ПОД ПЛАЩОМ МЕЛЬПОМЕНЫ

bp.jpeg

Теплый, простодушный и знающий жизнь человек. Таким запомнился нам актер Виктор Борцов. И не удивительно, ведь большинство зрителей знают его по двум ролям. Мастера на все руки Савва Игнатьевича «Покровские ворота» и заботливого слуги Гаврилы из популярного приключенческого фильма «Гардемарины, вперёд!

». И только зрители Малого Театра ведали всю глубину этого лицедея.

bp.jpeg

На сцене одного из старейших театров страны Виктор Борцов трудился около 60 лет! На заре своего становления как актера, статный голубоглазый красавец воплощал романтические образы. С возрастом, набравшись мастерства и жизненного опыта, стал превосходным разноплановым актером. Особенно ему удавались комедийные острохарактерные роли.

В Оренбург (тогда Чкалов), где родился и вырос актер, в годы войны эвакуировали театральные коллективы со всего Союза. В голодные военные годы театр стал отдушиной для уральских тружеников тыла. Еще совсем мальчишкой, Борцов при каждой возможности посещал представления и заболел высоким искусством.

Все кто окружал Виктора, родственники, друзья, коллеги, понимали, парню нужно расти как актеру. Никого не удивил его отъезд в Москву и поступление в театральное училище имени Щепкина. Во время учебы в «Щепке», в общежитии он жил в одной комнате с Юрием Соломиным. У педантичного и немногословного Соломина, было не так много друзей. Добродушный хулиган Виктор Борцов стал одним из них. Впоследствии они вместе играли в Малом Театре.

Виктор был еще старшекурсником, когда осуществилась его мечта, он вышел на сцену Малого Театра. В тот момент самобытный артист растворился в театре и стал его неотъемлемой частью.

Сниматься в кино и телеспектаклях, он начал спустя пару лет после выпуска из театрального училища. Это были в эпизодические роли, и актер так ловко встраивался в общий фон картины, что мало запомнился зрителю.

Кирюшин — Первый троллейбус (1963)

Генерал Григорий Орёл — Освобождение (1968 — 1971)

Тракторист Жора — И снова Анискин (1977)

Посетитель ресторана — Вокзал для двоих (1982)

Вахмистр — Визит дамы (1989)

Затем были «Покровские ворота», где невозможно было, не восхищаться фееричной игрой артиста. Его вторая половина, по фильму, актриса Инна Ульянова так же была театральной актрисой, мало известной кому то кроме театралов. Снявший фильм в качестве режиссёра Михаил Козаков, открыл для массового зрителя сразу два бриллианта. В разыгранном в картине забавном треугольнике: Хоботов (актер Анатолий Равикович) олицетворял интеллигенцию, Маргарита Павловна советскую власть, а перед Борцовым стояла масштабная задача сыграть весь советский народ. Можно спорить об идеологической составляющей картины, но то, что все артисты справились с поставленной режиссером задачей блестяще, общепризнанный факт.

После успеха «Покровских ворот», перелома в кинокарьере не случилось. Зритель не разглядел под маской персонажа самого лицедея, да и сам актер не спешил себя показывать. Борцов был равнодушен к славе, его увлекал сам творческий процесс. Артист радовался возможности показать свою игру жителям всей необъятной страны.

Спустя всего несколько лет Борцов предстал перед зрителем как Гаврила, в приключенческом фильме плаща и шпаги «Гардемарины, вперёд!». Зритель полюбил ворчливого слугу, но не узнал в нем того самого Савва Игнатьевича. Секрет популярности этих двух героев в том, что актеру удалось совместить в одном персонаже зрелую житейскую мудрость и детскую непосредственность.

Больше всего Борцов любил играть Чеховских героев. Свои ранние пьесы Антон Павлович писал для Малого Театра, оттого в этом театре особое отношение к постановкам произведений этого автора. Прекрасно умеющий быть трогательным и забавным одновременно артист, идеально вписался в нравоучительную и смешную чеховскую прозу. Любимый автор самого актера драматург Островский, в постановках пьес Александра Николаевича, он проявил себя как блестящей драматический актер.

