Содержание
var countArticle = ‘0’; var numberArticle = ‘0’; var inProgress = false; jQuery(window).scroll(function() { //if(jQuery(window).scrollTop()+jQuery(window).height() >= jQuery(‘.checkpoint__loader’).last().offset().top + 200 && !inProgress) { if(jQuery(window).scrollTop()+jQuery(window).height() >= jQuery(document).height() — 200 && !inProgress) { var layer = $(‘#loading_article’); var footer = $(‘footer’); if(countArticle <= 6 ) { footer.hide(); var url = ‘/ru/?tpl=68’; var data = ‘data_article=’+article[numberArticle]; numberArticle++; nextArticleLink.hide(); console.log(url); jQuery.ajax({ url:url, data:data, type:’GET’, cache: false, beforeSend: function(){ layer.fadeIn(‘fast’); inProgress = true; }, complete: function(){ layer.fadeOut(); }, success: function(response){ if(response != 0){ inProgress = false; console.log(response); layer.before(response); countArticle++; var fbComments = document.getElementsByClassName(‘comments’); FB.XFBML.parse(fbComments[fbComments.length — 1]); $(‘.social-likes’).socialLikes(); focusPoint(); articleAds.destroy(); articleAds = new ArticleAds(); articleAds.init(); articleProgressBar.setNextArticle(); nextArticleLink.assignNextArticleLink(); footer.show(); } } }); } } });
Про семью Мессерер говорили, что они – часть столицы, не такая неизменная, как Кремль, но более постоянная, чем коммунизм. Сначала род прославлял Асаф – и он, и его сестра, и племянница Майя Плисецкая были русским балетом. Потом Борис стал московской живописью, тесно сплетенной с литературой благодаря своей жене, Белле Ахмадулиной. Аксенов, Ерофеев, Окуджава и десятки других «звезд» оттепели воспринимали дом Мессереров как родной.
Книга Бориса Мессерера «Промельк Беллы. Романтическая хроника» – не традиционные мемуары и не романизированная биография. Эту книгу вообще трудно отнести к какому-либо устоявшемуся жанру, это даже не модный вербатим, хотя со страниц её звучат разные голоса. Многоголосье, фрагментарность, почти импрессионизм – вот основные принципы, по которым построены воспоминания известного театрального художника. И это очень важно, что автор её именно художник и именно театральный: перед нами пёстрое полотно, грандиозный спектакль жизни.
Семья Мессереров-Плисецких всегда, казалось бы, была в центре московской, да и вообще российской культуры. Больше всего на слуху, конечно, трое бесспорных гениев балета – танцовщик и балетмейстер Асаф Мессерер, его сестра Суламифь, с которой он часто танцевал в паре, и их племянница Майя Плисецкая. Мать Бориса Мессерера, Анель Судакевич – звезда немого кино, позже ставшая художником костюма, «одевавшим» советский цирк; сын, больше всего известный как художник театра, но также и живописец, и мастер инсталляции. Дядя Бориса Мессерера, брат Асафа, Азарий – выдающийся актёр, известный под псевдонимом Азарий Азарин, работавший с Константином Станиславским и Михаилом Чеховым. Другой Азарий – Плисецкий, брат балерины, тоже балетмейстер. «Мессерер – принадлежность столицы. Не такая неизменная, как Кремль, но более постоянная, чем, например, коммунизм. 50 лет назад его звали Асаф, и он был русским балетом; сейчас его имя Борис, и он – московская живопись. По стечению обстоятельств – или по условию напрашивающегося силлогизма – Б, естественно, сын А», – цитирует Борис Мессерер дружеский экспромт Анатолия Наймана.
Общество
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления…
Хроники
Деньги были в обогревателях, под коврами и в трехлитровых банках…
Хроники
Коко Шанель избежала наказания за связь с немецким преступником…
Умер израильский журналист Александр Этерман
— Даша — очень талантливый человек, — поделился вдовец народной артистки Сергей Сенин. — Когда мы с женой были на гастролях в Ижевске, она подошла после спектакля к Людмиле Марковне и подарила книгу своих стихов. Людмила Марковна написала музыку на некоторые из них, и они вошли в наш фильм. Даша совсем юной тогда была. На премьеру в Москву приезжала. Сейчас она пишет книги и кандидатскую диссертацию, исследует творчество Беллы Ахмадулиной. Не так давно мы виделись с Дашей. Она принимала участие в поэтическом квартирнике, который прошел в музее Людмилы Марковны. Мы продолжаем с Дарьей общаться. Я рад за нее, у нее все отлично.
