Содержание
Биография Виктора Сухорукова
Виктор Сухоруков – народный артист России, театральный и киноактер. Популярность к нему пришла после роли Виктора Багрова (он же киллер по кличке Татарин) в культовой картине «Брат». Также он – отец Филарет в драме «Остров» и генерал Дроздов в фильме «Не хлебом единым», Павел Первый в «Бедном, бедном Павле» и Генрих Гиммлер в исторической драме «Рай». Обладатель «Ники» и «Золотого грифона», «Белого слона» и «Золотого орла». Награжден орденом Дружбы и орденом Почета.
Детство, юность: Орехово-Зуево – Капустин Яр – Москва
Витя родился осенью 1951 года в семье рабочих ткацкой фабрики Клавдии и Ивана Сухоруковых. Он был первенцем, после него на свет появились еще брат Саша и сестра Галя. Жили все в огромном казарменном бараке вместе с десятком других семей. Детьми мама практически не занималась, братья спали на одном диване, укрываясь пальто. Когда родилась младшая сестренка, Витя нянчился с ней, бегал на молочную кухню. Очень любил сказки, которые рассказывали воспитатели в детском саду. Иногда родители забывали забрать сынишку, и воспитатели приводили мальчика домой сами.
В трехлетнем возрасте ребенок переболел скарлатиной, и самым радостным событием для него тогда был кулек малины или смородины, который приносила мама в больницу. Осложнение на уши Витя лечил уже позже, самостоятельно, чтобы не потерять слух. Он сам ходил к врачам, забирал рецепты и покупал лекарства. Я человек барачный. В казарме, которые построил для рабочих Савва Морозов, хозяин фабрик в Орехово-Зуево, я и вырос: 21-я казарма у железной дороги. И мама моя фабра, и папа мой фабричный человек. И хотя папа учился на отлично, со своим плохим здоровьем он далеко не ушел. И мама, не закончив четырех классов, ушла из этой жизни в 52 года и, проживая в ста километрах от Москвы, в Москве ни разу не бывала. Приглашать друзей домой стеснялся, поскольку родители, особенно мать, пристрастились к выпивке. Мальчик выдумывал, что в их доме имеется шифоньер и сервант (самодельные шкаф и буфет), рассказывал, что слушает пластинки, хотя проигрывателя не было. Самостоятельно он записывался в самые разные кружки, поскольку очень хотел стать актером. Где-то Витя услышал, что для этого нужно быть гимнастом и петь, рисовать и заниматься балетом. Но для гимнастики нужны были тренировочные костюмы, а для рисования – краски и альбомы. На все это денег у мальчика не было. И он записался в танцевальный кружок. Занятия проходили в фойе, где станками были подоконниками, а зеркалами – окна, в которых по вечерам отражались начинающие танцоры. Особой одежды и обуви руководитель не требовал, нужно было лишь правильно повторять за ним упражнения, которые он показывал.
Витя надолго запомнил свое первое выступление в одном из номеров под названием «Юрочка». Его герой, маленький ловелас, ухаживал то за одной, то за другой, то за третьей девочками, пока мальчики, которым нравились эти девочки, его не побили. И Юрочка, весь побитый, в танце убегал со сцены. В этом номере на Сухорукова обратил внимание Юрий Гринев, руководитель народного театра, и пригласил Витю в театральную студию, где он впервые почувствовал себя актером. Он выходил на сцену нечасто, но ощущал себя в эти моменты абсолютно счастливым человеком: Я верил в сказки, сны и всевозможные приметы. И эта вера, возможно, и породила во мне фантазию о каком-то другом мире, которого не было вокруг меня. Но я понимал, чувствовал, что он где-то есть. Когда к нам приезжали на гастроли театры, я бегал на спектакли. Смотрел их, когда была возможность попасть через народный театр. За деньги не ходил, денег у меня не было. Кино любил. В школе Витя тоже старался учиться хорошо, особенно любил русскую литературу. Его серьезные вдумчивые сочинения не раз зачитывались перед классом как лучшие. Сухоруков даже однажды самостоятельно написал сценарий приключенческой истории под названием «Судьба, или такова жизнь», а после пребывания в пионерском лагере сочинил несколько рассказов и зарисовок из жизни пионеров. Втайне от родителей ездил в Москву, как только узнавал из газет, что в какой-то фильм требуются мальчик или девочка, а после восьмого класса вдруг решил стать цирковым артистом, но в училище ему предложили окончить все же среднюю школу для начала. Витя же перевелся в вечернюю школу, где учился три года и пошел работать на фабрику. Заработанные деньги приносил домой, требуя от матери, чтобы та прекратила пить. Его уговоры действовали слабо. Сразу после школы Сухоруков проходил срочную службу на ракетном полигоне в Капустином Яру Астраханской области. В армию Витю провожал весь барак и самодеятельный ВИА из безусых мальчишек. По возвращении из армии юноша устроился электриком туда же, где работали родители, параллельно готовился к поступлению в театральный вуз. Бараки наконец-то стали расселять, и Сухоруковым дали трехкомнатную квартиру в новом доме- «корабле».