С детства артист тянулся к театру, и выходил на сцену, пока хватало сил. Виктор Борцов умер 20 мая 2008 года после нескольких лет тяжелой болезни. В жизни он был веселым и отзывчивым человеком, его уход стал огромной потерей для родных и многочисленных друзей.

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

10Народный артист России Виктор Андреевич Борцов — один из тех, кто составляет гордость и славу Государственного академического Малого театра. Борцов родился 14 июня 1934 года в г. Оренбурге. Окончил ВТУ им. М.С.Щепкина. С 1957 года — в Малом театре. Ученик прославленной актрисы Малого театра В.Н.Пашенной, Виктор Борцов ещё в студенческих работах и первых сценических созданиях на подмостках «Дома Островского», куда он был принят сразу по окончании училища, обнаружил талант не только выразить самую суть предлагаемого образа, но в каждую роль привнести яркие свойства собственной индивидуальности, наполнить персонаж пафосом личного пристрастия. Среди ранних театральных работ Борцова — такие несомненные удачи, как Матвеев («Когда горит сердце» по В.Кину), Горецкий («Волки и овцы» А.Н.Островского), Швандя («Любовь Яровая» К.Тренёва), Валерьян («Перед ужином» В.Розова), Чино («Украли консула!» Г.Мдивани), Пётр («Лес» А.Н.Островского). Виктор Борцов — актёр уникальнейших творческих возможностей. В лучших своих работах он раскрывает типические черты русского национального характера с его мощью и широтой, но вместе с тем, с задушевным лиризмом, сердечной добротой, подкупающей чистотой и обезоруживающим прямодушием. Безусловно, в лице Виктора Андреевича Борцова Малый театр обрёл великолепного исполнителя ролей «островского» репертуара. Кроме Горецкого и Петра, Борцов в своё время сыграл Досужева в «Доходном месте», Ахова («Не всё коту масленица»). В нынешнем репертуаре Виктора Борцова присутствуют Лыняев («Волки и овцы»), Самсон Большов («Свои люди — сочтёмся!»), Потрохов («Трудовой хлеб»). Последняя по времени премьера Борцова — невежественный самодур Тит Титыч Брусков в спектакле «День на день не приходится» по ранней комедии Островского «Тяжёлые дни». Одно из ярчайших достоинств Борцова — невозможность заключить его дарование в рамки одного определённого амплуа. В качестве примера можно привести того же Лыняева в «Волках и овцах», проходящего в спектакле путь от классического резонёра до простака. Чем меньше привязка персонажа к конкретному амплуа, тем интереснее работа получается у Борцова. Самому Виктору Андреевичу больше по сердцу характерные роли, однако Борцов абсолютно органичен в любых предлагаемых обстоятельствах, в чьём бы обличье он ни выходил на сцену, — трогательного беззащитного Вафли («Дядя Ваня» А.П.Чехова), благородного герцога Альбанского («Король Лир» У.Шекспира) или жестокого и подлого Матвея Хомяка из «Князя Серебряного» по А.К.Толстому. Среди ролей, сыгранных Виктором Борцовым на протяжении почти 50 лет работы в Малом театре, стоит также назвать такие, как Музыкант («Умные вещи» С.Я.Маршака; этого сказочного героя Виктор Андреевич играл около 25 лет), Вильям Доббин («Ярмарка тщеславия» по У.Теккерею), князь Мстиславский («Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого), Иван и поп («Беседы при ясной луне» по В.М.Шукшину), Северьян Убойца («Каменный цветок» по П.П.Бажову), Ефим Захарович («Обсуждению подлежит» А.Косенкова), Венедикт/Веденей («Холопы» П.П.Гнедича), Шпекин и Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя), Москалёв («Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому), Журден («Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера), Авдеев («:И Аз воздам» С.Кузнецова), Амиас Паулет («Мария Стюарт» Ф.