— А с ее супругом Борисом Мессерером вы дружите?
— Нет, мы с ним не знакомы. Он к нам не приходил.
Сам Борис Асафович отказался комментировать счастливую новость о своем браке.
— Какое вам дело до моей личной жизни? — закричал он возбужденно в трубку. — Не звоните по этому поводу!
Публикации раздела Театры
Борис Мессерер довольно рано стал востребованным художником-сценографом — уже в начале 60-х создавал декорации для спектаклей модного театра «Современник» и балетов Большого театра.
Кармен-сюита197848 минБольшой театр
Еще одним частым гостем мастерской на Поварской был Венедикт Ерофеев, чьи личность и творчество произвели на Мессерера глубокое впечатление. «Он дорого заплатил за свою свободу, но был совершенно свободен», — вспоминает художник о своем друге. Редкая выставка работ Мессерера обходится без инсталляции памяти Венички. Это впечатляющая композиция из множества пустых водочных бутылок с воткнутыми в них свечами. Юбилеям Мессерера в разные годы были посвящены персональные выставки в ГМИИ им. Пушкина, в Третьяковской галерее и других крупнейших музеях. Кстати, Борис Асафович не раз выступал дизайнером выставок других художников, например экспозиции работ Сальвадора Дали «Я брежу, следовательно, я существую» в ГМИИ, или выставки работ художников Большого театра за 225 лет (в Манеже). Он сам один из художников Большого театра. На вопрос, какой из тех спектаклей, что ему довелось оформлять в ГАБТе, кажется ему самым значительным, Мессерер отвечает: «Кармен-сюита». Действительно, метафорически точное пространственное решение Мессерера внесло огромный вклад в успех балета Альберто Алонсо.
Смотрите также
«Для меня принципиально сказать просто о сложном»Интервью с художником Евгением ДобровинскимИстория «Союза молодежи»Как жило общество авангардистов, обогнавшее «Бубновый валет»10 театральных художников Серебряного векаКакие спектакли оформляли Лев Бакст, Николай Рерих и другие7 экспонатов выставки «Экспомузыка»Дружеские шаржи, концертные обложки и карикатурыСамые интересные выставки мартаЧто смотреть в Новой Третьяковке, «Гараже» и других музеяхНиколай Покотыло: «Нужно не бояться ехать в регионы — там ждут и люди…Интервью с номинантом «Золотой маски»Что смотреть на «Золотой маске»Главные спектакли фестиваля из разных городов России, которые можно посмотреть в МосквеГлавные спектакли осениЧто посмотреть в Москве, Петербурге, Ярославле и КраснодареЧто смотреть на «Золотой маске»10 привозных спектаклей из разных городов — от Хабаровска до Санкт-ПетербургаСекреты долголетия из мира культурыЛюбимая работа, здоровый образ жизни и оптимизмИ это — МаяковскийЗнакомимся с художественными и актерскими талантами МаяковскогоДмитрий Бертман: «Театр не терпит измен»Эксклюзивное интервью порталу «Культура.РФ»Главные спектакли «Золотой маски»Фавориты фестиваля 2017 годаСергей Дягилев: великий импресариоКак русская культура покорила ЕвропуСовременные российские балерины. Топ-5Пятерка ведущих балерин страны
Театральный художник Борис Мессерер, родившийся в марте 1933 года в Москве, не исчез в тени знаменитых родителей. Природа на нём, как это принято говорить, не отдохнула. Выдающаяся, даже гениальная семья очень часто заслоняет будущее своих детей, но не в этот раз. Биография сына получилась не менее творческой и уникальной. Династия, потомком которой явился Борис Мессерер, весьма известна с давних времён, а потому, говоря о Народном художнике РФ, никак нельзя обойти в рассказе и его близких.
Отец
Асаф Мессерер пришёл в настоящий балет поздно — в пятнадцать лет, начав занятия у Мордкина, но уже через три года танцевал в основной труппе Большого театра. В течение тридцати лет своей блистательной карьеры он создал незабываемые партии в зарубежных и русских балетах.
