Содержание
Биография
Евгений Леонов. «Я король, дорогие мои!»Миллионы полюбили Евгения Леонова за комедийные образы, а он мечтал сыграть Отелло. Фото улыбающегося актера, по слухам, рекомендовали советским политикам брать на сложные переговоры с иностранными партнерами, чтобы таким образом разряжать обстановку. Кто-то из зрителей наверняка всерьез воспринимал шуточный монолог о пользе алкоголя и рецепты, прозвучавшие в сатирическом тележурнале «Фитиль».
Марк Захаров, художественный руководитель «Ленкома», вспоминал о работе с Евгением Леоновым как о времени, проведенном рядом с великим артистом, не только гениально игравшим, но и самим своим существованием, поведением вне сцены учившим окружающих быть актером и человеком.
Детство и юность
Гениальный советский артист Евгений Леонов родился в семье московского авиаконструктора и домохозяйки через 2 года после старшего брата Коли. Жили Леоновы в коммуналке на Васильевской улице, но, несмотря на тесноту, дом всегда был полон гостей. Мама Анна Ильинична считалась душой компании. Она умела так смешно рассказывать любые, даже самые обычные истории, что гости были готовы слушать часами. Маленький Женя явно перенял у матери этот талант.
Бытует мнение, что по национальности Евгений Павлович – еврей, хотя доказательств этому нет. А предположение возникло, когда в 1992-м актер единственный раз в жизни побывал в Израиле. Только приехал Леонов с благой целью – поблагодарить Бога за то, что выжил, перенеся тяжелую операцию на сердце. После болезни он резко изменил отношение к религии, читал Библию, стал серьезным и замкнутым.
Когда Леонов окончил 7-й класс, началась Великая Отечественная. На фронт мальчик, конечно же, не попал, но совершал трудовые подвиги в тылу. В войну всей семьей работали на авиационном заводе: отец конструировал летательные аппараты, мать – табельщица, брат – копировальщик, а Женя – ученик токаря.
Еще в мирное время будущий актер поступил в авиационный техникум имени Орджоникидзе, но так его и не закончил. Художественная самодеятельность в техникуме так увлекла Евгения, что с 3-го курса он ушел в Московскую экспериментальную театральную студию к Ростиславу Захарову, знаменитому балетмейстеру Большого театра.
Далекий от искусства неотесанный юноша, который даже пиджак на экзамен попросил у брата, покорил приемную комиссию своим обаянием. Он прочел серьезным театральным педагогам все, что выучил в самодеятельном театре техникума: Зощенко, Чехова, а под конец и любимое стихотворение Александра Блока «В ресторане». Преподаватели посовещались и решили, что из такого фактурного юноши выйдет прекрасный актер. И не ошиблись.
Евгений ушел в освоение актерской профессии с головой. Он приходил в студию в 8 утра, а уходил далеко за полночь.
Театр
Закончив театральную студию, Евгений Леонов поступил на службу в Московский театр Дзержинского района. Визитной карточкой театра был спектакль «Ровесники», где молодой актер играл Кольку. Но не прошло и года, как это учреждение расформировали, а вместо него организовали драматический театр имени Станиславского, который возглавил знаменитый советский режиссер Владимир Дудин.
Труппу Леонова сохранили в прежнем составе, но главных ролей молодым актерам не доверяли, поэтому Евгений играл в массовке. Денег за это платили мало, и парню пришлось идти подрабатывать в кино, поначалу тоже на заднем плане.
Постепенно Леонову стали предлагать все более серьезные роли, но настоящее признание драматического таланта на сцене пришло к актеру, когда он был уже настоящей кинозвездой.
В 1966 году знаменитый к тому времени на весь Советский Союз комедийный актер сыграл серьёзную драматическую роль Креонта, царя-тирана, в пьесе «Антигона» древнегреческого драматурга Софокла, которую поставил в театре имени Станиславского Борис Львов-Анохин.
В 1979 году артист ушел из театра имени Станиславского к своему бывшему преподавателю Андрею Гончарову, который в тот момент был художественным руководителем театра имени Маяковского.
