Жестокий романс Алексея Петренко. Почему актер воспитывал чужих детей?

Биография Алексея Петренко

Алексей Петренко – советский и российский актер кино и театра, Народный артист РСФСР. Он родился в трудное для страны время, пережил множество лишений в детские и юношеские годы, но подарил зрителям десятки запоминающихся образов. Самые известные роли Петренко – в фильмах «Агония» (1975), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), «Женитьба» (1977), «Жестокий романс» (1984), «ТАСС уполномочен заявить…» (1984), «Узник замка Иф» (1988), «Похороните меня за плинтусом» (2008), «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» (2009) и многие другие.

uzn_15213596600.jpg
На фото: Алексей Васильевич Петренко

Детство и юность

Алексей Васильевич Петренко родился 26 марта 1938 года в селе Чемер Черниговской области УССР. Отца, Василия Алексеевича, который не смог лишить семью последнего куска хлеба и выполнить неумолимо растущие нормы хлебосдачи, в 1935 году сослали на строительство Беломорканала, откуда он сбежал и скрылся в Черниговской области. В паспорте у актера стоит другая дата рождения – 1 апреля. Отец Алексея смог зарегистрировать его в сельсовете лишь 5 дней спустя и во избежание лишних вопросов сказал, что сын родился только что. Когда Петренко-младшему исполнилось 11 лет, его семья – Алексей, родители и его старший брат Федор – перебралась в Чернигов, где купила половину дома на Боровой улице.

uzn_15213599895.jpg
Алексей Петренко родом из Черниговщины

В детстве Алексей, выросший крепким и рослым юношей, увлеченно занимался борьбой, позже начал параллельно посещать драмкружок. Как вспоминал сам Алексей, он с детства обожал смешить других людей. За чувство юмора его обожали сверстники. Как-то раз в драмкружке ему предложили сыграть женскую роль (школы в то время еще были раздельными). Несмотря на этакую грубость дворового пацана, он прекрасно вжился в роль и сыграл очень убедительно – какое-то время даже друзья подозрительно посматривали. А это было первое публичное выступление Алексея. Мама поддерживала увлечение сына, а вот отец был резко против – не мужское это дело, считал он, потомственный крестьянин. Много раз он ходил к преподавателю кружка, убеждал «выгнать Лешку из артистов». А однажды, перед самой премьерой школьного спектакля, заставил Алексея ехать за торфом на подводе в сильный мороз. Парень заболел, потерял голос, но все равно вышел на сцену и блестяще отыграл.

Многому в жизни Алексей Петренко учился у простого народа

После окончания школы Петренко два года пытался поступить в Киевский театральный институт, но не мог справиться с экзаменами по русскому и украинскому языкам. В перерывах между вступительными испытаниями Алексей работал слесарем, кузнецом и матросом. Позже актер признавался, что рабочий народ, в особенности кузнецы, дал ему не меньше опыта, чем коллеги-актеры. На третий раз Алексею наконец удалось стать студентом Харьковского театрального института.

Актерская карьера

После окончания института в 1961 году Петренко по распределению два года работал в Запорожском музыкально-драматическом театре им. Щорса. Затем последовал год работы в Донецком областном русском драмтеатре в городке Жданов.

Творческий путь Алексей Петренко начинал в провинциальном Жданове (ныне Мариуполь). Фото с театральной афиши тех лет

1964 году режиссер и педагог Игорь Владимиров, которому написали письмо работники Ждановского театра с просьбой забрать талантливого парня, пригласил Петренко в Ленинградский театр им. Ленсовета, где Алексей трудился следующие 13 лет. Кадры с первой ролью Петренко в кино сегодня отыскать не так просто. В 1966 году актер снялся в фильме «Начальник Чукотки», в котором сыграл маленькую роль бандита. Но перед самой премьерой режиссеру Виталию Мельникову было приказано вырезать сцену разбоя, в которой появился Петренко (хотя в титрах фамилия актера осталась), так как сам факт «бандитизма» показался цензорам неприемлемым, позорящим советский строй.

Алексей Петренко в фильме «Женитьба»

А Алексей об этом и не догадывался. Он пригласил на премьеру своего хорошего друга и испытал огромную неловкость, когда не увидел себя в картине. Но режиссер Мельников чувствовал свою вину и десять лет спустя пригласил Петренко на роль Подколёсина в картину «Женитьба». Год спустя зрители все же смогли оценить актерский талант 29-летнего Алексея, когда тот появился в небольшой роли в мелодраме «День солнца и дождя» Виктора Соколова и Эдварда Радзинского.