После чего стал выдающимся балетмейстером и педагогом, причём преподавал и в России, и за рубежом. Родина наградила его по заслугам: две Сталинские премии, три ордена Трудового Красного знамени, орден Дружбы народов и множество иных наград. Кроме того, он носил высокое звание Народного артиста СССР.
Мать
Анель Судакевич была дочерью известного московского хирурга Алексея Судакевича и Жозефины Косско — не менее известной как учёный-агроном. Дочь же своих родителей оставила в полной тени, в девятнадцатилетнем возрасте начав сниматься в немом кино, где быстро заслужила уважение самых высоких профессионалов. Образы она создавала очень яркие и запоминающиеся. Дружила с Марецкой, Пудовкиным, Мордвиновым. Карьера выстраивалась более чем удачно. Её обожал Маяковский, скупавший в киосках все открытки с изображением актрисы.
После рождения сына Анель неожиданно с экранов ушла, но кино не покинула: стала художником по костюмам. И тут преуспела. Дружила с Никулиным, многие годы работала, придумывая костюмы для артистов цирка. Знаменитая кепка Олега Попова — тоже её произведение. А в 1969 году Анель стала Заслуженным художником РСФСР. Прекрасно писала портреты.
Другие
Если бы только родители! Маленький Борис Мессерер у себя дома мог смотреть в любую сторону, чтобы увидеть звезду. Это не семья, это рассадник талантов, где каждый второй родственник имел имя знаменитое. Просто навскидку: тётя Суламифь — известная балерина, дядя Азарий — известный актёр, двоюродная сестра — Майя Плисецкая. Можно было бы удивиться, если мальчика судьба обошла бы щедростью.
Борис Мессерер, которому выпало жить и воспитываться в таком ярком и творческом окружении, должен был достойно продолжить такой выдающийся род. И он сделал это, став одним из самых ярких представителей российской культуры. Учился в Архитектурном институте у Дейнеки и Фонвизина, а позже дружил с Евстигнеевым, Табаковым, Ефремовым… Да и не перечислить всех. И, наконец, женился он тоже знаково — на Белле Ахмадулиной.
Начало
Чтобы стать превосходным театральным сценографом, Мессерер Борис Асафович унаследовал и развил в себе талант своей матери. Он любил рисовать с самого раннего детства, однако в себе уверен не был, а потому в художественный вуз не пошёл, полагая собственную неспособность выдержать вступительные испытания. А вот в Московский архитектурный институт все экзамены сдал. Учился прекрасно, а потому сразу после его окончания Борис Мессерер работы выполнял на уровне самого высокого мастерства.
В 1958 году проходила Всемирная выставка в Брюсселе, и огромное панно «Москва» было выполнено такими художниками как Васнецов и Мессерер. Рядом трудились режиссёр Гончаров и психолог Эльконин. После этой знаменательной работы вся страна признала, что Борис Мессерер — художник, картины которого стоят пристального внимания. Он с той поры участвовал во многих десятках зарубежных, всесоюзных, региональных и московских выставок. И очень успешно оформлял книги.
Театр
И всё-таки главное дело жизни пришло только в шестидесятых. Борис Мессерер о театре не мечтал, это было решение скорее неожиданное, однако именно оно принесло зрителю более ста пятидесяти замечательно оформленных спектаклей — оперных и театральных. Первым опытом была работа в тогда ещё молодом «Современнике». Заслуженным успехом пользовались оформленные его сценографией спектакли «Третье желание», «Сирано де Бержерак», » Белоснежка и семь гномов» и очень многие другие.
Одновременно Борис Мессерер, биография которого была теснейшим образом связана с искусством самого высокого уровня, работал и в Большом театре, и в Академическом имени Вахтангова, и в Театре сатиры, и в Драматическом имени Пушкина, и в театре имени Моссовета. И всюду его принимали с огромной радостью. Нет в Москве ни одного по-настоящему знаменитого театра, где не подвизался бы художник Мессерер Борис, сценографист, как оказалось, талантливейший.
Особенности
Отчего случилась эта удивительная востребованность, принесшая почти немедленное признание в такой, прямо скажем, творчески привередливой сфере театра? При всей верности принципам классики декоративного театрального искусства, Борис Мессерер был, как теперь бы сказали, художником креативным.
