Содержание
Биография Елены Майоровой
Елена Владимировна Майорова – актриса театра и кино, своей неординарностью и талантом обратившая на себя внимание ведущих режиссеров. Прима МХАТа, звезда фильмов «Одиноким предоставляется общежитие», «Скорый поезд», «Затерянный в Сибири», «Макаров».
Детство и юношеские годы
Будущая актриса родилась и выросла на окраине Южно-Сахалинска, в простой советской семье. Мать трудилась на мясокомбинате, отец работал шофером на автобазе. Майоровы жили в промерзшем, отапливаемом лишь буржуйкой бараке, денег хватало лишь на вещи первой необходимости.
В раннем детстве Лена заболела туберкулезом и вынуждена была много времени проводить в специальном санатории. Ей казалось, что родители отдают ее туда за плохое поведение, поэтому изо всех сил старалась их не огорчать и быть примерной дочерью.
В школе девочка отлично успевала по всем предметам, особенно любила русскую литературу. Сочинения Майоровой зачитывали перед всем классом, а ее стихи регулярно появлялись в школьной стенгазете. В девять лет Лена записалась в театральную студию при местном Доме пионеров и со временем решила, что станет знаменитой актрисой. В 1975 году, после окончания школы, Майорова отправилась штурмовать театральные училища Москвы. Она отнесла документы сразу в несколько вузов и ни в один не прошла по конкурсу – «типаж не тот». Но возвращаться домой Елена не стала, поступила в строительное ПТУ (выбор на заведение пал из-за предоставляемого студентам общежития) на изолировщицу труб.
Учебный процесс строился следующим образом: 3 дня студенты изучали теорию, три дня работали на практике, в любую погоду – под дождем, на морозе. За год она освоила специальность и окончила ПТУ с красным дипломом. Следующим летом она снова повторила попытку поступить в театральный вуз, и в этот раз удача улыбнулась настойчивой абитуриентке. На приемных экзаменах в ГИТИС она приглянулась Олегу Табакову. Остальные члены приемной комиссии почти сразу «завернули» картавящую девушку со странным дальневосточным говором, но основатель «Современника» что-то почувствовал и дал ей возможность прочитать подготовленный ею монолог из Достоевского: Она читала больше по настроению, по чувству. Очень не актерские интонации, странные мысли о жизни навевающие. Майорова была зачислена на курс Табакова, и к второму курсу от ее дефекта речи не осталось и следа. Она первой из группы получила роль в кино (эпизодическая роль соседки Кати в фильме «Вам и не снилось»).
Вскоре после окончания ГИТИса в 1980 году она приняла приглашение Табакова в «Современник». В 1983 году, когда худрук театра Олег Ефремов перешел в МХАТ, она отправилась за ним, и была задействована во всех ведущих постановках. А ее Маша из «Трех сестер» покорила всех столичных театралов: грубая и нервная, непредсказуемая и живая, очень ранимая.
Кинокарьера
За дебютной работой в драме «Вам и не снилось» последовали яркие характерные образы в картинах «34-й скорый», «Зина-Зинуля», «Забытая мелодия для флейты», «Одиноким предоставляется общежитие», «Один и без оружия».
Ее брали на эпизоды, но и эти небольшие роли она играла так, словно они склеивали весь фильм. «Она не выходила из роли. Когда начинался съемочный день, она была уже в характере и жила весь съемочный день, все дни, когда мы работали», – вспоминал режиссер Александр Митта. В 1988 году на экраны вышла драма «Скорый поезд». На эту картину приходится первая главная роль Майоровой, мгновенно сделавшая ее всесоюзно известной. За образ официантки Ольги Кореневой ей присудили приз фестиваля «Созвездие-89» в номинации «Лучшая женская роль». В том же 1989 она стала Заслуженной артисткой РСФСР.
