Содержание
Биография
Советский режиссер Григорий Александров сумел преодолеть идеологические преграды середины 30-х и прославился в мировой киноиндустрии. Любимец представителей власти и муж легендарной Любови Орловой начал карьеру как актер, но вовремя осознал, что создавать фильмы значительно интереснее, чем вживаться в предложенные образы.
Детство и юность
Григорий Мормоненко (настоящая фамилия режиссера) родился 23 января 1903 года в Екатеринбурге. Сведения о семье будущего актера и режиссера разнятся. Есть версия, что отец Григория работал разнорабочим, другие источники утверждают, что Александров – сын владельца гостиницы и вырос в роскоши.
Доподлинно известно, что к работе в театре Григорий приступил в 12 лет. Начав карьеру в оперном театре на должности разнорабочего, Александров добрался по карьерной лестнице до должности помощника режиссера. Параллельно с изнуряющей службой юноша окончил музыкальную школу и курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе.
Фильмы
Переезд в Москву состоялся благодаря актерам художественного театра, приехавшим в Екатеринбург на гастроли. Александров настолько был впечатлен работой коллег, что отправился в столицу повышать квалификацию.
В 1921 году Григория принимают в Первый рабочий театр. В новом коллективе молодой человек знакомится с Сергеем Эйзенштейном – режиссером, которому Александров поможет в создании театральных спектаклей и фильмов «Стачка» и «Броненосец «Потемкин».
Григорий, поставивший себе цель постоянно совершенствоваться в профессии, отправляется в Голливуд. Официальной причиной командировки значилось продвижение советского кинематографа, но Александров не упустил возможности познакомиться с легендарными артистами, в число которых вошел Чарли Чаплин.
После возвращения из поездки биография режиссера разительно меняется. Тесный творческий тандем с Эйзенштейном (столь тесный, что среди киношников ходили непристойные слухи) распадается. Причина – Григорию захотелось больше творческой свободы. К тому же режиссер получил предложение от Сталина снять фильм о революции.
Кинокартина получила название «Интернационал» и прошла в кинотеатрах с заметным успехом. Следующим заказом от правительства стала комедия «Веселые ребята», во время работы над которой режиссер познакомился с Любовью Орловой. После завершения проката фильм был удостоен специальной премии Венецианского кинофестиваля.
Впрочем, успехом картины Александров обязан Максиму Горькому. Комедия, созданная режиссером, не получила одобрения у Наркомата просвещения и должна была оказаться в архиве. И только влияние драматурга, настоявшего на просмотре киноленты Сталиным, спасло дело. Влиятельный политик одобрил комедию, несмотря на отсутствие партийной пропаганды.
Закрепить успех у советского народа и представителей власти Григорию помог фильм «Цирк». Изначально авторами сценария значились Илья Ильф и Евгений Петров. Но Александров, недовольный текстом, переработал идею настолько, что писатели отказались от авторства. Чтобы угодить Сталину, режиссер заметно усилил сюжетную линию, связанную с идеологией советского человека.
Первые годы Великой Отечественной войны Григорий провел в Алма-Ате (ныне Алматы), куда переправили всех сотрудников «Мосфильма» с семьями. Но уже в 1943 году режиссер возвращается в столицу. В Москве мужчину ждала новая должность.
С поста среднестатистического режиссера Александров перемещается в кресло руководителя киностудии. С этого момента Григорий Васильевич практически не снимает кино, больше времени отдавая организационным вопросам.
В 1951 году Александрову предлагают должность преподавателя ВГИКа. Мужчина 6 лет вел курс по режиссуре, параллельно изучая новые сценарии и участвуя в международных киноконкурсах в качестве приглашенной звезды.
Личная жизнь
Первой женой Александрова стала актриса Ольга Иванова. Артистка прославилась благодаря работе в эстрадном коллективе «Синяя блуза». На очередном выступлении девушка заметила восхищенный взгляд молодого актера и влюбилась. В 1925 году у супругов родился ребенок — сына назвали Дуглас. Брак распался после поездки Александрова в Америку. Пока режиссер находился в командировке, Иванова завела любовника.
