Содержание
- 1 Биография Михаила Кононова
- 2 Детство Михаила Кононова
- 3 Первые шаги в профессии
- 4 Любимец публики Нестор Петрович
- 5 Отношения Михаила Кононова с матерью
- 6 Личная жизнь Михаила Кононова
- 7 Последние годы и смерть Михаила Кононова
- 8 Биография
- 9 Фильмы
- 10 Личная жизнь
- 11 Смерть
- 12 Фильмография
- 13 Дата и причины смерти
- 14 Где похоронен
- 15 Краткая биография Михаила Кононова
Биография Михаила Кононова
Михаил Кононов – известный советский и российский актер. Среди наиболее популярных картин с его участием числятся «Начальник Чукотки» Виталия Мельникова, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Гостья из будущего» Павла Арсенова. Но, конечно же, «визитной карточкой» артиста была и остается роль Нестора Петровича из мини-сериала «Большая перемена» режиссера Алексея Коренева.
Детство Михаила Кононова
Артист родился 25 апреля 1940 года в простой и небогатой московской семье. Родители были людьми малообразованными и к творчеству никакого отношения не имели. Отец работал швейцаром в гостинице «Пекин», мать была поваром. Оба они слыли людьми необщительными и замкнутыми. Маленькому Мише в квартире была отведена 6-ти метровая комната без окон. Вопреки всему, ребенок рос веселым, открытым и артистичным.
Ремеслом актера Михаил Кононов начал интересоваться еще в школьные годы. Вместе с Андреем Смирновым, прославившимся впоследствии в качестве режиссера («Белорусский вокзал», «Жила-была одна баба»), он активно участвовал в любой самодеятельности, позволяющей выйти на сцену. Друзья все время писали какие-то сценарии к школьным спектаклям, репетировали, выступали.
Первые шаги в профессии
После окончания школы Михаил Кононов поступил в театральное училище имени М. С. Щепкина, где новоиспеченного студента сразу же признали самородком. Актер блистал даже на фоне таких талантливых сокурсников, как Виктор Павлов, Виталий Соломин и Олег Даль. Но из-за вспыльчивого характера актер не смог обзавестись друзьями в «Щепке». Единственным исключением стал Даль, обладавший таким же упрямством и стремлением рубить правду с плеча. «Два сапога – пара», – называли приятелей сокурсники.
Кононов впервые попробовал силы в «большом» кино еще во время обучения (роль Вити в фильме Ивана Пырьева «Наш общий друг»). С того времени за ним и закрепилось амплуа трагикомичного героя – беззлобного, простоватого, неуклюжего, но очень обаятельного. После окончания училища артист недолгое время работал в труппе Малого театра, однако вскоре покинул его из-за конфликтов с руководством и желанием связать свою карьеру исключительно с кинематографом.
Первое серьёзное признание и одна из самых, по мнению актера, важных и достойных его работ – роль Фомы в исторической драме Тарковского «Андрей Рублев» (1966 год). В следующем году – вновь успех, уже в картине Виталия Мельникова «Начальник Чукотки».
Любимец публики Нестор Петрович
После сразу двух удачных премьер предложений о работе значительно прибавилось. Но настоящая, всенародная слава обрушилась на Михаила Кононова после выхода 4-х серийной картины Алексея Коренева «Большая перемена».
Сам актер эту картину не любил и до конца своих дней раздражался от малейшего упоминания о фильме. С самого начала ему категорически не понравился сценарий, однако после длительных уговоров со стороны Коренева он все же сдался и принял приглашение на роль главного героя.
Как позже признавался – из одного только желания поработать на одной площадке с подлинными гениями сцены. Евгений Леонов, Ролан Быков, Светлана Крючкова, Александр Збруев, Юрий Кузьменков, Савелией Крамаров, Наталя Гвоздикова… Список мэтров своего времени, принимавших участие в «Большой перемене» можно продолжать еще долго. В мемуарах Кононов писал о том, что картина собрала 4 поколения талантливейших мастеров, и «любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное – искренним». Несмотря на то, что артист тяготился съемками, как профессионал он вновь оказался на высоте: история о классном руководителе вечерней школы и его учениках по сей день остается любимой картиной миллионов российских зрителей.
Отношения Михаила Кононова с матерью
В среде киношников Михаил Кононов был известен как человек тяжелый и даже резкий. Подруга Михаила, актриса Инна Чурикова вспоминала, что тот мог подойти к незнакомому актеру и назвать его в лицо бездарностью. В первую очередь, на становлении характера, столь несочетающегося его с милыми, добрыми и наивными кинообразами, сыграли отношения с матерью.
