Содержание
- 1 Биография
- 2 Детство и юность
- 3 Фильмы
- 4 Личная жизнь
- 5 Анастасия Вертинская сейчас
- 6 Фильмография
- 7 Биография Анастасии Вертинской
- 8 Детство, юность, семья
- 9 Кинокарьера и театральные роли
- 10 Личная жизнь Анастасии Вертинской
- 11 Анастасия Вертинская сейчас
- 12 Дочь шансонье и актрисы
- 13 Ассоль
- 14 Гуттиэре
- 15 Офелия
- 16 Лиза
- 17 Оливия
- 18 Мона
- 19 Другие роли
- 20 Смотрите также
Биография
Анастасия Александровна Вертинская — советская и российская актриса театра и кино, в 1988 году получившая звание народной артистки РСФСР. Популярность пришла к ней сразу после первых картин «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Оба фильма входят в золотую коллекцию советского кинематографа. После блестяще сыгранных ролей Анастасию начали называть «неземной», «инопланетянкой» и «советской актрисой с антисоветской внешностью», а ее красоту сравнивали с внешностью Греты Гарбо и Вивьен Ли.
Детство и юность
Анастасия родилась в конце войны, 19 декабря 1944 года, в Москве в семье легендарного поэта, актера и певца-шансонье Александра Вертинского, который за год до рождения дочери вернулся в Советский Союз из эмиграции. Матерью девочки была Лидия Циргвава, художница и киноактриса, известная зрителю по ролям в фильмах-сказках «Садко» и «Королевство кривых зеркал». Также в семье воспитывалась старшая дочь Марианна Вертинская.
Настя получила наилучшее образование, которое на тот момент могла предложить столица России. Упор был сделан на музыкальные занятия и изучение иностранных языков. Также отец прививал дочерям любовь к литературе и разным видам искусства. Он считал, что вне зависимости от профессии человек должен иметь широкий культурный кругозор.
В детстве Анастасия мечтала быть балериной, но в группу по занятиям классической хореографией ее не приняли по причине высокого роста и крупной кости. Тогда она решила стать переводчицей и сосредоточиться на изучении иностранных языков. Но, попав в 15 лет на съемочную площадку, окончательно определилась с выбором будущей профессии.
За год до поступления в театральный вуз Анастасия вошла в труппу Московского театра имени Пушкина и много гастролировала по стране. В 1963 году Вертинская стала студенткой Высшего театрального училища имени Щукина, причем она не сдала экзамены с первой попытки. Педагоги позволили ей переэкзаменоваться, так как уже видели ее в кино и знали, на что она способна.
В конце 80-х годов, будучи всемирно известной, Вертинская согласилась на предложение руководства Оксфордского университета и в течение 12 лет преподавала там актерское мастерство. Также она вместе с Александром Калягиным вела аналогичный курс во французских студиях «Комеди Франсэз» и Чеховской школе, а также в швейцарской Школе европейского кино.
Фильмы
В 1960 году Анастасия Вертинская решила ради эксперимента пройти прослушивание на роль Ассоль в экранизации романтической повести Александра Грина «Алые паруса». Только увидев 15-летнего подростка, режиссер Александр Птушко решил отказать ей, настолько вид школьницы со стрижкой, одетой в спортивный костюм, не соответствовал его представлениям о главном персонаже картины.
Однако, рассмотрев профессиональные фото претендентки, он изменил свое мнение, разглядев выразительность девушки и ее своеобразную отчужденность от реальности. «Алые паруса», где также снимался великий актер Василий Лановой, с которым у Вертинской впоследствии сложились дружеские отношения, стал настоящим открытием для зрителей. В первый же год фильм посмотрели более 23 млн человек.
В том же году на экраны вышла и вторая картина начинающей актрисы — «Человек-амфибия», снятая по фантастическому роману Александра Беляева. Эту роль Вертинская получила благодаря глубине своих глаз, так как главным требованием режиссера было, чтобы у претендентки на роль Гуттиэре «в глазах было небо». В фильме также снялись Владимир Коренев и Михаил Козаков, а композитор Андрей Петров создал музыкальное оформление киноленты.
Уже в молодости Вертинская на съемочной площадке проявляла себя как настоящий профессионал. Для воссоздания образа она научилась великолепно плавать, специально занимаясь с инструктором. Анастасия отказалась от дублеров и сама находилась в ледяной воде, ныряла на глубину и участвовала во всех сложных эпизодах приключенческой картины. Фильм получил высокие оценки критиков, его посмотрели свыше 65 млн зрителей.
Сама актриса о первых ролях вспоминает снисходительно прохладно, считая, что эти пробы в киноискусстве можно сравнить с детскими фотографиями: умилительно, но нелепо. Кроме того, Вертинская считает роман Беляева «шлягерной беллетристикой».
Своим настоящим кинодебютом актриса считает роль Офелии в фильме Григория Козинцева «Гамлет». Этот сложный образ она смогла воссоздать ярко и вместе с тем естественно. Анастасия вспоминает, что именно работа в «Гамлете» показала ей, что актерство — это не только мастерство, но и внутреннее таинство. Особенно тепло она отзывается о сотрудничестве с Иннокентием Смоктуновским, который сыграл заглавного персонажа.