В 1974 году судьба улыбнулась Виктору. В Московских театральных вузах оценили нестандартный талант. Его брали одновременно и в Щукинское училище, и в ГИТИС. Юноша, узнав, что педагог Всеволод Остальский сделал о нем заметку в своей записной книжке: «Он либо ненормальный, либо гениальный!», выбрал ГИТИС.
И угадал, поскольку именно Всеволод Порфирьевич заступился за него, когда Сухоруков написал сочинение на единицу и всё же стал студентом-первокурсником. Первое, что он сделал, сбегал в деканат и попросил выдать ему справку «для мамы» о том, что его приняли в институт. Бумажку эту актер хранит до сих пор: «Абитуриент Сухоруков зачислен на первый курс актерского факультета. 1974 год».
Роли в театре
Больше всего Виктор сожалел, что ни мама, ни папа не успели увидеть его на сцене и в кино. Мама умерла в 52 года, когда он учился на втором курсе. А отец ушел из жизни, когда Сухоруков по приглашению Петра Фоменко только-только осваивался в ленинградской труппе Театра комедии имени Николая Акимова. Рано умер и младший брат Александр, но он успел увидеть Виктора в кино. В Ленинграде Виктор приживался сложно. Четыре года службы в театре не принесли ему ни одной главной роли, он был задействован всего в шести постановках. Затем его уволили, якобы из-за пьянства. Актер эту версию отрицал, хотя и признавал, что некоторые проблемы с алкоголем имелись, хоть и намного позже.
Четыре года Сухоруков перебивался случайными заработками, эпизодическими ролями в кино, пока не попал в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. Там он сыграл Прохора в «Женитьбе Белугина», Кота в «Драконе», директора театра в «Детях райка» и некоторые другие роли. В течение года играл Владимира Ленина на сцене театра «На Литейном» в постановке «Кремлевские куранты, или приезжайте к нам лет эдак через…». В середине девяностых актер вернулся обратно в Театр комедии. Его ролями стали: Свистиков («Клавир для начинающих карьеру»), Виктор Розов («Мой вишневый садик»), Ридольфо («Влюбленные»), лекарь («Деревенская жена»). В дальнейшей сценической карьере актера были роли в Вахтанговском театре («Лир» и «Улыбнись нам, господи»), театре на Малой Бронной («Человек из ресторана» и «Тартюф»). Театралам хорошо запомнились его Михаил Глов и чиновник Замухрышкин из «Игроков» в антрепризе Олега Меньшикова. Кстати, из-за работы в этом проекте Сухоруков отказался от съемок в голливудской «бондиане», куда его приглашали на роль очередного злодея.
Дважды Виктору представилась возможность сыграть Андрея Сарафанова в спектакле «Старший сын», поставленном по одноименной пьесе Александра Вампилова сначала в театральной компании «Свободная сцена», а затем в Театре эстрады. В постановке «Встречайте, мы уходим» он появился в театре имени Моссовета. Там же сыграл императора Домициана в спектакле «Римская комедия». Сыщика Порфирия Петровича Сухоруков воплотил в постановке «Р.Р.Р» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание».
Кинокарьера
На большой экран Виктор тоже пробился не сразу. Первой значимой ролью стал «Ленин», он же заключенный Зуев в фильме Владимира Студенникова «Комедия строгого режима» снятого по произведениям Сергея Довлатова. Сухоруков был удостоен приза за лучшую мужскую роль на третьем фестивале российских фильмов в Онфлере.
Сам актер считает, что его проводником в большое кино стал режиссер Алексей Балабанов. Именно у него Виктор сыграл одну из первых главных ролей в фильме «Счастливые дни», а затем проснулся знаменитым после выхода на экраны драмы «Брат», где снимался вместе с Сергеем Бодровым-младшим. Играть бандита-киллера сложно. Эти люди мне незнакомы, неведомы, я ведь в жизни совсем другой человек: домашний, трусливый, натура нежная, сентиментальная. Но я справился, хотя этот образ – вредный, злой, мистический. К сожалению, мой герой олицетворяет наше время. Не менее популярным стало и продолжение истории о наемном убийце и его брате, решившим «навести порядок» в Америке.