Эту женщину актер не просто любил, а фанатично обожал, буквально боготворил. После ранней смерти отца он чувствовал себя ответственным за ее благополучие. Однако мать Кононова была человеком холодным, закрытым и часто отвечала на сыновью заботу лишь раздражением.
Жена Михаила ей тоже не понравилась. Обвинив сына в полном отсутствии вкуса, мать объявила молодым, проживающим с ней в одной квартире, бойкот. Впрочем, в развязанной ею холодной войне, женщина сама же и поставила точку. В день 30-летия Михаила, который на тот момент уже был звездой советского кинематографа, мать преподнесла сыну жуткий «подарок». Женщина демонстративно не вышла к праздничному столу. Сын решил отнести ей немного праздничных угощений в знак примирения. Зайдя в комнату, он выронил поднос из рук: за дверью лежало остывающее тело. Как выяснилось, в день рождения Михаила мать выпила отраву для тараканов. Это событие травмировало Кононова навсегда. Он корил то себя («не понял, не доглядел!»), то ее, называя мать «подлой предательницей».
Личная жизнь Михаила Кононова
Особенно тяжело трагическая смерть матери сказалась на отношениях Кононова с собственной женой Натальей, которой и до этого приходилось несладко в паре с замкнутым и раздражительным актером. Супруги, прожившие вмести почти 40 лет, познакомились на вечеринке в 1969 году. Михаила сразу очаровала белокурая красавица, которая была на 9 лет его младше. На тот момент Наталья успешно работала на радиостанции, серьёзно занималась лыжным спортом и пыталась строить карьеру в качестве фотомодели. Влюбленные быстро поженились.
Похороны матери кардинально изменили мир актера. А он, в свою очередь, изменил отношение к Наталье. Стал груб и деспотичен. Настрого запретил жене съемки, затем занятия лыжами, а затем и встречи с подругами. Ради сохранения семьи она бросила все свои увлечения и полностью посвятила себя супругу. Во имя спокойствия любимого мужа Наталья отказалась и от материнства. На робкие попытки заводить разговор о детях она всегда получала жесткий отказ. В одном из интервью Наталья призналась, что актер никогда не хотел «конкуренции» в лице младенца. Детей у Михаила Кононова так и не появилось.
Прощала Наталья и многочисленные измены. Несмотря на единственный брак, актер всегда пользовался популярностью у женщин. «Могу влюбить в себя любую!», – писал он в мемуарах.
Особенно яркий и продолжительный роман случился у Михаила Кононова уже на склоне лет. В 54 года он встретил никому не известную начинающую актрису Риту, которой на тот момент едва исполнилось 18.
Актер активно выводил юную спутницу в свет, представляя то племянницей, то дочерью. Оплатил ей образование, помогал с карьерой и жильем. Роман кончился плохо: девушка пыталась обманом завладеть московской квартирой супругов. Ситуацию спасла Наталья, заметив подлог и подав на Риту в суд. Михаила она, по обыкновению, простила.
Последние годы и смерть Михаила Кононова
Болезненное расставание с последним увлечением обернулось для Кононова страшным стрессом. Жизнь буквально покатилась под откос: начались серьёзные проблемы с деньгами и здоровьем, появились страшные боли. Чтобы оплатить лечение, пришлось продавать недвижимость. Хороших ролей больше не давали. А в низкопробных сериалах и рекламных роликах 90-х годов актер отказывался сниматься сам. Последней радостью для Михаила Кононова стало предложение режиссера Глеба Панфилова поработать над картиной «В круге первом» (хотя съемки давались уже тяжело – боль и слабость не отступали).
В последние годы актер с женой проживал в Подмосковье, ведя затворнический образ жизни и экономя буквально на всем. Кононов много сил отдал написанию мемуаров, но его воспоминаниями так никто и не заинтересовался. Все сильнее наваливались болезни: инфаркт, пневмония, сердечная недостаточность.
15 июля 2007 года он в тяжелом состоянии поступил в отделение реанимации, где врачи сутки прилагали все усилия, чтобы сохранить его жизнь. Однако это не принесло результатов, да актер и сам устал и не хотел бороться. «Меня не пугает смерть, – признавался Кононов в своих записях. – Там не будет боли. Там я встречу маму и, наконец, спрошу ее, почему она ушла, не попрощавшись». 16 июля 2007 года в возрасте 67-ми лет артист скончался.