Картина принесла Вертинской международную известность, когда она получила первый приз на Венецианском кинофестивале. Там же ее стали называть «Вивьен Ли советского экрана». Красота и стройная фигура исполнительницы (рост Анастасии — 172 см, вес — 57 кг) притягивали взор и не оставляли зрителей равнодушными. Впоследствии эта роль была причислена критиками к самым значительным в творческой биографии актрисы.
После «Гамлета» она снялась в драме Александра Зархи «Анна Каренина» в роли Кити Щербацкой и в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», где предстала перед зрителями в образе Лизы Болконской. В 1969 году актриса появилась в романтической мелодраме «Влюбленные», где партнером Анастасии по сценической площадке стал Родион Нахапетов. В 1970-м она попала в военную драму «Случай с Полыниным», в которой сыграла вместе с наставником по «Современнику» Олегом Ефремовым.
В драме по пьесе Максима Горького «Преждевременный человек», экранизированной режиссером Абрамом Роомом, Анастасия предстала в образе неверной жены трудоголика Богомолова (Игорь Кваша). В 1971 году фильмография актрисы пополнилась главной ролью в фильме-сказке «Тень» по произведению Евгения Шварца, где партнером Вертинской стал Олег Даль.
Анастасия Вертинская выделяет роль Моны в популярном телевизионном фильме «Безымянная звезда». Особенность этой картины для нее заключается не только в том, что в ней есть и лирическое, и комедийное, и драматическое начало, но и в том, что режиссер не навязывал образы персонажей, а позволил им самим играть героев так, как артисты чувствуют и видят. В итоге актерский состав был настолько увлечен работой, что закончил фильм всего за один месяц.
В 1994 году Вертинская сыграла мистическую роль Маргариты в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Претендентками на этот образ были также знаменитые Ирина Алферова, Анна Самохина, Вера Сотникова и Елена Майорова. Выбор режиссера пал на Анастасию из-за ее необычного взгляда, внутреннего благородства и врожденного аристократизма.
И снова актриса работала без дублеров, даже в сцене полета на метле, которую снимали глубокой ночью, а Вертинская была привязана к вертолету и парила достаточно высоко над землей. Интересно, что из-за разногласий режиссера и продюсеров картина попала в прокат только спустя 17 лет. Последней работой в кино для Анастасии Вертинской стала роль Атаманши из мюзикла Александра Абдулова «Бременские музыканты & Co», созданного на музыку Геннадия Гладкова.
В 1991 году Анастасия Вертинская открыла Фонд помощи русским актерам, денежные средства которого направляла на поддержку малоимущих или больных артистов. Не оставляла в стороне руководитель фонда и молодых начинающих актеров, режиссеров и сценаристов, нуждающихся в финансовой поддержке. В 90-е годы она появлялась на телевидении, где примерила на себя роль ведущей передач «Другие берега» и «Золотое сечение».
В XXI веке великая актриса перестала сниматься в кино и выходить на сцену. Главной причиной Анастасия называет отсутствие интересных предложений, а вовсе не личное нежелание и неспособность играть дальше. Единственной значимой работой этого периода стала для Анастасии Александровны роль Элизы в спектакле «Имаго» по мотивам «Пигмалиона» Бернарда Шоу.
Основным делом жизни для себя актриса считает восстановление и сохранение наследия отца Александра Вертинского. Помимо фонетической реставрации немногих записей, что остались после шансонье, Вертинская также выпустила книгу его мемуаров.
Личная жизнь
В 1966 году Анастасия Вертинская вышла замуж за своего однокурсника Никиту Михалкова, который позднее стал всемирно известным кинорежиссером. На момент свадьбы сыну Степану уже было 6 месяцев. Через 3 года по причине желания каждого из супругов посвятить жизнь карьере, а не зацикливаться на личной жизни, молодые люди расстались.
В 1976 году Анастасия повторно выходит замуж за известного певца Александра Градского. Официально брак просуществовал 4 года, хотя расстались молодые еще в 1978-м. Причем сама актриса не считает, что была замужем за Градским, ставя его в один ряд с другими мужчинами, с которыми у нее были романы — Олегом Ефремовым, Борисом Эйфманом и Павлом Слободкиным. Как утверждает пресса, мимолетные отношения у артистки сложились с Михаилом Козаковым на сценической площадке «Безымянной звезды».
В интервью Вертинская опровергает утверждение, что у нее было четверо гениальных мужей. Артистка утверждает, что была замужем единожды — за Михалковым. Брак для себя Вертинская считает утопией, а главными мужчинами в жизни называет отца и сына.
В середине 2000-х годов Вертинская решилась на подтяжку лица. Как заметили многие специалисты, актриса после пластики стала выглядеть моложе, что видно на фотографиях Анастасии, но утратила при этом собственную индивидуальность.
У знаменитости нет персональных страничек в социальных сетях, в том числе и в «Инстаграме». Как и многие артисты советского поколения, Анастасия Александровна предпочитает живое общение.