С Бодровым Сухоруков крепко сдружился. На съемках второго «Брата» Сергей признался, что хочет стать режиссером, на что Виктор тут же ответил, что сразу согласен сниматься у друга. Но ни в «Сестер», в «Связного» Бодров его не позвал. Виктор обижался, а Сергей отвечал, что не может позвать Сухорукова в свой фильм из-за его выдающегося таланта. Виктор жалеет, что их последняя с Бодровым встреча завершилась как-то смазано, и по-прежнему хранит память о товарище.
Нелегкой для Сухорукова стала работа в драме Балабанова «Про уродов и людей», где ему досталась малоприятная роль Виктора Ивановича. Именно тогда актер стал налегать на алкоголь, чтобы избавиться хотя бы после съемок от образа злонамеренного проходимца.
Еще раз у Балабанова Виктор снялся в криминально-комедийном боевике «Жмурки», мастерски изобразив «мента легавого» Степана Воронова. Затем их пути разошлись, хотя Сухоруков всегда называл режиссера гением кинематографа и воспринял как личное горе известие о его смерти.
С началом нового тысячелетия Виктору стали поступать и новые разноплановые роли. Он отошел от амплуа злодея, играя своих персонажей более глубоко и прочувствованно. Сам актер в числе таких образов назвал Павла Первого из исторической драмы Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел», генерал-майора Дроздова из саги Станислава Говорухина «Не хлебом единым», Экзекутора из притчи Андрея Прошкина «Орлеан». Сухоруков в одном из интервью рассказывал, что многие роли он получал случайно, режиссеры поначалу даже не думали, что он может их сыграть. Но, так или иначе, актера приглашали на съемки и убеждались в его многогранности. Так случилось и с ролью отца Филарета в драме Павла Лунгина «Остров», и с ролью Генриха Гиммлера в историческом российско-германском проекте Андрея Кончаловского «Рай». Сухоруков блестяще воплотил на экране и настоятеля монастыря, и нациста.
За свою кинокарьеру Виктор сумел доказать, что он – универсальный актер. В трагикомедии Виталия Мельникова «Агитбригада «Бей врага!» его герой, Никанор Калинкин, так и сыпет фразами, которые позже разлетелись цитатами по интернету. Ярким и правдоподобным стал и его Никита Хрущев из телесериала «Фурцева».
В исторической драме Алексея Андрианова и Тимура Алпатова «Годунов» Сухоруков воплотил образ Малюты Скуратова. Но не только возможность сыграть эту легендарную личность вдохновила актера на съемки. Его поразил масштаб декораций и костюмов, а более того, присутствие на площадке таких именитых коллег как Сергей Безруков и Андрей Мерзликин, Сергей Маковецкий и Светлана Ходченкова. Картину посвятили памяти Станислава Говорухина, который должен был играть роль патриарха Гермогена.
Еще одной значимой работой Виктора стала роль Юрия Дербенева в трагикомедии Александра Новикова «Звезды». Его герой разрывается между желанием заработать денег на лечение больной дочери и способом заработка: он, учитель русской литературы и языка в Узбекистане, должен убить человека в Москве. В байопике о Гейдаре Алиеве «Иду спасать людей» Сухоруков примерил на себя роль генерала КГБ, прошедшего тюремные университеты.
С теплотой отозвался актер о съемках в сериале Елены Николаевой «Цыпленок жареный». Он сыграл питерского вора в законе дядю Колю, босса криминального мира во времена НЭПа, о неоднозначности которого сообщил в интервью: Николаева…превратила меня в героя-любовника, обрядила в шикарные, уникальные костюмы, я нацеловался с Ирой Пеговой, которая играет мою пассию. У меня там и биография, и любовь, и разврат – и столько актерства! Я давно не испытывал такого наслаждения в процессе съемок.
Личная жизнь Виктора Сухорукова
Будучи начинающим актером в Ленинграде, Сухоруков влюбился. Да так, что даже сделал женщине предложение. Но избранница лишь посмеялась, после чего Виктор перестал думать о создании семьи. Период был для него нелегким во всех отношениях, он преодолевал его сам. С тех пор одиночество его не страшит, он научился с ним жить. Женщин в жизни актера было немало, но с те пор ни одна не подвигла его на признания и желание находиться с ней под одной крышей. По признанию Виктора, его удивляет механизм под названием «семья», который выстраивается, кажется гармоничным, а затем внезапно распадается. В своих ранних интервью Сухоруков не единожды заявлял, что свой выбор сделал в пользу профессии и не сожалеет. Сам он, по его словам, «не голубой, не импотент и не контуженый», хоть у него нет жены и детей. Он называет это своим жертвоприношением. Тем не менее, признается, что именно женщины «виноваты» в его уверенности в собственном таланте: они хвалили его, поддерживали и восхищались.
