Дмитрий Воденников: «Истерия — это театр для самого себя»

Русский поэт, литератор и колумнист Дмитрий Воденников побывал в Новосибирске на литературном фестивале «Новая книга», проходившем в нашем городе 1 и 2 сентября. Он выступил с лекцией о русской поэзии и встретился со своими читателями на автограф-сессии. «Новосибирские новости» расспросили, как поэту живётся в современном мире, наполненном одновременно агрессией и милосердием, что его вдохновляет и как поживает его любимая такса Чуня.

Справка: Дмитрий Воденников родился 22 декабря 1968 года. Закончил филологический факультет Московского государственного педагогического института. В 2007 году на фестивале «Территория» был избран королём поэтов. Позже, когда перестал писать стихи, начал называть себя мёртвым поэтом. Автор восьми книг стихов и документального романа «Здравствуйте, я пришёл с Вами попрощаться». С 2013 года колумнист издания Gazeta.ru, с 2016 года — журнала «Миллионер». Выступает в театре «Практика».

Тревожность

Я недавно писал колонку для одного издания и назвал её «Очень тревожно». Некая моя небесная невротичность этому причина или наоборот — хищная внимательность, но мне иногда очень тревожно. Проснувшись, я захожу в «Фэйсбук», и на меня обрушивается поток негативной истерической информации. И она отлично работает. И уже через 5-10 минут я нахожусь в состоянии близком к панике: «Как жить? Куда бежать? Что делать? Мы погибли!»

Я заметил это ещё пять лет тому назад. И с тех пор ничего не могу с собой поделать этим условным утром. И ничего ужасного за эти пять лет не случилось. Тревожность — это фон нашей жизни.

Рядом курится Везувий, и не факт, что на самом деле это последний день Помпеи. Вполне возможно, что последний день будет через 50 лет, как обещал Эдуард Лимонов в программе Дудя. Учитывая, что сейчас мне 49 лет, через 50 лет мне будет почти 100. И я надеюсь, что до этого момента я не доживу. Так что, дорогие читатели, волнуйтесь без меня.

Когда ты вдруг находишь ключ, то ты можешь открыть свою личную буратиновскую дверь или папакарловскую дверь (по закону владения имуществом) и выскочить на момент или навсегда в другую жизнь. Или не выскочить. И это тревожит больше всего. Но у нас есть выбор. Если ты поймёшь, что рядом с реальными опасностями и волнениями ходит много химер и призрачных страхов… Несуществующая сова (как в «Ёжике в тумане») или существующая, но она не страшная. И если ты это поймёшь, то тебя это отпустит, хотя бы на полдня. А это уже немало.

Чуня

mY8L3sSuyfY_novyy-razmer.jpg Фото: syg.ma

Она у меня очень умная собака. Она могла быть дурой, но просто я её так воспитал, что она умная. У меня очень тяжёлый характер. Любое маленькое существо ищет интуитивные способы компромисса с тобой. Давя на твои кнопки любви, она тебя побеждает и становится сильнее тебя. Чуня меня сделала, несмотря на весь мой тиранизм. Она, может, и не хотела этого, но сделала. Она очень хитрая и послушная, выполняет команды.

И вообще Чуня живёт так, как она хочет жить. Если она хочет спать со мной, то она спит со мной. Если она хочет спать не со мной, а с человеком, которого я люблю, то она спит только там. Её можно вытянуть, но она всё равно туда уйдёт. Это фантастическая история о том, что когда ты любишь, ты становишься сильнее того, кого любишь, и это поразительно. Чуня бросится защищать меня, когда на меня нападут, хотя её убить одним ударом ботинка — раз плюнуть.

Любовь

234567.jpg Фото: Никита Пестерев

Поэт

Ты никогда не осознаешь, что ты поэт. Ты даже не поймёшь, когда это уйдёт, и ты уже не будешь никаким поэтом. Потому что поэта как такового не существует. Как не существует артиста, художника, скульптора. Представьте, что пропала вся глина или весь мрамор в стране, и человек не может заниматься скульптурой. Он что, перестал быть скульптором? Нет. Он будет делать из ржавых банок, проволоки и веток странные композиции. Что-то похожее на человеческое тело.