Алексей Петренко в роли Распутина («Агония»)

До 1974 года Петренко занимался, в основном, театром (в этот период выпущено несколько фильмов-спектаклей с его участием) и появлялся в маленьких ролях в кино. Поворотным моментом в кинокарьере Алексея стала главная роль в исторической драме Элема Климова «Агония», в которой актер сыграл Григория Распутина. Интересно, что перед утверждением кандидатуры Петренко режиссер решил организовать встречу актера с главным светским предсказателем Вольфом Мессингом. Много лет спустя Алексей снялся в сериале, посвященному этому загадочному человеку, с которым он был знаком лично. Съемки «Агонии» отнимали немало сил и энергии – в итоге Алексея забрали на скорой со стенокардией. Однако драма стала визитной карточкой артиста и получила несколько престижных наград, хотя на советских экранах появилась лишь в 1985 году.

Алексей Петренко в образе Великого Петра в картине «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»

Работа с известным кинорежиссером привлекла внимание других мастеров к малоизвестному на тот момента актеру, которому было уже почти 40 лет. В 1976-1977 годах Петренко сыграл несколько запомнившихся зрителям ролей: в фильмах Динары Асановой «Ключ без права передачи» и «Беда», в исторической мелодраме Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (с Владимиром Высоцким) и комедии «Женитьба» по одноименной пьесе Гоголя (реж. Виталий Мельников).

Алексей Петренко и Олег Ефремов на сцене театра

В 1977 году Петренко перебрался в Москву. С момента переезда в столицу и до 1992 года актер успел поработать в Театре на Малой Бронной, Театре на Таганке, МХАТе, Московском «Театре-21» и «Школе современной пьесы».

Алексей Петренко и Алиса Фрейндлих в фильме «Жестокий романс»

В 1984 году Петренко досталась главная роль богатого купца Кнурова в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», в котором дебютировала Лариса Гузеева. Фильм вызвал оглушительный зрительский успех и получил несколько престижных наград. Кнуров в исполнении Петренко был не типичным меркантильным дельцом – он демонстрировал искреннее благоговение перед красотой Ларисы Огудаловой.

Юрий Соломин и Алексей Петренко в картине «ТАСС уполномочен заявить…»

На Алексея посыпались главные роли: «Лев Толстой» (реж. Сергей Герасимов), «ТАСС уполномочен заявить…» (реж. Владимир Фокин), «День гнева» (первый советский ужастик от режиссера Суламбека Мамилова), «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (реж. Юрий Кара) и др. Роли Петренко не были однотипными: американский журналист, английский король Карл I, простой лесник, блаженный Лука, главарь банды, португальский монах и даже Иосиф Виссарионович Сталин и его двойник. Приглашали Алексея поработать и в заграничных проектах – во Франции, Болгарии, ФРГ. В театре он был задействован как в пьесах по Тургеневу, Чехову и Гоголю, так и по Вампилову, Достоевскому и Горькому. К распаду СССР в его обширной фильмографии скопилось уже 50 ролей, еще больше появилось впоследствии. Их могло быть еще больше, но временами актер впадал в «минорное» настроение. Пропадало желание сниматься, играть. Если в такое время ему поступали новые предложения, он отказывался – душа не лежала к работе. Многие режиссеры принимали это за проявления «неуживчивого характера».

Алексей Петренко в фильме «Сибирский цирюльник»

После распада Союза Петренко снимался реже. Но всё вернулось на круги своя в 1998 году – с ролью разудалого генерала-пьяницы Радлова в «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова. В 2000 году его утвердили сразу на несколько важных ролей. В частности, актер сыграл британского писателя Артура Конана Дойля в ставшем невероятно популярном сериале Игоря Масленникова «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным, появился в комедии Георгия Данелии «Фортуна» с Вахтангом Кикабидзе. На седьмом десятке Алексей продолжал упорно работать: самыми его яркими работами в период с 2001 по 2008 годы можно назвать роли генерала Ардалиона Иволгина в экранизации романа Достоевского «Идиот» (реж. Владимир Бортко), главврача в сериале «Доктор Живаго» по произведению Бориса Пастернака, начальника Малкина в сериале «Гражданин начальник» и ветерана труда в детективе Никиты Михалкова «12».