Анастасия Вертинская сейчас
Сейчас Анастасия Вертинская посвящает себя семье. Актриса общается с внуками, которые называют ее Нана, так как слово «бабушка» она не жалует. В семье Степана Михалкова четверо детей — дочь Александра Михалкова и сыновья Василий, Петр и Лука, причем старшая Саша уже подарила бабушке правнука Федора.
В свое время Вертинская увлеклась национальными кухнями, даже составила эксклюзивное меню для сети ресторанов сына, где курирует шеф-поваров.
В 2018 году появилась информация о том, что Федор Бондарчук собирается снять ремейк фильма «Человек-амфибия». В новой версии киноленты любовная история будет изменена, как и главные герои, а местом действия выбран Санкт-Петербург начала XX столетия.
Знаменитость не появляется на светских вечеринках и редко дает интервью. В 2019 году она пообщалась с репортерами издания «Домашний очаг». В беседе артистка рассказала о своем детстве и о родителях.
Фильмография
- 1961 – «Алые паруса»
- 1961 – «Человек-амфибия»
- 1964 – «Гамлет»
- 1967 – «Анна Каренина»
- 1968 – «Война и мир»
- 1970 – «Случай с Полыниным»
- 1971 – «Тень»
- 1978 – «Безымянная звезда»
- 1980 – «Овод»
- 1988 – «Буря»
- 1989 – «Тартюф»
- 1994 – «Мастер и Маргарита»
- 2000 – «Бременские музыканты & Co»
Анастасия – это младшая дочь знаменитой семьи величайшего российского поэта, а также актера и исполнителя песен собственного сочинения Александра Вертинского. А матерью ее является талантливая актриса Лидия Циргвара-Вертинская. Долгое время родители находились в эмиграции, но все же девочка родилась в СССР. А могла стать гражданкой Китая. Ее родители могут быть примером настоящей любви, хоть и у них разница в целых 30 лет.
На момент, когда Вертинская оканчивала школу, она давно обрела известность. Дело в том, что ее дебют произошел еще во времена, когда ей было всего 15 лет. Тогда-то она и сыграла знаменательную для себя роль миловидной девушки из кинопроекта «Алые паруса».
Анастасия решила продолжить актерскую карьеру, она вполне могла сделать это без каких-либо преград. Однако решила, что хочет получить высшее образование, потому отправилась поступать в Высшее театральное училище имени Щукина. Но ее выступление на вступительных экзаменах никого не впечатлило. Был большой шанс, что ее отсеют в первом же туре, но девушке повезло.
Строгие, но справедливые преподаватели из вступительной комиссии решили дать ей еще один шанс. Предложили ей подготовиться получше и прийти на пересдачу. И на этот раз судьба улыбнулась ей, Настя смогла поступить в учебное заведение. Большую роль сыграло также то, что комиссия с уважением отнеслась к прошлому опыту в кино девушки, ведь там она показывала себя намного лучше, чем в первый раз.
Тогда Настя была миловидной, озорной девушкой. У нее всегда был непростой характер. Но хоть и вела она себя немного по-мальчишески, но внешние данные могли сразить на повал любого представителя противоположного пола. Сейчас актриса признается, что в настоящее время ее характер сильно испортился, она страстно любит свободу и по этой причине не может никак составить счастливый и крепкий брак.
На тот момент ей было всего-то 20-ть лет, поэтому веселый и привлекательный Никита Михалков сумел очаровать ее буквально с первого взгляда. Она его в смешной форме называла Никитон. Он всегда был лидером во всем и без проблем становился душой любой компании, находил общий язык с каждым, а девушку никогда не воспринимал настоящей звездой.
Он не завидовал ей, не превозносил себя выше, а просто сочувствовал ей. Понимал, что однокурсники без причины злятся на нее и проявляют зависть к ее заслугам. Она была доброй и открытой, не заслуживала такого отношения. В один момент их судьбы переплелись, завертелся яркий и сильный роман. Общественность не особо одобряла их связь. Но молодые люди не обращали внимание на других. Спустя некоторое время они даже съехались, долго ждать не пришлось. Сперва они жили в квартире Михалкова, а после переехали в их дачу.
Мальчика назвали Степаном. Все следующие три года Никита Михалков сидел в ожидании того, что девушка успокоится и начнет уделять время исключительно уборке и готовке. Он хотел, чтобы Анастасия была более домашней девушкой.
Вот только актриса всегда стремилась прославиться. Она мечтала каждую секунду посвятить искусству актерства. В те годы она была готова браться за любые роли, не имела даже значения важность роли, хоть массовка. Она просто хотела находиться на съемочной площадке и поглощать энергию кинематографа. И режиссеры чувствовали это желание и приглашали ее в большое число проектов.
Хватило молодых людей лишь на три года, после они развелись, не оправдав надежд друг друга. Скандалов не устраивали, имущество и ребенка не делили. Можно сказать, что разбежались, как истинные интеллигенты. Сумели сохранить дружеские отношения, а также в мире и согласии продолжали воспитывать сына. Причем продолжают общаться до сих пор.