Поэт — это существо раздражённое, мистическое, больное, ничтожное и великое. И это не связано с писанием стихов.

Я писал стихи, и некоторые из них были гениальны. Это правда. Потом они ушли, и я не стал писать стихи. Но ни на йоту я не обеднел и не стал меньше. Ни на йоту сияние, если оно было, не ушло от меня. Потому что не это является самым главным. Самое главное — это составить скульптуру из веточек, листьев, хвоста сдохшей кошки, когда уже весь каррарский мрамор исчез с земли. И ты уже не можешь быть официально скульптором. И тебе не от чего отсекать лишнее. Собери остатки. Сделай свою последнюю или не последнюю скульптуру.

Фото: Никита Пестерев

Слово

Поэт — это способ речевого существования. Мы много видим девушек и юношей, которые такие, что подуй на них, и они тут же разлетятся. Или наоборот — они сложены из колючей проволоки каким-то сложным композиционным образом, как у скульптуры Сидура. Но на самом деле они все не поэты. Поэт — это человек, который может двигать словом что-то. Желательно себя. Или останавливать себя, когда ты заходишься в ярости, ненависти и гадости. Или не останавливать. А сметать всё на своём пути, как уже упомянутый Везувий.

А потом проснуться утром и сказать — «Боже мой». Хотя нет. Вообще-то ты говоришь другие слова — «Что я наделал. Что. Я. Наделал». Только потому, что ты маг и поэт, ты можешь не писать больше никогда стихов. В тебе есть сила действовать словом. Это, собственно, и есть поэт.

Старея и теряя «товарный вид», ты можешь силой одного своего слова быть желанным. Не всеми, естественно, а для одного того, кто будет тебя любить, хотеть, защищать, хотя ты уже ни секунды этого не заслуживаешь. Слово живёт, пробивает.

В этом смысле мне всегда странно было, почему Цветаева так запустила свой эгоизм. Что она, обладая удивительным словесным даром, не смогла задурить Арсения Тарковского, в которого была влюблена. Задурить, чтобы он пошёл на неё, не взирая ни на что. Она вела себя ужасно, меня это поражает. Видно, что-то в ней уже отключилось, и включилась сильная болезнь или безумие, обусловленное чудовищным опытом вокруг. И не нам её судить.

И мы не знаем, что будет с нами. Что мы палачей не сможем уговорить, чтобы он не делали нам так больно перед смертью. Всё что я говорю, это чушь. Но я понимаю, что есть до определённого предела сила в твоём слове, и она абсолютно поэтическая. Ты можешь больше не написать ни строчки, но ты маг. Ты можешь делать невозможное. Конечно, в условном Освенциме не действуют никакие слова и никакие законы.

Меня часто называли плохим поэтом. Было много статей, что я плохой. Кроме триумфа первого сборника. Как только я стал прыгать дальше, поняв, что я не хочу находиться в этой системе и хочу делать невозможное, я сделал следующую книгу. Она, конечно, была лучше. Тогда появились люди, которые сомневались. Они хотели, чтобы я находился в своём загоне. Загоне «поэта для своих». Я прыгал четыре раза и, видимо, последний раз был в пропасть. И меня уже нет, я сорвался на самой высокой ноте, и меня не стало. Отличить плохого от хорошего поэта просто невозможно. Но мы все знаем, кто по-настоящему хороший, а кто плохой. И это всегда очень смешно, и поэтому ты неуязвим.

Фото: Никита Пестерев

Свобода

Когда ты понимаешь, что у тебя совершенно нет пределов, ты обретаешь свободу. Поверьте, свобода — это совсем не сладкая история. Это горько. Например, вы понимаете, что можете быть свободной от любви, от мужчин, и вы идёте, и ваше лицо сияет. Но в этом есть горькая подкладка. И в поэтическом существовании, которое очень физиологично, когда ты понимаешь, что больше никогда ничего не будет, ты чувствуешь освобождение, счастье и одновременно горечь расставания.