Жизнь и творческая биография Евгения – пример фанатичного служения профессии. Актер выходил на сцену с температурой и воспалением легких. Но, несмотря на это, Гончаров был им недоволен, потому что Леонов часто отказывался от участия в спектаклях в пользу кино. Последней каплей стала съемка популярного актера в рекламе рыбы. Режиссер в гневе собрал труппу и оскорбил Леонова перед коллективом, предложив пустить шапку по кругу, чтобы собрать денег, раз он так в них нуждается, что опускается до рекламы. Евгений ушел к Марку Захарову в Театр имени Ленинского комсомола.
В 1988 году, во время гастролей «Ленкома» в Гамбурге, Евгений Леонов пережил клиническую смерть. Он сыграл Подсудимого в пьесе «Диктатура совести», а через 3 дня после спектакля у него остановилось сердце. Леонову сделали коронарное шунтирование, но сразу после операции случился обширный инфаркт. Артист пролежал в коме 16 суток, и все это время за любимого актера переживала страна. И он вернулся.
Позднее Леонов так объяснил состояние здоровья:
«Отчего сдало сердце: время пришло дepгaнoe или профессия нервная? Я считаю, человек изнaшивaетcя нe oт твopчecтвa – oт судьбы. Оттого, чтo пocтoяннo бopeтcя зa мecтo пoд coлнцeм. Зa пpaвo нa poль…».
Не прошло и полугода, как Леонов снова вышел на сцену в постановке с символичным названием «Поминальная молитва», сыграв главную роль Тевье-молочника. Артист был задействован в этом спектакле 5 лет.
Фильмы
Дебют Евгения Леонова в кино состоялся в 1947 году. Первые эпизодические роли были настолько небольшими, что история их не сохранила. В 1949-м актер засветился в картинах Владимира Немоляева «Карандаш на льду» и «Счастливый рейс», но снова в эпизодах. Потом молодому актеру стали доверять центральные роли, а в 1961 году на советские экраны вышел фильм Владимира Фетина «Полосатый рейс», после которого Леонов проснулся знаменитым.
Если бы в Советском Союзе считали кассовые сборы, то эта комедия побила бы все рекорды: за один только год ее посмотрели больше 32 млн человек.
Артист стал настолько популярен, что его хотели снимать практически все советские режиссеры. Неожиданно Евгений изменил комическому амплуа, сыграв казака Якова Шибалко в мелодраме Владимира Фетина «Донская повесть» по рассказам Михаила Шолохова. Драматическая роль исполнена Леоновым настолько блестяще, что он получил сразу 2 премии — на Всесоюзном фестивале в Киеве и на 3-м Международном фестивале в Нью-Дели.
У Георгия Данелии актер сыграл в трагикомедии «Не горюй!», у Виктора Мережко – в «Зареченских женихах», у Петра Тодоровского – в «Фокуснике», у Эльдара Рязанова – в сатирической комедии «Зигзаг удачи».
В 1969 году голосом Леонова заговорил один из самых любимых советских мультипликационных персонажей – Винни Пух.
Вместе с Анатолием Папановым, Всеволодом Сафоновым и Алексеем Глазыриным Евгений Леонов воплотил образ целого поколения, прошедшего войну, в пронзительной киноповести Алексея Смирнова «Белорусский вокзал», которая получила приз на фестивале в Карловых Варах. А вскоре артист поразил зрителей перевоплощением сразу в двух персонажей в эксцентрической комедии Александра Серого «Джентльмены удачи». Для того чтобы убедительнее сыграть жестокого вора по кличке Доцент, актер ходил в Бутырскую тюрьму понаблюдать, как ведут себя настоящие заключенные.
Леонов сыграл отца Нелли Ледневой в «Большой перемене» и друга Афони в «Афоне», а одной из лучших его ролей считается Сарафанов в кинодраме «Старший сын» Виталия Мельникова. Поразительно тонко удалось передать актеру богатый внутренний мир косноязычного главного героя.
В 1978 году Марк Захаров, у которого к тому времени Леонов играл в театре, предложил актеру роль Короля в фильме «Обыкновенное чудо». Это был настоящий профессиональный вызов. Евгению предстояло воплотить тот же образ, что до него играл великий Эраст Гарин.
Что из этого получилось, знает любой поклонник советского романтического кинематографа. Леонов сыграл отца героини Евгении Симоновой так убедительно, что до сих пор ходит легенда, что актер и в самом деле ее отец.