Биография
Главный герой замечательной ленты «Большая перемена» — учитель истории Нестор Петрович навсегда остался «визиткой» этого артиста. Любимый миллионам соотечественников актёр Михаил Иванович Кононов появился на свет в Москве 25 апреля 1940 года. Он рос в простой семье со скромными доходами. В его семье не было ни артистов, ни людей искусства.
Но «притяжение» сцены Михаил Кононов почувствовал уже в ранней юности. Вместе со своим другом и одноклассником Андреем Смирновым, впоследствии ставшим режиссёром и снявшим легендарный фильм «Белорусский вокзал», он активно участвовал в школьной самодеятельности.
Ребята ставили прекрасные любительские спектакли и готовили эстрадные программы на школьные вечера. Этот первый успех и подтолкнул Михаила Кононова к дороге, по которой он пошёл после окончания школы. В 1963 году молодой актёр получил диплом ВТУ имени Михаила Щепкина и сразу же был принят в труппу Малого театра. На этой сцене и началась творческая биография Михаила Кононова.
Фильмы
На подмостки театра Кононов выходил на протяжении 5 лет. Но более комфортно актёр чувствовал себя на съёмочной площадке. Да и востребованность Михаила Ивановича в кино была огромная. После дебютной роли в картине Ивана Пырьева «Наш общий друг», сыгранной молодым артистом в студенческие годы, предложения следовали одно за другим.
Внешность Михаила Кононова часто диктовала роли. Ему предлагали сыграть бесхитростных, простых и светлых душой героев. Витька в мелодраме «Наш общий друг», Колька в лирическом фильме «Первый троллейбус», Алёша Семёнов в военной драме «В огне брода нет», лейтенант Малешкин в военной комедии «На войне как на войне». Все эти образы хотя и отличались, но, всё же, были связаны одним амплуа. Во всех сквозила трагикомичность, смех сквозь слёзы.
Трагикомические образы Михаил Кононов был обречён играть всю свою жизнь. Лишь небольшие исключения изредка нарушали такой порядок вещей. Например, в драме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» Кононов сыграл монаха Фому. Эта роль второго плана впоследствии оказалась одной из любимых ролей актёра. Именно этой работой он гордился, хотя совсем не Фома, а другие кинообразы прославили артиста.
Ощутимую известность Михаилу Кононову принесла трагикомедия «Начальник Чукотки». Здесь зрители увидели великолепный дуэт двух артистов – Кононова и Алексея Грибова. Но всенародная известность обрушилась на актёра после выходы на экраны «Большой перемены». Эта жизнерадостная комедия, где собран цвет отечественного кинематографа, и сегодня любима миллионами телезрителей. Но когда она лишь вышла на экраны, то имела эффект разорвавшейся бомбы. Зрители обожали Нестора Петровича и всех его учеников.
Как ни странно, но сам Михаил Кононов не любил свои звёздные роли. «Большую перемену» и «Начальника Чукотки» он вспоминал с неохотой.
В начале 1980-ых актёр впервые попробовал себя в детском кино. Фильмы с его участием «Гостья из будущего», «Кольца Альманзора» и «Финист – Ясный Сокол» понравились не одному поколению детей. Несмотря на то, что герои Кононова были прописаны в сценарии как персонажи второго плана, благодаря таланту Михаила Ивановича они стали вполне равноправными с главными героями фильмов.
Но в конце 1980-ых мир кино начал стремительно меняться. И эти перемены оказались не по душе артисту. Михаил Кононов говорил, что воспитан в иной системе ценностей и принадлежит к тому поколению актёрского сословия, которое не может себе позволить сниматься в низкопробных проектах ради денег. Поэтому Кононов отказался от многих предлагаемых ролей. Это не могло не сказаться на его материальном положении. Актёр продал столичную квартиру и построил небольшой домик в подмосковной деревушке Бутырки.
В этот период друзья и близкие актёра припоминают, что он очень гордился своими достижениями в хозяйстве. Он с удовольствием работал в огороде, выращивая прекрасный урожай капусты и арбузов. Возле дома рос виноград. Кононов выращивал поросёнка и мечтал вырыть пруд.
А вот работой в кинематографе он похвастать не мог. Отказывался от предлагаемых ролей, не соглашаясь на них ни за какие деньги. После прочтения очередного сценария открыто называл предложенную роль антиискусством и антиэстетикой.
Кононов говорил, что сниматься в такой «ахинее» ему стыдно перед умершими товарищами. Как известно, Олег Даль, Виктор Павлов и Виталий Соломин были однокурсниками Михаила Ивановича в «Щуке». Поэтому в последние годы Михаил Кононов появился лишь в нескольких картинах. Зрители увидели любимого артиста в лентах «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», «Курочке Ряба» и «В круге первом». В последнем фильме актёр снимался, превозмогая болезнь.