Шиллера): В ГАМТе Борцову посчастливилось работать с такими режиссёрами, как Игорь Ильинский, Леонид Хейфец, Борис Морозов, Пётр Фоменко. Но его актёрская биография не ограничивается только театральными работами. Виктор Андреевич Борцов уже 45 лет снимается в кино. Среди фильмов с его участием — «Песнь о Кольцове», «Первый троллейбус», «Верьте мне, люди», «Освобождение», «Раскол», «Баллада о старом оружии», «И снова Анискин», «Визит дамы», «Леди на день», «Дневной поезд», «Гардемарины, вперёд!», «Один и без оружия», «Мой избранник», «Ультиматум», «Хождение по мукам», «Чича», «Джокеръ»: Но визитной карточкой Борцова уже более двадцати лет остаётся великолепный Савва Игнатьевич из успевших стать классикой «Покровских ворот». Удивительно яркий талант, органичность, трудолюбие и безмерная преданность своей профессии позволяют назвать Виктора Андреевича Борцова не просто ведущим, но одним из лучших актёров Малого театра. Ушел из жизни 20 мая 2008 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.http://www.maly.ru/Актерские работы:Песнь о Кольцове (1961)Первый троллейбус (1963) роль: КирюшинВерьте мне, люди (1964)Трое (1969)Так и будет (1973, телеспектакль) роль: ВасяДневной поезд (1976)Хождение по мукам (1977)И снова Анискин (1978) роль: тракторист СидоровВокзал для двоих (1982) эпизодическая роль: посетитель ресторанаПокровские ворота (1982) роль: Савва ИгнатьевичБерег его жизни (1984)Один и без оружия (1984)Мой избранник (1985)Баллада о старом оружии (1986)Гардемарины, вперед! (1987) роль: ГаврилаКлуб женщин (1987) роль: АрсенИ свет во тьме светит (1988)Визит дамы (1989)Допинг для ангелов (1990)Мои люди (1990)Виват, Гардемарины! (1991) роль: ГаврилаГениальная идея (1991)Год хорошего ребенка (1991)Летучий голландец (1991)Отель «Эдем» (1991)Чича (1992)Раскол (1993)Ультиматум (1998)Юкка (1998)Шуб — Баба Люба! (2000) роль: МарчеллоМарш Турецкого (все сезоны) (2000-2004) «Грязные игры»Джокеръ (Игра) (2002) роль: Папенька ЛидочкиЛеди на день (2002)Наследник (2002)Две судьбы-2. Голубая кровь (2005)Виктор БОРЦОВ: ПОЗВОЛЬТЕ ЗАМЕРЕТЬ В ГЛУБОКОМ БОНЖУРЕСтаршее поколение обожает его Савву Игнатьича из легендарных «Покровских ворот». Зрители помоложе пищат от его Гаврилы из знаменитой трилогии о гардемаринах. Всего же за могучими плечами этого приветливого, улыбчивого добряка-богатыря более 40 ролей в кино…ТЕАТР Я ПОЛЮБИЛ ЧЕРЕЗ… ТАРЕЛКУ- Родился я в Оренбурге 66 лет тому назад. Родители мои к актерскому ремеслу никакого касательства не имели. Всю свою жизнь папа проработал в «Заготзерне». Был репрессирован. За что? А кто ж его знает, за что сажали в 37-м!.. Назвали «врагом народа», но, правда, потом выпустили. А маму свою я никогда не видел ходячей, у нее был рассеянный склероз. В 42-м она умерла… Потом была мачеха, которая тоже умерла. Потом была еще одна мачеха… Но не будем об этом. Расскажу-ка я лучше, с чего у меня началась тяга к искусству, к театру, в частности. А началось все с… тарелки. С радиотарелки, по которой я запоем слушал многочисленные театральные постановки. Знал всех артистов, по голосу мог определить любого. А вот в настоящий театр я попал лишь во время войны, когда учился в первом классе. И это меня добило окончательно. Пришел, помню, домой и сказал: «Наверное, я буду артистом». С тех пор все мои мечты были только об актерской профессии. И они осуществились — я поступил в «Щепку», на курс Веры Николаевны ПАШЕННОЙ. Учился вместе с Юрием СОЛОМИНЫМ, ФИЛИППОВЫМ, ЭЙБОЖЕНКО… А сразу после училища попал в Малый театр. И верен ему уже 43 года…»ПОКРОВСКИМИ ВОРОТАМИ» Я УЖЕ ОБЪЕЛСЯ…- «Покровские ворота» случились в 82-м. С Мишей КОЗАКОВЫМ мы к