В середине 80-х Леонов участвовал в съемках картины Георгия Данелии, ставшей впоследствии культовой. Это фантастическая сатирическая комедия «Кин-дза-дза». Снимали фильм в пустыне Каракумы. Условия работы были настолько тяжелыми, что съемочная группа постоянно ругалась. Режиссер потом удивлялся, что он умудрился поссориться даже с неконфликтным Леоновым, от которого за 20 лет совместной работы не слышал ни одного резкого слова.
Участие Евгения в сатирической комедии «Тридцать три» фактически спасло фильм от прокатного забвения. Картину, в которой усмотрели критику высшего эшелона власти, нещадно отредактировали, вырезали не просто фразы – эпизодами. Исполнитель роли Ивана Травкина позднее назовет эту работу самой искренней и правдивой.
В 1978 году собралась комиссия, чтобы присвоить Евгению Леонову звание «Народный артист СССР». Ее члены недоумевали, почему не сделали этого раньше. Евгений Павлович к тому времени был без преувеличения всенародно любимым актером.
Глядя на обстановку, развернувшуюся в постперестроечной России, Леонов в сердцах бросил, что лучше бы умер тогда, в 1988-м. Актер панически боялся, что его позабудут, хватался за любой шанс пополнить фильмографию: откажешься сейчас – больше не позовут. Вот только комедию «Американский дедушка» никогда не смотрел – стыдился, да и зрители нещадно критиковали исполнителя роли иммигранта-миллионера.
Одна из последних ролей Евгения в кино – дед в комедийном детективе «Сыскное бюро “Феликс”» об аферистах, ворующих породистых собак и затем возвращающих питомцев хозяевам за вознаграждение.
Личная жизнь
С личной жизнью Евгений Павлович определился раз и навсегда. Леонов с юности был очень стеснительным в общении с женщинами, понимая, что внешне он далеко не герой-любовник: невысокий (165 см) рост, склонность к полноте. Будущую жену актер встретил на улице. Он приехал в Свердловск на гастроли с театром Станиславского и первым делом вместе с другом отправился смотреть незнакомый город.
Товарищ, в отличие от Евгения, был не из робкого десятка и очень быстро нашел для них обоих приятную женскую компанию – студенток музыкально-педагогического училища. Одну из них звали редким и загадочным именем Ванда. Леонов был так очарован девушкой, что в тот же вечер пригласил на свой спектакль, после чего повел гулять по ночному Свердловску, читая стихи.
Училище в родном городе Ванда так и не закончила. Вернувшись в Москву, Леонов оборвал телефон, уговаривая новую знакомую приехать, и та сдалась.
Отец и мать Евгения пришли в восторг от избранницы сына, и он тут же сделал девушке предложение. А вот родители Ванды видели дочь замужем за серьезным человеком, а не за «каким-то там актером», к тому же тогда неизвестным. Но она все равно ответила Леонову «да».
16 ноября 1957 года влюбленные поженились и прожили вместе всю жизнь. Ванда закончила ГИТИС и стала театроведом, а в 1959-м родила Евгению сына Андрея.
Андрей Леонов, в детстве познавший запах кулис, мечтал стать героем «В списках не значится» или «Тиля». В 1979-м, по окончании Щукинского училища, сын пришел в театр имени Ленинского комсомола.
Леонов-младший – копия Евгения Павловича, сам отец троих детей. Дочь Анна по малолетству считала, что дедушка не умер, а живет в телевизоре. Младший Михаил во дворе всем рассказывал, что приходится внуком Винни-пуху. Старшему Евгению, живущему в Швеции, запомнился показательный момент.
В молодости актер любил ходить на футбольные матчи, делал это регулярно, насколько позволяло время, а потом и самочувствие. И как-то раз, когда Леонов появился в рядах болельщиков, трибуны, позабыв об игре, бросились к нему просить автограф.
Смерть
Причиной смерти Евгения Леонова 29 января 1994 года стал оторвавшийся тромб. Актер, в очередной раз собиравшийся в театр играть Тевье-молочника, по словам Ванды, умер в одно мгновение. Пришедшие на «Поминальную молитву» зрители узнали, что представление отменяется из-за внезапной кончины артиста, но никто не сдал билет.
Все время, которое должен был идти спектакль, зрители простояли у театра со свечами, которые принесли из ближайшего храма.