Личная жизнь
Со своей супругой Натальей актёр прожил почти 40 лет. Детей у пары не было, поэтому личная жизнь Михаила Кононова – это его маленькая семья и творчество.
Незадолго до смерти Михаил Иванович написал книгу воспоминаний. Но мемуары не приняло ни одно издательство, запрашивая огромные суммы для печатания книги. А собственных денег у артиста не было. Как говорили близкие друзья, Кононов мечтал, чтобы его труд увидели современники, особенно молодые актёры. Ему хотелось поведать им «всю правду о своей жизни» и поделиться секретами актёрского мастерства.
Смерть
Артист не дожил до 70-летнего юбилея 3 года. В последнее время он мечтал сняться в хорошей картине, за которую не будет стыдно перед умершими товарищами и своей совестью. А заработанный гонорар потратить на публикацию мемуаров. Но жизнь распорядилась иначе.
Летом 2007-го Михаил Иванович Кононов попал в больницу. Диагноз «пневмония» на фоне тромбофлебита и перенесённого ранее инфаркта прозвучал как приговор. Больше двух недель медики боролись за его жизнь. Но 15 июля 2007 года на фоне пневмонии развились сердечная недостаточность. Через сутки артиста не стало. Михаил Кононов похоронен в колумбарии Ваганьковского кладбища.
Фильмография
- 1961 — «Наш общий друг»
- 1966 — «Начальник Чукотки»
- 1966 — «Андрей Рублёв»
- 1967 — «В огне брода нет»
- 1968 — «На войне как на войне»
- 1972 — «Здравствуй и прощай»
- 1973 — «Большая перемена»
- 1979 — «Таёжная повесть»
- 1981 — «Василий и Василиса»
- 1984 — «Гостья из будущего»
- 2006 — «В круге первом»
Соседи Михаила Кононова рассказали , как жена актера терпела его любовницу и почему он торговал на рынке.
9 лет назад 16 июля, так и не выйдя из комы, в реанимации одной из столичных больниц на 68-м году жизни умер народный артист России Михаил Кононов.
Он прошел путь от невероятной популярности до полного забвения, став народным любимцем после съемок в фильме «Большая перемена».
Sobesednik.ru отправился в деревню в полусотне километров от Москвы, где он жил с женой 10 лет.
Соседи рассказали нам о том, как актер приводил в дом к супруге свою молодую музу, почему был вынужден торговать на деревенском рынке и как пристрастился к алкоголю…
Коллеги его называли актером с детским лицом и мудрыми глазами.
Он снялся в 90 фильмах, среди них немало знаковых картин, которые собрали огромную армию почитателей: «Здравствуй и прощай», «Гостья из будущего», «Василий и Василиса», «Андрей Рублев», «Начальник Чукотки».
Когда пришли лихие 90-е, Кононов не захотел подстраиваться под суровые реалии того времени, мириться с новым форматом кино и телевидения.
Он отказывался от съемок в сериалах, не хотел играть убийц и жуликов, практически не снимался в рекламе, хотя ему предлагали достойные гонорары. Новое поколение актеров принципиально не принимал, негативно высказывался о состоянии российского кинематографа.
Из-за того, что Михаил Иванович отказывался от работы, жил он со своей женой на пенсию.
Когда они оба заболели, денег не было даже на лекарства, актер оказался всеми забыт.
На его 65-летний юбилей не приехал никто из коллег. Звезда советского кинематографа был вынужден продавать капусту на деревенском базаре.
Чтобы понять, почему в жизни народного артиста произошел такой крутой поворот судьбы, мы отправились в деревню Бутырки Московской области, куда он переехал, продав квартиру в центре Москвы.
Он жил в поселке последние 10 лет, мы пообщались с односельчанами кинолегенды, которые за эти годы стали ему как родные.
– Мы дружили с Натальей Павловной, женой Михаила Ивановича. Она часто приходила ко мне по-соседски, да и он, когда тут был, тоже заходил. Кононов ведь частенько в Москву мотался, не очень он любил деревенский уклад жизни, а Наталья Павловна, наоборот, дни напролет на огороде проводила, – рассказывает жительница деревни Бутырки Маргарита Ивановна Панкова.
