Умер режиссер Александр Радов, госпитализированный с коронавирусом

Биография

Великий советский сказочник Александр Роу – пожалуй, более точно охарактеризовать режиссера невозможно. Творческая биография талантливого кинематографиста отдана воплощению волшебных сюжетов. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию родителей.

Детство и юность

Родился Александр Артурович 8 марта 1906 года в городе Юрьевец, который в нынешнее время относится к Ивановской области. Оба родителя мальчика – эмигранты. Отец – ирландец, прибывший в Россию для налаживания работы мукомольного производства. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий.

101_y4xznZ7.jpg
Режиссер Александр Роу

В 1914 году глава семейства неожиданно оставляет тяжело болеющую женщину и десятилетнего сына в России, а сам покидает страну. До сих пор неизвестны причины такого поступка, но обратно уроженец Ирландии так и не вернулся.

Мальчику пришлось несладко. Маленький Саша вынужден зарабатывать на пропитание и поддержку мамы. Роу продавал мыло и гребешки, помогал в местном церковном приходе. В 1915 году мама с сыном перебираются в Сергиев Посад, где Александр оканчивает школу.

102_iwcJcBa.jpg
Александр Роу в детстве

После семилетки Роу поступает в экономический техникум, а в свободное время занимается в кружке художественной самодеятельности. Чуть позже будущий режиссер оказывается в театре «Синяя блуза» и влюбляется в сцену и эстраду.

Молодой человек поступает в киношколу Бориса Чайковского, а после окончания – в драматический техникум имени М. Н. Ермоловой. Учеба продолжатся до 1934 года. Однако уже с 1930 Александр Артурович трудится на студии «Межрабпомфильм». Начинающему кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова.

Александр Роу в молодости

По воспоминаниям современников, Протазанов делился бесценным опытом с молодым преемником. Александр, в свою очередь, проявлял на площадке чудеса дипломатии и организаторского мастерства. Создавалось впечатление, что он способен уладить любой конфликт и договориться с самыми упрямыми членами коллектива. С 1937 года Роу становится режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького).

Фильмы

Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические решения волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослого кинолюбителя.

Кадр из фильма Александра Роу «По щучьему веленью»

Вся творческая режиссерская карьера Роу связана со сказками, как русскими народными, так и авторскими. Режиссер перенес чудеса выдуманного мира на киноэкраны. Роли исполняли не куклы в мультфильмах, а живые люди — актеры.

Александр Артурович слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в сказке «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично.

Змей Горыныч в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная»

Коллеги вспоминают, что Роу с начала работы собрал команду, с которой предпочитал сотрудничать на протяжении всей жизни. К новым людям относился настороженно и не сразу принимал в коллектив. Долголетняя работа сложилась и с некоторыми актерами.

Георгий Милляр, непревзойденная Баба-Яга советской сказки, мог исполнять до трех ролей в фильмах режиссера. Так произошло в экранизациях «Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы».

Александр Роу и Георгий Милляр на съемках фильма «Василиса Прекрасная»

Милляр рассказывал, что сам предложил свою кандидатуру на роль сказочной злодейки.

«Ни одна женщина не позволит себя так изуродовать, только отвернешься, а она уже губы подкрасит», – смеялся актер.

Еще одним открытием Роу стала Инна Чурикова, сыгравшая вредную Марфушечку-душечку в «Морозко». Актриса вспоминала, что беспрекословно исполняла указания строгого с виду режиссера. Когда на площадке неожиданно не оказалось яблок, которые героиня с аппетитом должна есть в кадре, Чурикова, не поморщась, сжевала луковицу.

Инна Чурикова в фильме Александра Роу «Морозко»

«Морозко» — несомненно, лучшая и выдающаяся работа Александра Артуровича, получившая признание на мировом уровне. Картина удостоена награды кинофестиваля в Венеции. До сих пор добрая история любима детьми и взрослыми.

Открыл для советского зрителя Роу и имя Алексея Катышева, который не относился к профессиональным актерам и работал на съемочной площадке. После смерти режиссера судьба молодого человека сложилась не совсем удачно.

Алексей Катышев в фильме Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса»

В биографии кинематографиста случались и простои в работе. Послевоенные годы диктовали необходимость колоссальных затрат на восстановление разрушенной страны. Власти было не до киноискусства, и тем более, не до сказок. Финансирование отсутствовало.

Александр Роу на съемках фильма «Варвара-краса, длинная коса»

В этот период Роу пробует таланты в документалистике, снимая фильм о лагере «Артек». Им же создан стереофильм, идеей съемки которого вдохновился И.В. Сталин. Однако кинотеатров, технически приспособленных для показов, в стране не было.

Со временем советский сказочник вернулся к любимому делу. Фильмография пополнилась новыми волшебными историями на радость детям и их родителям. К слову сказать, всю свою жизнь Александр Артурович, не смотря на зарубежные корни, считал себя русским.