Чтобы развлечь себя, я хожу километры. Когда я в Москве, я выхожу из дома и иду 15-20 км. Когда я иду, я хочу не думать, я слушаю что-то, ищу надписи на стенах и фотографирую. Это движение, поиск, сталкерство дают мне ощущение, что я вырываюсь из моей обывательской жизни. Ведь даже я обыватель. Я вырываюсь, и это мне даёт ощущение свободы. Её, к сожалению, всё меньше, потому что у нас есть айфоны, и тебе пишут в сети. И я на это сильно раздражаюсь. Потому что я всё время должен что-то отвечать. Притом по каким-то мелким деловым вопросам. Давать советы и рекомендации. Это очень сильно вымывает. Чисто энергетически, по-простецки.

Я хотел сказать, что свобода — это когда ты один. Но это неправда, один я не бываю. Свобода — это когда ты можешь быть везде самим собой. Хочется тебе надерзить — дерзи. Хочется нахамить — хами. Хочется послать — посылай. Потом ты можешь сказать — «Зачем я погорячился?» Нет, маленький мой, ты не погорячился.

Сырнички

Смерть — это уход от того, что тебя волновало, делало тебя уязвимым. Иногда смерть — это избавление. Мне очень нравится выражение Анны Ахматовой, которая говорила — я всегда за разводы. И я вслед за ней тоже всегда за разводы. За ненужность быть прикованным к чему-то, к чему ты уже не хочешь быть прикованным. Развод — это удивительная вещь. Она позволяет тебе не изменить самому себе.

Что может быть хуже инерции? Ты каждый день встаёшь и делаешь завтрак человеку, которого ты не любишь, и который не любит и не хочет тебя. И это длится не месяц и даже не год. Это длится уже 10 лет. Взрослому работоспособному человеку ты не должен ничего. И он тебе тоже ничего должен. Ты ему — «Ой, а давай я тебе сырнички пожарю», а он тебе — «До свидания, спасибо, всё кончено».

Ужасно круто, что ты можешь быть к этому готов. Дай нам бог не лишиться работы и дожить до пенсии (а это сейчас очень актуально) и получить не жалкую пенсию, а такую, на которую ты сможешь хоть получеловечески существовать.

Не упускайте важное — подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Поэт, литератор, колумнист, трендсеттер российского Facebook Дмитрий Воденников о любви, творчестве, мечтах и любимых книгах.

Фото Алексея Олдина

Дмитрий, вы не пишете ничего личного в Facebook, но у читателей складывается впечатление, что они буквально живут с вами по соседству. Вы используете какие-то приемы, особую тактику?

Нет, как раз недавно говорил на эту тему с друзьями. Мы говорили о потоке, это может быть поток поэтический, я больше не пишу стихов, но я знаю, что это такое; это может быть поток любви, я сейчас имею в виду отношения между людьми, или это может быть игровой поток. Вот, когда ты входишь в игровой поток, да и любой поток, тебя в нем несёт, тебе кажется, что он такой бурный (потому что поток всегда бурный), что ты можешь разбить коленки, локти о камни или о прибрежные валуны, но, если ты ему доверишься, он тебя вытащит — это как с любовью. Один из основных законов — не обманывать себя в том, что ты можешь чем-то управлять; ты можешь только нестись в правильной или неправильной струе. Это вопрос удачи и счастья, об этом надо всегда помнить.

Ты, главное, не ври в соцсетях: ты можешь фантазировать, ты можешь надевать какие-то маски, но эти маски должны быть очень тебе органичны, это не значит, что это должна быть твоя кожа, это может быть что-то абсолютно противоположное, как ты видишь себя во снах. Допустим, ты нежный цветочек, а ты напускаешь на себя агрессию, или наоборот, ты очень агрессивный, но ты видишь себя во снах кошечкой. Главное — найти ключ. Это не всегда правда, но это должна быть та ложь, которая в тебе открывает потайную дверь, в которую ты можешь войти и стать счастливым хотя бы на мгновение пяти первых комментариев.

Вы общаетесь со своей аудиторией, отвечаете на сообщения и комментарии?

Да, я очень благодарен интернету, он дал нам то, чего раньше не было, даже у наших родителей. Они должны были разговаривать с людьми тет-а-тет, чувствовать запах, я не говорю, что он плохой, просто, чувствовать запах. Встречаться, выбирать для этого время, приходить в кафе, приглашать к себе домой — они были вынуждены с этими людьми контактировать. Возможно, под действием алкоголя возникала ссора или им становилось нестерпимо скучно, но нельзя было просто встать и уйти, всё должно было быть чинно и мило.