Его декорации удивляли то пространственностью и объёмностью, то динамикой конструкции, то пластичностью, то выразительнейшим минимализмом. Например, дверь в комедии «Назначение». Это была единственная декорация на сцене, в нужный момент трансформирующаяся в стол заседаний. Такое придумать не решился бы в те времена никто, только Борис Мессерер.
Личная жизнь
Женат художник был дважды. Первая жена — балерина Нина Чистова, успешно танцевавшая в Большом театре. Однако главной женщиной Бориса стала и осталась навсегда поэтесса Белла Ахмадулина. Самое интересное то, что стихов он её до знакомства не видел, не слышал и не читал, более того, творчеством поэтов вообще интересовался маловато. Полюбил же Борис Мессерер сначала снежинки в волосах Беллы Ахмадулиной, а потом уже её поэзию.
Они прожили в счастливой войне целых тридцать шесть лет. Похожи они не были, особенно в привычках и жизненном, то есть бытовом укладе. Можно себе представить, каково приживать в одном доме с поэтессой (впрочем, с поэтом — тоже не сахар). Однако эти двое действительно любили друг друга всей душой. После смерти Беллы в 2010 году любовь эта не угасла, и книга, что написал о своей любимой Борис Мессерер («Проблеск Беллы»), стала свидетельством этих глубоких отношений.
Портреты
Книги Бориса Мессерера — мемуары, где перед читателем проходит длинная череда портретов, настолько талантливо написанных, что каждый из них легко узнаваем. Оценки людей и событий, ощущения в поэзии, в искусстве — всё это тонкой вязью соединяет знакомые лица. Вознесенский, Окуджава, Аксёнов, Битов, Бродский, Высоцкий.
И те, о которых многое рассказали автору родственники: Бурлюк, Маяковский, Мейерхольд, Барышников, Эрдман. И ещё многие-многие, с которыми был знаком сам автор или его родители. Плятт, Параджанов, Гуэрра, Збарский, Чехов, Юткевич, Брик, Иоселиани. Можно перечислять очень долго, и это не передаст очарования подобных воспоминаний. Но самый яркий из этих портретов — Белла.
Сейчас
Ему скоро восемьдесят пять, но творческая жизнь его не оставляет. Борис Мессерер активно трудится, оформляет спектакли, пишет картины и очень много выставляется. Отзывы в прессе о его выставках многочисленны, пространны и переполнены восхищением. Например, в музее имени Бахрушина был представлен мир театра глазами художника, где эскизы его костюмов и декораций воспринимались как бесценные шедевры искусства, а не работы прикладного театрального значения.
Каждая такая выставка — это грандиозное действо невероятного масштаба, которое в ретроспективе представляет то, что подарила миру такого масштаба личность, как Борис Мессерер. Биография, личная жизнь его — это как бы автопортрет художника, тоже часть каждого такого проекта, приобретающая здесь общечеловеческую ценность.
Дуализм
Живопись Бориса Мессерера содержит в себе две основные составляющие, находящиеся в постоянной и неутихающей борьбе. Когда, например, внутри монументально строгого архитектурного построения бьётся живая стихия целого моря красок. Это и есть то, что отличает манеру и стиль, почерк художника. Здесь не просто увлечённая всеядность, напротив — многоликость в страстном постижении искусства.
Именно отсутствие слепого копирования, но привлечение всех мыслимых средств изобразительности к решению художественной задачи — кредо мастера. Потому так легко узнаётся творчество Бориса Мессерера в потоке произведений других авторов, оно имеет собственное лицо.
Выставки
В просторных залах Третьяковской галереи Борис Мессерер несколько лет назад представил зрителям своё искусство, получив возможность воплотить в жизнь некоторые идеи, доселе недоступные. Перед зрителями предстали огромные инсталляции «Обыск» и » Реквием». И, конечно, не было человека, которого не тронули бы и не восхитили акварели, представленные в небольшом зале, где обычно демонстрируется графика.
Портреты любимой Беллы, которая так и не научилась позировать, поэтому и представлена в основном акварелью, написанной максимум за полчаса, чередовались с пейзажами их любимой Тарусы, где и похоронена эта блистательная поэтесса, и где стоит уже знаменитый памятник — последний дар ей от благодарного таланта её мужа. Акварели, к слову, великолепны. Они поражают не только свободной магией исполнения, но и поистине сверкающим цветом, что для этой техники является почти нереальной задачей.