Александр Роу на съемках фильма «Золотые рога»

Сюжеты картин построены исключительно на основе русских сказок и произведений, таких, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Майская ночь, или Утопленница». Пожалуй, одним из немногих исключений стала экранизация повести Вахтанга Ананяна «На берегу Севана», действие в которой происходит в Армении.

Личная жизнь

Александр Роу не относился к любителям афишировать подробности личной и семейной жизни. Первой женой великого сказочника стала актриса Елена Савицкая. Супруги, к сожалению, не прожили долго вместе. Для яркой искрометной актрисы брак с режиссером стал третьим по счету. Две творческих личности не смогли ужиться.

Елена Савицкая, первая жена Александра Роу

Во время съемок «Василисы Прекрасной» режиссер встретил вторую супругу – Ирину Зарубину. В браке с актрисой в 1940 году появилась дочь Татьяна. Больше детей у четы не было.

Режиссер обожал путешествовать. Кроме того, что Роу посещал города Союза во время съемок, он побывал в рекордном количестве африканских стран. Упоминается о курьезном случае, когда в режиссера влюбилась африканская принцесса и выразила желание стать его женой.

Ирина Зарубина, вторая жена Александра Роу

Роу в замешательстве заметил, что немолод и уже женат, но темнокожая красавица заявила, что в ее стране позволено иметь несколько спутниц жизни.

Продолжал режиссер поездки и во время болезни. На беспокойство жены неизменно отвечал, что ради увиденного не жалко и умереть.

Смерть

На склоне жизни Роу задумал снять картину по пьесе Николая Шестакова «Финист – Ясный Сокол». К сожалению, начав усердную работу над сценарием, сказочник не смог воплотить идею из-за настигшей болезни. 28 декабря 1973 года по естественным причинам Александр Роу скончался в столице.

Могила Александр Роу

Уже после его смерти Геннадий Васильев на основании набросков Александра Артуровича поставил последнюю сказку волшебника кинематографа.

Фильмография

  • 1938 — «По щучьему веленью»
  • 1939 — «Василиса Прекрасная»
  • 1941 — «Конёк-Горбунок»
  • 1945 — «Кащей Бессмертный»
  • 1952 — «Майская ночь, или Утопленница»
  • 1954 — «Тайна горного озера»
  • 1958 — «Новые похождения Кота в сапогах»
  • 1959 — «Марья-искусница»
  • 1960 — «Хрустальный башмачок»
  • 1961 — «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • 1963 — «Королевство Кривых Зеркал»
  • 1964 — «Морозко»
  • 1968 — «Огонь, вода и медные трубы»
  • 1969 — «Варвара-краса, длинная коса»
  • 1972 — «Золотые рога»
  • 1975 — «Финист — Ясный Сокол»
17.04.2020 10:592290Сюжет Пандемия коронавируса нового типа, распространившегося из Китая

В Москве от коронавируса скончался режиссер документального кино Александр Радов. Он попал в больницу неделю назад.https://t.co/Rh1KgJGDRZpic.twitter.com/qx6Q37f6WT

— ПетербургскийДневник (@dnevnikspb) April 16, 2020

В четверг, 16 апреля, в городской клинической больнице № 15 им О. М. Филатова на 80-м году жизни умер режиссер-документалист, теле- и кинопродюсер Александр Радов. Радова на прошлой неделе госпитализировали с диагнозом «пневмония», вызванной коронавирусной инфекцией. О его смерти сообщается на странице Академии российского телевидения в Facebook.

В июле Александр Радов должен был отпраздновать юбилей. По словам друга семьи, режиссера Натальи Гугуевой, врачи считают, что коронавирусную инфекцию он победил, но были осложнения на сердце. «Забрали его с коронавирусной пневмонией. По КТ его перевели в филатовскую больницу в Выхино», — рассказала Гугуева.

Что известно об Александре Радове? 

Александр Георгиевич Радов родился 23 июля 1940 года в Ленинграде. В 1963 году он окончил Московский автомеханический институт, а в 1970-м — аспирантуру Новосибирского государственного университета. Радов защитил кандидатскую диссертацию по философии, после окончания учебы занимался журналистикой, работал в таких изданиях, как «Литературная газета», «Комсомольская правда», журнал «Огонек».

Александр Радов был академиком Международной академии телевидения и радио. С 1977 по 1982 год работал на Центральном телевидении ведущим авторского цикла «Суть дела». С 1991 по 1996 год был политическим обозревателем на ВГТРК, руководил студией «Нота бене» и был ведущим авторских циклов «Консилиум», «Коррупция», «Зал ожидания» и др. 

В 1996 году Радов организовал независимые производящие телекомпании АНО «Всемирное русское телевидение» и телекомпанию «Жизнь». В 2002 году совместно с супругой — сценаристом и режиссером Ириной Васильевой — создал ООО «Студия „Фишка-фильм“». Это творческое объединение стало одним из крупнейших производителей документалистики и телепродукции в России.