Теперь мы живём в другой истории, мы можем человека забанить, можем просто не отвечать, можем вступить с ним в игру, и это здорово. Интернет — это большая свобода.

МНЕ, НА САМОМ ДЕЛЕ, НРАВЯТСЯ НЕИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗДОРОВО РАБОТАЮТ СО СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ И СО СЛОВОМ, ОПИСЫВАЮЩИМ ЭТУ ЖИЗНЬ, НО НЕ ЗВЁЗДЫ

Интернет полон парадоксов: фотографии обнажённых девиц снабжаются цитатами из Бродского. Как к этому относитесь?

Мне это напоминает фразу, в своё время сказанную Аллой Пугачевой; её спросили журналисты: «Ну как так, вы поёте песни на стихи Мандельштама и Цветаевой, а в это же время на рынке продают пластиковые пакеты с вашим портретом на них?». Она ответила: «А вы положите томик Цветаевой и Мандельштама в пакет с моим портретом». Мне кажется, это отличный ответ. Я на самом деле ничего не вижу плохого в том, чтобы обнажённые девицы снабжали фото стихами Бродского, тем более Бродский, как я понимаю, уважал обнажённых девиц. Мне вообще нравится, что сейчас всё смешано, что нет ни низа, ни верха, что текст может начаться с шутки, а кончиться трагедией, это очень здорово. У меня есть любимое стихотворение, я часто читаю его на лекциях, авторства Вениамина Блаженного, потрясающего поэта. Оно начинается как считалка, а заканчивается как такая баховская раскачка, когда стихотворение, не меняя ни рифмы, ни ритма, вдруг неожиданно преломляется и становится из детской, потрясающе написанной считалки трагической картиной, это очень здорово.

Как в разговоре, вы ловите мой словесный мячик и бросаете обратно, и мы так швыряемся — мило, хорошо, и вдруг, в какой-то момент, я говорю о том, что умер человек, которого я любил, и рассказываю достаточно серьёзную пронзительную историю любви. И потом неожиданно говорю: «А, кстати, вы заметили, что пышечную нигде невозможно найти в вашем дурацком Петербурге?», и меняю регистр. И не потому что я циник, а потому что в жизни мы не будем сидеть с пустыми лицами, даже если я рассказал вам серьёзную историю, мы просто сменим регистр.

Интернет нас, кстати, учит этому, это определённый тренинг. Как певцам ставят голос, так и тут. Понятно, что среди читателей найдутся дураки, которые побегут писать в ответ на шутку: «Ты нарцисс», — хотя я нарцисс, ладно. Но хватит об этом писать, это уже очевидно. Если бы о вашей жизни снимали художественный фильм и была бы возможность взять один день как основу сценария, какой вы бы выбрали?

Видите ли, у меня было много страшного, много тяжелого, много веселого и много радостного. А я бы, на самом деле, выбрал день, когда я иду по какому-то солнечному городу, скорее всего весеннему или осеннему, сентябрь или апрель. Я очень люблю апрель, когда такие косые лучи солнца даже днём, когда тени кажутся длиннее, все выглядит резче. И какую-то игру на асфальте: листвы, веток, парапета набережной. И я знаю, что у меня есть всё: есть любовь, есть слава, есть одиночество в этот момент. Но сейчас нет ничего кроме листвы и игры света на сухом асфальте. Вот такое ощущение. Я бы выбрал день абсолютного одиночества, при этом зная, что у меня всё есть.

ТВОРЧЕСТВО ИСХОДИТ ИЗ ЗАДАЧИ ЖИЗНИ, ТЫ ДОЛЖЕН ПОСТРОИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, ИНТУИТИВНО НАЙТИ ВЫХОД ИЗ ЭТОГО ЛАБИРИНТА

О чём вы мечтали в двадцать лет?

Конечно, мечтал о любви. У меня все было. В этом возрасте я глотал пространство, бесконечный воздух и у меня всё было, но я хотел любви. Видно, я хотел той любви, которой не бывает в том возрасте. После сорока лет ко мне пришла вся та любовь, которую я хотел, и до сих пор она не кончается. Всё стало сбываться после сорока. Помните, эта известная фраза: «После сорока жизнь только начинается»? Ужасная пошлость, но это правда.