Второй супругой Александрова стала еще неизвестная актриса Любовь Орлова. Именно Григорий сделал из супруги звезду, отдав ей главные роли в большинстве собственных фильмов. Для обоих артистов брак стал вторым по счету.
Окружающие удивлялись странным взаимоотношениям. Супруги спали в разных кроватях и дома общались только записками. На подобных условиях настояла Орлова по личным причинам. Завистники сплетничали, что брак фиктивный, но дневники и записки супругов, сохранившиеся в их имении (так загородный дом называл режиссер), подтверждают обратное. Александров прожил с Орловой до самой смерти возлюбленной.
Смерть
Незадолго до собственной кончины актер и режиссер женился еще раз. Теперь супругой мужчины стала вдова Дугласа Александрова. Подобный поступок шокировал общественность. Галина, так звали невестку, заботилась о пожилом человеке, который привык к женскому вниманию.
Молодая вдова привела в порядок дневники свекра, следила за приемом лекарств и готовила блюда, которые любил режиссер. Григорий Александров в ответ сделал Галину наследницей всего, что сумел заработать.
Умер актер и режиссер 16 декабря 1983 года. У пожилого мужчины отказали почки, пораженные инфекционным заболеванием. Александров умирал в одиночестве. Галина, скрасившая последние годы Григория Васильевича, находилась в зарубежной командировке. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище, неподалеку от могилы Любови Орловой, которую мужчина пережил на 8 лет.
Фильмография
Актер:
- 1923 – «Дневник Глумова», Глумов
- 1925 – «Броненосец «Потемкин», старший офицер Гиляровский
- 1929 – «Старое и новое», водитель трактора
- 1938 – «Волга-волга», капитан спасательного буксира
- 1970 – «Скворец и лира», генерал
Режиссер:
- 1924 – «Стачки»
- 1927 – «Октябрь»
- 1930 – «Спящая красавица»
- 1932 – «Да здравствует Мексика!»
- 1934 – «Веселые ребята»
- 1936 – «Цирк»
- 1938 – «Первое мая»
- 1947 – «Весна»
- 1953 – «Великое прощание»
- 1967 – «Десять дней, которые потрясли мир»
Урожденный Гриша Мормоненко, он проделал долгий путь от рассыльного в Екатеринбургском оперном театре до лауреата двух Сталинских премий и Героя Социалистического Труда. Его жизнерадостные фильмы помогали простым людям легче относиться к реалиям жизни, зажгли яркую звезду Любови Орловой на кинематографическом небосклоне и открыли иностранцам иной, более светлый, взгляд на жизнь в стране советов.
Статья по темеМноголикий Эльдар Рязанов. Друзья и коллеги — о мэтре отечественного кино
Родился Григорий Мормоненко 23 января (10 января по ст.ст.) 1903 года в Екатеринбурге в семье уральского горнорабочего, и очень рано, с
9-ти
лет, начал работать. Учился он в Екатеринбургской музыкальной школе, окончил курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра. С Сергеем Эйзенштейном он познакомился в мастерской Мейерхольда, во времена своей работы на подмостках Первого Рабочего театра Пролеткульта в Москве, и впоследствии творческий союз двух деятелей воплотил в жизнь такие киноработы как «Броненосец Потемкин» (1925), «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929). Вместе двое молодых людей отправились в путешествие по США и Мексике на три года для съемок картины «Да здравствует Мексика!».
Занятная история приключилась с друзьями по пути в Америку. Они приняли участие в съемках швейцарского фильма о запрещении абортов в одной из клиник Цюриха, где Александрову пришлось играть роженицу, которой делают кесарево сечение. На вопрос акушерки «В который раз рожаете?» молодые люди разразились диким смехом и чуть не сорвали съемки.
Однако во время своего американского турне друзья разругались, и Александров решил строить свою карьеру самостоятельно.