Алексей Петренко в картине «Похороните меня за плинтусом»

В конце 2009 году на большие экраны вышел фильм Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом» по мотивам одноименной повести Павла Санаева. Пронзительная драма о сложных взаимоотношениях в семье, в которой Петренко сыграл дедушку главного героя, всю жизнь мирящегося с тираничной супругой (Светлана Крючкова), получил большой резонанс среди зрителей и критиков.

Алексей Петренко играл Сталина несколько раз

В этом же году Петренко дважды сыграл Сталина: в биографическом сериале «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» и британском фильме Тадеуша О’Салливэна «Навстречу шторму». Таким образом, за всю свою карьеру Алексей предстал в образе Генералиссимуса Советского Союза целых пять раз, включая образ двойника Иосифа Виссарионовича.

Алексей Петренко и Иван Ургант в «Елках»

В 2011 году Алексей снялся в главной роли пожилого влюбленного Григория Земляникина в популярной комедии «Елки-2», а в 2014 году сыграл советского писателя в мелодраматическом сериале «Уходящая натура», который был представлен на Первом канале. Последними работами Алексея в кино стала роль Григория Земляникина в продолжении новогодней комедии фильма «Елки-5» и роль ведущего в документальном фильме «Влюбленные учителя» (режиссер Азима Расулова).

Личная жизнь Алексея Петренко

В 1960 году Петренко сочетался узами брака с оперной певицей Аллой, у которой уже была дочь Полина от первого мужа. Супруги прожили вместе 19 лет, но в итоге семья распалась. В последние годы Алексей и Алла жили в разных городах (актер – в столице, певица – в Ленинграде), и в Москве у Петренко начался роман с журналисткой Галиной Кожуховой.

Алексей Петренко с дочкой Полиной

После развода дочь Полина осталась с отцом – на этом настоял Петренко. Впоследствии Полина, не сумевшая поступить в «Щуку», вернулась к матери в северную столицу. Первая жена актера с дочерью и внучкой переехали в Мюнхен.

Алексей Петренко и Галина Кожухова прожили вместе 30 лет

С Галиной Кожуховой Алексей прожил порядка 30 лет. Как родного он воспитал ее сына от первого брака, Михаила Кожухова. Приемный сын Петренко впоследствии стал ведущим программ «Вокруг света» и «В поисках приключений». Счастливую семейную жизнь разрушила смерть Галины в 2009 году.

Алексей Петренко и третья жена Азима

В 2010 году Петренко взял в жены журналистку и режиссера документального кино Азиму Абдумаминову (Расулову), которая была младше актера на 32 года. Они обвенчались в Киргизии. У Азимы четверо детей, трое их которых – от предыдущего брака. Почти сразу журналистка родила Алексею дочь Алию (в некоторых источниках отцовство Алексея ставится под сомнение из-за его на тот момент уже весьма солидного возраста). Старшая дочь актера Полина Петренко публично назвала Азиму брачной аферисткой, нацелившейся на наследство. Петренко обладал превосходным голосом и слухом и в 1990-х дал несколько концертов, на которых исполнял оперные арии, романсы, русские и украинские народные песни, музыкальные пародии. Алексей был верующим человеком. В его семье никогда не отрицали существование бога. Даже в детстве он, миновав стадии «хочу быть врачом» и «хочу быть военным», загорелся желанием стать священником. Признавшись маме, что хочет поступить в семинарию, он услышал: «Даже не думай, сынок, в этой стране тебе житья тогда не дадут». Когда ему почти исполнилось 60, он испытывал острое желание уйти в монастырь, но батюшка отговорил – из-за возраста. Но всю жизнь Алексей жил как настоящий христианин, руководствуясь принципами Святого Писания.

Смерть

В ночь с 22 на 23 февраля 2017 года Петренко умер в возрасте 78 лет. До последнего дня он был полон энергии и далеко идущих планов. Вдова артиста рассказала, что у ее мужа оторвался тромб, прибывшая скорая уже не смогла ничего исправить. Похороны прошли на московском Николо-Архангельском кладбище.

