Лионелла Пырьева: «Сколько себя помню, мечтала стать артисткой!»

Автор: · 01.12.2019

Лионелла Пырьева, она же Стриженова, она же Скирда… Ее называли также советской Джиной Лоллобриджидой из-за яркой внешности. Даже имя ей дали родители итальянское. Они были оба моряками, ходили на судах за границу и постоянно встречали в порту Италии девушку Лионеллу, работающую в прибежном магазинчике. Вот в ее честь и назвали дочь.

В жизни Пырьевой (сейчас она носит фамилию Стриженова) были два главных мужчины — актер Олег Стриженов и режиссер Иван Пырьев. Личные отношения с ними были непростыми, а потому Лионелла часто была объектом зависти и вытекающих отсюда сплетен среди творческого бомонда. К тому же, она всегда была остра на язык и не стеснялась в выражениях, говоря об известных людях.

Лионелла Пырьева в фильме «Братья Карамазовы» (1968)

Путь Лионеллы Скирды к славе и роман с женатым Стриженовым

Родители Лионеллы видели ее врачом, а сама она с детства занималась в драмкружке и тайком смотрела спектакли в Одесском театре, который находился в том же доме, где и жила ее семья. Понимала ее желание стать актрисой только бабушка. Именно при её поддержке, не говоря родителям ни слова, юная бунтарка и отправилась в Москву поступать в театральный.

Первым ее фильмом стал «Капитан «Старой черепахи» (1956), где она играла вместе с Натальей Фатеевой, которую по сей день считает своей подругой. Именно Пырьева познакомила Наталью с её третьим мужем — космонавтом Борисом Егоровым.

Главную роль впервые Лионелле доверили сразу после окончания института в фильме «Вольный ветер».

Лионелла Пырьева в фильме «Вольный ветер» (1961)

В то время у нее начался роман с Олегом Стриженовым, который был проездом в Ялте, где снимался фильм. Правда, Стриженов был уже к тому времени женат, в семье подрастала дочь.

Эти отношения были болезненными для Лионеллы, она не могла ни увести Олега из семьи, ни оставлять все как есть. Роман Лионеллы с режиссером Иваном Пырьевым, который был старше ее на 37 лет, тогда расставил все по местам.

Брак Лионеллы с Иваном Пырьевым

В какой-то степени, этот неравный брак тогда стал спасением для обоих, но активно обсуждался и осуждался обществом. Сейчас снова начали лить грязь на Пырьева из-за его романов с молодыми актрисами, которым, по слухам, он испортил жизнь и карьеру. Тем не менее, именно Лионелла стала его последней женой. Конечно, он снимал ее в своих фильмах. И, конечно, у нее совсем другое мнение на отношения своего мужа с этими актрисами.

Не стало Пырьева в 1968 году.

Иван и Лионелла Пырьевы на съемках фильма «Братья Карамазовы» (1968)

Лионелла Пырьева и Владимир Высоцкий

С Высоцким Лионелла познакомилась еще в 50-х годах, но тогда он не произвел на нее большого впечатления. Они несколько раз пересекались и на съемочных площадках. Например, в фильме «Опасные гастроли». А вот про их роман в Сибири на съемках фильма «Хозяин тайги» пишет в своей книге «Страсти по Высоцкому» Борис Кудрявов.

Якобы они тогда оказывали друг другу недвусмысленные знаки внимания. Кстати, Высоцкий приходил к ним в московскую квартиру, где Лионелла проживала с Иваном Пырьевым, еще при жизни режиссера. Захаживал и после, иногда с друзьями. Часто не был трезв. Лионелла говорила в интервью, что песню «Ой, где я был вчера» Высоцкий написал про нее. Там есть такие слова:

Молодая вдова, верность мужу храня

(Ведь живем однова), пожалела меня

Конечно, поклонники Высоцкого подвергли это утверждение сомнению, ведь написал он эту песню в 1967 году, еще до смерти Пырьева. Тем не менее, если вслушаться в текст, то выглядит все очень похожим на правду.

Прекратили общение актеры после одного случая. Лионелла запретила Высоцкому приходить к ней в дом пьяным, грозилась отправить на лечение в больницу. Вскоре угрозу выполнила. Его выходили, но больше он к ней домой не приходил. Как знать, но она тогда могла продлить ему жизнь своим поступком.

Лионелла Пырьева и Владимир Высоцкий: фильмы «Хозяин тайги» (1968) и «Опасные гастроли» (1969)

И снова Пырьева и Стриженов…

Снова свела судьба Лионеллу и Олега Стриженова в 1975 году на съемках фильма «Последняя жертва». Тогда оба были уже свободны. Они поддерживали приятельские отношения на съемках, но прежние чувства вернулись и Олег прямо в присутствии съемочной группы сделал ей предложение. Так она стала Стриженовой.

Живут актеры в браке уже более 40 лет. Детей в нем не появилось.

