Биография
Советский режиссер Элем Климов дебютировал комедией “Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен”, но вошел в историю как мастер серьезных фильмов, поднимающих глубинные нравственные вопросы.
Правдивые и жесткие картины Климова подчас подобны ножу уверенного хирурга, который причиняет боль, чтобы докопаться до источника проблемы и искоренить ее. Став руководителем Союза кинематографистов в 1986 году, мастер утвердил курс на неразвлекательное кино, благодаря чему в прокат вышли ленты, поднимающие “трудные” темы, о которых не решались заговорить ранее.
Детство и юность
Элем Германович Климов родился в 1933 году в Сталинграде (ныне Волгоград). Необычное имя вызывает вопросы о национальности режиссера, однако он русский, просто имя составлено из первых букв фамилий вождей мирового пролетариата. Правда, впоследствии мать Элема объясняла, что сына назвали в честь персонажа Джека Лондона.
Отцу Герману Степановичу приходилось расследовать особо важные дела в Комитете партийного контроля при ЦК. В годы оттепели мужчина потратит много сил, чтобы реабилитировать тысячи невинно пострадавших “врагов народа”. Мама Калерия Георгиевна трудилась в школе учителем физкультуры. В семье было двое детей: в суровом 1941-м у Элема родился младший брат Герман. С наступлением войны мать с сыновьями уехала на Урал в эвакуацию. Режиссер помнит, как в детстве покидал горящий город, пересекая Волгу на маленькой лодке.
Окончив школу, юноша стал учиться в Московском авиационном институте, из которого выпустился в 1957 году и начал работать на заводе. Но карьера инженера-конструктора не задалась, поскольку молодой человек чувствовал в себе творческий потенциал и хотел его реализовать. Недаром в молодости ставку на производстве он совмещал с деятельностью на телевидении и в филармонии.
Элем поступил во ВГИК на режиссерский факультет, его педагогом стал автор прославленной ленты “Мы из Кронштадта” Ефим Дзиган. Институт Климов окончил в 1964 году, открыв первую страницу своей творческой биографии.
Фильмы
Выпускной работой Элема Климова стала комедия о пионерском лагере “Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен”. Незамысловатая лента об изгнанном с территории Косте Иночкине оказалась неожиданно проблемной – приемная комиссия углядела в ней насмешку над советским режимом и еще невесть что крамольное. Автор вступил в конфликт с худсоветом еще в период утверждения Евгения Евстигнеева на главную роль, а в момент сдачи и вовсе отчаялся кому-то что-то доказать.
Спас ленту, как ни странно, Никита Хрущев, который при просмотре смеялся от души и в итоге одобрил фильм к выпуску. Картина имела успех в прокате, а выпускника ВГИКа утвердили штатным режиссером Мосфильма, выдав диплом с отличием.
Второй работой начинающего постановщика тоже стала комедия. “Похождения зубного врача” могли бы стать пропуском в мир большого кино для Андрея Мягкова, сыгравшего первую главную роль в карьере. Но в очередной раз Климова заподозрили в осмеянии советской действительности, и фильм положили на полку, вследствие чего в прокат он вышел в 1967-м, через 2 года после выпуска. Ограниченный тираж подразумевал такой же прокат, поэтому о ленте узнали только спустя 20 лет.
Картина 1970 года “Спорт, спорт, спорт” снята в новаторской манере совмещения игрового кино и кадров документальных хроник. Над проектом режиссер работал совместно с братом Германом, написавшим сценарий.
Следующим большим делом, за которое взялся мастер, стало завершение последнего документального фильма Михаила Ромма, который гений кино не успел доснять при жизни. Марлен Хуциев, Герман Лавров и Элем Климов дополнили начатую ленту “Мир сегодня”, и в 1974 году вышла документальная хроника ХХ века под названием “И все-таки я верю…”.
Постановщик замолчал на несколько лет, а говорить его заставила пережитая трагедия. В 1980 году снята документальная короткометражка “Лариса”, посвященная горячо любимой жене режиссера, безвременно ушедшей из жизни в 1979-м.