На могиле Народного артиста России Алексея Петренко
Алексей Петренко

«Жестокий романс», «12», «Агония» — на счету Алексея Петренко десятки ярких ролей. Гениальный актер был мастером перевоплощения и легко справлялся с любой задачей на съемочной площадке.

Любви, как и сцене, Алексей Васильевич отдавался без остатка. Нырнув в омут с головой, он бросил первую жену Аллу Сандлер ради Галины Кожуховой. Дочь от Сандлер Полина пыталась жить в новой семье папы, но в итоге сделала выбор в пользу безутешной матери и поселилась с ней. С того момента между отцом и наследницей пробежала кошка.

Ситуация усугубилась, когда актер женился в третий раз. Полина часто негативно отзывалась о родителе, обвиняла его в жестокости и нежелании общаться с внучкой. После того, как 22 февраля 2017-го Петренко скончался, его близкие не вылезали из студий телешоу: каждый боролся за свою правду и, конечно, за свою часть наследства.

26 марта артисту могло исполниться 82. Каким же запомнился зрителям и родным легендарный актер? В день рождения Алексея Петренко вспоминаем его яркую и запутанную биографию.

ГОЛОДНОЕ ДЕТСТВО И ДОЛГОЖДАННЫЙ УСПЕХ

Мама поддержала желание Алексея Петренко стать актером

Алексей Васильевич появился на свет в селе Чемер Черниговской области в непростое время голодомора. Его родители были беглыми людьми — отец ранее трудился на строительстве «Беломорканала», куда его сослали за невыполнение плана по хлебосдаче. Мальчик постоянно сидел дома один, так как мама и папа работали круглосуточно, чтобы хоть как-то прокормить семью.

Несмотря на тяжелые условия жизни, с детства Алексей Петренко любил смешить окружающих, разыгрывал сценки. В школе он пошел в драмкружок и к старшим классам определился с будущей профессией. Мама сразу поддержала юношу, а вот отец был категорически против идеи сына, считая, что не мужское это дело — красоваться в театре.

не пропуститеНищета, смерть брата и предательство мужа: испытания Ани Лорак

К тому времени, как Петренко собрался поступать в Харьковский театральный институт, папа смягчился. Во многом на мнение родителя повлияла трагедия старшего сына, которого он против воли заставил отучиться на медика. Брата Алексея направили работать в глухую деревню, где он заразился туберкулезом, вмиг превратился в больного и глубоко несчастного человека и умер в 33 года.

«Для родителей это был страшный удар. И меня отец уже не смел ломать», — отмечал Алексей Васильевич.

Биография

Легендарный актёр, Народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии России Алексей Петренко прославился талантливыми перевоплощениями и удивительно реалистичными образами в театре и кино. Он из той немногочисленной когорты отечественных звёзд кинематографа, которым по силам роли в самых разных жанрах и амплуа. Пётр Первый, Иосиф Сталин, аббат Фариа, Григорий Распутин, купец Мокий Пармёныч Кнуров – каждая роль этого замечательного актёра была точным попаданием в цель и навсегда запомнилась зрителям.

Народный артист Алексей Петренко
Алексей Петренко в молодости

После каждой неудачи Алексей отправлялся работать, чтобы «не сидеть на шее» у родителей. Почти три года он трудился в кузнице в Чернигове. И если бы третья попытка не увенчалась успехом, Петренко наверняка отправился бы в армию. А так как рост у него оказался исполинским – 190 сантиметров – то парня непременно взяли бы на флот, отсрочив начало его актёрской биографии на долгих четыре года.

Театр

В 1961 году Алексей Петренко получил диплом Харьковского театрального вуза, успешно отучившись на курсе Народного артиста СССР Ивана Марьяненко. По распределению начинающий актёр попал в Запорожский музыкально-драматический театр имени Николая Щорса. На этой сцене он сыграл свои первые роли.

Алексей Петренко в спектакле «А чой-то ты во фраке?»

После нескольких успешных лет службы в театре имени Ленсовета Алексей Петренко отправился «в свободное плавание»: он часто менял подмостки, выбирая лишь те роли, которые ему нравились. Артист однажды признался, что всегда придерживался принципа «лучше немного и толково, нежели всеядно».