Не удивительно, что после развода девушка не осталась одна. Спустя некоторое время в ее жизни появился новый возлюбленный. По какой-то причине рассказывать и рассуждать о своем втором браке актриса не особо любит. Вот только ее бывший супруг, известный всем Александр Градский, с большим удовольствием делится подробностями их семейной жизни. А более подробно о них можно узнать, в его собственной книге.
Первая встреча артистов произошла на самой обычной домашней вечеринке их общих друзей. Александр сразу же заметил красавицу Анастасию и решил приударить за ней. Уж больно ему понравилась ее миндалевидная форма глаз. Но девушка взаимностью не ответила. После этого они не общались и не пересекались. Но мужчина думал о красотке.
Спустя полгода он отправился в небольшой поселок под Алуштой. Там он должен был дать концерт, а также планировал немного расслабиться и отдохнуть. Ему удалось узнать, что неподалеку Анастасия отдыхает со своей сестрой. Но действовать не решился. Девушка пришла на концерт знакомого в сопровождении сестры. Вернувшись в лагерь, она поняла, что хочет вернуться за Градским и сделала это.
В тот момент она поняла, что влюбилась. Пошла на дорогу, остановила «ЗИЛ» и доехала благополучно на нем до пляжа. А там уже разыскала Александра. Артист уже давно отдыхал, был немного расслаблен от палящего солнца и крымских вин. В тот момент он уже собирался нырнуть в воду, но вдруг заметил надвигающуюся на него фигуру. Он смог понять, что это Анастасия лишь тогда, когда она оказалась рядом и заговорила. А была она в домашнем халате и треснувших очках.
Сразу же закрутился страстный роман. Вместе они не сидели на одном месте: прогуливались среди гор, ели вкусную баранину, запивали вином. Тогда они благодарили судьбу за каждую секунду, проведенную вместе. Но отдых подошел к концу. Градский уехал первый, а девушка чуть позже. Когда он ехал в Москву, машина попала в аварию.
Сразу же телеграфировал возлюбленной, что не сможет ее встретить из-за разбитой машины. Настя была взволнована, прыгнула в самолет и прилетела в Москву. Пересев в собственную машину, она сразу же отправилась на поиски любимого мужчины. А обнаружила в компании друзей, когда те праздновали счастливый исход аварии. Вертинская взяла его и отвезла к себе домой.
Продлились отношения недолго, а официальный брак так и не был заключен. Вертинская позже прокомментировала, что они с бывшим возлюбленным были «из разных детских». Она воспитывалась папиной музыкой, а он совершенно в других условиях. И до сих пор она не признала Александра супругом, хотя жили они вместе как муж и жена.
Третьим мужчиной актрисы стал Олег Ефремов. Она души в нем не чаяла. Для нее мужчина был центром вселенной. Именно он позволил женщине раскрыться, как актрисе. И этот роман продлился намного дольше, чем прошлые. Но эти отношения были сложными. Олег звал ее замуж. Вот только в тот момент он был женат, а после желание пропало у самой актрисы.
Личную жизнь Анастасия Вертинская предпочитает не обсуждать. В интервью говорит о том, что у нее был лишь один законный муж – Никита Михалков.
Биография Анастасии Вертинской
Анастасия Вертинская – знаменитая Ассоль из «Алых парусов» и Гутиэррэ из «Человека-амфибии». После роли Офелии в «Гамлете» ее стали называть русской Гретой Гарбо. Обладательница специального приза Венецианского фестиваля как «Вивьен Ли советского кинематографа». Она – Джемма в «Оводе», бесподобная Мона в «Безымянной звезде» и трогательная Лиза Болконская в «Войне и мире».
Не менее известными были и ее театральные образы: Оливия из «Двенадцатой ночи», Нина Заречная из «Чайки» и другие. Народная артистка РСФСР. Награждена орденами Почета (2005 год) и Дружбы (2010 год).
Детство, юность, семья
Настя родилась зимой 1944 года в творческой семье Лидии Циргвавы и Александра Вертинского. Малышку привезли из роддома в московскую гостиницу «Метрополь», где ее с мамой ждали папа и старшая сестра Марианна, которой едва исполнился год.
Александр, легендарный шансонье, композитор и актер, вернулся в СССР из Шанхая, где пребывал в эмиграции вместе с женой. Лидия была художницей и артисткой кино, женщиной необыкновенной, неземной красоты (зрители могут помнить ее как Птицу-Феникс в сказке «Садко» и Анидаг в детском фильме «Королевство кривых зеркал»). По возвращении семья жила три года в гостинице, затем Александру Николаевичу предоставили квартиру на улице Горького (ныне Тверской).
Дочкам с малолетства давалось разностороннее образование: их обучали иностранным языкам, музыке, живописи. Отец приучал девочек к чтению литературы и настаивал на развитии вокальных данных. Хотя, как вспоминала Анастасия, учились они с сестрой в школе не особо успешно. Зато испытали прелести пионерского детства в лагерях, после которых дома их остригали наголо, чтобы избавиться от вшей.