Затем последовали роли в политической драме «Затерянный в Сибири», криминальной ленте «Неустановленное лицо», грустном фильме-притче «Макаров». В 1996 году женщина снялась в фильме «Страное время», полном откровенных сцен ее героини с героем 27-летнего Олега Василькова. За свою недолгую кинокарьеру талантливая актриса успела сняться в сорока лентах. Последние работы Майоровой словно впитали ее все чаще проявляющиеся депрессии и неврозы. В ленте «Послушай, не идет ли дождь…» актриса сыграла предвестницу Смерти, а в сериале «На ножах» – одержимую демонами женщину-убийцу Глафиру. Параллельно она выходила на сцену МХАТа в спектакле «Тойбеле и ее демон», где ее героиня не устояла перед соблазнами демона Алханона.
Личная жизнь Елены Майоровой
В первый раз Майорова вышла замуж за своего однокурсника Владимира Чаплыгина, давно и страстно влюбленного в Елену. Этот брак продлился всего три месяца. Поговаривали, что он был фиктивным: актриса нуждалась в московской прописке, чтобы остаться в столице после окончания института. Встреча со вторым мужем состоялась в студенческом общежитии. Во время девичьих посиделок Майорова в шутку спросила у подруги: «Ну, где же мой принц?». «Уже идет», – в шутку ответила та. И тут в дверь комнаты постучали. На пороге стоял сын генерала, художник Сергей Шерстюк. С того момента они больше не расставались.
Общих детей у супругов не было: из-за перенесенного в детстве туберкулеза Елена стала бесплодной. Однако отсутствие детей не тяготило Елену. «У меня уже есть один большой ребенок – Шерстюк!», – шутила она. Несмотря на взлеты и падения, присущие любому браку, каждое утро супруги оставляли друг другу трогательные записки: «Я тебя очень люблю! Твой муж», «Боготворю тебя. Твоя жена Елена».
В Елену был влюблен и Олег Ефремов. Чувство, которое он испытывал по отношению к своей актрисе, сложно описать одним словом: «платоническое по форме, чувственное по содержанию», – позже писали биографы Майоровой. За год до смерти Елены режиссер сделал ей, замужней женщине, предложение и получил мягкий отказ.
За год до смерти, на съемках фильма «Странное время», Майорова познакомилась с молодым актером Олегом Васильковым. Между ними вспыхнул бурный роман, который причинял неимоверные страдания как самой Елене, так и ее супругу. Возможно, эта роковая страсть и стала косвенной причиной ее трагического ухода из жизни.
Смерть Елены Майоровой
В последние годы жизни Елена Майорова, раньше часто выпивавшая во время дружеских встреч, стала прикладываться к бутылке все чаще. Она не была запойной алкоголичкой, но даже от крошечных доз впадала в депрессию. Проблемы начали замечать близкие люди, но заставить сходить актрису к специалисту им так и не удалось. У Елены случались попытки суицида, но, по словам ее друзей, они несли театрально-демонстративный характер. Поэтому твердой уверенности в том, что послужило причиной ее смерти – несчастный случай или же намеренность – нет до сих пор. 23 августа 1997 года сотрудники театра Моссовета с ужасом узнали в подбежавшей к входу в здание обожженной женщине приму МХАТа Елену Майорову. Актрису госпитализировали, но спасти не смогли – около 85% тела покрывали ожоги. Майорова скончалась в реанимации.
Восстанавливая события того дня, становится ясно, что роковую роль в судьбе актрисы сыграла безобидная безделушка – винтажная керосинка, которую она привезла с гастролей в Греции. Чтобы проверить лампу в действии, она попросила мужа принести канистру с авиационным топливом. В тот роковой день она отпросилась с репетиции, сославшись на больное горло. Оставшись дома одна, она решила полечить его, выпив керосина из канистры. Немного жидкости пролилось на тонкое шифоновое платье. И когда Майорова вышла на лестничную клетку покурить и зажженная спичка выпала из рук, одежда мгновенно вспыхнула. Огонь перекинулся на волосы. Когда женщина добралась до театра Моссовета, ее кожа, волосы и остатки платья слиплись в жуткое месиво
Смерть актрисы стала для Сергея Шерстюка страшным ударом, от которого он так и не смог оправиться. Он всего на девять месяцев пережил жену, скончавшись от рака 4-й степени. Перед смертью он, еле держа кисть в руках, написал серию картин, посвященных их любви – она называется «Ты и я». Супруги похоронены на Троекуровском кладбище.