Лионелла и Олег Стриженовы: в 1975 и в наше время

Лионелла Стриженова сейчас

Лионелле уже за 80. Выглядит она прекрасно, но уже давно не снимается в кино. В конце 80-х качество предлагаемых сценариев ее категорически не устраивало и она приняла решение завершить карьеру.

Сейчас Стриженову иногда можно встретить в телепередачах, идущих по центральным каналам.

Биография

Фильмография Лионеллы Пырьевой (также известной под фамилией Стриженова) небогата, зато почти все роли как на подбор — яркие и незабываемые. В театральном институте однокурсники в шутку называли девушку Линой Лоллоскирдиной, переиначивая родную фамилию и итальянской красавицы Джины Лоллобриджиды. Эффектная внешность и обаяние советской актрисы сразили даже Шона Коннери.

Детство и юность

Лионелла Ивановна (девичья фамилия — Скирда) родилась в Одессе в семье моряков. История выбора столь необычного имени очень романтичная. Мама-морячка и отец — механик судов познакомились в рейсе, с тех пор бороздили просторы вместе. Останавливаясь в Италии, ходили в береговой магазинчик, где работала девушка с этим красивым именем. Родители договорились, что, если родится дочь, назовут ее Лионеллой.

Лионелла Пырьева в молодости (кадр из фильма «Вольный ветер»)

Уже учась в школе, Лионелла занималась в драмкружке, а получив аттестат зрелости, уехала в Москву, ничего не сказав родителям. Только после поступления сообщила телеграммой, что стала студенткой театрального института им. Луначарского.

Фильмы

Творческая биография в кино началась еще в студенческие годы. Начинающая актриса сыграла подругу главной героини картины «Капитан “Старой черепахи”». После окончания института будущей звезде экранов сразу досталась главная роль в музыкальной комедии Леонида Трауберга «Вольный ветер», созданной по мотивам одноименной оперетты Исаака Дунаевского. Невысокого роста артистка (163 см) привлекла внимание режиссера своей осиной талией.

Читайте также8 актрис, которых считают секс-символами СССР

Удача благоволила красавице-актрисе, режиссеры начали отводить девушке в своих работах только главные партии. В 1963-м она сыграла жену Евдокимова в приключенческом фильме «Выстрел в тумане», а еще через 2 года составила дуэт с Николаем Алексеевым в мелодраме Ивана Пырьева «Свет далекой звезды».

Дважды за творческую карьеру Лионелла снималась с Владимиром Высоцким, причем каждый раз играла его возлюбленных. Это были фильмы «Хозяин тайги» и «Опасные гастроли». Всесоюзную известность актрисе принес трогательной образ Грушеньки в нашумевшей ленте «Братья Карамазовы» — экранизации романа Федора Достоевского. Лионелла вновь снималась у Пырьева. Это была последняя картина ее мужа.

Лионелла Пырьева в роли Грушеньки (кадр из фильма «Братья Карамазовы»)

Пора активных съемок артистки прекратилась с выходом мелодрамы Петра Тодоровского «Последняя жертва», где она перевоплотилась в графиню Круглую. В экранизации пьесы Александра Островского исполнительница сотрудничала с Леонидом Куравлевым, Ольгой Науменко, Маргаритой Володиной и другими именитыми актерами. После этого она исчезла с экранов на 10 лет.

В следующий раз зрители увидели артистку в 1984 году: Лионелла Пырьева примкнула к составу главных героев военной картины «Господин Великий Новгород». Затем снялась еще в двух фильмах «Мой любимый клоун» и «Оглашению не подлежит» и покинула кинематограф.

Личная жизнь

Личная жизнь Лионеллы Ивановны достойна отдельной книги. В ранней молодости актриса влюбилась в главного персонажа картины «Овод», которого сыграл Олег Стриженов. И однажды встретила кумира в родном городе — проходила мимо съемочной площадки картины «Мексиканец». Молодой человек из всей толпы зевак выхватил пронзительный взгляд Лины и познакомился с ней.

Читайте также7 счастливых звездных пар с большой разницей в возрасте

Судьба свела с возлюбленным вновь, уже когда Лионелла снималась в своей второй ленте «Вольный ветер». Стриженов был проездом в Ялте, где проходили съемки. После премьеры ленты между Олегом и Лионеллой вспыхнул роман, но отношения были обречены — у Стриженова стоял штамп в паспорте и подрастала маленькая дочь.

Первым мужем стал знаменитый советский режиссер Иван Пырьев. Мужчина был старше избранницы на 36 лет, но огромная разница в возрасте 24-летнюю актрису не смущала. Гениальный постановщик ухаживал красиво и преданно. Супруги прожили 6 лет, семейную жизнь оборвала смерть Ивана Александровича. Режиссер не оставил завещания после своего ухода, поэтому небольшое наследство актриса поделила между собой и взрослыми детьми Пырьева — сыновьями Эриком и Андреем.