– Она все сама выращивала, у нее были отличные помидоры, огурцы, картофель, сад был прекрасный. Меня угощала тем, что вырастила, а я ее своим урожаем потчевала. Причем на огороде Наталья Павловна сама работала, Михаил Иванович был для этого совершенно не приспособлен, максимум, что он мог – поливать. Она мне показывала полочки в доме, которые тоже сама прибивала. Кононов был за ней как за каменной стеной, весь быт был только на ее женских плечах. Несмотря на то, что Наталья Павловна перенесла сложную операцию на щитовидке, у нее хватало сил справляться со всеми делами. Наталья Павловна и Михаил Иванович 38 лет прожили вместе, после смерти супруга она замкнулась в себе, вскоре ее не стало… Она всю жизнь все делала ради Михаила Ивановича. Они ведь познакомились еще в молодости – ему было 25 лет, а ей 18.
Всю жизнь прожили вместе. У Натальи Павловны не было высшего образования, она никогда нигде не работала, потому что Михаил Иванович запрещал ей, говорил, мол, жена должна сидеть дома и мужа с работы ждать. Но хоть она и была домохозяйкой, читала много книг, интересовалась политикой, разбиралась во многих вопросах. С ней всегда было интересно поговорить, причем на самые разные темы. Мы почти каждый день встречались, она ко мне приходила. Наталья Павловна жила жизнью моей семьи, у меня двое детей, она радовалась их успехам, мы вместе отмечали все праздники. У нее ведь не было никогда своих детишек, она говорила об этом так: «Хорошо, что Бог не дал мне стать матерью, я бы тогда вообще была ненормальная – переживала бы за них безумно».
Думаю, что в глубине души ей все же хотелось иметь сына или дочку, но этого не получилось, поэтому с годами она смирилась. Наталья Павловна вообще со многим смирялась: жили они довольно скромно, не шиковали. В Москву Михаил Иванович ездил всегда на электричке, машины у них никогда не было. При этом нельзя сказать, что не было средств для заработка, Кононову много сценариев присылали, а он нос воротил.
Ему предлагали роль в сериале «Участок», он говорил: «В мыльных операх сниматься не буду».
Вот такой был гордый человек. Одевался он тоже очень скромно, вещи у него все были недорогие.
– Кононовы переехали сюда в 90-х, – вспоминает сосед народного артиста России Владимир Федорович Лобов. – Помню, он пришел ко мне знакомиться. Я сначала и не понял, что он актер: бедно одет, маленького роста, мне и в голову не могло прийти, что это тот самый Кононов. Потом мы подружились, он очень помогал нашей деревне.
Переехал как раз в ту пору, когда мы проводили газ. Еще в советское время была составлена проектно-сметная документация, процесс газификации тогда приостановили из-за перестройки. Ну а потом чиновники куда-то потеряли документы. Так вот мы привезли прям в их контору Михаила Ивановича, там увидели его и обомлели. А он так деликатно сказал: «Здравствуйте, я народный артист России Кононов» и попросил помочь нам. Вот тут дело и сдвинулось с мертвой точки, ему-то отказать уже никто не мог. Так что, если нам надо было «прошибить» чиновников, мы брали Михаила Ивановича с собой – результат был гарантирован.
С Натальей Павловной у них отношения были странные. Одно время Михаил Иванович приводил в дом молоденькую девушку, лет 19, он нам говорил, что это его дочь, мы тогда недоумевали, мол, откуда она взялась. А потом узнали, что это его любовница, он ее водил домой, а Наталья Павловна все терпела, прощала, знала, что все равно к ней придет…
Первое время он пытался приспособиться к нашему деревенскому укладу жизни, но было видно, что его это все тяготило. А вот Наташка сразу адаптировалась. Она такую капусту выращивала, даже я, бывший главный агроном совхоза «Курсаково», не мог такую вырастить, аж стыдно было. Ну что тут скажешь: обожала она в огороде возиться, а ему все это не нужно было, думал только о ролях.
Однажды Михаил Иванович попросил меня отвезти его на рынок, решил продавать капусту, которую жена выращивала. Мы встали с ним напротив ресторана, народ вокруг него собрался, все шушукались, не понимали, как может народный артист стоять на рынке. В итоге вышел к нам директор ресторана и забрал всю капусту оптом, чтоб только любимый народом актер не стоял на базаре. Одно время было совсем туго у него с деньгами, и Михаила Ивановича кто-то решил устроить на наш местный завод по производству целлофановых пакетов, но он отказался, ему стыдно было…
Трудно, конечно, было жить на небольшую пенсию: у него была в районе 8 тысяч, и у Натальи Павловны примерно столько же. На лекарства много уходило, у Кононова последние годы сильно ноги отекали, сердце шалило. Помню, Наташка жаловалась мне: «Ты представляешь, ему врачи сказали в день по 30 грамм выпивать вина, не успеваю оглянуться, как бутылка уже пустая».