Год спустя Климов выпустил первую пронзительную драму в своей фильмографии – ленту “Агония”, рассказывающую про жизнь и смерть Григория Распутина. Стремясь достичь эффекта подлинности, автор вставлял в кино кадры черно-белой кинохроники. В прокат фильм вышел с уже привычным для режиссера запозданием.
В том же году Элем Германович заканчивает драму “Прощание” – экранизацию повести Валентина Распутина о последних днях сибирской деревни. Работу над картиной незадолго до смерти начала жена мастера, и снятый материал Климов посвятил ее памяти.
Последней работой и вершиной творчества стала военная лента по сценарию Алеся Адамовича “Иди и смотри” (1985). Те, кто смотрел фильм, признавали, что после него уже невозможно что-то снимать о той страшной войне. Алексей Кравченко, сыгравший главную роль, на глазах зрителя из мальчика за пару экранных дней стал седым стариком с глубокими морщинами. Картина получает признание на различных смотрах, среди которых кинофестивали в Москве, Каннах и Венеции.
С 1986 года Климов – первый секретарь Союза кинематографистов СССР. Назначение вызвало значительную перестройку во всем курсе советского кино. Мэтр борется с развлекательной тенденцией в современной киноиндустрии и настаивает, чтобы в съемочный процесс запускались “проблемные” фильмы. Историки говорят, что после этого на экраны вышла плеяда картин, отдающих “чернухой”: в них открыто говорилось о насилии, преступности и проституции, которых до этого на советском экране словно не существовало вовсе.
Личная жизнь
Музой и единственной любовью жизни для Климова стала режиссер Лариса Шепитько. Девушка была не просто красавицей, но и мастером с глубоким дарованием, что делало ее в глазах влюбленного мужчины совершенством. Лариса не сразу обратила внимание на Элема, но тот оказал ей помощь во время болезни. Мужчина не жалел времени на монтаж отснятого девушкой материала для дипломной работы, и в итоге они сблизились.
Повстречавшись 2 года, влюбленные поженились в 1965-м, а спустя 7 лет у них родился сын Антон. Пара производила эффект: оба красивые, деятельные, вдохновенные и творчески независимые. При этом дополняли друг друга, становясь единым целым. Лариса с каждым годом все больше расцветала, снимая серьезное авторское кино и становясь режиссером с именем. На фото Шепитько неизменно выглядит красавицей со жгучим взглядом.
2 июля 1979 года произошла трагедия: отправляясь на съемки фильма “Прощание с Матерой”, женщина попала в автомобильную катастрофу и погибла на месте аварии. Смерть жены Климов увидел в тот момент во сне и проснулся в состоянии леденящего ужаса. Мужчина не успел попрощаться с любимой. Отношениям двух режиссеров посвящена документальная лента “Больше, чем любовь” из цикла телеканала “Культура”.
Оставшись с малолетним сыном на руках, Климов больше не пытался устроить личную жизнь. Элем Германович говорил, что утрату Ларисы не способна восполнить ни одна женщина, любые отношения стали бы компромиссом.
Смерть
Элем Климов прожил 70 лет, последние 18 лет жизни не снимал кино. Мужчина вел затворнический образ жизни и писал много стихов.
За месяц до смерти режиссер перенес инсульт и оставшиеся недели пролежал в Московской ЦКБ в состоянии комы. 26 октября 2003 года мастера не стало. Причиной смерти названа гипоксия мозга.
Жена Элема Германовича Лариса Шепитько похоронена на Кунцевском кладбище. Так вышло, что муж покоится вдали от нее: могила Климова расположена на Троекуровском кладбище Москвы, неподалеку от родителей.
Фильмография
- 1959 — «Осторожно: пошлость»
- 1960 — «Жиних»
- 1962 — «Смотрите, небо!»
- 1964 — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»
- 1965 — «Похождения зубного врача»
- 1970 — «Спорт, спорт, спорт»
- 1980 — «Лариса»
- 1981 — «Агония»
- 1981 — «Прощание»
- 1985 — «Иди и смотри»
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/21757-elem-klimov.html