Георгий Товстоногов

Биография

Георгий Товстоногов – постановщик и преподаватель, создатель книг по режиссуре. С его именем ассоциируется целая эпоха в жизни советского театра. Георгий Александрович Товстоногов появился на свет 28 сентября 1915 года в грузинском городе Тифлис, который сейчас называется Тбилиси.

11-kopiia.jpg
Режиссер Георгий Товстоногов

Его отец, инженер-железнодорожник, был на хорошем счету в грузинском Министерстве путей и сообщений. Мать Тамара Папиташвили окончила Петербургскую консерваторию с дипломом вокалистки. Младшая сестра, Натела Товстоногова, став супругой актера Евгения Лебедева, связала жизнь с талантливыми творческими людьми.

Георгий поступил в школу раньше сверстников и в 15 лет завершил обучение. Уже в те годы подростка безудержно увлекал театр. Дядя мальчика работал артистом в драмтеатре Тифлиса и приводил его смотреть спектакли. Отец, видя заинтересованность сына, настаивал на выборе другого жизненного пути. По его наставлению и при содействии знакомого Георгий Товстоногов стал студентом Тбилисского железнодорожного института.

101_djtuj2v.jpg
Юный Георгий Товстоногов и его сестра Натела

Сын не смог пойти против натуры в угоду родителю. Отучившись год, в 1931-м он ушел из вуза, став актером и помощником режиссера Николая Яковлевича Маршака. Потенциал Товстоногова был настолько очевидным, что в 1933 году Маршак доверил ему самостоятельную работу. Спектакль по произведению Антона Павловича Чехова назывался «Предложение» и имел успех в городе.

Первая удача вдохновила начинающего режиссера. В 1933 году Товстоногов поступил в ГИТИС. Он был слишком юн для прохождения конкурсного отбора, поэтому в документах увеличил реальный возраст на 2 года. Педагогами студента стали знаменитые постановщики Андрей Михайлович Лобанов и Алексей Дмитриевич Попов.

Георгий Товстоногов

Параллельно с обучением Товстоногов продолжал работать в ТЮЗе. За первым спектаклем последовали «Женитьба», «Музыкантская команда», «Голубое и розовое», «Великий еретик», «Троянский конь» и другие постановки.

1937 год сломал все мечты молодого человека: отец был репрессирован. Георгий автоматически стал сыном врага народа. О получении образования в столичном институте можно было забыть: его отчислили с 4-го курса ГИТИСа. Товстоногов цеплялся за любую возможность вернуться, и случилось непредсказуемое. Невзначай брошенная фраза Иосифа Сталина «Сын за отца не отвечает» позволила восстановиться на курсе и с блеском завершить обучение в 1938 году.

Театр

Товстоногова пригласили на пост режиссера в Тбилисский драматический театр имени А. С. Грибоедова. Там он свел знакомство с народным артистом СССР Акакием Хоравой. Благодаря покровителю Георгий Александрович стал преподавателем актерской группы в театральном институте им. Шота Руставели. С этого момента Товстоногова начали воспринимать именно как профессионального режиссера.

Режиссер Георгий Товстоногов

Первой постановкой в тбилисском драмтеатре стал спектакль «Дети Ванюшина». Вплоть до 1946 года Георгий Александрович работал с артистами в родном городе, выпустив спектакли «Кремлевские куранты», «Парень из нашего городка», «Школа злословия», «Ленушка», «Лисички».

Затем его пригласили в Москву. С 1946 по 1949 годы он руководил Гастрольным реалистическим театром и Центральным детским. Во втором поставил нашумевшие спектакли «Где-то в Сибири» и «Тайна вечной ночи». Товстоногову удавалось совмещать работу над обязательными постановками в этих театрах с режиссурой спектаклей в студии Театра оперетты и Русском драматическом театре в Алма-Ате.

Георгий Товстоногов и Светлана Крючкова

В 1949 году постановщик получил новое назначение и вторым родным городом для него стал Ленинград. В должности главного режиссера театра им. Ленинского комсомола он провел период с 1950 по 1956 годы. Эта сцена стала для него домом.

В 1956 году, в канун 37-го дня рождения, труппе представили нового руководителя. Он оказался 11-м по счету. Театр им. Ленинского комсомола в это время находился в упадке и среди других ленинградских сцен был на позициях аутсайдера. Отсутствовала логика в построении репертуара, режиссеры не работали достаточным образом с актерами, зритель в зале оказывался случайным.

Георгий Товстоногов на репетиции

Тем не менее, труппа собрала звезд. Такие артисты, как Елена Грановская, Ольга Казико, Василий Софронов, Виталий Полицеймако, находились в ожидании человека, способного направить театр по иному курсу.

Перемены, проведенные мастером, были кардинальными. Режиссер обновил труппу, уволив около 30 артистов. Его главным ориентиром стали мастера и молодые актеры. Главной целью оказалось возвращение прежнего зрителя и приглашение нового. Сделать это были призваны три премьеры: «Шестой этаж», «Безымянная звезда» и «Когда цветет акация». Последний в городе стал притчей во языцех.

