532028fd5ccae54adcc25166fc64100.jpg
Диана Вишнёва и Константин Селиневич. Фото: РИА Новости/ Валерий Левитин

Предложение руки и сердца Константин сделал возлюбленной сразу после её бенефиса, посвящённого 15-летию творческой деятельности.  Свои отношения пара узаконила 27 августа в 2013 году, после нескольких лет совместной жизни. Свадебная церемония прошла на Гавайях. Невеста прибыла на мероприятие после окончания мирового тура. «Да» молодые сказали друг другу на пляже, в окружении только самых близких людей. Диана предстала перед немногочисленными гостями в необычном платье с корсетом из цветов, а жених — в красном костюме.

О такой жизни можно только мечтать: успешная в карьере, счастливая в любви. Но сама Вишнёва не перестаёт развенчивать миф о лёгкой судьбе балерины. Шутка ли: постоянно работать через боль, выходить на сцену с незажившими травмами просто потому, что времени на отдых нет, годами жить на чемоданах. Однако она танцует и, кажется, совсем не думает о минусах выбранной профессии, ведь её ждут в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Москве и других городах мира, а это — самое главное для балерины.

Следующий материал

Также вам может быть интересно

Используемые источники:

  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-diana-vishneva.html
  • https://24smi.org/celebrity/3418-diana-vishniova.html
  • https://www.sobaka.ru/fashion/heroes/87606
  • https://aif.ru/culture/person/voploshchenie_maminoy_mechty_kak_diana_vishnyova_stala_mirovoy_znamenitostyu

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116