Биография
Лишь одна роль стала по-настоящему звездной в биографии актрисы Майи Менглет – образ скромной Тони Глечиковой в фильме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Но несмотря на это, Майя Георгиевна вошла в историю советского кино как выдающаяся актриса, за красоту и талант прозванная русской Софи Лорен.
43 года заслуженная артистка России отдала театру имени Станиславского, следуя беззаветной любви к драматическому искусству, которую привил ей отец, прославленный русский актер Георгий Менглет.
Детство и юность
Майя Георгиевна Менглет родилась 8 августа 1935 года в Москве. Отец Георгий Павлович родом из Воронежа. Необычная для русского уха фамилия досталась ему от предков по отцу, коренных французов, которые остались в России после войны 1812 года. А великим предком по матери был царский генерал Охотин, участник обороны Шипки во время русско-турецкой войны.
Мама актрисы Валентина Королева была наполовину латышкой по национальности, дочерью революционерки и меньшевика, родом из Красноярска. С будущим мужем она познакомилась в одной из агитбригад, в которых студенты ГИТИСа (тогда ЦЕТИТИСа) разъезжали по раскулаченным селам.
В 1937 году, когда Майе было 2 года, родители, забрав дочь, уехали в Душанбе (тогда Сталинабад) поднимать новый русский театр в таджикской столице. Здесь девочка росла до 10 лет. Родители играли в театре, скоро отец стал худруком.
В 1943 году Майя получила первый актерский опыт – сыграла в эпизоде биографического фильма «Лермонтов», снятого на Сталинабадской киностудии. После войны Георгия Павловича вновь пригласили в Москву, и семья перебралась в столицу. Отец недолго поработал в театре имени Вахтангова, затем перешел в Театр сатиры, в котором будет служить до конца своих дней.
Юная Майя, несмотря на пример родителей-актеров, не сразу выбрала проторенную ими дорожку. Долго сомневалась в себе, своей внешности, хотела поступать на иняз. Но в итоге все-таки подала документы в Школу-студию МХАТ в 1953 году.
Зря Менглет переживала по поводу своей привлекательности. В вуз девушка поступала такой красавицей, что неожиданно для себя получила предложение работать в Доме моделей на Кузнецком мосту. Кроме того, стройную брюнетку (169 см) пообещали сразу отправить в Англию на стажировку. Когда она, восторженная, сообщила об этом отцу, тот отвесил ей пощечину – предать театр для него было самым низким делом.
Фильмы
Именно яркая внешность Менглет, помноженная на ее природную застенчивость и врожденный талант, стала причиной раннего триумфального дебюта в кино. Предложение пройти пробы на главную роль в фильме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» поступило студентке на последнем курсе института.
Майя пришла рано и, примостившись на своем маленьком чемоданчике, стала наблюдать за тем, как пробуется другая актриса. Этот распахнутый взгляд, полный неподдельного интереса и юношеского восторга, увидел Ростоцкий и принял решение. Роль молодого агронома Тони, приехавшей в деревню работать после института и встречающей там свою любовь, обошла многих знаменитых актрис и досталась никому не известной дочери Георгия Менглета.
Партнером артистки стал первый красавец советского кино Вячеслав Тихонов (роль Матвея Морозова). Поначалу Майя очень робела перед звездой, но потом влилась в процесс и освоилась на съемочной площадке. Да и не только. На съемки к супругу часто приезжала Нонна Мордюкова, актеры накрывали столы, пели казачьи песни. Вопреки слухам Нонна Викторовна не ревновала Менглет к Тихонову. Да и Майя никогда не давала повода, сильно любила своего мужа, за которого только что вышла замуж.
Единственное, к чему не была готова Менглет после выхода картины «Дело было в Пенькове», так это к обрушившейся на нее славе. Зрители по нескольку раз ходили на фильм, чтобы еще раз посмотреть на любимых героев. А после закидывали сценаристов письмами с просьбой снять продолжение и поженить Тоню и Морозова.
Затем начался показ картины по стране и за рубежом. Менглет, Тихонов, Светлана Дружинина побывали во многих странах. Иностранцы были очарованы необычной внешностью Майи и за определенное сходство называли ее русской Софи Лорен. Открытки и журналы с фотографиями актрисы расхватывали как горячие пирожки.