Среди наиболее известных документальных фильмов Радова — «Борис Мессерер. Монолог свободного художника», «Больше, чем любовь», «Французский сон».

Александр Радов также продюсировал фильмы для телеканалов РТР, «Россия», «Культура» и был продюсером нескольких документальных лент и телепрограмм.

В последние годы Александр Георгиевич много сотрудничал с каналом «Культура», где шли его телециклы «Портреты эпохи», «Соблазненные страной Советов», «Авантюристы ХХ века, «Больше, чем любовь».

Следующий материал

Москва. 16 апреля. INTERFAX.RU — Режиссер-документалист, продюсер Александр Радов скончался в возрасте 79 лет, сообщила в фейсбуке Академия российского телевидения.

«Наш друг и коллега Александр Георгиевич Радов, который неделю назад попал в больницу с коронавирусной пневмонией, к сожалению, не смог победить болезнь. С горечью сообщаем, что сегодня днем Александр Георгиевич скончался в 15-ой филатовской больнице. Ему было 79 лет», — говорится в сообщении.

Радов родился 23 июля 1940 года. Как генеральный продюсер руководил студией «Фишка-фильм» — творческим объединением, которое вошло в число крупнейших производителей документалистики и телепродукции в России. Был автором документальных фильмов цикла «Больше, чем любовь». Радов был академиком Международной академии телевидения и радио.

Вчера на телефон практически в одно время пришли два срочных сообщения. «В Москве скончались еще 14 пациентов с коронавирусом…» «Наш друг и коллега, продюсер и журналист Саша Радов упокоился сегодня днем — в Чистый четверг…» Фото: Елена Морозова

Четырнадцать судеб. Чистый четверг, который про истинное смирение и служение ближнему. Таким случился для меня Александр Радов в последние несколько месяцев моего недолгого знакомства с ним.

И при этом — человек-буря. В какой-то момент совместной работы, потрясенный шквалом неостановимой энергии, я обернулся к Александру в удивлении и получил в ответ победно-веселое: «А мне же в этом году 80!».

Высокий, улыбчивый, в постоянном движении, настойчиво держащий мысль при абсолютной мягкости, Александр Радов за момент до этого обсуждал со мной купание в проруби, хождение по утрам босым по снегу и то, что в этом году и снега мало, и водохранилище полузамерзло…

Многое из этого года останется в общей памяти приметами-предвестниками эпохи всеобщего Соляриса.

Открытый нараспашку, Александр оказался несовместим с изоляцией. Душно смертельно.

Соратник моих родителей, из пула участников проекта великой «Комсомолки» 60-70-х, публицист, телевизионщик, киношный человек, продюсер, мыслящий не фильмами, а событиями, превращавшимися в ленты безостановочным движением его внутреннего «я», умудрявшийся создавать в своей микроскопической студии до 60 картин в год… Редка неделя, когда в программе «Культуры» нет фильма его студии «Фишка-фильм». Кира Муратова, Григорий Померанц, Алексей Герман-старший — имена героев его фильмов только нашей эпохи…

И прошедшая через всю жизнь страсть сохранить, донести до будущего лучшую, почти всегда непонятую при жизни, педагогику. «Посмотри на этих детей! — кричал Великий Радов. — Они же люди возрождения! Мы же ими возродимся!»

И последний пас в падении всем нам — завершенный за минуту до ухода из жизни фильм «Педагогическая трагедия» о великой несправедливости в отношении к великому педагогу Михаилу Петровичу Щетинину.

Александр торопил: «Нужно говорить. Сказать нужно сейчас. Сразу! Никогда не потом!»

И заключительные слова фильма на вопрос «А что делать?»:

— Стоять по-человечески. Стоять по совести. Стоять!

Так и будет навсегда с нами Александр Радов больше, чем все его невероятные достижения, чем вся его невероятная жизнь.

Справка «РГ»

Александр Радов родился 23 июля 1940 года в Ленинграде. Окончил Московский автомеханический институт и аспирантуру Новосибирского государственного университета. Работал в «Литературной газете», «Комсомольской правде», журнале «Огонек».

С 1991 по 1996 год выступал политическим обозревателем на ВГТРК. В 2002 году вместе с женой — сценаристом и режиссером Ириной Васильевой — создал студию «Фишка-фильм». В последние годы сотрудничал с каналом «Культура». Автор популярных циклов документальных фильмов «Портреты эпохи» и «Больше, чем любовь».

ОбществоУтратыКультураКино и ТВТВ и сериалыИспользуемые источники:

  • https://24smi.org/celebrity/17964-aleksandr-rou.html
  • https://aif.ru/culture/person/chto_za_rezhisser_aleksandr_radov_umershiy_ot_koronavirusa
  • https://www.interfax.ru/culture/704607
  • https://rg.ru/2020/04/17/ne-stalo-publicista-i-teleprodiusera-aleksandra-radova.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116