Любили они оба выпить, курили много. Если честно, они и переехали из деревни обратно в Москву спустя 10 лет, чтобы не спиться. Они тогда оба болели, говорили всем, что переехали из-за того, что в Москве медицина хорошая, а на самом деле причина была другая. Актера обманули: одна частная компания взяла с него баснословные деньги за оформление сделки по обмену двухэтажного подмосковного дома на маленькую двушку на окраине Москвы.
Михаил Иванович был согласен на любые условия, к тому времени он почти не поднимался с кровати из-за болей в ногах, ему не хотелось больше деревенской жизни, он рвался в родную Москву. Но обустроить быт на новом месте Кононовы так и не смогли, жили в квартире с неразобранными коробками вещей. Последний год Михаил Иванович часто лежал в больнице, у него был тромбофлебит (тромбоз вен. – Авт.), он имел вторую группу инвалидности.
– Миша настаивал, чтобы ему сделали операцию по удалению тромбов, – рассказывала в одном из документальных фильмов об актере его близкая подруга Галина Романова. – Врачи не брали на себя такую ответственность: все-таки ему было 67 лет, он перенес инфаркт, и давать общий наркоз было очень опасно.
– Когда Миша лежал в Москве в Боткинской больнице, нам позвонила женщина и буквально кричала в трубку: «Ну как вам не стыдно, знаменитый актер ходит по отделению в рваных штанах!» – рассказала нам директор Гильдии актеров кино России Валерия Александровна Гущина.
– А мы к тому времени с Мишей из-за личных перипетий практически не общались. Но я тут же помчалась к нему в больницу, привезла ему новые брюки. Гильдия дала деньги на все необходимые медикаменты, он напрямую отказывался принимать от нас помощь, но мы ему тогда выписали творческую стипендию, хоть и крохи платили, но зато ежемесячно, в общем, как могли, помогали. В последнее время Михаил Иванович мало общался с коллегами, они вообще, по словам соседей, ни разу не навестили его за годы жизни в Бутырках, а про 65-летний юбилей кинолегенды все забыли. Актер остался один на один со своими переживаниями, он все их выплеснул в книге «Прости, жизнь, и прощай!», но ни одно издательство не захотело ее печатать, потому что он не давал вычеркнуть оттуда ни единой строчки. Куда исчезли рукописи после смерти легенды советского кино, неизвестно…
Владимир Лобов по-соседски помогал актеру, вместе с ним торговал на рынке
В «Большой перемене» герой Кононова, учитель Нестор Петрович, говорил пламенную речь, которая осталась актуальна и по сей день: «Какое вам дело до того, что человек остался один? И что вам до того, что ему, как назло, ни в чем не везет?! Вы думаете только о себе, сухие, черствые люди!»
Источник
Ссылка на первоисточник
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
3
Актер Михаил Иванович Кононов скончался 16 июля 2007 года в возрасте 67 лет. Причиной смерти стала тромбоэмболия. Тело кремировали, прах находится на Ваганьковском кладбище. За свою жизнь Кононов сыграл десятки ролей, но умер в забвении, во многом, по своей вине. Он снимался в фильмах «Андрей Рублев», «Большая перемена», «В огне брода нет», «Начальник Чукотки».
Михаил Кононов – человек одиночка, закрытый как шкаф для всего внешнего мира. Кто бы мог подумать, что именно таким был исполнитель роли Нестора Петровича в фильме «Большая перемена». Актер с по-детски наивным выражение лица, нежными и мягкими чертами, обладал деспотичным характером и жестким нравом. В 2019 году исполнится 12 лет со дня его гибели. Причина смерти Михаила Кононова – сердечный приступ. Последние годы жизни он провел в одиночестве и забытье, даже коллеги по цеху не знали, где он живет. Жизнь актера завершилась на 68-м году жизни.
Дата и причины смерти
Рисунок 1. В преклонном возрасте Михаил Кононов вел замкнутый образ жизни
16 июля 2007 года скончался известный российский актер Михаил Кононов. В тяжелом состоянии он поступил в реанимацию за день до трагического события – 15 июля. Несмотря на все усилия, врачи не смогли спасти актера. Смерть наступила в результате тромбоэмболия – сгусток крови заблокировал главную легочную артерию, что затруднило работу сердца.