тому времени были неплохими приятелями. Но я ему почему-то в голову не приходил, когда он искал актера на роль Саввы Игнатьича. До тех пор, пока меня ему не показал человек, которого я и знать не знал. Вот как бывает в жизни!.. К слову, на роль в этом фильме тогда пробовалось много наших замечательных актеров. Андрюша МИРОНОВ, например, пробовался на роль Хоботова, которую потом сыграл РАВИКОВИЧ. ЛАЗАРЕВ Женя — на мою роль, а ГУНДАРЕВА — на роль Маргариты Павловны, которую, как известно, сыграла Инна Ивановна УЛЬЯНОВА. Сниматься мне, в принципе, было легко. Я ж сам вырос во дворе, так сказать, коммунальном. Поэтому прекрасно знал и рассказывал Мише, как должен быть одет мой герой, какой походочкой он должен ходить, какие усы носить, в какую игру играть — в «лянгу» тогда все резались… Тогда я боялся только одного — что не успею за месяц отсняться, и нужно будет уезжать на гастроли в Тбилиси. Успели… А если откровенно, Андрей, не люблю я много говорить об этой картине. Это ж было уже так давно… У меня и до, и после этого было предостаточно работ не хуже. «Первый троллейбус», «Татьянин день», «И снова Анискин», «Летучий голландец», «Чича», «Допинг для ангелов», «Попечитель», «Визит дамы», «Моя семья», «Баллада о старом оружии», «Год хорошего ребенка», «Гардемарины, вперед!» — помните эти картины? Недавно вот снялся у ЭЙРАМДЖАНА в фильме «Ультиматум», у меня там классная комедийная роль. А «Покровские ворота»… Во время съемок Козаков разрешал нам просматривать уже отснятый материал, дубли — зря он это делал, потому что, знаете, мы как-то… объелись этим фильмом. И сегодня у меня нет особого желания посмотреть его от начала до конца. Поддерживаю ли я отношения с кем-либо из своих коллег по фильму?.. Нет. Разбросало. Только вот с «женой» своей Инной Ульяновой перезваниваемся периодически…НА «ГАРДЕМАРИНАХ» Я ЧУТЬ НЕ ПОГИБ- Первоначально мне в «Гардемаринах» предлагали другую, более маленькую роль — банщика. Того, кто чуть ли не до смерти зажаривает в баньке де Брильи, когда тот с Ягужинской приезжает в охотничий домик на болотах, — помните? Я отказался, ушел в другую картину. И тут они мне звонят и отдают Гаврилу. Естественно, я сходу дал «добро». А банщика того сыграл какой-то солдат, которому в фильме я подарил одну из своих любимых и часто употребляемых в жизни фраз: «Позвольте замереть в глубоком бонжуре!». Кстати, когда он это там произносит, все мои друзья и родственники железно уверены, что и банщик — моя работа… Вообще, моего Гаврилы было снято больше. При монтаже режиссер фильма Светлана ДРУЖИНИНА очень многое вырезала. Очень жаль… Я люблю своего Гаврилу, этого самородка, который делает мази, продает их и очень часто выручает деньгами своего барина, одного из гардемаринов — Никиту Оленева. Кстати, перед съемками я ходил по врачам и расспрашивал их — как бы мне что-нибудь по латыни загнуть? Так родилась крылатая фразочка в фильме: «Валерьянку надо пить, мадэ эд ноктэ!». Первых «Гардемаринов» снимали два лета, в Твери и живописных ее окрестностях. Сняли бы и за одно, но так случилось, что Дружинина во время съемок упала с лошади и сломала ногу… Кстати, вторых — «зимних» — «Гардемаринов» тоже не обошел перенос на другой год. Снимали в Подмосковье, была зима, а снега… все не было и не было… Нет, никогда я не забуду съемки в этом фильме. Ведь я на них чуть не погиб. Снимали эпизод, где я управляю каретой, в которой сидят гардемарины. И вот в один из дублей карета задними колесами задевает за бордюр, а я, не удержавшись, лечу — головой вниз! Теряю сознание… Слава Богу, одно место перевесило, приземлился на него. Прихожу в себя: лошадь меня долбает! И как я