На похороны любимого артиста пришли тысячи поклонников, очередь из желающих попрощаться не иссякала на протяжении 4 часов. Могила Евгения Павловича расположена на Новодевичьем кладбище.
На доме на Комсомольском проспекте в Москве, где Леонов прожил почти 30 лет, установлена мемориальная доска.
Фильмография
- 1955 – «Дело Румянцева»
- 1957 – «Улица полна неожиданностей»
- 1961 – «Полосатый рейс»
- 1964 – «Донская повесть»
- 1968 – «Зигзаг удачи»
- 1970 – «Белорусский вокзал»
- 1971 – «Джентльмены удачи»
- 1976 – «Легенда о Тиле»
- 1978 – «Обыкновенное чудо»
- 1980 – «За спичками»
- 1980 – «О бедном гусаре замолвите слово»
- 1984 – «Время и семья Конвей»
- 1986 – «Кин-дза-дза!»
- 1988 – «Убить дракона»
- 1993 – «Американский дедушка»
Евгений Леонов был великим русским актером и человеком с большим сердцем. Он не щадил себя в профессии, боготворил единственную жену и сына и прожил жизнь без компромиссов с совестью.
Детство
Женя родился в Москве 2 сентября 1926 года в семье не имеющей отношения к искусству. Его отец — Павел ВасильевичЛеонов работал инженером, а мать — Анна Ильинична занималась домом и детьми. Кроме него, у родителей был еще старший сын — Коля. Жили они в коммунальной квартире, где им принадлежали две небольшие комнаты.
Случай блеснуть в кино представился Жене в детстве: в их школу пришел режиссер, разыскивающий для съемок в фильме упитанного мальчика. Его выбор пал на юного Леонова. Но на киностудию тот не приехал. Вспоминая об этом эпизоде из своей жизни, актер говорил: “То ли родители не пустили, то ли застеснялся”.
Женя успел окончить 7 классов, когда началась война. Все члены семьи пошли работать на авиационный завод, где трудился отец. Отработав два года, Евгений решил учиться на авиаконструктора и поступил в авиационный техникум. Там юноша увлекся художественной самодеятельностью и осознал, что ошибся в выборе специальности. Он успешно сдал экзамены в Московскую экспериментальную театральную студию, и бросил техникум незадолго до выпуска.
Драмтеатр им. Станиславского — что заставило Леонова уйти после 20 лет службы
Завершив учебу в 1947-м году, Леонов начал свой творческий путь в Московском театре Дзержинского района, который был расформирован через год. Его приняли в труппу Электротеатра “Станиславский” (впоследствии — драматический театр имени Станиславского), где на протяжении шести лет начинающий актер играл лишь в массовках и незначительных ролях. Евгений уже пал духом и подумывал о смене профессии, когда главный режиссер Михаил Яншин доверил ему одну из главных ролей — кузена Лариосика в постановке “Дни Турбиных” по Булгакову.
Блестяще исполненная роль неприспособленного к жизни “маменькиного сынка” стала поворотным моментом в театральной карьере Леонова. За 20 лет службы на этой сцене, он переиграл много ведущих разноплановых ролей в таких спектаклях, как: “Де Преторе Винченцо” (вор Винченцо), “Трехгрошовая опера” (предводитель лондонских нищих Джонатан Пичем), “Антигона” (царь Креонт) и т.д.
Отец и мать Леонова сразу приняли невесту сына, а родители Ванды были категорически против брака дочери с нищим лицедеем. Пришлось обойтись без их благословения. Молодожены поселились в коммуналке Леоновых. Через два года у них родился сын Андрей (впоследствии тоже ставший актером). Собственную квартиру Евгений получил, прославившись в “Полосатом рейсе”.
Леонов обожал свою семью. Со съемок и гастролей он приезжал домой с чемоданом подарков, сам закупал продукты в невероятном количестве (вся страна уже знала актера в лицо и каждый продавец был рад отпустить ему товар из-под прилавка). Супруги прожили вместе 37 лет, до конца дней Евгения. Много лет они прослужили в одном театре — Ванда окончила театроведческий факультет ГИТИСа и работала в литературной части “Ленкома”. Ссорились они чрезвычайно редко, а если это случалось, Леонов первым шел на примирение. Он был очень добрым, деликатным и совершенно незлопамятным человеком. О каких-то романах “на стороне” не могло быть и речи (такой же крепкий счастливый союз был у еще одного замечательного актера —Леонида Куравлева).