Олег Стриженов и Лионелла Пырьева / Галина Кмит, РИА Новости

Актерские дороги Пырьевой и Стриженова снова пересеклись на съемках мелодрамы «Последняя жертва». Олег Александрович был уже в разводе. На озвучивании картины, не стесняясь коллег, он предложил Лионелле руку и сердце. Актриса вспоминала, что растерялась, тогда мужчина попросил рядом стоящую Аллу Ларионову уговорить Лину принять предложение. Пара заключила брак в ноябре 1976 года.

Несмотря на то, что у супругов нет общих детей, семья Александра Стриженова для Лионеллы Пырьевой стала родной. На ее глазах взрослел сын Олега Стриженова, рождались внуки и правнуки мужа. Со всеми наследниками у артистки сложились добрые отношения. В 2010 году Стриженов и Пырьева венчались.

Читайте также7 звезд, которые быстро устроили личную жизнь после развода

Лионелла Ивановна — женщина деятельная и открытая. Она выходит в свет, участвует в ток-шоу, встречается со зрителями. В 2015 году появилась в студии программы «Наедине со всеми», где в беседе с Юлией Меньшовой откровенничала на житейские темы.

Лионелла Пырьева сейчас

Сейчас Пырьева чаще появляется на телеэкране. В 2019 году актриса стала гостьей телепрограммы «Судьба человека». В студии Бориса Корчевникова Лионелла Ивановна дала интервью, в котором подробно описала совместную жизнь с первым и вторым супругами.

Фильмография

  • 1956 – «Капитан «Старой черепахи»
  • 1961 – «Вольный ветер»
  • 1963 – «Выстрел в тумане»
  • 1964 – «Свет далёкой звезды»
  • 1965 – «Человек без паспорта»
  • 1968 – «Хозяин тайги»
  • 1968 – «Братья Карамазовы»
  • 1969 – «Опасные гастроли»
  • 1975 – «Последняя жертва»
  • 1985 – «Господин Великий Новгород»
  • 1986 – «Мой любимый клоун»
  • 1987 – «Оглашению не подлежит»
27.08.2016 00:0113609Еженедельник «Аргументы и Факты» № 34. Наши победы 24/08/2016Сюжет Легендарные актеры и режиссеры киноЛионелла Пырьева 1966 год. © / Георгий Тер-Ованесов / РИА Новости

«Ладынина написала письмо в ЦК партии: мол, Пырьев развратник — живёт открыто с молодой любовницей», — рассказала «АиФ» актриса Лионелла Пырьева.

— Я родилась перед самой войной в Одессе… Сколько себя помню, мечтала стать артисткой! Когда в 1955 г. пришла на премьеру «Овода», была просто потрясена картиной, а особенно главным героем Артуром — молодым, красивым, бесстрашным. Такой актёрской игры я в нашем кино не видела. Он смотрел на меня с экрана и будто манил: «Иди сюда!» Моё решение поступать в театральный стало окончательным.

Тем же летом, проходя мимо Оперного театра, я увидела, что там идут съёмки. Для Одессы это обычное дело. Подошла поближе и вижу: стоит… тот самый Артур из «Овода». Олег Стриженов! Сердце чуть не выскочило из груди. Попыталась подойти поближе, но за верёвочное ограждение никого не пускают. Стою как загипнотизированная, глаз не могу отвести от него. Вдруг он сам подходит и говорит: «Пропустите эту девочку». Берёт меня за руку и заводит за ограждение… Это были съёмки «Мексиканца», где Стриженов играл боксёра Риверу. Наша первая встреча!

Лионелла Пырьева в фильме «Братья Карамазовы», 1968 г. Фото: Кадр из фильма

Пощёчины Высоцкому

Мой первый опыт работы в кино едва не оказался последним. На третьем курсе меня пригласили в Киев на съёмки. Преподавателями института это, мягко говоря, не привет­ствовалось. Но хотелось жутко! Поэтому я уехала тайно, передав через подругу, что лежу больная. Но всё вскрылось, разразился страшный скандал. Короче, пришлось просить прощения у всего курса публично!