Актер не боялся смерти, об этом он написал в своих мемуарах. Кононов пережил предательство последней большой любви и страдал от забвения, его больше не приглашали сниматься в серьезном кино. Все это сильно повлияло на здоровье уже пожилого актера. Он кочевал из больницы в больницу. Ухаживала за ним только преданная жена – Наталья, которая всю свою жизнь посвятила известному мужу.
Где похоронен
Согласно воле усопшего, тело было кремировано. Урна с прахом покоится на Ваганьковском кладбище в Москве. Захоронение Кононова находится в нескольких шагах от могилы Высоцкого.
Церемония прощания состоялась на сороковой день. Присутствовали только самые близкие люди. Они принесли с собой фотографии молодого артиста и обменивались ими во время церемонии. Пресса и коллеги по цеху на панихиде отсутствовали. Как это часто бывает, популярный актер последние годы своей жизни пребывал в полном забвении.
Краткая биография Михаила Кононова
Рисунок 2. Михаил Кононов в фильме «Большая перемена»
Харизматичный актер с милой внешностью обладал на удивление суровым и резким характером. Он мог подойти к начинающему артисту и обвинить его в бездарности. Сам же Кононов был очень переборчивым в выборе ролей. Так, например, он долго не соглашался сыграть Нестора Петровича в советском мини-сериале «Большая перемена». На его решение повлиял звездный состав картины. По его словам, такие актеры способны сделать любой фильм шедевром.
Детство и юность, учеба
Родился Михаил Кононов в обычной московской семье 25 апреля 1940 года. Отец работал швейцаром в отеле, мать поваром. Оба были людьми замкнутыми и неразговорчивыми. Никакого отношения к творчеству семья не имела.
Отец рано ушел из жизни, а с матерью их связывали сложные отношения. Она с одной стороны отталкивала ребенка, а с другой корила за невнимательность.
Однако мальчик рос веселым и артистичным. Интерес к профессии появился у него еще в школьные годы. Он участвовал в творческих постановках, с друзьями писал сценарии для школьного театра.
Сразу после школы Михаил поступил в училище имени Щепкина, где его незамедлительно признали самородком. И это при том, что его сокурсниками были такие блистательные личности, как:
- Виталий Соломин;
- Виктор Павлов;
- Олег Даль.
Михаил Кононов отличался вспыльчивым характером, поэтому друзей в училище он не завел. Близко он сошелся только с Виктором Павловым, который был таким же дерзким и непримиримым, как он сам.
Начало карьеры
Рисунок 3. Кадр из фильма «В огне брода нет»
Сниматься в кино Кононов начал, еще будучи студентом. В 1961 году состоялся его кинодебют. Иван Пырьев предложил ему роль в фильме «Наш общий друг». Образ Витьки прекрасно подошел актеру и надолго стал его сценическим амплуа – парень из народа, простой и бесхитростный – именно таким его полюбили зрители.
После «Щепки» актер поступил в труппу Малого театра. Конфликтный характер и желание связать жизнь с кино определили театральную судьбу артиста. В театре он проработал недолго, уволился, повздорив с руководством.
Популярность
Рисунок 4. Актер гордился ролью в фильме Тарковского «Андрей Рублев»
Большой удачей актер считал работу с Андреем Тарковским. В 1966 году выдающийся советский кинорежиссер предложил Кононову работу в фильме «Андрей Рублев». Ему досталась роль второго плана – монаха Фомы. Актер всю жизнь гордился тем, что сыграл этого персонажа, хотя вовсе и не этот образ принес ему всенародную любовь.
Очередное предложение он получил уже в следующем году. Виталий Мельников дал ему роль в фильме «Начальник Чукотки». Дуэт замечательных актеров – Михаила Кононова и Алексея Грибова нашел отклик в сердцах советских зрителей.
Настоящую популярность и признание артист получил благодаря картине «Большая перемена». Нестор Петрович – это одна из тех, ролей, по которой его запомнили на долгие годы. В фильме был задействован звездный состав советского кино:
- Евгений Леонов;
- Светлана Крючкова;
- Александр Збруев;
- Савелий Крамаров;
- Наталья Гвоздикова.
Кононов считал, что картина заслужила такую популярность только благодаря игре блистательных актеров. В своих мемуарах он писал, что такие мэтры кино способны сделать любой бред шедевром.
Примечательно! За все время творческой карьеры актер сыграл более чем в 60-ти фильмах.