Биография
Елена Майорова – звезда советского и российского экрана 80-90-х годов. Актриса стала популярной после того, как снялась в кинофильмах «Скорый поезд», «Макаров» и «Затерянный в Сибири». До сих пор не утихают разговоры вокруг причин смерти 39-летней артистки.
Елена родилась и провела школьные годы в Южно-Сахалинске. Семья принадлежала к классу рабочих. Отец работал на автобазе, а мама трудилась на мясокомбинате. А сама девочка с детства мечтала только о сцене. Уже в 9 лет Лена стала посещать театральную студию при Дворце пионеров и утвердилась в мысли, что быть актрисой – это тот жизненный путь, который она для себя хотела бы.
По окончании школы девушка отправляется в столицу и подает документы во все театральные вузы. И в каждом из них абитуриентку ждет фиаско. Но Майорова решает не возвращаться домой. Елена поступает в строительное ПТУ, причем не глядя на специальность: главным критерием было обеспечение студентов общежитием. На протяжении года девушка училась и работала, причем занималась тяжелым трудом. Так как Майорова попала на специальность изолировщиков, то будущей звезде приходилось на морозе всю смену наматывать на трубы стекловату, закреплять материал проволокой и бетонировать.
Тем не менее, за тот год Елена Майорова сумела не только окончить училище с красным дипломом, но и успешно подготовиться к вступительным экзаменам в театральный институт. В итоге девушка смогла убедить приемную комиссию ГИТИСа и в 1976 году вошла в число учениц мэтра экрана Олега Табакова. Как выразился мастер, в молодой абитуриентке его заинтересовали умение Елены наблюдать за проявлением чужого дара и жизненная эмоциональность. Во время учебы Елене предстояло избавиться от дефекта речи – девушка плохо выговаривала букву «р». Но уже на втором курсе Елена сумела преодолеть недостаток.
Первым театром новоиспеченной актрисы стал «Современник», а затем Майорова выступала на сцене Московского художественного академического театра, исполняя роли классического и современного репертуара.
Особенно запомнилась театральной публике ее Маша из «Трех сестер» Антона Чехова. С партнерами по спектаклю «Орестея» Татьяной Догилевой и Евгением Мироновым Майорова поддерживала дружеские отношения до последних дней. Постановку полюбили не только в столице России, но и Европе и Японии, где МХАТ часто гастролировал. В Греции Елена Майорова, исполнявшая в спектакле роль Афины, удостоилась неофициального титула «русская Грета Гарбо».
В МХАТ актриса пришла по просьбе Олега Ефремова. Режиссер оказался неравнодушен к таланту Елены и к ней самой. Но отношения между ними складывались платонические. По словам коллег, Елена стала последней любовью мастера, и тот даже сделал артистке предложение в 1996 году, от которого Майорова отказалась.
Фильмы
Дебют актрисы Елены Майоровой состоялся в культовой подростковой мелодраме «Вам и не снилось…», где артистка сыграла соседку главной героини. А первая большая роль в фильмографии Елены появилась в 1981 году в фильме-катастрофе «34-й скорый». Режиссеры отмечали, что актриса всегда работала на пределе, не выходя из образа, даже во время отдыха.
Вскоре Елене поступило предложение сыграть в комедии «Одиноким предоставляется общежитие» с Натальей Гундаревой и Александром Михайловым в главных ролях. Не одному поколению зрителей полюбилась история об одинокой свахе, которая устраивала судьбы подруг по несчастью простым способом, рассылая фото потенциальным женихам.