Второй работой в фильмографии новоиспеченной звезды стала комедия «Матрос с «Кометы» (1958), где в главной роли блеснула Татьяна Бестаева. Затем Майя снялась в социальной драме «Исправленному верить» (1959). Героиня актрисы Зоя борется за справедливость в отношении своего парня, которого ложно обвиняют в краже.
В 1961 году Майя Менглет снимается вместе с Василием Шукшиным в фильме «Аленка» о судьбах людей, которые приехали в середине 50-х на освоение казахской целины. Съемки давались актрисе тяжело, она переживала драму в личной жизни: глава семьи почти после 25 лет брака ушел от них в другую семью, к артистке Нине Архиповой. Майя долго не могла простить отца, но с годами помирилась с ним.
Со временем актриса реже снимается в кино, отдавая все силы любимому театру имени Станиславского, куда пришла служить сразу после института и работала на одной сцене с супругом Леонидом Сатановским.
«Ну, я люблю театр больше, чем кинематограф, — признается актриса. – Я верна ему в первую очередь, и, если вставал вопрос — театр или кино, всегда перевешивал театр».
В 70-е Майя Георгиевна снялась в трех малоизвестных фильмах — «Алло, Варшава» (1971), «Юлька» (1972) и «Большой аттракцион» (1973), в 80-е не снималась вовсе. И только в 90-е вновь пополнила фильмографию несколькими работами. В числе самых известных – съемки в сериале «На углу у Патриарших» (1995).
Личная жизнь
Большая любовь рано настигла актрису. Она увидела будущего мужа Леню Сатановского еще абитуриентом знаменитой «Щуки», когда ходила на просмотры за компанию с друзьями. Рыжеволосый паренек с внешностью Вана Клиберна запал ей в душу. А потом, когда они уже встречались в студенческих компаниях, стала влюбляться в его манеры, голос, движения. Девушке в избраннике нравилось абсолютно все. Но окончательно покорил Леонид Майю роскошным исполнением романсов.
Пара поженилась в 1954 году, еще будучи студентами. В 1955 году родился первенец Алексей, а за ним и Дмитрий. Сыновья взяли фамилию матери Менглет, так артистка решила продолжить французский род, который мог оборваться из-за отсутствия мужского потомства.
Старший сын пошел по стопам родителей, поступил в ГИТИС втайне от них, ведь они хотели для него карьеры журналиста-международника. Педагоги хвалили талантливого парня, проча ему большое будущее на сцене. Но Алеша влюбился в свою однокурсницу, уроженку Германии, и после вуза уехал вслед за ней, чудом получив документы на выезд.
Второй сын Дмитрий проявил способности к химии. Парень окончил МГУ, стал делать научную карьеру и в 90-е годы тоже уехал вслед за братом. Оба сына актрисы обосновались в Австралии. Алексей стал востребованным актером, Дмитрий – доктором философии.
В конце 90-х годов Майя Георгиевна и Леонид Моисеевич покинули театр, в котором служили с молодости, из-за конфликта с новым руководством. В этот непростой период дети поддержали родителей и пригласили их в Мельбурн. Муж с женой, которые никогда не думали о том, чтобы встретить старость в эмиграции, неожиданно согласились.
Поначалу пришлось тяжело, не отпускало чувство оторванности от корней. Но затем супругов пригласили играть в спектаклях русской театральной группы. Актерская чета стала ездить на гастроли, вновь почувствовав себя востребованными. С болезнью Леонида Моисеевича пара перестала работать. В 2015 году Сатановский умер на руках у жены от сахарного диабета на 84-м году жизни.
Майя Менглет сейчас
Сейчас актриса по-прежнему живет в Мельбурне. Вместе с ней — ее старший сын, младший переехал в Малайзию.
Одна внучка живет в австралийском Перте, стала архитектором. Другая — во Франции, переводчик, знает 5 языков. У Майи Георгиевны есть уже правнучка Лайра-Мэй, названная в честь знаменитой прабабушки.
Фильмография
- 1957 — «Дело было в Пенькове»
- 1958 — «Матрос с «Кометы»
- 1959 — «Исправленному верить»
- 1960 — «Домой»
- 1961 — «Аленка»
- 1969 — «Похищение»
- 1971 — «Алло, Варшава!»
- 1972 — «Юлька»
- 1974 — «Большой аттракцион»
- 1984 — «Шанс»
- 1990 — «Женский день»
- 1991 — «Встретимся на Таити»
- 1994 — «Крысиные похороны по Брэму Стокеру»
- 1995 — «На углу, у Патриарших»
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/27085-maiia-menglet.html