Год | Фильм | Роль |
---|---|---|
1967 г | «В огне брода нет» | Алеша Семенов |
1968 г | «На войне как на войне» | Младший лейтенант – Александр Малешкин |
1970 г | «Начало» | Сосед Паши – Павлик |
1972 г | «Здравствуй и прощай» | Муж Александры – Митька Ярмолюк |
1974 г | «Финист – Ясный Сокол» | Яшка-писарь |
1979 г | «Таежная повесть» | Аким |
1981 г | «Василий и Василиса» | Василий Вологжин |
1984 г | «Гостья из будущего» | Космический пират Крыс |
С начала 90-х гг актер практические не появлялся на экранах телевизоров. Он считал, что кино стало посредственным, а актеры бездарными. О чем не стеснялся при случае сказать. Те малочисленные предложения, которые ему поступали, он отклонял. Принципы были для Кононова превыше всего. Это при том, что актер крайне нуждался в последние годы жизни.
Интересно! Заключительной точкой в актерской карьере стали съемки в сериале «В круге первом», 2006 год.
Последние годы
На склоне лет коренной москвич Михаил Кононов продал квартиру в столице и переехал с женой Натальей в Истринский район. Семья поселилась в деревне Бутырки. За несколько лет деревенской жизни супруги выстроили большой, добротный дом.
Актер очень тосковал по профессии, но от съемок в рекламе и незначительных ролей отказывался, так как не хотел изменять своим убеждениям. Он занимался написанием мемуаров и очень надеялся их опубликовать. Издательства не посчитали материал интересным.
За полтора года до смерти Михаила Кононова супруги приобрели небольшую квартиру на окраине Москвы, где и проживали последнее время.
Друзья, знакомые
Рисунок 5. Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»
Актер был очень замкнутым человеком. Он говорил про себя, что он одиночка и закрыт для всех, как шкаф. Он всегда отбивался от шумной актерской компании: отходил в сторону, читал газету, все своим видом демонстрируя обособленность.
При этом он был резким и несдержанным. Мог просто так слить на кого-то свою злость или, наоборот, в конфликте получить необходимый для работы задор. Однажды на съемочной площадке он довел до слез Наталью Богунову – актрису, игравшую роль жены Ганжи в фильме «Большая перемена». Он объяснил свой срыв тем, что ему нужно было слегка взбодриться перед началом работы в следующем эпизоде.
С возрастом он все больше закрывался от людей. В конечном итоге актер совершенно ото всех отдалился. Он стал затворником и отшельником.
Личная жизнь
В свою жену Кононов влюбился с первого взгляда. С Натальей они познакомились на вечеринке у общих друзей. Девушка подрабатывала моделью, занималась лыжным спортом. После свадьбы актер привел молодую жену в их общую с матерью квартиру. Это не очень понравилось последней, она буквально объявила сыну и невестке бойкот.
Рисунок 6. С женой Натальей
Это привело к тому, что однажды случилось ужасное событие. Во время семейного застолья, посвященного празднованию дня рождения актера, мать ушла в свою комнату. Любящий сын решил отнести ей туда угощения, но застал мать бездыханной. Она приняла яд, предназначенный для тараканов.
С тех пор жизнь молодых изменилась. Кононов винил себя и жену в случившемся. Постепенно он запретил Наталье сниматься, заниматься спортом. В конце концов, женщина полностью посвятила себя мужу. Детей актер категорически не хотел, о чем на склоне лет очень сильно сожалел.
У артиста постоянно случались интрижки на стороне. Наталья все прощала. Последняя его любовь – 18-летняя актриса по имени Рита. Они встретились, когда ему было уже 54 года. В результате юная аферистка чуть было не лишила Кононовых московской квартиры. Сохранить жилье удалось только благодаря вмешательству супруги Натальи. Эти события сильно подкосили здоровье пожилого артиста.
Творчество
Михаил Кононов серьезно относился к своей профессии. Он всегда тщательно выбирал роли и не соглашался на работу, если считал сценарий фильма неудачным. Исключение м можно назвать участие в съемках мини-сериала «Большая перемена». При этом режиссеру приходилось постоянно переписывать роль Нестора Петровича. Во время съемочного процесса актер импровизировал, чем задал тон всему творческому процессу.
Своим принципам актер не изменял до последних дней жизни. Снимался только в картинах, которые по-настоящему вызывали в нем профессиональный интерес.
Видео Документальный фильм «Михаил Кононов. Против всех».
Используемые источники:
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-mihail-kononov.html
- https://24smi.org/celebrity/2057-mihail-kononov.html
- https://kinohit.mirtesen.ru/blog/43274746059/zemlyaki-mihayila-kononova-:-on-vodil-k-zhene-lyubovnitsu
- https://aeternamemoria.ru/acter/mihail-kononov/