Алексей Петренко в спектакле «Острова в океане»

Театралы в возрасте и сегодня помнят его гениально сыгранную роль Коки в постановке «Серсо» режиссёра Анатолия Васильева. Спектакль имел ошеломительный успех и шёл четыре года кряду, до середины 80-х.

Позже Петренко блестяще перевоплотился в отчаянного Сатина из пьесы «На дне». Всего в театре и кино Алексей Петренко сыграл около 100 ролей.

Фильмы

С 1991 года Алексей Васильевич Петренко – штатный актёр Киностудии имени Максима Горького. Его кинематографическая биография не менее богата и насыщена, чем театральная. Но такова уж магия телевидения, что именно после появления на экране артист становится широко известным.

Алексей Петренко в роли Сталина

Первой большой ролью Петренко стал Пётр Великий в культовой картине Александра Митты «Сказ о том, как царь Пётр арапа женил». В исполнении актёра самодержец получился таким, каким его описывает большинство историков: суровым, но справедливым. В этой картине Алексей Петренко сыграл в удачном дуэте с Владимиром Высоцким, который появился в образе арапа Ибрагима Ганнибала.

Алексей Петренко в роли Петра I

На советский экран «Агония» вышла лишь в 1985 году. Кроме Петренко в нём сыграли ключевых персонажей Анатолий Ромашин, Алиса Фрейндлих и Леонид Броневой. Алексею Васильевичу удалось невероятно точно передать горячий, необузданный нрав Распутина.

Алексей Петренко в роли Григория Распутина

Позже Алексей Петренко неоднократно привлекался режиссёрами на роли, где требовалось сыграть сильные личности. Несколько раз он играл Сталина, перевоплощался в Ивана Грозного и атамана Платова. Но и слабых, отчаявшихся людей актёр играл ничуть не хуже: в этом можно убедиться, посмотрев социальную драму Динары Асановой «Беда», где он отлично сыграл деревенского алкоголика Кулигина.

Позже Алексей Петренко не раз доказывал свой невероятный талант к перевоплощению, играя самых разных героев. Он ставал то мерзким Свидригайловым в «Преступлении и наказании», то  купцом Мокием Пармёнычем Кнуровым в «Жестоком романсе», то лётчиком Строгановым в драме Алексея Германа «Двадцать дней без войны».

Алексей Петренко в фильме “Идиот”

В новом веке Алексей Петренко тоже не потерялся и был одним из самых востребованных артистов отечественного кинематографа. В 2003 году на экраны вышла новая экранизация романа Фёдора Достоевского «Идиот». В одноимённом сериале Владимира Бортко Алексею Петренко достался образ генерала Иволгина, полубезумного спившегося человека, характер которого артист передал с потрясающей реалистичностью. Главных персонажей драмы сыграли Евгений Миронов, Владимир Машков и Лидия Вележева.

Поклонники снова увидели любимого актёра в 2006 году: Алексей Петренко появился в экранизации романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В одноимённом сериале режиссёра Александра Прошкина Алексей Васильевич сыграл Фаддея Казимировича, ещё раз доказав зрителям и кинокритикам, что перед ними истинный талант.

Алексей Петренко в фильме “12”

В 2007 году Петренко блестяще сыграл пятого присяжного, пенсионера и бывшего работника Метростроя в нашумевшем юридическом детективе Никиты Михалкова «12». В этом фильме было собрано созвездие артистов: Сергей Маковецкий, Валентин Гафт, Никита Михалков, Сергей Гармаш и многие другие, чьи имена давно известны любителям кинематографа.

Новый сюрприз от талантливого актёра зрители получили в 2009 году, когда на экраны вышла психологическая драма «Похороните меня за плинтусом», снятая по мотивам повести Павла Санаева. Алексей Петренко сыграл дедушку Саши.

Алексей Петренко в фильме “Похороните меня за плинтусом”

В том же году на телеканале «Россия» состоялась премьера исторического сериала «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». Драматическая лента была тепло встречена как зрителями, так и кинокритиками и набрала высокие рейтинги. Алексей Петренко в который раз перевоплотился во всемогущего Иосифа Сталина.

2010-й ознаменовался премьерой военной драмы, дилогии Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2: Предстояние», но самый дорогостоящий российский фильм с бюджетом от 40 до 55 миллионов долларов ждал кассовый провал. В декабре 2011 года зрители посмотрели 13-серийную телеверсию картины, в которой они увидели Алексея Петренко в роли пожилого лейтенанта-бухгалтера. К работе артиста, как и ожидалось, не было ни единой претензии: по устоявшейся привычке он «выложился» на съёмочной площадке на полную силу.