Сама еще юная, мама (Лидия была младше мужа на тридцать с лишним лет) относилась к дочерям со всей строгостью? в отличие от отца. Актриса вспоминала: Порола нас с сестрой Марианной мама. Но при папе пороть было нельзя – он хватался за валидол, убегал, а мы прятались под полами его домашнего халата. И когда мама влетала и спрашивала: «Саша, где дети?», – он не мог ей соврать и опускал глаза. Анастасия в своих нечастых интервью всегда отмечала свою мистическую связь с папой. Именно она в двенадцать лет первой произнесла страшные слова о смерти отца, хотя никто в семье еще не знал, что Александр Николаевич скончался в ленинградской гостинице «Астория» на семидесятом году жизни. Овдовевшая Лидия, которой было всего 34, стала зарабатывать на жизнь продажей своих пейзажей и эстампов.
Ее несовершеннолетним дочкам после смерти легендарного отца государство назначило пенсию в двадцать рублей, мотивируя столь низкую сумму тем, что в СССР рабочий стаж Вертинского был недолгим. Вдова озаботилась, чтобы на свет появилась книга воспоминаний знаменитого артиста под названием «Дорогой длинною».
После потери папы девочки сразу повзрослели. Настя оставила свою мечту стать балериной, сосредоточилась на изучении иностранных языков, решив по окончании школы стать лингвистом. Но будущая профессия нашла ее сама. Ей было всего пятнадцать лет, когда Вертинская сыграла свою первую роль в кино, принесшую ей всесоюзную славу и зрительскую любовь.
Кинокарьера и театральные роли
Режиссер Александр Птушко, набиравший актеров для экранизации гриновских «Алых парусов», поначалу не воспринял тоненькую стриженную под мальчика Настю как кандидатку на главную роль. Но несколько фотографий в парике и длинном платье были настолько яркими, что Вертинскую утвердили на роль Ассоль. Юной актрисе помогали освоиться на съемочной площадке Сергей Мартинсон и Иван Переверзев, но особенно сдружилась она с исполнителем второй главной роли Грея – Василием Лановым.
На съемках ее заметил ассистент режиссера Геннадия Казанского, который вместе с Владимиром Чеботаревым запускал проект «Человек-амфибия». Именно у Насти оказались самыми подходящими под требование режиссеров глаза: «как небо». И, еще не окончив съемки в «Алых парусах», Вертинская начала сниматься в экранизации фантастического романа Александра Беляева.
Анастасия наотрез отказалась от услуг дублерши, профессиональной ныряльщицы с дельфинами. Все трюки она выполняла сама. Неожиданно сложной стала сцена, в которой актрисе нужно было «красиво утонуть» – нельзя было допустить даже маленького пузырька, задерживая дыхание на минуту, а то и две. Настю сопровождал аквалангист, дававший ей вдохнуть воздух из загубника, а потом уплывавший из кадра. А чтобы Анастасия не всплывала, в купальник ей подложили свинец. Так Вертинская и ее партнер Владимир Коренев стали первыми актерами, сыгравшими такую длинную сцену под водой.
Картины вышли на экраны одна за другой в 1961 году, обе имели колоссальный успех, а Насте стало сложно выходить на улицу: ее узнавали повсюду. Обе дебютных роли Вертинская не считает своим успехом, называя их «детскими фотографиями». Но именно они стали залогом ее дальнейшего профессионального развития.
Без профильного образования ее взяли в труппу театра имени Александра Пушкина, с которым начинающая актриса гастролировала по стране. А в 1963 году она поступила в Щукинское театральное училище, на курс, где учились Николай Бурляев и Никита Михалков. Анастасия была уже признанной кинозвездой, ей мешками приходили письма от восторженных поклонников, но девушка больше всего хотела постичь все тайны актерского мастерства и с головой ушла в учебу.
Ее талант и неповторимую индивидуальность признавали все, особенно после выхода на экраны драмы Григория Козинцева «Гамлет», где актриса блестяще сыграла Офелию. Критики СССР неоднозначно отнеслись к образу, созданному Вертинской. Некоторые хотели видеть на экране «более глубинные» переживания.
Зато роль Офелии по достоинству оценили на международном уровне: 19-летняя советская актриса удостоилась специального приза жюри на кинофестивале в Венеции. Зарубежная пресса сравнила ее с новой Вивьен Ли, а сама Анастасия говорила, что именно тогда окончательно поняла, насколько стала неразрывной с актерской профессией. Также с большой теплой отзывалась о своем партнере, исполнителе роли Гамлета Иннокентии Смоктуновском, называя его магом актерского мастерства.
Параллельно с учебой в вузе Вертинская успела сняться еще в двух значимых картинах. Она сыграла «маленькую княгиню» Лизу Болконскую в панорамной эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», а также появилась в образе Кити Щербацкой в драме Александра Зархи «Анна Каренина». Врожденный аристократизм актрисы сделал ее героинь запоминающимися и более яркими, чем их описывал Лев Толстой.
