Человек масштаба Леонардо

23.01.2008 00:00

Нечасто встречаешь людей, оставляющих в душе свет. Клоун и актёр Андрей Жигалов, рождённый в Челябинске, своим обаянием и невероятным талантом сумел покорить и Россию, и Европу. Масштаб его личности не вместит ни одна газетная полоса, ни книга, ни фильм. Он, наверное, такой, какими были люди эпохи Возрождения. Ему под силу абсолютно всё: покорить зрителя и Антарктиду, поймать за хвост фортуну и стать лучшим среди лучших.

4.jpg

Актёрские работы

Оседлать облако

Страна обратила внимание на фильм «Облако-рай», снятый Николаем Досталем в мутные 90-е. Лента по тем странным временам невероятно сильно выбивалась из бесчисленного множества попыток «сделать как на Западе».

Фильм подкупал тем, что мы узнавали самих себя, нашу дремотную провинцию. А уж главный герой Коля по прозвищу Перекати-поле и вовсе был парнем с нашего двора.

Мы тогда и не знали, что двор был действительно нашим, исполнитель главной роли Андрей Жигалов вырос в Челябинске, видел тот же, что и мы, пейзаж, наверное, и мыслил похоже.

Его герой был удивительно органичным и убедительным: болтун и фантазёр, надоевший всем в посёлке городского типа. Он хотел быть для своих друзей и соседей интересным, вот и придумал байку: мол, друг из Владивостока зовёт к себе работать.

Кто ж мог предположить, что ему чемодан соберут и в автобус усадят. Удивительно, что фильм с таким незамысловатым сюжетом и неприглядной картинкой собрал все мыслимые по тем временам премии и не канул в неизвестность.

Он обрёл верных поклонников, которые до сих пор передают его из рук в руки на видеокассетах, смотрят по десять раз. Действительно, после просмотра «Облака» почему-то совсем не хочется смотреть телевизор — страшно впечатление портить.

Вот сидит герой Андрея Жигалова в пустом салоне автобуса на чемодане, а в глазах такая тоска, непонимание и… предвкушение чего-то… А за кадром звучит песня об облаке и мечте о рае.

Пронзительно и точно. Андрей написал её сам, буквально в считанные часы, и для фильма записали столь же стремительно. Он уехал из нашей жизни так же быстро, как и его Колька, оставив без сожаления типовые квартиры в блочных домах, тупую воскресную дрёму, грязноватую речку, чадящие заводские трубы.

И с тем же желанием — окунуться в новое, принять на веру любую, даже самую невероятную выдумку. Словом, оседлать облако-мечту.

Раздвинуть границы

Скупой, но очень точной экранной эмоциональности Андрея Жигалова, спрятанной за грустным, с поволокой взглядом, тихим голосом со странноватой дикцией, позавидует любой профессиональный актёр.

Поэтому абсолютно понятно, что его карьера вполне состоялась в консервативной и требовательной Европе. Он и сам признаётся, что перестал чувствовать себя на сто процентов русским. Уверенное владение английским, немецким и немного французским позволяет вполне комфортно существовать в Германии, Швейцарии, Австрии, а его «Жигалов-шоу» и вовсе не требует слов.

Кажется, что артист и клоун немного лукавит, потому что всё им созданное проникнуто русской духовностью и высотой национального откровения. Его увлечённость и разноплановость поражают. Сам об этом он говорит так:

— Когда в 90-е годы я уехал из России, то был настолько занят своей профессией, что перестал следить за тем, что творится на родине. мимо меня прошли все социальные потрясения, революции, несладкое житьё соотечественников. Всё мимо.

На первом плане было искусство. Наверное, сегодня я уже не могу считать себя русским человеком. Прочно врос в немецкий быт, он устраивает своей упорядоченностью и ритмом. Мне нравятся немцы.

Хотя поначалу было непросто, было и то, что называется языковым барьером. Но вот что странно: у меня первая жена была русской, вторая — немка, сейчас моя гражданская жена — француженка.

Так вот, с первой женой у меня были такие языковые проблемы!.. Больше жениться точно не буду! Зачем ставить печать, если есть самое главное — любовь? А вот детьми своими горжусь.

Старший сын (русский) учится абсолютно бесплатно в лингвистическом университете в Москве, у него перед поступлением в активе уже было пять языков. Дети немецкой жены говорят только на немецком.

Увы, я часто гастролировал, поэтому, общаясь с ними, шёл по пути наименьшего сопротивления — русскому не учил. И потом, мне столько всего интересно: писать песни, исполнять их, снимать клипы, работать в шоу, заниматься клоунадой, работать над сценарием.

Очень сожалею только об одном — не сыграл Чонкина. Прошёл кастинг, режиссёр утвердил на роль. А у меня уже подписанный десятимесячный контракт на работу в Швейцарии и лететь завтра…

Звонок со студии «Мосфильм» был радостным и одновременно грустным. На другом конце трубки просто не поняли, как можно отказываться от звёздной роли у оскароносного режиссёра Иржи Менцеля?!

Замах на режиссуру

Андрей Жигалов считает, что работа с хорошим режиссёром может очень много дать актёру, помочь ему открыть свой талант.

С Николаем Досталем ему было работать очень интересно, он настоящий мастер своего дела, но это не означает, что на съёмочной площадке было всё гладко.