только голову успел руками закрыть?.. Полгорода это видело. А вытащил меня из-под лошади один шофер из киногруппы. Я потом, когда встречал его на других съемках, все поил… К слову, умереть я мог в жизни не однажды. Вырезали мне как-то аппендицит. Нас семеро в тот вечер легло по нож хирурга. Шестеро вскоре покинули больницу, а я остался. С диагнозом — распад крови. Всем родным и знакомым сообщили, что умрет, мол, приходите прощаться. А потом сделали аж четыре сложнейшие операции, перевозили из одной больницы в другую, прочищали мне все… После этого пришлось завязать даже с гантелями. А о моих любимых лыжах и плавании я уж вообще молчу…БОЮСЬ САДИТЬСЯ В ТАКСИ- Живем с моей супругой Стеллой Сергеевной вдвоем. И она работает, и я. Нам бы кошечку какую-нибудь или собачку завести — увы, нет возможности. Это мой второй брак. От первого у меня есть дочка — Оля. Ей 34. Живет она одна. Живет не ахти как, мягко говоря. Это моя боль… Помогаю ей, как могу. Оля пошла в свое время в актерство, по моим стопам, но… далеко не ушла. Ведь актрисой нужно родиться. Когда ее прослушали, то сразу мне сказали: «Не стоит дочери идти в эту профессию…». Все свое свободное время провожу, в основном, дома, на своем любимом диване. Дачи у нас нет. Машины нет. Рыбалкой не увлекаюсь. Цветочки не выращиваю. Лежу — смотрю телевизор. Особенно обожаю политические программы. Иногда смотрю кассеты со спектаклями, фильмами — я ж должен быть в курсе всех театральных и киношных дел в стране. Или возьму и съезжу в Питер к другу. Он меня встретит, довезет до какого-нибудь театра, а я его проведу туда. Но это бывает не так уж часто. Прыти-то уже нет былой. И потом… Да, можно было бы выйти, сесть в такси и поехать, например, в кино. Но… во-первых, мне это порой не по карману, а во-вторых, извините, я в Москве сесть в такси боюсь. Такая нынче жизнь пошла… Ладно, дома уж посижу. Книги почитаю. А газеты я не выписываю. Что люблю почитать?.. То, что мне надо для роли. Я такой человек, что перед съемками обязательно узнаю ВСЕ о том времени, о той эпохе, в которой разворачивается действие фильма. Когда, например, снимался в «Гардемаринах», прочитал все о принцессе Фике. А потом подошел к Дружининой и сказал: «Вот вам сюжет. Вставьте только сюда гардемаринов — и фильм готов». И, как вы знаете, вторая «гардемаринская» картина посвящена как раз переезду Фике из Германии в Россию……И ВСЕ РАВНО БАЛДЕЮ!- Будем считать, что я уже прожил жизнь. Прожил ее, занимаясь любимой профессией. ЛЮБИМОЙ! И я никогда ничего не делал из-под палки… Да, порой это ад. Порой у тебя от сложной роли мозги на сцене рвутся, а ты… а ты все равно балдеешь, получаешь колоссальный кайф от любимого занятия. Жаль, предложения сниматься в кино поступают нынче крайне редко. Крайне!.. Живу Малым театром, где занят нынче в восьми спектаклях. Впрочем, о какой-то заветной роли уже не мечтаю. Жаль вот только, что мало сыграл я в жизни комедийных ролей. А так, многое мне посчастливилось переиграть. И если это даже было не так уж громко и велико — не беда, все равно это доставляло мне неописуемое удовольствие…http://www.chelpress.ru/newspapers/…/7/BORCOV.shtmlИНТЕРВЬЮ: Малый театр надо переименовать в «Современник»http://maly.ru/news2/news_more.php?…6&year=2004ВИКТОР БОРЦОВ: В ТВЕРИ Я ЧУТЬ НЕ ПОГИБhttp://maly.ru/news2/news_more.php?…6&year=2006

Posted on Jun. 14th, 2007 at 10:48 am |Link|Leave a comment||Flag

Используемые источники:

  • https://showbiz.mirtesen.ru/blog/43107076080/viktor-bortsov-kto-skryivalsya-pod-maskoy-dushevnogo-savva-ignat
  • https://m-llekolombina.livejournal.com/77246.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116