Сама Вертинская называла своими любимыми ролями в кино Оливию, затем Галину Петровну из военной драмы Алексея Сахарова «Случай с Полыниным», Мону из лирической картины Михаила Козакова «Безымянная звезда». О последней роли актриса говорила: Больше всего люблю Мону, потому что она пришлась на мой зрелый период, когда я была сформировавшейся актрисой. В этой роли есть все: и лирическое начало, и драматическое, и комедийное. Теперь таких ролей нет. Заядлые театралы до сих пор помнят любимую актрису как Эльмиру в «Тартюфе», Лизу Протасову в «Живом трупе», Нину Заречную в «Чайке», Катю в «Эшелоне». Участвовала Вертинская в уникальном экспериментальном спектакле Анатолия Эфроса «Бури», сыграв там двух персонажей – Ариэля и Просперо. Забавно, но когда она играла крошечную роль Фрейлины в «Голом короле», Евгений Евстигнеев потребовал, чтобы ее убрали, поскольку актриса своим выходом затмевала его мизансцену. Зрители аплодировали любимой Ассоль, забывая о главном герое.
За свою творческую биографию Вертинская успела поработать на сценах Театра Вахтангова, в «Современнике», МХАТе, Театре на Таганке. Последний спектакль, в котором участвовала Анастасия Александровна – «Имаго», поставленный Ниной Чусовой по мотивам «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Здесь она сыграла Элизу, девушку из «низкого» общества, которую решил перевоспитать аристократ. Роль была высоко оценена театральными критиками и поклонниками таланта Вертинской.
Значимым в творческой карьере актрисы стал 1989 год. Она сыграла… собственного отца в собственной постановке «Мираж, или дорога русского Пьеро», которую посвятила столетнему юбилею Александра Вертинского. Пьеса была написана Анастасией по воспоминаниям великого артиста. В том же году вместе с Александром Калягиным Анастасия уехала в Оксфорд, куда их пригласили преподавать актерское мастерство. Работала там на протяжении нескольких лет, преподавала также в Швейцарии и Франции, после чего поставила вместе со студентами спектакль «Чехов. Акт третий» в известном парижском театре Nanterre des Amandiers.
В девяностые годы актриса снималась мало, вела на телевидении авторские передачи «Золотое сечение» и «Другие берега». Создала и возглавила Благотворительный фонд актеров. Ей уже было далеко за сорок, когда Юрий Кара позвал Анастасию на главную роль в свой фильм по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно ее из множества претенденток режиссер выбрал из-за аристократических манер и загадочного взгляда, хотя этот образ примеряли на себя актрисы помоложе: Елена Майорова, Вера Сотникова, Анна Самохина.
Вертинская работала на площадке без дублерш, даже знаменитый пролет на метле (а в то время в отечественном кинематографе еще не было возможностей использовать компьютерную графику) исполняла самостоятельно, вися в сцепке с вертолетом на весьма большом расстоянии от земли. Были и весьма пикантные сцены, в которых актриса представала полностью обнаженной, но ее фигура могла дать фору многим девушкам. К сожалению, из-за разногласий с продюсерами мистическая лента легла на полку на долгие годы.
Последней ролью в кино, на которую согласилась Вертинская, стала Атаманша в музыкальном фильме Александра Абдулова «Бременские музыканты и Со». Фильм был создан по сценарию, написанным им же в тандеме с режиссером Сергеем Соловьевым.
Личная жизнь Анастасии Вертинской
Первой настоящей любовью и единственным мужем Вертинская в своих интервью всегда называла Никиту Михалкова. Познакомились они в Щукинском училище: она – тогда уже первая всесоюзная красавица с кучей поклонников, он – еще только обладатель знаменитой фамилии и безумно влюбленный в Настю однокурсник.
Страстная романтическая любовь быстро свела их вместе. Общественное мнение им было нипочем. Сначала жили у брата Никиты, Андрея Кончаловского, затем в квартире родителей, вскоре переехали на дачу. В загс пошли, когда их общему сыну Степану исполнилось полгода – в 1966 году. Оба были молоды и амбициозны, оба стремились проявить себя в профессии. Анастасия меньше всего была готова к жизни в тени супруга. Она сама была прирожденным лидером, несмотря на данное ей родителями воспитание.
Жить обычной семейной жизнью двум личностям в период становления оказалось не по силам. Спустя три года Вертинская и Михалков решили развестись. Расстались без упреков и взаимных претензий, оставшись до сегодняшних дней добрыми приятелями, иногда ностальгирующими в разговорах по юности. Анастасия тогда решила, что семья – не для нее. Ему [Михалкову] нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами. Он мне всегда говорил, что назначение женщины — сидеть на даче и рожать детей. Несмотря на слухи о четырех ее замужествах, распространяемых в интернете, Вертинская даже не называет свои отношения с другими мужчинами гражданскими браками. Романы случались, иногда перерастали в длительные отношения, как было с Александром Градским. Регистрацию брака с ним в 1976 году Анастасия считала большой ошибкой. Разочарование наступило довольно быстро: оба были из разных реальностей – по словам актрисы, «из разных детских».
Мужчиной, за которого Вертинская однажды захотела замуж, был Олег Ефремов, но когда худрук театра сделал ей предложение, оказалось, что ей этого уже не надо. Слишком долго длился их роман, чувства актрисы успели перегореть, да и пристрастие Ефремова к алкоголю пугало. В свое время Анастасии приписывали романтические отношения с Михаилом Козаковым, вспыхнувшие во время съемок «Безымянной звезды», о чем судачила вся столица, затем романы с Борисом Эйфманом и Павлом Слободкиным. Говорят, композитор даже сел на жесткую диету, едва актриса обмолвилась, что он полноват. Но завоевать сердце и руку Вертинской на всю оставшуюся жизнь так никому и не удалось.