Алексей Петренко с кинопремией «Золотой орел»

Критики и зрители, кроме названных ролей, как лучшие в исполнении Алексея Петренко отмечают образы Подколёсина в «Женитьбе», журналиста Пола Дика в «ТАСС уполномочен заявить» и аббата Фариа в «Узнике замка Иф». Фильмография артиста – это более 80 картин и сериалов.

Кроме актёрской деятельности артиста нередко привлекали к озвучиванию фильмов и аудиокниг. Особенно Алексей Петренко любил озвучивать русские сказки и в своё время записал 24-серийный «сказочный» цикл. Однажды он признался, что, когда уйдёт на пенсию, будет бесплатно ходить по детским садикам и читать детям сказки. В 2016 году голосом Петренко заговорил герой Коппелиус в кукольном мультфильме «Гофманиада».

Алексей Петренко в последние годы

Одной из последних киноработ артиста была франко-российская картина «Виктор», вышедшая на экраны в 2014 году. Ключевые роли в триллере достались Жерару Депардье и Элизабет Хёрли. Премьера фильма в Москве состоялась в начале сентября 2014 года, а в октябре её увидели в Нью-Йорке.

Алексей Петренко был человеком православным и глубоко верующим. Известно, что в июле 2010 года его избрали членом Патриаршего совета по культуре от Русской православной церкви.

Личная жизнь

Артист был женат трижды. Первой супругой Алексея Петренко оказалась певица Алла Петренко, вместе с которой он прожил 19 лет. Долгое время жена была настоящей опорой мужу, делавшему карьеру на сцене и в кино. В этом браке родилась дочь Полина, но в 1979 году супруги расстались.

Алексей Петренко и его дочь Полина

Вскоре Алексей Петренко женился во второй раз: его супругой стала известная журналистка, в прошлом театральный обозреватель Галина Кожухова-Петренко. В этом браке общих детей не было, но у Алексея Васильевича наладились прекрасные отношения с пасынком Михаилом Кожуховым, ставшим, как и мама, журналистом и телеведущим. Какое-то время 15-летняя Полина жила с отцом и его новой семьёй, но после случившейся ссоры отношения Алексея Петренко с дочерью испортились. Полина уехала к матери и сегодня живёт в Германии.

Алексей Петренко с женой Азимой Абдумаминовой

Смерть

Алексей Петренко, несмотря на своё крепкое телосложение и внушительный рост, не блистал хорошим здоровьем. Во время съёмок драмы «Агония» в начале 70-х он был впервые госпитализирован с приступом стенокардии. Сердечные приступы, с которыми он попадал в больницу, случались в 2006 и 2011 годах. В 2012-м он сломал лодыжку, но и тогда всё обошлось – актёр быстро поправился и снова с головой окунулся в работу.

Алексей Петренко

Алексей Петренко умер скоропостижно: смерть настигла его 22 февраля 2017 года, за несколько недель до 79-го дня рождения. Причина смерти пока не установлена, известно лишь то, что актёр умер, не приходя в сознание.

Смерть великого артиста оказалась неожиданной для всех, ведь он был  бодр и полон планов, за две недели до кончины ездил в Центр подготовки космонавтов в Звёздном городке, где снимался клип на песню лидера группы Motor-Roller Ильяса Аутова «Ты помнишь, брат, как это было?». Алексею Петренко в этом клипе досталась роль космонавта, прилетевшего на орбиту с апельсинами.

Фильмография

  • 1981 — «Агония»
  • 1976 — «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»
  • 1978 — «Беда»
  • 1984 — «ТАСС уполномочен заявить…»
  • 1984 — «Жестокий романс»
  • 1989 — «Узник замка Иф»
  • 1989 — «Искусство жить в Одессе»
  • 1998 — «Сибирский цирюльник»
  • 2001 — «Коллекционер»
  • 2003 — «Идиот»
  • 2009 — «Вольф Мессинг»
  • 2014 — «Виктор»
Первая жена — оперная певица, их дочь Полина и внучка Настя

— Вы уже предъявили права на наследство?