Статья по темеНезаменимый. В жизни Высоцкого всё было вопреки и наперекор На одном курсе со мной учились знаменитый Ихтиандр — Володя Коренев и ныне, к сожалению, покойный Юра Васильев, сыгравший оператора Рудольфа в картине «Москва слезам не верит». Наша студенческая общага на Трифонов­ской — бывшие царские казармы — напоминала проходной двор. Жили мы очень дружно и весело. Володя Высоцкий жил неподалёку и часто бывал у нас. Все играли на гитарах, сочиняли, пели. Иногда и он встревал со своими блатными песнями, которые у нас успеха не имели. А году в 64-м случайно на дне рождения у драматурга Михаила Шатрова услышала какую-то песню, спросила: «Кто это?» — «Ты не знаешь?!! Это же Высоцкий!!!» Пройдёт ещё несколько лет, и я сыграю возлюбленную Высоцкого в двух фильмах подряд. Помню, как в «Хозяине тайги» мы долго и нудно репетировали сцену, когда я даю ему пощёчину. Дублей было сделано несчитано. Режиссёр Назаров кричит: «Плохо! Ты ка-а-ак дай ему по морде!» Потом Володька подошёл — и так, шутя: «Смотри, Линочка, я тебе как-нибудь отомщу». Потом мы снимались с ним у Юнгвальда-Хилькевича в «Опасных гастролях». А там всё наоборот: герой Высоцкого даёт пощёчину моей героине. Но тогда с ним на съёмках была Марина Влади, и ему было вообще ни до чего, в том числе и до мести мне.

«Пырьева предала!»

Второй раз с Олегом Стриженовым мы встретились в январе 1962-го. Случайно — в ресторане ВТО. Я уже работала в Театре им. Станиславского… Оба вспыхнули мгновенно. Такие чувства нахлынули — не было никаких сил сопротивляться. Мы начали встречаться. Но длился наш тайный роман недолго. Молодые, горячие, ведомые страстью, но и… чувством долга. У него была жена, 5-летняя дочь Наташа. Я видела, как он метался, переживал. Я сама места себе не находила. Для обоих тупиковая ситуация! Вот и решили: раз вместе нельзя, рубить — так под корень. Я резко ушла, но отходила очень долго, мучительно. Пока не случился мой 6-летний брак с Иваном Александровичем Пырьевым

Лионелла Стриженова: «Я оставила Олега жене… Но нам суждено быть вместе»

С ним мы познакомились при довольно курьёзных обстоятельствах. Во время работы над картиной «Вольный ветер», где я играла свою первую главную роль, я проспала съёмку. Приезжаю, мне говорят: «Вызывает Пырьев!» Иван Александрович был худруком, все его страшно боялись. Я пришла. Он прочитал мне суровую лекцию о том, что «начинающей актрисе некрасиво опаздывать», объяснил, сколько стоит съёмочный день. Пригрозил повесить всю неустойку на меня. «Хорошо, — отвечаю, — вешайте!» А через год Пырьев въехал в дом на Смоленской, в одном из подъездов которого было наше театральное общежитие. Мы стали соседями… Бывало, откровенничали, разговаривали по душам, как две подружки. Я рассказывала ему о своей любовной драме, он мне — о своей. Так что о его разрыве с Мариной Ладыниной и романе с актрисой Людмилой Марченко я знала из первых уст. Иван Александрович тогда неважно выглядел, был в разобранном состоянии.

Статья по темеВладимир Зельдин: «В Ладыниной не было ничего от кинодивы»</span>Я считаю, что Марина в их разрыве отчасти была виновата сама. Ей, как умной и мудрой женщине, нужно было запастись терпением и молчать. Закончился бы этот роман с Людой, и всё. Но Ладынина написала письмо в ЦК партии: мол, Пырьев развратник — живёт открыто с молодой любовницей. Устроила скандал публичный! Чистовик отправила, а черновик порвала и бросила в ведро. Домработница склеила обрывки на картоночку, позвонила: «Иван Александрович, на вас донос!» Он приехал, забрал чемоданчик со сценариями, книгами и уехал в дом отдыха в Болшево… Я больше чем уверена: если бы не это гнусное письмо в ЦК, всё закончилось бы воссоединением семьи. П­ырьев очень любил сына Андрея и никуда уходить не собирался. Но он не смог пере­нести такого предательства и вычеркнул Марину из жизни.</p>

И по поводу Марченко он мне всё сам откровенно рассказывал. Иван Александрович уже был в возрасте, когда Люда сама предложила ему интимную связь. Уж не знаю, в обмен на покровительство или роли… Пырьев пошёл на это, но не думал, что зайдёт так далеко. Люда снялась у него в картине «Белые ночи» по Достоевскому. А потом… Это был настоящий сумасшедший дом — она всячески дурила Пырьева, он не верил в её измены, прощал. Затем в самый разгар их отношений Марченко вдруг вышла замуж за сына замминистра финансов Володю Вербенко. Но всё равно продолжала приходить. Потом развелась… Всё это продолжалось до тех пор, пока Иван Александрович не застал её в самом непристойном виде с человеком, которого она приводила в их дом под видом друга. Именно после этого Пырь­ев решил порвать с Марченко окончательно. В этот момент в его жизни появилась я. Он решил клин клином вышибить. И этим клином оказалась я!

Кадр из кинофильма «Белые ночи» по роману Ф. М. Достоевского. Режиссер Иван Пырьев. 1960 г. Актриса Людмила Марченко в роли Настеньки, актер Анатолий Федоринов в роли жильца.