Евгений Лебедев и Георгий Товстоногов после спектакля «История лошади»

Нетипичная режиссура, интересные мизансцены, работа артистов с пространством и зрителем дали о себе знать. Легкая и веселая постановка подкупала живостью и лиричностью. Зрительный зал театра наполнился публикой. Следующим спектаклем в постановке Товстоногова стал «Лиса и виноград». Он вышел спустя 3 месяца и открыл череду программных постановок, сформировавших новый, актуальный и созвучный времени репертуар.

Георгий Товстоногов реализовался как постановщик и педагог. Тщательно работая с актерами, он направлял их, помогая перевоплощаться и совершенствовать себя в профессии. Постановщик сумел повести за собой труппу и зрителя. Он совершенствовал методы, технику и навыки постановщика.

Георгий Товстоногов в театре

Режиссер жил сценой, репетициями и премьерами, чем завоевал уважение коллег и сотрудников, театрального сообщества и публики. Театр обрел уверенного руководителя и закрепил за собой звание одного из лучших в городе.

Увлеченность артистов и появление собственного зрителя доказали, что метод Товстоногова является самым действенным. Петербуржцы и туристы считали своим долгом посетить премьеры талантливого деятеля. В течение 33 лет Георгий Александрович занимал пост директора театра, название которого теперь звучало по всей стране.

Памятник Георгию Товстоногову

За свою работу он был удостоен Сталинской и Ленинской премий. Аналогов спектаклям Товстоногова не существовало, а режиссеры учились у мастера, перенимая особенности творческой манеры. Постановщик помог дебютировать драматургам Александру Володину и Виктору Розову.

Спектакли Товстоногова шли в России, Польше, Финляндии, Болгарии и Германии. Он выпускал телепостановки и работал на радио. С 1957 года состоял в редколлегии журнала «Театр» и с 1964-го был председателем президиума Всероссийского театрального общества.

В 1958 году Георгий Товстоногов начал преподавать в ЛГИТМИКе, а в 1968-м получил статус доктора искусствоведения. С 1970-го заведовал кафедрой режиссуры в институте. Его спектакли, поставленные со студентами, были широко известны в Ленинграде и других городах.

Личная жизнь

Биография Георгия Товстоногова тесно переплетается с театральным делом. Его личная жизнь полна романтических увлечений, связанных с профессией. Режиссер влюблялся, симпатизировал, но для создания настоящей семьи всегда ждал достойной женщины, способной создать атмосферу и уют сродни тем, что царили в доме его родителей.

Саломе Канчели и Инна Кондратьева, жены Георгия Товстоногова

Товстоногов считал, что спутница жизни обязательно должна быть творческой личностью. Его первой женой стала актриса Саломе Канчели. Свадьба состоялась в 1943 году, а спустя 2 года молодожены развелись. В браке появились любимые дети, сыновья Николай и Александр.

В 1958-м Товстоногов женился во второй раз. Избранницей оказалась актриса Инна Кондратьева. Но спустя 4 года и их союз распался.

Георгий Товстоногов-младший, внук Георгия Товстоногова

Дети режиссера и внук пошли по стопам великого родственника. Их также увлекла режиссура. Сыновья имели собственную манеру в творчестве, а Георгий Товстоногов-младший подсознательно шел по пути, который избирал дед. В 2012 году жизнь внука постановщика трагически оборвалась.

Смерть

Товстоногов возглавлял любимый театр до последних дней жизни, не пропуская спектаклей и репетиций, регулярно проводя беседы с коллегами. На 23 мая 1989 года была намечена премьера спектакля. Согласовав дату, постановщик сел в автомобиль, чтобы ехать домой, но так и не добрался до места назначения.

Большой драматический театр имени Георгия Товстоногова

Причиной смерти режиссера стала остановка сердца. Для театрального Петербурга это оказалось трагедией. Не стало человека, вдохновившего несколько поколений. Георгий Товстоногов похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, в Некрополе мастеров искусств. Над захоронением установлен памятник в виде распятия.

После смерти режиссера театру им. Ленинского комсомола присвоили новое название: Большой драматический театр имени Георгия Александровича Товстоногова. Фото режиссера и сегодня украшают вестибюль и холлы здания. Ученики и последователи часто делятся в интервью воспоминаниями о работе и наставлениях мэтра сцены.

Могила Георгия Товстоногова

Творческое наследие Товстоногова составляют книги: «Современность в современном театре. Беседы о режиссуре», «О профессии режиссера», «Круг мыслей», «Классика и современность», «Зеркало сцены».

В память о Георгии Товстоногове сняты документальные фильмы «Жить, думать, чувствовать, любить…», «Легенды о Гоге», «Отражения».

Личная жизнь Мэйби Бэйби

Постановки

  • 1955 — «Оптимистическая трагедия»
  • 1959 — «Варвары»
  • 1959 — «Пять вечеров»
  • 1962 — «Горе от ума»
  • 1965 — «Три сестры»
  • 1966 — «Мещане»
  • 1969 — «Король Генрих IV»
  • 1972 — «Ревизор»
  • 1972 — «Ханума»
  • 1974 — «Три мешка сорной пшеницы»
  • 1975 — «История лошади»
  • 1983 — «Смерть Тарелкина»
  • 1985 — «На всякого мудреца довольно простоты»
  • 1987 — «На дне»

Используемые источники:

  • https://24smi.org/celebrity/31466-georgii-tovstonogov.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116