Анастасия Вертинская сейчас
2020 год не нарушил творческих планов актрисы, которая давно не снимается и не выходит на сцену. Немного поволноваться пришлось о бизнесе сына Степана, известного московского ресторатора. Вертинская курирует его шеф-поваров и даже участвует в составлении эксклюзивного меню.
Четверо внуков и правнук занимают Анастасию Александровну гораздо больше, чем политика или международные вопросы. Также народная артистка посвящает свое время сохранению наследия своего знаменитого и любимого отца: занимается фонетической реставрацией его записей.
В ноябре 2020 президент России Владимир Путиннаградил актрису орденом Александра Невского за большой вклад в развитие отечественной культуры.
Офелия в «Гамлете», Галина из фильма «Случай с Полыниным», Мона в «Безымянной звезде». Любимые роли Анастасии Вертинской. Зритель же полюбил яркую, талантливую и утонченную актрису с самой первой роли, когда шестнадцатилетняя Анастасия Вертинская ждала в Коктебеле «алые паруса» в образе Ассоль. «Профессия актера — не только ремесло, но и какое-то таинство», — говорит актриса и подтверждает это каждой ролью.
Дочь шансонье и актрисы
В таинство актерской профессии Анастасия погрузилась с детства. Отец Александр Вертинский — эстрадный кумир начала ХХ века: актер, композитор, поэт, исполнитель. Мама Лидия Вертинская — художница и киноактриса, волшебная и загадочная птица Феникс из «Садко» и пронзительно не по-советски красивая Анидаг из «Королевства кривых зеркал».Познакомились и поженились родители будущей актрисы в Китае. Здесь же родилась первая дочь — Марианна. Анастасия появилась на свет уже после возвращения семьи в Москву, в гостинице «Метрополь». Иностранные языки, музыка, литература… Сестры Вертинские получали разностороннее образование, хотя в школе запросто могли замечтаться и порадовать отца в лучшем случае пятеркой по пению. «Дочери пошли в меня! Я тоже не особо учился», — говорил знаменитый шансонье.Дача в Прибалтике, которую Вертинский снимал на время концертов, летние дни уже на даче собственной — в Подмосковье. В воспоминаниях Анастасии есть и эпизоды в лучших традициях соцреализма: пионерский лагерь. Драки, лагерный сленг, и по возвращении домой — стрижка наголо как лучшее средство избавления от приобретенных на отдыхе вшей.В детстве Настя мечтала о балете, но поступить в хореографическое училище так и не удалось: сочли крупноватой. И со следующей по порядку мечтой, лингвистикой, тоже не вышло. Вмешалось кино. С первой же роли Анастасия Вертинская стала звездой, хотя отец не желал для дочерей актерской судьбы — считая этот труд слишком тяжким.
Ассоль
Роль по случаю у знаменитого киносказочника. Пятнадцатилетнюю девушку на пробы привел главный художник картины Леван Шенгелия. Короткая стрижка и спортивный костюм никак не сочетались с образом романтической героиниАлександра Грина. Но режиссер все же сделал кинопробы тогда еще даже не актрисы — в парике и длинном платье. Съемки так захватили, что Анастасии пришлось перейти из обычной школы в вечернюю. «Там учиться было проще: я давала учителю автограф на своей фотографии, и он мне ставил хорошую оценку!» — вспоминала впоследствии актриса. Историю про алые паруса, на которые ушло две тысячи квадратных метров материала для пионерских галстуков, после премьеры посмотрели свыше 20 миллионов человек.
Читайте также:
Гуттиэре
«У Гуттиэре в глазах должно быть небо, а у Ихтиандра — море», — говорил режиссер Владимир Чеботарев, принимаясь за картину. Сценарий десять лет пролежал на полке «Ленфильма», словно ожидаясь исполнителей главных ролей. Второй фильм Анастасии Вертинской стал лидером проката 1962 года. Актриса, чтобы плавать, как рыба в воде, по ночам вместе с Ихтиандром — Владимиром Кореневым занималась в бассейне Института физкультуры. Снималась в холодном море без дублеров, подолгу находилась на глубине. Попутно Вертинская училась… в одной из школ Баку. «Смотрю на фильм как на детские фотографии», — говорила впоследствии актриса.
Офелия
Экранизация, ставшая продолжением театральной постановки. Режиссер Григорий Козинцев своего Гамлета — Иннокентия Смоктуновского нашел задолго до съемок. С Офелией оказалось труднее. «Женщина с затуманенным взором средневековых Мадонн» — среди советских актрис… Козинцев выбрал Вертинскую и заставил ходить в Эрмитаж и «сливаться» с полотнами великих мастеров. Анастасия училась в Щепкинском училище, где познакомилась с будущим мужем — Никитой Михалковым. Съемки в «Гамлете» стали для молодой актрисы серьезным испытанием и школой актерского мастерства. После этой картины, получившей специальный приз Венецианского фестиваля, Вертинскую стали называть «Вивьен Ли советского экрана».