После возвращения на Родину последовала работа над комически-лирическими «Веселыми ребятами». Интересно, что это фильм помог вытащить на свет не кто иной, как Максим Горький.
Ему, в отличие от советских цензоров, картина понравилась: Горький устроил встречу молодого режиссера и великого вождя на даче Александрова. «Хорошая картина, веселая, — прокомментировал фильм Сталин. — Я как будто месяц в отпуске побывал. А что, кому-то она не понравилась?» Советским зрителем картина была принята на ура.
Статья по темеА ребята-то весёлые! Как режиссёр Александров нашёл Любовь
Вскоре последовали знаменитые «Цирк» и «Волга-Волга», «Весна» и несколько других работ. В июне 1948 года Александрову было присвоено звание «Народного артиста СССР». Однако после смерти Сталина картины режиссера принимались в штыки. Поэтому он решил оставить режиссуру, сосредоточившись на других сферах деятельности: руководил режиссерским курсом во ВГИКе, председательствовал в президиумах.
Последней киноработой Александрова стал документальный фильм о жене «Любовь Орлова» (1983). Супруга Александрова скончалась 26 января 1975 года, а через некоторое время после смерти жены режиссер потерял и своего сына Дугласа — он умер в 1978 году от обширного инфаркта. Спустя некоторое время он женился на вдове сына — Галине Васильевне, которая впоследствии унаследовала московскую квартиру и семейный особняк Александрова.
Фильм «Любовь Орлова» вышел на экраны уже после смерти Григория Васильевича в декабре 1983 года. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище. Галина Васильевна не позволила захоронить Александрова в могиле бывшей жены Любови Орловой. Памятники бывших супругов сегодня находятся друг напротив друга.
«Какая женщина! Убиться можно!»: режиссер и его муза
Отношения с Любовью Орловой вообще называют одними из главных в жизни режиссера. Ради нее он ушел из семьи. Молодая актриса работала в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. Александров, к тому времени уже известный режиссер, собирался снимать «Веселых ребят». Он размышлял над тем, кому отдать роль главной героини Анюты, и ему предложили сходить в театр на оперетту Оффенбаха «Перикола», где играла Орлова.
Статья по темеАгент влияния Орлова. Легенды и мифы первого секс-символа СССР
Он влюбился в нее с первого взгляда, и после спектакля побежал за кулисы пригласить актрису на банкет в Большой театр. После они гуляли всю ночь напролет, и Александров уговорил Орлову сняться в его фильме. На съемки в Гагры они поехали вместе, а вскоре официально зарегистрировали свои отношения. У Александрова на момент их встречи были жена и сын. У Орловой брак тоже не стал первым — ее мужа, работника Наркозема Андрея Берзина сослали в Сибирь. Был у нее и гражданский муж — австрийский инженер, в ту пору работавший в России. Он поощрял актерскую карьеру Орловой, даже одобрил ее желание поехать на съемки «Веселых ребят». Приехав поддержать актрису в Гаграх, он сразу почувствовал, что между ней и режиссером есть чувства. Уехал он тихо, и больше в жизни Орловой не появлялся.
Фильм имел необыкновенный успех, и союз Александрова и Орловой стал еще прочнее. Совместные работы пары в последующих фильмах «Цирк» и «Волга-Волга» закрепили за Орловой статус народной любимицы, а за Александровым — мастера музыкально комедии и «объекта гордости» Сталина. Последний настолько обожал творения режиссера, что очень обиделся на Риббентропа (министра иностранных дел Германии) за то, что тот не стал смотреть его любимую «Волгу-Волгу».
Александров пережил свою жену на восемь с половиной лет. «Мы прожили с Любочкой 42 года. Это было сорок два года счастья» — сказал он после смерти Орловой на одном из концертов.