— Мне сообщили адрес, где открыто наследственное дело. Я узнала, что вдова заявила о своих правах уже через пару дней после похорон. Оказывается, квартира в Балашихе, которую он купил еще в браке со второй женой — Галиной Кожуховой, дача — родовое гнездо Кожуховых в селе Никольском и половина огромной трехкомнатной квартиры в центре Москвы на Никитском бульваре в деле о наследстве не фигурируют. Эта квартира досталась папе по наследству от второй жены (половина этой недвижимости принадлежит сыну Галины — телеведущему Михаилу Кожухову. — Н. М.)..

— А что тогда оставил Алексей Васильевич? Наверное, огромные деньги? Ведь лишь за сериал «Петрович» народный артист получил полмиллиона долларов.

— В наследстве фигурируют домик в Тверской области на участке 14 соток, купленный в 2003 году, и множество счетов с копейками остатка. Только на одном 11 миллионов рублей. (По закону, вдова имеет право на половину этой суммы, а вторая часть делится на равные доли между наследниками. — Н.М.). Все остальное оформлено на Азиму. Считаю, что по справедливости московская квартира и дача в Никольском должны достаться пасынку Михаилу Кожухову, с которым у отца всегда были хорошие отношения. Он и детей Миши — Макара и Машу считал своими внуками.

— А сколько всего наследников?

— Трое: вдова, дочь Азимы и Алексея Васильевича — Мелания и я.

— То есть, девочка — ваша сестра?

— По документам — да, но мое мнение остается неизменным: генетически она не его дочь. Я бы хотела предложить Абдумаминовой провести тест ДНК, чтобы снять лагман с ушей народа. Есть свидетельство о рождении от 2010 года на основании установления отцовства, а родилась она еще в 2007 году. Либо папа сразу ее не признал, либо еще что-то…

Вторым браком артист женился на журналистке Галине КОЖУХОВОЙ

— Скульптор Григорий Потоцкий написал в Сети: «Он был счастливейшим человеком рядом с Азимой. Только вот дети, которых он воспитал с бывшей женой, не простили его счастья. И все годы рвали его на части из-за имущества, которое он с таким трудом нажил: убогая дачка в Балашихе и полквартиры в центре Москвы (да, у народного артиста не было полноценной квартиры, потому что его щедрая душа всем дарила: дочери Полине квартиру в центре Питера, пасынку — в Москве)». Как вы это прокомментируете?

— По поводу подаренной мне квартиры в центе Питера и детей, воспитанных с бывшей женой, Потоцкий, видимо, бредит. Отец воспитывал меня до 16 лет с мамой, а когда он женился на Галине Петровне, Мише исполнилось уже 20 лет. Когда папа ушел из семьи, мы жили в двухкомнатной квартире в Питере. Папа уехал в Москву, и, поскольку ему от МХАТа дали квартиру, он не стал претендовать на свои 10 из 30 квадратных метров жилой площади в Питере. Это все, что мне досталось от папы.

Родители переезжали четыре раза, чтобы оказаться в этой двухкомнатной квартире. Весь быт был на маме — ремонты, обстановка, покупки. Папа занимался только творчеством и не знал даже, как сходить в магазин. Моя мама — оперная певица, окончила консерваторию. В Ленинграде по конкурсу была принята в труппу Малого оперного театра. Но через год, по настоянию папы, она ушла из театра на преподавательскую работу.

Что касается Миши, то он вырос в квартире на Никитском бульваре, полученной его отцом, публицистом Георгием Радовым (Вельшем). При приватизации он получил часть квартиры. Ни я, ни Миша папу не трогали.

В одном из интервью нашей газете Михаил Кожухов сказал, что они с отцом и его новой женой не общаются. Хотя Алексей Васильевич не раз рассказывал, как он женил пасынка и подарил ему ту самую, полученную от МХАТа квартиру.

Дочь Полина привела могилу в порядок

Узбек знает Воланда

</p>

— Азина Абдумаминова обвиняет вас в том, что ваше выступление в прямом эфире с претензиями ускорило его уход из жизни.

— Какие претензии я предъявила? Рассказала о наших отношениях, хотела объяснить влияние его воспитания на мою личность. Отца я боялась, хоть и любила. Он после порки ремнем, меня пятилетнюю, плачущую, сажал к себе на колени, гладил по голове и успокаивал. На всю жизнь отложилось: папа может наказать, но потом обязательно утешит… Не жалею, что пришла на программу. Меня звали на телевидение в течение последних полутора лет. Я отказывалась, а в этот раз согласилась.