Можно, конечно, строить свою жизнь так, что после сорока ты будешь полной развалиной, не в том смысле, что с палочкой ходить, а у тебя просто отрежут нитки на которых ты плясал как лунатик. Вы же много таких людей видите каждый день. Что бы вы сказали себе в том возрасте?

Всё сбудется. И правда, странным, удивительным, причудливым образом всё сбылось. Я не перестаю удивляться жизни, потому что она подсовывает тебе такие уроки, до которых бы ты своим скудным, эгоистичным, цветочным, нарциссическим умом никогда бы не дошёл.

Фото Алексея Олдина

Всегда ли творчество рождается из тяжести, тьмы и напряжения?

Как правило, все хмыкают: «Не называйте это творчеством». Но нет, в моем случае, это на самом деле было творчество, самое настоящее и мучительное, поэтому я не против такого определения. Оно всегда исходило из какой-то странной задачи, я всегда думал и знал, что стихи на самом деле — это некая ступенька, на которую ты встаёшь, чтобы потом вступить на более высокую ступень; что это твоё жизнестроительство. Есть такой замечательный рассказ «Демоническая женщина». Представьте, сидят за столом люди, обычная женщина скажет: «Дайте мне, пожалуйста, селёдки, что-то на солёненькое потянуло». А героиня рассказа скажет: «Селёдка, какая пошлость! Дайте мне селёдки, хочу упиться пошлостью!» Она отыгрывает историю. Или, допустим, она едет с молодым человеком ночью в пролётке и говорит: «Поехали в храм, хочу молиться в церкви, я погубила свою душу», — ремарка: церковь ночью, разумеется, заперта, но ей все равно, она увяла, поникла, говорит, что жизнь невозможна и бессмысленна, что она проклята навсегда. Она привыкла отыгрывать. Принято считать, что только демоническая женщина называет то, что она пишет, творчеством. Именно поэтому большинство людей боятся этого слова, им кажется, что в них говорит демоническая женщина. Так вот, я его не боюсь. Да, раньше я называл это исключительно работой, я и сейчас люблю говорить «стишки», мне кажется, это правильно.

ТЫ МОЖЕШЬ ФАНТАЗИРОВАТЬ, ТЫ МОЖЕШЬ НАДЕВАТЬ КАКИЕ-ТО МАСКИ, НО ЭТИ МАСКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОЧЕНЬ ТЕБЕ ОРГАНИЧНЫ

Творчество исходит из задачи жизни, ты должен построить свою жизнь, интуитивно найти выход из этого лабиринта. Грубо говоря, тебе хочется строить себе кирху, а надо весеннюю скворечню. И твоя задача — текстами построить в своей жизни то, что должен.

Я сейчас живу счастливо, несмотря на то, что временами и трудно, и больно, что заканчивается дружба, что близкие люди тебя предают. Но я выхожу из этой пустыни и вхожу в какое-то другое возрастное поле. Я не знаю, сколько продлится моя история любви, то есть у меня нет никаких гарантий, и, ко всему прочему, я очень устаю от людей и общения, но именно поэтому я счастлив. В одном из интервью вы как-то говорили, что у вас произошел определённый перелом в тридцать лет от тьмы к свету, от Достоевского к Толстому. Вы до сих пор на «светлой» стороне?

Да, мне перестала нравиться надрывность, в какой-то момент я понял, что мне совершенно неинтересна Настасья Филипповна, ни в каком плане, потому что нет ничего хуже истерички в мужском или женском варианте. Истерия — это театр для самого себя. Я вообще не люблю театр, а уж тем более наблюдать его в непосредственной близости, увольте.