Виктор Сухоруков сейчас
В 2020 году актер заявлен в главных ролях сразу в трех фильмах. Первый из них под рабочим названием «Чемпион мира» снимет Алексей Сидоров. Это драматичная история о спортивном шахматном поединке между Анатолием Карповым и Виктором Корчным, эмигрировавшем в Америку. Вторая картина, триллер «Джон», проба пера сценариста и режиссера Алексея Чадова, который сыграет и главного персонажа, отправившегося в Сирию под видом иностранного журналиста.
Планирует Сухоруков и съемки в российско-украинском фантастическом проекте Максима Фирсенко «Колесо фортуны: Сага о злыднях». В свободное время актер занимается воспитанием племянника Ивана и помогает сестре Галине управляться на огороде в родном Орехово-Зуево.
Виктор Сухоруков по праву считается одним из самых ярких и талантливых актеров современности. Он долго шел к признаю своего таланта, которое получил лишь в 45 лет. Выход на экраны фильмов Алексея Балабанова «Брат» и «Брат 2» сделали артиста узнаваемым и популярным. Слава пришла поздно, но это не помешало Сухорукову прочно занять свое место среди самых любимых российских актеров.
Виктор родился в Московской области в 1951 году. Мама и папа были обычными рабочими на фабрике. Артистом он решил стать еще в детстве, выступая в костюмчике зайчика на детсадовских праздниках. В школе ходил на занятия хореографией, готовясь к актерской карьере.
Для родителей выбор сына был скорее странным, чем очевидным. Но после школы Виктор провалил экзамены в студию МХАТа. Он отслужил в армии, и, попробовав себя в качестве фабричного рабочего, все-таки поступил в театральный институт.
К сожалению, мама Виктора умерла, когда он учился всего лишь на втором курсе. Отец ушел, когда карьера сына еще только была в зачаточном состоянии. Родители не увидели успехов своего сына.
После института путь к славе был долгим и тернистым. Сухорукова взяли в Ленинградский театр комедии.
Большое кино для Виктора Сухорукова началось с 1997 года. Культовый фильм Балабанова «Брат» сделал артиста знаменитым в один миг. Но на долгие годы к нему приклеилось амплуа бандита.
Лишь спустя годы режиссеры стали приглашать Сухорукова играть роли другого плана. Ему были по плечу любые образы. Это и роль отца Филарета в фильме «Остров», и император Павел | в фильме «Бедный, бедный Павел», и Никита Хрущев в фильме «Звезда эпохи».
Как получилось, что известный артист не женился. В многочисленных интервью артист не любит говорить о своей личной жизни. Он сделал свой выбор в пользу одинокой жизни осознанно, между семьей и карьерой выбрал второе.
Я всегда был одинок: в своих мечтах, в своих фантазиях.
А женщины? Конечно, романы у Сухорукова были, но своих спутниц он честно сразу предупреждал, что ничего «серьезного» не будет.
Не голубой, не импотент и не контуженый.
Виктор Сухоруков много времени уделяет своему родному племяннику, Ване.
Все самые сложные времена для артиста в прошлом. А ведь были и запойные годы, когда на съемках фильма «Про уродов и людей» он все время был пьяным, когда его отправили лечиться в Бехтеревку, и когда сестра выхаживала его от запоев, а он умолял дать хоть глоток винца.
Пить Сухоруков бросил, а потом бросил и курить, когда осознал что в его сумке с вещами, когда он ехал на гастроли, основное место занимали пачки папирос и таблетки. Курить бросить помогло вышивание. До сих пор Виктор хранит свою работу, которую вышивал, чтобы отвлечься от тяги к папиросе.
Сейчас Виктору Сухорукову 67 лет. Он любим зрителями, мы видим его на экранах ТВ, а в театре у него много интересной работы.
Здоровья и новых творческих успехов от всей души желаем любимому артисту!
Спасибо за Ваши лайки, подписывайтесь на канал и не пропускайте новые истории. Нравится ли Вам Виктор Сухоруков? Какие его работы запомнились больше всего? Оставляйте Ваши комментарии.
Используемые источники:
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-viktor-suhorukov.html
- https://zen.yandex.com/media/id/5ad75b91db0cd9e647352511/pochemu-ne-jenilsia-viktor-suhorukov-ne-vstretil-tu-edinstvennuiu-ili-5d68f439d11ba200add9c4eb