«Живём скромно»

Когда Иван Александрович предложил выйти за него замуж, для меня это было как обухом по голове. Я взяла паузу. Он очень красиво, трогательно ухаживал. В конце концов, всё обдумав, я сказала «да».

Конечно, о нашем браке шептались за спиной! Да и официально оформить наши отношения нам долго не удавалось — три с половиной года Марина не давала развода. Когда мы всё же расписались, пошли разговоры, что я его женила на себе из корыстных побуждений. Но я на это не обращала внимания абсолютно. Мы с ним прожили все эти шесть лет прекрасно, полноценной семьёй… Иван Александрович умер внезапно — остановилось сердце во сне. Потому что всю жизнь работал на износ.

Режиссер Иван Пырьев репетирует с актрисой Лионеллой Скирдой, исполнительницей роли Грушеньки (на съемках художественного фильма «Братья Карамазовы»). Фото: РИА Новости/ И. Назаров

После смерти Пырьева я много работала — часто ездила с «Братьями Карамазовыми» за границу, с творческими встречами гастролировала по стране… Случайно пересекаясь, мы с Олегом, как правило, только сухо здоровались. Я знала, что он давно развёлся и с первой женой — Марианной, и со второй — актрисой Любовью Земляникиной.

Статья по теме«Первач» из Замоскворечья. Олег Стриженов — о драках, таланте и любви Узнав в 1975-м, что Стриженов мой партнёр по фильму Петра Тодоровского «Последняя жертва», хотела отказаться. Но сдержалась. Практически сразу стало понятно, что наши чувства никуда за это время не ушли. И тем не менее ему пришлось ещё меня добиваться. В один прекрасный день Олег пришёл на озвучание, опустился на колено и при всей съёмочной группе сделал мне предложение. Это произвело на меня сильное впечатление! 12 ноября 1976 г. мы официально расписались и с тех пор не расстаёмся. Наш союз оказался крепким и счастливым — мы словно созданы друг для друга. Живём достаточно скромно — на пенсию (муж получает ещё президентскую надбавку). Всё свободное время Олег Александрович пишет маслом картины, общается с внуками… А в ноябре у нас со Стриженовым рубиновая свадьба, хотя нашей любви намного больше сорока лет. Когда я рассказала нашу историю Виктории Токаревой, она воскликнула: «Этот роман я обязательно должна написать!» На что мы с Олегом ответили: «Мы его напишем сами!»

Семья Стриженовых: Александр Стриженов, Екатерина Стриженова, Олег Стриженов с супругой Лионеллой Пырьевой (слева направо) и Александра Стриженова (на первом плане) на торжественной церемонии награждения премией «Золотой орел». Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

Следующий материал

Также вам может быть интересно

Вдова великого режиссёра опровергает слухи о своем супруге

58738.jpg

ДЕВУШКА-МАРТ: фото из финского календаря

</tr></table>

В последнее время в печати и на ТВ часто появляется имя выдающегося режиссера Ивана ПЫРЬЕВА. Выходят документальные фильмы и статьи о непростом характере гения, о сломанных им женских судьбах. В этом году интерес к данной теме возрастет еще больше из-за трех круглых дат: 40-летия со дня смерти режиссера (07.02.1968), 100-летия со дня рождения его второй жены — Марины ЛАДЫНИНОЙ (11.06.1908), а 15 марта 70-летний юбилей справит Лионелла СКИРДА-ПЫРЬЕВА, последняя супруга мэтра. Именно к ней, прожившей с Иваном Александровичем его последние шесть лет, мы и обратились в попытке разобраться: действительно ли гений и злодейство мирно уживались в этом человеке? И почему так много противоречий в воспоминаниях очевидцев? Анна ЧЕРНЯЕВА

Дом на Смоленской улице сегодня украшен мемориальной доской, повествующей, что здесь проживал великий режиссер Иван Александрович Пырьев. Дверь открыла сама Лионелла Ивановна… М-да. Мне бы так выглядеть в ее годы: какие 70! Полтинник от силы!

58746.jpg

«САЛЕМСКИЕ ВЕДЬМЫ»: Лионелла — Абигайль, Евгений Урбанский — Джон

</tr></table>

— Лионелла Ивановна, наверняка вы видели фильм Валентины Пимановой о Марине Ладыниной и ее сложных взаимоотношениях с мужем. А недавно в телепрограмме «Мой серебряный шар» была рассказана история о трагической судьбе Людмилы Марченко, которой Пырьев фактически сломал жизнь за отказ подчиниться его прихотям. Из этих воспоминаний, при всем уважении к гению, складывается весьма нелицеприятный образ Ивана Александровича. Прежде чем ответить, Лионелла Ивановна старательно разглаживает лежащий на столе номер «Экспресс газеты», в котором было опубликовано интервью близкой подруги Марины Ладыниной (см. статью «Марина Ладынина боялась своей домработницы»). — Для начала хочу заверить: все, что я расскажу, клянусь памятью Ивана Александровича, — правда. Никогда бы не поверила, что после смерти Пырьева, спустя столько лет, на него набросятся как коршуны те, кто когда-то ему и в подметки не годился. У него было много завистников, обиженных. Но уверяю, что более тихого, нежного и деликатного человека я в своей жизни не встречала.