Главные киноработы
Самые знаменитые в народе картины Александрова — «Веселые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга» — снимались режиссером с подачи Иосифа Виссарионовича. Предполагалось заложить в эти картины советско-пропагандистский посыл, и первая по счету работа «Веселые ребята» вызвала шквал зрительского недовольства и даже была запрещена Наркоматом просвещения РСФСР за недостаток «революционного» пафоса. Однако «главному зрителю» картина понравилась, и после одобрения ее Сталиным режиссер прослыл «неприкасаемым». Фильм произвел фурор и за рубежом. Под названием «Москва смеется» он был удостоен не только приза Венецианского кинофестиваля в 1934 году, но и похвалы самого Чарли Чаплина. «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа» — отозвался Чаплин об этом фильме. В финальных титрах режиссер решил шутки ради перечислить как «не участвующих в фильме» Гарольда Ллойда, Бастера Китона и Чарли Чаплина.
Статья по теме«Весна». История одного фильма
1936 год для Александрова стал годом «Цирка». В основу картины лег сценарий Ильфа, Петрова и Катаева (советский драматург и поэт), а в финале прозвучала «Песня о Родине», ставшая общенародным шлягером на многие года вперед. Фильм стал кинолегендой, цитаты из фильма стали крылатыми, вспомним хотя бы некоторые:
«Спят медведи и слоны, Дяди спят и тёти. Все вокруг спать должны… Но не на работе!»
или
«— Что она там поёт?— Поёт, что на Луне хорошо.— С такой зарплатой везде хорошо!».
Музыкальная «Волга-Волга» вышла в 1938 году и сразу же возымела оглушительный успех. Этоа эпическая картина (работа над фильмом велась с перерывами в течение четырех лет) символично отражала достижения Советского Союза и очень полюбилась Сталину. Фильм был удостоен высшей премии на Международной выставке в Париже в 1937 году. Интересно, что над фильмом работал сценарист Николай Эрдман, вернувшийся из политической ссылки, а оператора, снявшего большую часть фильма, арестовали по обвинению в шпионаже и расстреляли еще до окончания съемок.
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Всем известно о невероятной истории любви и сотрудничества самой успешной кинематографической пары нашей страны. Но не следует забывать, что от первого брака с актрисой Ольгой Ивановой у режиссеры был единственный сын Дуглас.
Назвали его в честь любимого голливудского актера Дугласа Фэрбенкса-старшего. После развода сын воспитывался теткой. Когда подрос — стал общаться с отцом, с его помощью окончил сценарный факультет ВГИКа. В 1952 году был арестован по доносу. Находясь в заключении, в 26 — летнем возрасте перенес инфаркт. В 1953 году после смерти Сталина был отпущен.
Вскоре женился на манекенщице Галине Крыловой. Говорят, с мачехой Любовью Орловой отношения складывались не очень. В браке с Галиной у Дугласа родился сын Григорий, названный в честь знаменитого деда. В 1975 году знаменитая актриса ушла из жизни. Режиссер очень тяжело пережил ее уход. А через три года от повторного инфаркта скончался сын Дуглас.
Александров был настолько поглощен горем от ухода жены, что не очень -то и заметил потерю сына. На похоронах он не появился. А через год, к недоумению многих, он женился на вдове собственного сына. Внук объяснял это тем, что немолодой Александров нуждался в уходе. После смерти режиссера Галина становится единственной наследницей Александрова.
К возмущению близких друзей, она похоронила его отдельно, а не рядом с Орловой, как того хотел режиссер. Единственный внук окончил операторский факультет. После смерти матери буквально разбазаривал вещи и архив оставшиеся от знаменитой четы, не следил за их знаменитой дачей. В 2011 году известный адвокат Добровинский выкупил у безалаберного внука дачу вместе с остатками уникального архива. Он занимается восстановлением дома, и планирует в будущем сделать там музей.
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/7645-grigorii-aleksandrova.html
- https://aif.ru/culture/person/vehi_zhizni_grigoriya_aleksandrova_sudbonosnye_vstrechi_i_luchshie_filmy
- https://zen.yandex.com/media/kinokult/grigorii-aleksandrov-edinstvennyi-vnuk-i-ego-strannyi-brak-posle-uhoda-liubovi-orlovoi-5cef852fd0f1b600b042da18