Свою невероятную популярность Леонов не использовал в личных интересах. Например, отказался от государственной дачи на Рублевке (ему было “как-то неловко“) и за собственные средства купил участок в Давыдково. Он стал самым ценным семейным приобретением. Зато помогал коллегам “выбивать” жилье, телефоны, места в больницах и прочее, хотя терпеть не мог “торговать лицом”.
Отношения с сыном у Евгения складывались непросто. Андрея раздражала чрезмерная опека отца и его слава — подростку казалось, что окружающие воспринимают его исключительно как сына кинозвезды. И он обращал на себя внимание не лучшими способами — плохой учебой и хулиганскими выходками. Не раз Леонова-старшего вызывали в школу, где он краснел перед учителями, выслушивая рассказы о “подвигах” отпрыска. Однако он никогда не поднимал руку на сына. Только обзаведясь своими детьми, Андрей оценил безграничную любовь и заботу отца.
Фанатичная отдача профессии не могла пройти безнаказанно для здоровья актера. Уже к сорока годам у него начались проблемы с сердцем и сосудами, но он продолжал жить в том же сумасшедшем ритме. О событиях, произошедших с отцом на гастролях “Ленкома” в Германии, рассказал в одном из своих интервью Андрей Леонов. Он тоже работал в этом театре. У 62-летнего Евгения произошел инфаркт с остановкой сердца. В это время он делал рентгеновское обследование легких в одной из клиник Гамбурга (с сильным кашлем он обратился к врачу, а тот заподозрил пневмонию). Если бы Леонов уже не находился в больнице, шансов выжить у него бы не было. Почти месяц он пребывал в коме на аппарате искусственного дыхания. Немецкие врачи провели сложнейшую операцию коронарного шунтирования и, в прямом смысле, вернули актера с того света.
Все медицинские услуги оплатил директор театра, на сцене которого выступали актеры “Ленкома”. Ни “Ленком”, ни Министерство культуры не взяли на себя даже расходов за проживание Евгения в гостинице после операции. Помог один из соотечественников, приютивший Леоновых (Ванда тоже прилетела в Гамбург) в своей квартире. В адрес клиники, где Народному артисту СССР спасли жизнь, пришла… благодарственная телеграмма.
Когда возвращение Евгения на родину стало возможным, семья вылетела в Москву. Прямо из аэропорта актера привезли во Всесоюзный научный кардиоцентр, где он пролежал еще месяц. При выписке врачи предупредили Леонова, что с прежним образом жизни придется проститься. Однако через 4 месяца он вышел на сцену “Ленкома”.
Последние годы Евгения Леонова
Побывав “по ту сторону”, Леонов сильно изменился. Нельзя сказать, что он безоговорочно уверовал в Бога, но атеистом больше не был. Евгений чувствовал себя потерянным и никому не нужным в новом обществе — на съемки его приглашали редко, а роли предлагали далеко не те, к которым он привык. Тем не менее актер принимал предложения — человек, заработавший для страны миллионы, в свои преклонные годы остался без каких-либо накоплений. Он тревожился за судьбу жены и сына. Андрей уже женился, стал отцом и пока еще жил с семьей у родителей.
После съемок в “Американском дедушке”, поклонники забросали Леонова гневными письмами. А как еще мог заработать деньги актер, всю жизнь отдавший кинематографу? Он понимал, что может уйти в любой момент. Через год после операции, Евгений услышал от женщины-врача, случайно оказавшейся с ним в одной компании: “А вы знаете, Евгений Павлович, что после таких операций живут не более пяти лет?”. Впечатлительный Леонов не мог выбросить из головы эти цифры, но по-прежнему себя не берег. Возможно, если бы он ушел из профессии и занялся здоровьем, то прожил бы значительно дольше.
Зрителям, ожидавшим в тот вечер выхода на сцену любимого актера, объявили о его смерти. Никто не сдал билеты в кассу. Люди, объединенные общим горем, долго стояли в молчании перед зданием театра.
Оцените статью:
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/929-evgenij-leonov.html
- https://www.culture.ru/persons/1067/evgenii-leonov
- https://notstar.ru/evgenij-leonov-rabotal-do-poslednego-starayas-prokormit-semyu/