— Я не боялся ругаться с Досталем по творчески важным для меня вопросам, — отмечает Андрей Жигалов, — он, бесспорно, настоящий мастер, который «ковыряется» в актёре, смотрит вглубь.

Настоящий художник мира кино должен быть именно таким. Мне даже не обидно, что в российском кино я остался как Коля Перекати-поле. Хороший образ.

Знаете, совсем недавно предлагали сняться в каком-то телесериале, но я без сожаления отказался. Зачем? Долгое общение в актёрской среде не особенно вдохновляет, потому что люди годами пребывают в одном амплуа.

А вот есть у меня друг в Челябинске, который никакого отношения к искусству не имеет. С ним мне общаться легко и просто. Зато в цирке людей, которых я мог бы назвать друзьями, у меня, пожалуй, и нет.

Я человек с невероятным разбегом интересов. Тратить время на ерунду жалко. Гораздо интереснее писать музыку, радовать людей цирковыми номерами, писать очередной сценарий и мечтать о том, что когда-нибудь стану режиссёром.

К этому уже сделаны первые шаги — уверен, что получится. В прошлом году приезжал в Россию для съёмок совместного киргизско-российско-немецкого фильма. В нём режиссировал три сцены, похоже, успешно.

По-моему, очень важно перед таким ответственным шагом самому себе внятно ответить на вопрос: зачем? Я этот вопрос всегда задаю сам себе.

Нужно ведь рассказать о чём-то очень важном для себя и людей, не сфальшивить. Когда ответ будет, будет и фильм, тем более что сценарные задумки есть.

В двух словах это выглядит так: любовь и актёрство. Есть даже претендент на главную роль. С этой девушкой я познакомился во время работы над музыкальным клипом. Её зовут Маша Токарева, она живёт в Берлине.

Поскольку она не только фантастически красива, но и пластична как актриса, то поработать с ней будет интересно. Сюжет же может быть таким: актриса талантлива, взыскательна к себе и партнёрам, но что ей делать с тайно вздыхающим по ней простым осветителем, ведь в отличие от остальных он абсолютно искренен в своих чувствах.

Между мигом и вечностью

За полтора десятка лет работы в Европе он стал знаменитым клоуном. Со своим эстрадно-цирковым «Жигалов-шоу» выступает в цирках Германии, Франции, Швейцарии. «Клоун без грима» — так называют сегодня Андрея.

У него множество контрактов, время расписано на много месяцев вперёд, но он приехал в Челябинск, чтобы встретиться со своим светлым прошлым.

Он пришёл чуть позже остальных, но сразу обратил на себя внимание своей отстранённостью от всеобщей жизнерадостности. Коротко заметил, что на месте помпезного «Мизара» раньше был химфармзавод, где он работал сварщиком.

А журналисты сразу же разглядели его уникальность и непохожесть. Всем захотелось увидеть «Жигалов-шоу», понять чувство утраты, настигшее его, когда на площади Павших жгли старый деревянный цирк.

Он сумел рассмешить, отвечая на вопрос, почему в области столько талантливых людей. Предложил забавную версию, тут же подхваченную Олегом Митяевым: «Виталий Кличко жил рядом с Чернобылем, за одно лето вырос на 20 сантиметров, пришёл в школу, а его никто не узнал. А какой талант!»

Андрей Жигалов успешен и востребован, но вот доволен ли он своей жизнью?

— Только глупец ответит, что да. У меня были ошибки. Я, наверное, многих в своей жизни обидел. Сожалею об этом, поэтому попытался в стихотворении «Миг и вечность» понять себя и мир вокруг меня.

Не знаю, насколько это получилось. Но мне всё-таки очень повезло. Например, первая роль была в фильме «Тело», где я работал вместе с Аллой Клюкой.

По счастливой случайности именно она принесла мне следующую роль в фильме «Облако-рай». Досталь искал актёра, похожего на молодого Юрия Никулина, сопоставимого с великим клоуном и даром.

Лестно, правда? Алла предложила режиссёру посмотреть меня. Я пришёл на «Мосфильм», а пропуск на пробы мне выписать забыли — пришлось перемахнуть через забор.

Вот сейчас думаю: «А что было бы, если бы я развернулся и ушёл?» Нам всем, наверное, надо каждый день перемахивать через заборы, чтобы чего-то достичь в этой жизни.

Такой прыжок означает, что человек делает для себя нечто большее, чем просто следует судьбе. Вообще о жизненной программе, заданной где-то там, я часто думаю. Можно ли перехитрить то, что «на тебе написано»? Сколько заборов нужно ради этого перепрыгнуть?

Она, конечно же, безмерно гордится своим сыном, но в их семье не принято хвалить и бурно выражать свои чувства. Для мамы всегда один вопрос самый главный: «Поел ли ты, сынок?»

Он уехал, так и оставшись загадкой, но масштабность его личности и невероятное обаяние остались с нами. Вместе с надеждой на то, что Коля Перекати-поле приедет, чтобы остаться, и ему не нужно будет придумывать экзотических причин для странствий.

margo2000@mail.ruФОТО ВЯЧЕСЛАВА НИКУЛИНА

Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»Новости smi2.ruИспользуемые источники:

  • https://vecherka.su/articles/society/50016/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116