Лиза
«Маленькая княгиня» с трагической судьбой. Еще будучи студенткой Вертинская сыграла Лизу Болконскую в оскароносной киноэпопее режиссера Сергея Бондарчука«Война и мир»: «Снимаясь в «Войне и мире», я поняла, что можно, не играя трагедии, создать образ трагического звучания». Картина снималась в 1966 году, у Анастасии Вертинской и Никиты Михалкова в этом же году родился сын Степан.
Оливия
«Меня тянуло на характерные роли», — говорила Вертинская. Воплощением этой мечты стало участие в постановке «Двенадцатая ночь» главного режиссера Шеффилдского театра Питера Джеймса. Будучи уже актрисой театра «Современник», именно в этом спектакле она предстала в амплуа отнюдь не в привычном лирической героини, а проявила свой комедийный дар.
Мона
Экранизация пьесы румынского драматурга Михаила Себастьяна ждала своего часа годы, хотя на съемки фильма потребовался лишь месяц. В главной мужской роли Михаил Козаков изначально намеревался снимать Олега Даля, но к моменту съемок был утвержден Игорь Косталевский. В роли Моны режиссер изначально видел Анастасию Вертинскую и позволил актрисе самой создать этот образ. «Больше всего… люблю Мону, потому что она пришлась на мой зрелый период, когда я была сформировавшейся актрисой, — говорила Вертинская. — …В этой роли есть всё: и лирическое начало, и драматическое, и комедийное… теперь таких ролей нет».
Другие роли
Нина Заречная в «Чайке», Эльмира в спектакле «Тартюф», Елена Андреевна в «Дяде Ване», Лиза в постановке «Живой труп» и множество других ролей в Театре Вахтангова, «Современнике», играла в Театре на Таганке и во МХАТе. В постановке Анатолия Эфроса«Бури» Вертинская сыграла сразу две роли — Просперо и Ариэля. Но судьба театральной актрисы Анастасии Вертинской сложилась не сразу — слишком яркая и аристократическая внешность, да еще и шлейф кинославы. Зрители узнавали даже в эпизодах, как в роли Фрейлины в спектакле «Голый король» в Современнике.В 1989 году актриса вышла на сцену в роли… отца. «Мираж, или Дорога русского Пьеро» — так назывался спектакль, поставленный по собственной пьесе, написанной Вертинской по книге отца. Ушла из театра — просто «перелистнулась страница», а в кино не поступает хороших предложений. Актриса воплотила первый экранный образ булгаковской Маргариты, была автором телевизионных программ «Золотое сечение» и «Другие берега», преподавала актерское мастерство в Оксфорде, в Комеди Франсэз и в швейцарской «Школе европейского кино», ставила Чехова на сцене парижского театра Nanterre des Amandiers.После развода с Никитой Михалковым замужем актриса была за Александром Градским. Но союз, который распался спустя три года, сама актриса браком не считает. «Ясно было, что мое призвание — это театр. И предлагать мне формулу «женщине главное быть женой…» — было бессмысленно».
В 1991 году Анастасия Вертинская создала и возглавила Благотворительный фонд русских актеров. Пишет новеллы, сценарии, дневники, восстанавливает творческое наследие отца, считая это дело одним из главных в своей жизни.
Смотрите также
Инна Чурикова: «Я всегда мечтала играть мужские роли — Гамлета…От Бабы-яги до Жанны д’Арк. Каждая роль Инны Чуриковой — уникальный образАктеры играют актеровПять спектаклей, где жизнь — театрДетство перед кинокамеройВспоминаем детей-актеров, сыгравших в знаменитых фильмах отечественного кинематографаРусское кино с иностранным акцентом Вспоминаем отечественные фильмы с участием зарубежных актеров. Продолжатели творческих династийДети известных артистовАлла ДемидоваТворческая биография актрисыВладимир Меньшов. Из шахтеров — в актеры, из матросов — в режиссерыКиноистории оскароносного режиссераТатьяна Доронина. В кино, театре и «сама по себе»«Кино для меня никогда не было главным»Нина Ургант и ее героиниОт королевских особ в театре до медсестры на экране«Великой себя не считаю». Марина ЛадынинаСоветская звезда, которая предпочла кинематограф МХАТуЕлена Сафонова: «Всю свою актерскую жизнь я живу как на вулкане»Она снималась с Марчелло Мастроянни, была членом жюри Каннского кинофестиваля и играла в парижских театрахСергей Маковецкий: «В кино не обо всем надо рассказывать»Творческая биография знаменитого актераТрагический гений с манией совершенстваТворческая биография Олега Даля«Эталонный актер» Александр Калягин«Что нового я открыл в профессии? Ничего! Я открыл самого себя. И всё!»Софико Чиаурели. Грузинская муза советского киноТворческий путь знаменитой актрисы
Используемые источники:
- https://24smi.org/celebrity/1589-anastasiya-vertinskaya.html
- https://rustars.tv/family/muzhya-anastasii-vertinskoj.html
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-anastasiya-vertinskaya.html
- https://www.culture.ru/materials/160014/anastasiya-vertinskaya