География
Работы Бориса Мессерера демонстрировались на персональных выставках в зале МОСХ на улице Вавилова, в Тбилиси, Ленинграде 1986 года, в Доме художника в Москве — дважды и в Российской академии художеств — тоже дважды, в ГМИИ имени Пушкина — дважды, в Манеже, в музее имени Рериха, в Третьяковской галерее — дважды, в Москве и Санкт-Петербурге во время и после Перестройки — очень много раз, а также в Тарусе, Туле, Калуге, Кирове, Перми.
Наряду с выставочной деятельностью в нашей стране Борис Мессерер выставлялся в Бостоне, Эдинбурге, Милане, Праге, Сан-Пауло, Париже, Лондоне. Был награждён многими премиями, орденами и медалями, но произошли все эти награждения уже в постсоветское время.
Театральные работы
Своевольность фантазии Бориса Мессерера всегда удостоверяла реальность. В его работах для театра уживалось одновременно всё: архитектура и дизайн, живопись и графика, причём — не просто уживались, а дружно взаимодействовали, объединялись и противопоставляли себя остальным, приобретая всё новые и новые возможности, раскрывая неведомый пока и кажущийся парадоксальным язык искусства.
Здесь соединились вековые традиции и современный мир, театральная архитектура сформировала ясные и полностью завершённые пластические решения. Соединяясь, а порой и сталкиваясь в единой композиции, примиряются предметы контрастного цвета и разного масштаба, отличных друг от друга фактур, и в этом взаимодействии наполняются иным, но единым смыслом.
Достижения
Художник создал произведения самого волнующего зрелищного свойства, это не просто декорации, это пространство, диктующее воображению зрителя. Поднимаются в памяти целые пласты давно забытых эпох, возвращаются стили, наполняют это пространство образами, которые летят единым потоком, и прошлое звенит в линиях настоящего, а вместе они дают предчувствие будущего. Здесь все предметы сценографии равно значимы, все смыслы и значения легко трансформируются именно так, как задумал художник.
Но самое ценное то, что и зритель воспринимает это явление как единственно верное. Такова художественная чуткость этого творческого театра, такова его раскрепощённость, помогающая разбудить сочувствие и сопереживание зрителя, даже его сотворчество с автором. Борис Мессерер — настоящий творец, абсолютно достойный своего знаменитого рода, поскольку только творцу подвластен успешный поиск новых путей в искусстве.
Похожие статьи
Борис Мессерер удостоен многих званий, премий и наград. Он заслужил почетное звание народного художника Российской Федерации, орден Почета, занимает пост президента ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы.
Отличительной особенностью его творчества является то, что у Бориса никогда не было определенного вектора, в котором бы он работал. Это человек широких взглядов и огромного творческого диапазона. Борис Мессерер — художник с большой буквы, который никогда не стоял на одном месте. Он знаменитый график, скульптор, станковист, лучший сценограф как советского, так и после советского времени.
Биография
Мессерер Борис Асафович родился 15 марта 1933 года в Москве. Аристократическая фамилия их семьи звучала по всей стране. Мессерер — имя памятное, легендарное и известное по сей день.
Его отец был балетмейстером, знаменитым советским танцовщиком и педагогом, а мать — актрисой немого кино и художницей, она также проработала много лет главным художником Московского цирка. В такой творческой атмосфере и вырос будущий легендарный театральный художник, знаменитый российский сценограф — Борис Мессерер. Биография его продолжает писаться и сегодня.
Начало творческого пути
По словам самого Бориса Асафовича, от отца он унаследовал работоспособность, а от матери — художественное виденье мира. Асаф Михайлович (отец Бориса) был очень волевым и энергичным человеком, который даже на восьмидесятилетие танцевал один из своих знаменитых концертных номеров «Футболист». А мать великого театрального художника была изумительно красивой женщиной с так называемой аристократической красотой.
С самого детства Борис отличался независимым характером, свободолюбием и своим собственным мнением. Был всегда вне влияния учителей.
Когда по окончании школы нужно было принять одно из самых важных жизненных решений: в какой вуз поступать, Борис Мессесер побоялся идти в художественный. Он опасался, что не сможет сдать экзамены и выдержать предстоящую нагрузку, поэтому решил поступить в Архитектурный институт. И ни разу об этом не пожалел. Архитектурный вуз дал будущему легендарному сценографу очень много,и он до сих пор очень высоко его ценит.