Донос в ЦК КПСС

— Судить об отношениях Пырьева и Ладыниной не могу, потому что в их доме никогда не была. К моменту нашего романа они окончательно расстались. Другое дело то, что мне рассказывал сам Пырьев. В их разрыве Марина отчасти была виновата сама — ей не хватило мудрости и терпения.

58745.jpg

МАРИНА ЛАДЫНИНА: написала на мужа донос

</tr></table>

Иван Александрович мне признавался, что, несмотря на его… увлечения, он никогда бы не ушел из семьи, если бы не предательство жены. Это была ее роковая ошибка.— О каком предательстве идет речь? — Не секрет, что Пырьев влюбился в Людмилу Марченко. То, что она ему якобы отказала, — неправда, об их романе вся Москва гудела. Но жил он по-прежнему в семье. Марина жутко переживала: сутками лежала, смотрела в потолок, как в фильме «Испытание верности». Однажды Ладынина целый день что-то писала. Потом зашла на кухню, порвала листы, выкинула в мусорное ведро, оделась и ушла. Домработница Женя, которую Иван позже забрал к себе, клочки достала, склеила… Это оказалось письмо в ЦК КПСС о том, что Пырьев — развратник, живет открыто с молодой любовницей и т.д. Узнав об этом и прочитав привезенное ему письмо, Иван позвонил домой: «Марина Алексеевна, через два часа я буду на Котельнической, хотел бы, чтобы вас в это время не было». Собрал в чемоданчик бумаги и уехал в дом отдыха. Жить ему было негде. С этого момента он вычеркнул Ладынину из своей жизни. Неправда, что он потом ездил к ней с цветами, пытался помириться. Это она при случае во все его книги вкладывала свои фотографии как напоминание. Одну из них я нашла в последний день жизни Ивана. Спросила, что с ней делать? Пырьев фотографию взял и молча порвал.

58744.jpg

ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО: утонула в омуте страстей

</tr>

— Выходит, не было у них «любви до гроба»?

— Я не могу отвечать за Марину Алексеевну. Знаю, что она через свою подругу Нину Аджубей организовала убийственную статью в «Известиях» в 1954 году — «Звезды близкие и далекие». Пырьев тогда снимал «Свет далекой звезды» со мной в главной роли. Кто-то из массовки сорвал кадр, режиссер позволил крепкое словцо, после чего тут же написали, что он несдержан, высокомерен. Впрочем, к 50-летию СССР третий орден Ленина ему все равно дали. А еще к нам в дом какое-то время приносили всякие гадостные пакетики: домработница их брала, не разворачивая, а внутри оказывались презервативы, мерзость всякая. Иван Александрович читал сопроводительные записки и говорил: «Это почерк Марины». Она долго не давала ему развода, и когда мы с Пырьевым начали жить вместе, он поехал в ЦК, рассказал, что вынужден пока существовать в гражданском браке. И везде, на всех приемах представлял меня женой. А накануне похорон Ивана Александровича мне позвонил оргсекретарь Союза кинематографистов и попросил разрешения для Ладыниной наедине проститься с Пырьевым. Я сказала: «Почему нет?»

Жертв не было?

58743.jpg

…фото из японского журнала

</tr></table>

— А как относиться к рассказам, что Пырьев постоянно увлекался молодыми актрисами, которых снимал? Про сломанные судьбы Екатерины Савиновой, Клары Румяновой? — Пырьев бесконечно высоко ставил женщину. И постоянно страдал из-за своей доверчивости. Такие слухи распространяют люди с несостоявшимися карьерами. При его жизни почему-то о подобном не говорили, хотя свалить Пырьева — было бы за что — не составляло труда. Достаточно написать донос куда следует. Почему, спрашивается, тот же Женя Ташков, супруг Савиновой, не заступился за жену?— Боялся…

— Чего? Что, при всей своей власти, мог ему сделать Пырьев? Говорят, Катеньку Иван приметил на «Кубанских казаках». Абсурд! 1947 год. Он снимает в главной роли Марину Алексеевну, живут они в любви и согласии. Полагаете, Ладынина допустила бы роман на ее глазах? Когда все на виду и съемочная группа — большая деревня? К сожалению, Савинова уже тогда была больна. Много позже, когда мы с Иваном уже были вместе и приехали в дом отдыха Болышево, Катя постоянно крутилась рядом. Чуть ли не руки целовала мне и Ивану. А Пырьев шепчет: «Не обращай внимания, она нездорова».