Мы недавно со знакомыми обсуждали Ахматову и Цветаеву, говорили, что Цветаева гениальнее Ахматовой. Хотя, я нахожу гениальное и у Ахматовой. Вы понимаете, нельзя всю жизнь любить Цветаеву, в юном возрасте да, но в сорок лет любить этот надрыв, эту взвинченность, эту какую-то неспособность разглядеть людей? Она же людей практически не видела, она видела свою эгоистичную, взвихренную, космическую пустоту. Мы не можем её судить, конечно. Я знаю, что это такое: в тот момент, когда ты гениальный, ничего не имеет значения, в тебе есть только этот гул. Но мы на самом деле не для стихов, мы для жизни. Я оттрубил на пашне стихов достаточно долго — пятнадцать лет. Но почти ничего вспомнить не могу, либо ты ждёшь стихов, либо они пришли — и тебя крутит, либо они ушли — и ты опять их ждешь. А сейчас я бы хотел по-настоящему прекрасной, пусть и сложной, обывательской жизни. В этом смысле мне сейчас, конечно, ближе Ахматова, я не хочу кормить стозевное чудовище поэзией и тщеславием. Чьи блоги в сети вы читаете часто и с удовольствием?

Мне, на самом деле, нравятся неизвестные люди, которые здорово работают со своей жизнью и со словом, описывающим эту жизнь, но не звёзды. Например, читаю блог женщины, её зовут Ульяна, она регент, занимается церковным хором. Ещё Алёша — отец одного аутичного ребёнка, совершенно прекрасный парень. Я как-то делал серию материалов для центра «Антон тут рядом». Да, прекрасно, что замечательная Люба Аркус занимается этим, но этого, конечно, недостаточно. Вот этих людей интересно читать, они пишут о своей жизни, не жалуясь. Ты видишь не знаменитость и не претендующего на это человека, но тебе просто интересно.

В принципе, мне интересно читать Татьяну Толстую, хоть её и заносит иногда в такие области, куда бы лучше не заходить, но и это мне нравится, потому что она совершенно не следит за буйками. Это очень круто.

Фото Алексея Олдина

Вы практически никогда не говорите о политике, это принцип или вам просто неинтересно?

Нет, почему, я время от времени писал об этом в своих колонках, в той же «Газете.ру». Меня не так давно очень рассмешила информация о попытке строить стену между Россией и Прибалтикой. Я понимаю, что сейчас всё, к сожалению, неспокойно и всё лишено возможности называться уютом. Но тем не менее давайте не будем возводить стены, давайте лучше их разрушим, как когда-то разрушилась Берлинская стена. Очень бы этого хотелось. Стен сейчас всё больше и больше: призрачные, неосязаемые, но они есть. Мы живём в очень странное и, может быть, хорошее время, когда происходят некие тектонические разрывы земли, образуются новые материки, ментально.

В последнее время мне кажется, что о политике надо писать в некотором символическом смысле, чем меньше деталей, тем лучше. Текст, который совсем злободневен, выдыхается ровно через неделю, а должен быть заряжен на будущее.

МНЕ ПЕРЕСТАЛА НРАВИТЬСЯ НАДРЫВНОСТЬ, В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ Я ПОНЯЛ, ЧТО МНЕ СОВЕРШЕННО НЕИНТЕРЕСНА НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА, НИ В КАКОМ ПЛАНЕ, ПОТОМУ ЧТО НЕТ НИЧЕГО ХУЖЕ ИСТЕРИЧКИ В МУЖСКОМ ИЛИ ЖЕНСКОМ ВАРИАНТЕ

Какие книги вы перечитываете?

Есть несколько книг, которые я люблю перечитывать. Например, «Вторую книгу» Надежды Мандельштам про жизнь в сталинской России, когда одного из лучших поэтов превратили в овощ и уничтожили в лагерях. Это к вопросу о нынешних попытках оправдать сталинское время.

Ещё очень люблю книгу Тамары Катаевой «Анти-Ахматова», при том, что там много несправедливости. Но она в этой книге пошла по очень правильному пути, она всего лишь комментирует тексты, очень точно, по-женски зло и справедливо. Препарирует миф о поэте. Без чего вы не сможете жить?

Без свободы. В том числе и территориальной свободы, без возможности глотать пространство. Ну, и без любви, конечно. Человека, который ничего не любит, сложно представить. Как надо жить, чтобы быть любимым?

Надо говорить «да».​

Используемые источники:

  • https://nsknews.info/materials/poet-dmitriy-vodennikov-chunya-mogla-byt-duroy-no-ya-eye-vospital/
  • https://www.parafraz.org/post/2017/05/08/dmitriy-vodennikov-intervyu

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116