— В программах «Линия жизни» и «Творческий вечер в Театре им. Миронова» Петренко вспомнил добрым словом вашу маму. Все-таки 18 лет вместе прожили…

— Узнав об этом, у меня на душе стало легче. Меня повела интуиция на телевидение. Видимо, почувствовала, что это — последняя возможность объяснить свои переживания по поводу наших отношений. Поговорить с ним лично не было возможности из-за огромной стены, которую между нами выстроила Азима. Она была заинтересована в том, чтобы мы не общались. Причина — ее жажда наживы, стремление осесть со всей своей многочисленной семьей в Москве. Она и ее дети уже имеют столичную прописку и российское гражданство. На Никитском она поселила какого-то узбека, который уверяет, будто он почти ее родственник. Что Алексей Васильевич, «когда умирал, сказал, мол, зачем тебе мучиться и снимать жилье, живи тут». Узбек этот заявил, что он режиссер, но, когда я поинтересовалась, знает ли он Воланда, ответил мне на полном серьезе, дескать, да, знает, но лично с ним не знаком…

— Стоило ли Петренко в 78-летнем возрасте так много гастролировать?

— За последние полгода жизни у него было не менее восьми концертов: Питер, Москва, Лондон, Ташкент, Мюнхен, Алма-Ата. За две недели до смерти — съемка на Байконуре, в тяжеленном скафандре, в каком-то никому не нужном клипе какой-то азиатской музыкальной группы. Перелеты, смена часовых поясов, климата. Зачем все это? Любящая жена должна мужа беречь, а не гонять на заработки. Хотя я не очень любила его вторую жену Галину, но отдавала ей должное: она папу берегла.

— Почему Кожухов не пришел на похороны?

— Насколько я знаю, Миша в это время был за границей. Он мне написал, выразил соболезнования. Также попросил прощения за свою маму, которая разрушила наши отношения с отцом, так как препятствовала общению.

— Как отреагировала ваша дочь Настя на уход из жизни дедушки?

— Переживала, что дедушка ею никогда не интересовался. Расстраивалась из-за меня, потому что видела, как я болезненно восприняла его смерть. Дедушку она видела всего шесть раз. Это были короткие встречи во время  папиных творческих визитов в Санкт-Петербург. В последний раз она видела его 2012 году в Никольском. Папа лежал со сломанной ногой в гипсе на узкой кровати в маленькой комнатушке на втором этаже. Больше в доме никого не было. На висящем возле кровати ковре была прикреплена их с Азимой фотография: лица обведены большим красным сердечком, а снизу написано что-то про любовь. Встреча получилась жуткая. Его первые слова, когда он меня увидел: «Что тебе надо? Тебя не звали. Пошла вон!» На нас смотрел абсолютно чужой, зомбированный старик, который кричал на нас, выгонял, пихая костылем мне в спину. На мой вопрос, его ли дочь Алия (Меланья тогда еще была известна, как Алия), швырнул в нас сверху деревянной лестницы тяжелый деревянный табурет — счастье, что не попал. Мы ушли и больше никогда не разговаривали.

— Что сказала ваша мама по поводу смерти бывшего мужа?

— Когда утром я получила первые соболезнования, сразу вошла в комнату мамы, разбудила ее и сказала: «Мама, папа умер». Она ответила: «А мне всю ночь снилось молоко. Он очень его любил».

— Не обидно, что от отца вам почти ничего не осталось?

— Всю жизнь прожила без его помощи, не просила даже в самые сложные годы. Меня всегда в жизни больше интересовали чувства, отношения, этика, мораль. Тяготит, что так и не случилось поговорить, объясниться и простить друг другу взаимные обиды. Я не знала, что, когда умирает родитель, физически ощущаешь, что умерла часть тебя.

Используемые источники:

  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-aleksey-petrenko.html
  • https://www.starhit.ru/novosti/jestokiy-romans-alekseya-petrenko-pochemu-akter-vospityival-chujih-detey-205681/
  • https://24smi.org/celebrity/4230-aleksei-petrenko.html
  • https://www.eg.ru/culture/349557/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116