58742.jpg

ПЫРЬЕВ С ЖЕНОЙ НА СЪЁМКАХ «БРАТЬЕВ КАРАМАЗОВЫХ»…

</tr>

— А Клара Румянова?

— Как-то в гримуборной Клара при мне рассказывала: «Пырьев мне жизнь сломал. Вызвал в кабинет, дал почитать сценарий фильма «Испытание верности», предложил одну из главных ролей. Я швырнула сценарий на стол и сказала: «В таких плохих фильмах сниматься не буду. И с вами работать не хочу!» А теперь представьте ситуацию. 1953 год, малокартинье. Румянова еще заканчивала ВГИК. Пройти в кабинет к директору «Мосфильма» нереально: секретари, предварительная запись. Сценарии выдавали ассистенты и сами их забирали. На моей памяти не было случая, чтобы такие артисты, как Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Марк Прудкин, сказали Пырьеву грубое слово — не хочу, не нравится… А тут Румянова. Я тогда ей сказала: «Клара, ты ври, да не завирайся».— Может, все-таки что-то было? Ведь ее действительно не снимали… — Мужем Клары был Анатолий Чемодуров, второй режиссер у Бондарчука, его друг. Кто мешал пристроить супругу? Недавно про Кларочку был фильм, в котором прозвучала новая версия: дескать, ее пробовали на роль Мари Болконской, но Пырьев запретил. Да он вообще не имел отношения к «Войне и миру»! У Ивана Александровича с Бондарем давно не сложились отношения. Они не общались совершенно, и приказывать Сергею, который имел свои заслуги, Пырьев был не властен.

Белая горячка Люды Марченко

— Но роман с Людмилой Марченко у Пырьева был?

— Роман с ее подачи начался на картине «Белые ночи». Все было не так, как теперь описывает ее сестра. Ни к какой ее маме Пырьев не ездил, квартиру не громил. Люда же творила невероятное: жестоко обманывала Ивана, изменяла — не то слово! Заявила, что выходит замуж за сына замминистра финансов — Пырьев ее не удерживал. 58741.jpg</td></tr>

ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ ПИШЕТ ПОРТРЕТ ПЫРЬЕВОЙ В ОБРАЗЕ ГРУШЕНЬКИ: актриса пыталась выкупить полотно, но художник оставил его в своей частной коллекции

</tr>

Во время съемок в Риге фильма «Звездный билет» пропила не только гонорары, но и одежду: Иван по ее звонку приехал с Аллой Будницкой, с которой Люда дружила, купил ей новый гардероб, вывез в Москву. Когда Марченко бросил муж, Володя Вербенко, Иван Александрович купил ей однокомнатную квартиру, обставил ее и сам переехал к ней. А потом появился геолог Валентин Березин, который просто прописался у Марченко.

Пырьев мне потом рассказал: «Мы никогда не были с ней вдвоем. Приходя с работы, я все время заставал дома Березина. А Люда говорила: «Ванечка, он нас с тобой боготворит, мы ему как семья!» Наконец Иван получил квартиру в этом доме на Смоленской. Люда ее одобрила как будущая хозяйка, но неожиданно отпросилась на пару дней — съездить к сестре в деревню. Сама же осталась в Москве, о чем Пырьеву тут же настучали и дали адрес. Поздним вечером он в сопровождении старшего сына Эрика поехал к Березину на коммунальную квартиру. Геолог открыл в одних трусах, а в комнате на тахте сидела абсолютно голая Марченко! И частила: «Ванечка, это не то, что ты можешь подумать! Я тебе все объясню!» Пырьев подошел, дал ей пощечину и уехал. В тот же вечер вывез из ее квартиры все вещи и даже попросил домработницу Женю вымыть полы, чтобы и запаха его там не осталось. 58740.jpg</td></tr>

СЧАСТЛИВЫЕ СУПРУГИ: на юбилейном вечере в честь 70-летия Олега Александровича

</tr>

— На этом роман закончился?

— Марченко тогда смолчала — ни истерик, ни претензий. Однако вернуть его пыталась. Звонили ее подруги: «Люда готова вас простить, приезжайте». Второй звонок: «Люда повесилась!» Иван Александрович отрезал: «Звоните в милицию». Один раз она лично явилась на разборки, когда Пырьев сошелся с артисткой «Моссовета» некой Алисой. Приехала и стала выбрасывать вещи «разлучницы» из окна, выливать французские духи. Сейчас все рассказывают про несчастную, нравственную Люду. А почему не про то, каким образом Березин порвал ей рот?— Кстати, Виталий Вульф рассказал об этом факте, но причину не назвал… — Они выпивали компанией, после чего Березин стал развозить друзей по домам. А вернувшись, увидел одного из гостей в постели с абсолютно пьяной Людой. Он пришел в ярость, запихнул ее в машину, по дороге сильно избил, порвал ей рот и выбросил на обочине. Марченко подобрала милиция и отправила в Склифосовского… Последние годы она страшно пила. И умерла не от гриппа, как сетуют в фильме, а, по рассказу друзей, от белой горячки. Перед ней были открыты все двери — кино, театр. Она легко могла стать Людмилой Пырьевой. Но ее тянуло в грязь.