Появилась Майорова в социальной драме «Зина-Зинуля» с Евгенией Глушенко и мелодраме «Забытая мелодия для флейты», в которой также блистали Леонид Филатов и Татьяна Догилева. Популярностью пользовалась спортивная драма «Везучая», где актриса перевоплотилась в молодую спортсменку, бросившую карьеру ради рождения ребенка.
Елена Майорова успела за недолгую жизнь сняться в 47 фильмах, причем несколько работ вышло на экраны уже после кончины артистки. Примечательно, что в последней роли в киноповести «Послушай, не идет ли дождь…» актриса преобразилась в призрака Смерти.
Личная жизнь
Елена Майорова была замужем дважды. Первым супругом стал однокурсник по театральному институту Владимир Чаплыгин. Но этот союз оказался непрочным. Свекровь, коренная москвичка, не приняла в дом приезжую девушку. Муж и жена первое время прожили в общежитии МХАТа, после чего Владимир вернулся в родное гнездо. Впрочем, некоторые знакомые утверждают, что этот брак изначально был фиктивным: Елене были нужны соответствующие документы, чтобы после окончания вуза получить возможность остаться в Москве.
Вообще, это была любовь с первого взгляда. Однажды Елена сидела вместе с подругой и вдруг сказала, что сейчас в комнату войдет ее суженный. Буквально через мгновение там появился Шерстюк, с которым Елена раньше не встречалась. С Сергеем артистка прожила до последнего дня жизни, а вот детей у пары так и не было. Елена потеряла возможность иметь детей еще до учебы в ГИТИСе. Работая часами на морозе, девушка получила сильное воспаление.
Было в жизни, по утверждению коллег Елены, еще одно увлечение, случившееся незадолго до трагедии. На съемках киноленты «Странное время» Майорова увлеклась молодым артистом Олегом Васильковым. Поначалу влюбленные не афишировали отношений, но вскоре не смогли сдерживать интерес друг к другу.
Актеры вместе проводили вечера, много беседовали, интересовались одной музыкой. Узнав о романе, супруг Елены сильно переживал, но не опускался до бытовых разборок. После съемок в отношениях между Олегом и Еленой наметилась трещина, что, скорее всего, и привело к затяжным депрессиям.
Смерть
23 августа 1997 года Елена Майорова решила прополоскать горло керосином для улучшения голоса. Капли горючего вещества попали на шифоновое платье. Выйдя в подъезд дома, чтобы покурить, актриса неаккуратно бросила спичку, которая и стала причиной возгорания ткани. Не сумев самостоятельно потушить огонь, Елена бросилась на улицу.
По официальной версии, эта трагическая смерть признана несчастным случаем. Но родственники, знакомые и соседи настаивали на своем мнении, которое основывалось на том, то Майорову уже несколько раз в течение последнего времени снимали с подоконников окон, с подножек мчащихся поездов, а однажды даже нашли у актрисы пистолет.
Шерстюк пережил супругу только на 9 месяцев, скончавшись от рака. Последней картиной художника стало полотно «Ты и я», посвященное его любви к Елене. Оба супруга похоронены на Троекуровском кладбище.
Со смертью актрисы связано еще одно мистическое событие. Через год после гибели Майоровой Олег Васильков был сильно избит неизвестными, актер получил перелом черепа. Нападение произошло в день рождения Елены.
Фильмография
- 1981 — «Вам и не снилось…»
- 1981 — «34-й скорый»
- 1983 — «Одиноким предоставляется общежитие»
- 1984 — «Парад планет»
- 1986 — «Зина-Зинуля»
- 1987 — «Забытая мелодия для флейты»
- 1987 — «Везучая»
- 1988 — «Скорый поезд»
- 1991 — «Затерянный в Сибири»
- 1993 — «Макаров»
- 1996 — «Возвращение «Броненосца»
- 1997 — «Странное время»
- 1998 — «На ножах»
- 1999 — «Послушай, не идет ли дождь…»
Используемые источники:
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-elena-mayorova.html
- https://24smi.org/celebrity/2840-elena-majorova.html