Живопись
Многие называли Бориса Мессерера нон-конформистом, но сам называл себя всегда художником «чистой воды». Еще в 60-е года Мессерер Борис Асафович считался «королем московской богемы». Великий легендарный художник наделен особым, редким даром: превращать обычные вещи в осмысленные художественные образы. К примеру, отдельная серия картин посвящена, казалось бы, обычным бытовым вещам. Таким как утюги, граммофоны, керосиновые лампы. Но каждый из этих предметов на его холсте приобретают одушевлённость и новый, какой-то особый смысл.
Борис Мессерер всегда в первую очередь хотел связывать себя с искусством, быть знаменитым живописцем, но в одно время ему пришлось поменять профессию. И переход из искусства изображать действительность красками в театр художник связывает, прежде всего, со своими великими учителями и кумирами: с Фонвизиным и Тышлером, поскольку в то время картины могли продаваться исключительно через художественный совет. Стоило появиться хоть малейшему намеку на необычное, нестандартное мышление, и картина мгновенно отвергалась.
Тогда спасением для многих художников становился театр. Вот по такому же пути тогда пошел и знаменитый впоследствии русский сценограф — Борис Мессерер. Фото его представлено далее в статье.
Театр
Сегодня знаменитое имя Бориса Асафовича Мессерера связано с более чем со ста пятьюдесятью драматическими, оперными и балетными спектаклями в различных как русских, так и в зарубежных театрах.
Первые свои выступления легендарный сценограф ставил в московском «Современнике». Спектакли сразу же вывели его в первые ряды театрального искусства. В итоге именно эта практика подарила Мессереру колоссальный опыт и громкое имя.
С его рукой по сей день связывают такие удивительные спектакли, как «Кармен-сюита» Альберто Алонсо, который принес идею модернизма в Большой театр, «Пиковая дама», «Назначение» и «Третье желание» в «Современнике». Спектакль «Дальше тишина» в Моссовете, «Самоубийца» и «Андрюша» в Театре Сатиры и многие, многие другие.
Личная жизнь
Первый брак, который заключил Борис Мессерер, был с Ниной Чистовой. Балерина государственного академического Большого театра России подарила Борису сына Александра. Но брак художника и артистки не быль столь счастливым, и вскоре они развелись.
С самого детства Александра Нина пыталась всеми силами затащить его в балет, но Борис сразу сказал, что ребенок будет художником. Так оно и вышло. Легендарный живописец привил своему сыну чувство цвета, научил выбирать правильные композиции и тона. Благодаря этому Александр Мессерер стал знаменитым художником, который проводит ежегодные выставки своих картин.
Свою вторую жену, Беллу Ахмадулину Борис встретил в 1974 году. История их счастья, которая длилась до самой смерти любимой, до сих пор будто живет и дышит в ее стихах и его картинах.
История любви Бориса и Беллы
Белла была знаменитой поэтессой и писательницей. Встретились они совершенно стихийно и случайно в Доме кино, расположенный на Поварской улице. Сейчас там находится Театр киноактера.
Борис Мессерер просто был ею очарован. Белла покорила его сердце с первого взгляда, когда пришла в Дом кино в снегу и со снежинками на волосах. До встречи с любимой Борис не читал ее стихов и даже не подозревал о том, что она знаменитая поэтесса.
После того как они познакомились, он всё так же не хотел читать ее стихотворения потому, что вокруг писательницы всегда было большое количество людей. И никогда невозможно было понять: эти люди которые восхищались то ли стихами, то ли самой Беллой. Борис не хотел становиться одним из тех поклонников.
Однажды вернувшись домой после рабочего дня, художник застал Беллу за написанием стихотворения. Тогда, впервые прочитав ее творение, Борис схватил первые попавшиеся под руку гвозди и прибил листок с её произведением к потолку. Так он висит уже сорок лет.
Используемые источники:
- https://jewish.ru/ru/stories/literature/180240/
- https://www.eg.ru/culture/350210/
- https://www.culture.ru/materials/95474/chelovek-shirokogo-profilya
- https://www.syl.ru/article/308597/teatralnyiy-hudojnik-boris-messerer-biografiya-tvorchestvo-i-interesnyie-faktyi
- https://fb.ru/article/215454/boris-messerer-biografiya