Она его за муки полюбила

— А как вы сошлись с Пырьевым?

— В 18 лет после школы я уехала в Москву. От театра мне выдали комнату в общежитии — как раз в этом доме, в третьем подъезде. Однажды иду по улице, сверху с балкона окликают: «Лина, зайди!» Звала та самая Алиса, которая с порога сообщила: «Я вышла замуж за Пырьева!» Познакомила меня с хозяином квартиры, Иван Александрович вспомнил, как год назад утвердил меня на картину «Вольный ветер». </td></tr>

ЛИОНЕЛЛА ИВАНОВНА СЕГОДНЯ: на стене — её портрет, написанный Олегом Стриженовым

</tr>

Меня поразило, каким несчастным он выглядел. Плохо одет, в глазах пустота… Заходите, говорит, по-соседски, если будет скучно. Через пару дней я зашла с однокурсницей. В квартире дым коромыслом, гости, Алиса скачет. А мы весь вечер проговорили. Пырьев рассказывал про Марченко, у меня была своя драма, про которую, он, конечно, знал. Я была влюблена в Олега Стриженова, но понимала, что ничего мне с ним не светит: семья, дочери Наташе пять лет… Вернувшись с гастролей в Куйбышеве, я узнала, что Пырьев опять один: Алиса сбежала после скандала с Марченко. Иван встретил меня на аэродроме, сразу потащил в гости, где уже собралась звездная компания: режиссер Луков, Марк Бернес, Роман Кармен. И все как-то в шутку намекают на влюбленность Пырьева. Я в жутком смятении. А тут еще Женя на кухне говорит: «Когда вы уехали, Иван Александрович сказал: «Вот женщина, на которой я бы женился».

— Сколько было Пырьеву? — 60. Но он не выглядел стариком. Вскоре я снова собралась на гастроли — уже в Горький. Пырьев, очень взволнованный, протянул палехскую шкатулку, в которой было его фото с подписью: «Ей, которая для меня все и вся». Заметьте, тогда у нас ничего еще не было. И сказал: «Я бы очень хотел, чтобы ты осталась здесь навсегда». Я попросила время подумать. Мне было безумно его жалко. В Горьком вдруг заболела тяжелейшей ангиной. Иван просил ему позвонить, а я не могу — голоса нет. Тогда подруга, Лида Боровикова, сама связалась с Пырьевым, объяснила ситуацию: лекарств нет, лимонов тоже. Утром раздался стук в дверь, на пороге стоял он. </td></tr>

КОННАЯ ПРОГУЛКА В БОЛЫШЕВО: здесь любили отдыхать супруги Пырьевы

</tr>

С лимонами. Через обком тут же организовал врачей и оставался рядом, пока меня не поставили на ноги. Очень красиво ухаживал. И в какой-то момент я ответила согласием на предложение Пырьева. Никакой меркантильности, только сочувствие и благодарность за тепло и любовь. У нас и конфликтов-то не было. Разве что я брошу крепкое словцо, когда Иван нарушал режим питания.

После его смерти мы с Фатеевой обнаружили завещание, в котором он называл меня единственной наследницей. Но ходу бумаге я не дала. Иван Александрович умер внезапно — остановилось сердце во сне. А если бы он передумал, всех простил? Так что все, что могла, я отдала. Хотя денег было немного: всего десять тысяч рублей. Даже стоимость машины, которую я оставила себе, выплатила его близким. Вот уже 33 года мой официальный муж — Олег Стриженов. Мы снова встретились через 13 лет на картине «Последняя жертва». Он уже два года как был в разводе, нам ничего не мешало быть вместе. После смерти Пырьева я начала ездить с творческими встречами, работала в Театре Станиславского. — А почему так редко снимались? — Я вообще в кино случайно попала. На последнем курсе меня утвердили на «Вольный ветер», так я даже плакала, что выпадаю из дипломного спектакля. Наше поколение артистов было пропитано театром, помешано на Чехове, Островском. В театральном мы бегали на фотопробы, чтобы получить за это четыре рубля.— Вы никогда не жалели, что вышли за Пырьева? — Конечно нет. А все его так называемые жертвы сами виноваты в своей изломанной судьбе.Используемые источники:https://retrospectra.ru/lionella-pyrieva/</li>https://24smi.org/celebrity/40774-lionella-pyreva.html</li>https://aif.ru/culture/person/lionella_pyreva_nash_soyuz_krepkiy_i_schastlivyy_my_sozdany_drug_dlya_druga</li>https://www.eg.ru/culture/10018/</li></ul></table></table></table></table></table></table>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116